Учебный предмет и учебная программа. Рабочие программы по предметам: рекомендации к составлению Наименование изучаемой темы

Положение о разработке учебной программы

Основные документы,

  • государственный образовательный стандарт (федеральный и национально-региональный компонент);
  • базисный учебный план школ РФ (распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам, годам и неделям);
  • типовые (примерные) учебные программы;
  • образовательная программа и учебный план ОУ;
  • рабочая программа по предмету конкретного учителя.

Примерные программы по предмету

  • отражают ведущие мировоззренческие идеи развития общества,
  • определяют основные направления реализации содержания образования и требования к организации образовательного процесса, к базовым знаниям, умениям и навыкам с учетом специфики конкретного учебного предмета;
  • рассчитаны на количество часов, отводимое на изучение каждой образовательной области в инвариантной части Базисного учебного плана ОУ Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
  • служат основанием для составления рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

Примерная (типовая) учебная программа - это документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Рекомендуется Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер

Функции примерной программы

Информационно- методическая функция

(дает представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета).

Организационно-планирующая функция

(выделяет этапы обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся)

документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов

Рабочая программа учебного предмета

этосовокупность учебно-методической документации, которая самостоятельно разрабатывается педагогом (педагогами) ОУ на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, авторских программ с учетом целей и задач основной образовательной программы ступени школы и которая отражает пути реализации содержания учебного предмета в конкретном ОУ.

Отличие примерной и рабочей программы

Примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера.

Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к её построению, а также описывает национально-региональный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении

Составитель рабочей учебной программы может самостоятельно

  • расширять перечень дидактических единиц в пределах, регламентированных максимальной аудиторной нагрузкой обучающихся, и при условии соблюдения преемственности с обязательными минимумами сопредельных ступеней образования;
  • раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте, опираясь на учебные пособия (из федерального перечня), которые он считает целесообразными;
  • конкретизировать и детализировать дидактические единицы;
  • устанавливать последовательность изучения учебного материала;
  • распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости;
  • дополнять перечень практических занятий;
  • конкретизировать требования к знаниям и умениям обучающихся;
  • включать материал регионального компонента в объеме выделенных на данный предмет учебных часов;
  • выбирать исходя из стоящих перед учебным предметом задач, технологии обучения и контроля подготовленности обучающихся по предмету.

Аспекты, отражаемые и учитываемые в рабочей программе

  • требования федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
  • обязательный минимум содержания учебных программ;
  • максимальный объем учебного материала для учащихся;
  • требования к уровню подготовки выпускников;
  • объем часов учебной нагрузки, определенный учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе;
  • познавательные интересы учащихся;
  • цели и задачи образовательной программы школы;
  • выбор педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

Структура учебной рабочей программы учителя

  • титульный лист;
  • пояснительная записка;
  • содержание программы учебного курса;
  • учебно-тематический план  тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся);
  • требования к уровню подготовки обучающихся (личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса);
  • учебно-методические средства обучения (описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса

Титульный лист программы

  • полное наименование учредителя и образовательного учреждения в соответствии с уставом;
  • где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа;
  • наименование учебного предмета (курса);
  • указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования;
  • срок реализации данной программы;
  • указание примерной программы и ее авторов, на основе которой разработана данная рабочая учебная программа;
  • ф.и.о. учителя, составившего данную рабочую учебную программу
  • название, автор и год издания конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;
  • цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии со стандартом и с учетом данного образовательного учреждения);
  • логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана;
  • обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения, отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой (изменение количества часов на изучение отдельных тем, структурную перестановку порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала, раскрытие связей основного и дополнительного образования и т. д.) и обоснование целесообразности внесения данных изменений;
  • общая характеристика учебного процесса : формы, методы и средства обучения, технологии

Содержание тем учебного курса

  • Реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.
  • Содержание учебной темы:
  • основные изучаемые вопросы,
  • практические и лабораторные работы, творческие
    и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении,
  • требования к знаниям и умениям обучающихся,
  • формы и вопросы контроля,
  • возможные виды самостоятельной работы учащихся.
  • Название темы.
  • Необходимое количество часов для ее изучения.

Учебно-тематический план

  • отражает последовательность изучения разделов и тем программы показывает распределение учебных часов по разделам и темам;
  • определяет проведение зачетов, контрольных, практических и др. видов работ за счет времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой;
  • составляется на весь срок обучения (обычно на учебный год );
  • оформляется в виде таблицы

Требования к уровню подготовки учащихся

  • Описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных).
  • Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности.
  • Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная или авторская), на базе которой разрабатывается Рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.

Особенности формулировки требований к уровню подготовки учащихся

Они должны :

  • описываться через действия учащихся;
  • обозначать определенный уровень достижений;
  • быть достижимыми и подлежащими оценке;
  • описываться понятным для учащихся языком.

Учебно-методические средства обучения

включают

  • основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии);
  • справочные пособия (словари, справочники);
  • наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы);
  • оборудование и приборы...

Три группы:

  • «Литература (основная и дополнительная)»;
  • «Дидактический материал»;
  • «Оборудование и приборы».

Литература оформляется в соответствии с ГОСТом библиографического описания

Возможные варианты использования и оформления учителем рабочих программ

  • Использование примерной программы, примерной программы с внесенными изменениями;
  • Использование имеющейся авторской программы (как правило, программы автора учебника);
  • Использование авторской программы с внесенными изменениями;
  • Авторская программа учителя.

Путь утверждения рабочей программы

1.Рассматривается на методическом объединении , принимается на научно-методическом совете. Решение ШМО и НМС оформляется протоколом. Возможна предварительная внешняя экспертиза (июнь месяц)

2. Директором школы издается приказ об утверждении каждой учебной программы. На каждой программе должно быть отметка о принятии программы (МС) , результаты экспертизы (если была), отметка директора школы об утверждении программы (дата и номер приказа). Утверждение всех программ до 31 августа.

3. Один экземпляр учебных программ являются частью ООП и находятся у администрации в соответствии с номенклатурой дел. Второй экземпляр у педагога

  • Федеральный список экстремистских материалов (по состоянию на 02.04.2019) Открыть
  • Федеральный закон №114 «О противодействии экстремистской деятельности» Открыть
  • Федеральный закон от 05 июля 2002 года № 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О противодействии экстремистской деятельности“Открыть
  • Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 (в редакции от 03.11.2004) «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»

Предметная область
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

Программа по учебному предмету
СОЛЬФЕДЖИО

Одобрено
Методическим советом
МБОУ ДОД «*** ДШИ »

«___»____________2014 г.

Утверждаю
Директор МБОУ ДОД «*** ДШИ »

______________
(подпись)

«___»___________2014 г.

Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».
Организация-разработчик:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«*** ДШИ »

Разработчик:
Д.И. Шайхутдинова
музыковед,
автор методики проблемно-модульного обучения сольфеджио,
автор учебных и методических пособий,
преподаватель Тюменского Центра переподготовки и повышения
квалификации специалистов

Рецензент:
В.Н.Юнусова
Доктор искусствоведения, профессор
кафедры истории зарубежной музыки
МГК им.П.И.Чайковского.

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка

— Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
— Срок реализации учебного предмета;
— Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
— Форма проведения учебных аудиторных занятий;
— Цель и задачи учебного предмета; новизна данной программы.
— Обоснование структуры программы учебного предмета;
— Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок
— Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
— Критерии оценки;
— Контрольные требования на разных этапах обучения;

V. Список учебно-методической литературы
— Учебная литература,
— Учебно-методическая литература;
— Методическая литература.

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы предпрофессионального обучения. Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано».
Актуальность программы определяется решением учебно-воспитательных задач, которые отражены в основных документах: ФЗ РФ «Об образовании», «Концепции развития художественного образования». Обучение по данной программе способствует творческому, интеллектуальному, художественно-эстетическому развитию личности, создает условия для самореализации посредством приобщения к образцам мировой музыкальной культуры, развития мотивации к познанию и творчеству.
Педагогическая целесообразность настоящей программы определяется:
— музыкальным развитием учащихся, а именно: расширением музыкального кругозора, выявлением творческих задатков, формированием музыкального вкуса, развитием музыкального слуха, музыкальной памяти, вокальной интонации и ритмического чувства;
— овладением теоретическими знаниями об элементах музыкального языка;
— приобретением практических навыков интонирования и определения на слух различных элементов музыки;
— умением графически записывать мелодию, подбирать к ней аккомпанемент.
Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки помогают ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусства.

2. Сроки реализации. Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» составляет 8 лет для детей, поступивших в первый класс в возрасте от восьми лет.
Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» может быть увеличен на один год для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Сольфеджио»:

Таблица 1
Нормативный срок обучения – 8 (9) лет

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), продолжительность урока — 40 минут.

5. Цель и задачи предмета «Сольфеджио»
Цель:
развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Задачи:
· формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией;
· формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;
· формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.
Новизна данной программы состоит в реструктуризации курса «Сольфеджио» на основе блочно-модульной технологии обучения. Данная технология строится на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, заключающейся в практической ориентировочной деятельности. Учебный материал осваивается и закрепляется непосредственно на уроке, благодаря практической исследовательской деятельности обучающихся. Это позволяет построить учебный процесс без традиционных домашних заданий и опросов.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником, а именно:
· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
· распределение учебного материала по годам обучения;
· описание дидактических единиц учебного предмета;
· требования к уровню подготовки обучающихся;
· формы и методы контроля, система оценок;
· методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Реализация программы учебного предмета «Сольфеджио» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам.
Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектован печатными и изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному предмету «Сольфеджио», а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений. Основной учебной литературой по учебному предмету «Сольфеджио» обеспечивается каждый обучающийся.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Сольфеджио», оснащены фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.

Оснащение занятий

На протяжении всего курса активно используется наглядный обучающий материал: таблицы, схемы, плакаты.
Предусмотрено использование звукозаписывающей аппаратуры для воспроизведения тембровых диктантов, прослушивания музыкального фрагмента для слухового анализа и т. д.
В соответствии с блочно — модульной технологией обучения дидактический материал подбирается педагогом на основе полного комплекта учебно-методических пособий автора. Вместе с тем, к работе привлекаются общеизвестные учебники по предмету, как то: сборники диктантов, пособия для сольфеджирования, чтения с листа и другие.

II. Содержание учебного предмета
Учебный предмет сольфеджио неразрывно связан с другими учебными предметами, поскольку развивает музыкальный слух, музыкальную память, творческое мышление, а также дает теоретические знания. В результате приобретенных умений и навыков интонирования, чтения с листа, слухового анализа и др., обучающиеся успешно овладевают инструментом, сольным и ансамблевым исполнительством.

Учебно-тематический план
Учебно-тематический план содержит распределение учебного материала по каждому классу в течение всего срока обучения. Преподаватель самостоятельно планирует порядок изучения тем в русле блочно-модульной технологии и исходя из особенностей каждой учебной группы.

Срок обучения 8 (9) лет
1 класс

Таблица 2

Наименование
раздела, темы

Вид
учебного занятия

Общий
объем времени (в часах)

Самостоятельная
работа

Аудиторные
занятия

1 Клавиатура. Названия октав. Регистры. Скрипичный и басовый ключи. Ноты 1 октавы.
2 Метр-пульс. Размеры 2/4, 4/4. Четвертные,
половинные, восьмые длительности нот.
3 Лад – мажор,
минор. Тоника. Высота лада.
4 Понятие полутон.
Звуки-диезы и звуки-бемоли.
5 Виды ритма:
совпадение, удлинение, дробление.
6 Понятие «тон» как
два полутона вверх или вниз.
7 Введение в
интервалы. Сложение тонов.
8 Текущий контроль

Контрольный
урок

9 Введение в
тональности. Навык называния диезных и бемольных тональностей.
10 Диезные
тональности мажорного лада.
11 Трехдольный метр.
Размер 3/4
12 Понятие «гамма».
Ступени лада. Строение мажорной гаммы. Гаммы
До, Ре, Ми мажор.
13 Ноты II октавы.
Четвертная пауза.
14 Текущий контроль

Контрольный
урок

15 Понятие об энгармонизме
звуков.
16 Модели чистых
интервалов.
17 Устойчивые звуки
лада. Тоническое трезвучие.
18 Модели малых и
больших интервалов.
19 Бемольные
тональности мажорного лада.
20 Неустойчивые
ступени лада, их разрешение.
21 Текущий контроль

Контрольный
урок

22 Обращения моделей
интервалов.
23 Транспонирование
упражнений.
24 Ритмические
упражнения на пройденные виды ритма.
25 Затакт с
четвертной длительности.
26 Промежуточный
контроль

Контрольный
урок

ИТОГО:

МБОУ Долгокычинская СОШ

Рабочая программа

учебных предметов

(ФГОС ООО)

с оставила: Зарубина Н.Р.

Зам. директора по УВР

Рабочая программа учебных предметов


Нормативно – правовое и документальное основание

  • Федеральный государственный образовательный стандарт ООО
  • Примерная основная образовательная программа ООО
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования

Учебная программа - это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса.


Рабочие программы (модифицированные) - это программы, разработанные лично педагогом на основе учебных, но вносящие изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.



  • Рабочая программа по предмету разрабатывается учителем на основе:
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); примерных программ основного общего образования; программы формирования универсальных учебных действий; авторских программ.
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным);
  • примерных программ основного общего образования;
  • программы формирования универсальных учебных действий;
  • авторских программ.
  • Согласно п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании в РФ», утверждение рабочих программ по учебным предметам относится к компетенции образовательного учреждения.

Права образовательного учреждения

  • В соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ» (ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.6,7) образовательное учреждение разрабатывает и утверждает образовательные программы, включающие учебные планы, рабочие программы учебных курсов, а также перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания.
  • Составитель рабочей программы может самостоятельно:
  • раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте, опираясь на научные школы и учебные пособия (из федерального перечня), которые он считает целесообразными; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости; разрабатывать перечень практических занятий; конкретизировать требования к знаниям и умениям обучающихся; включать материал регионального содержания в объеме выделенных на данный предмет учебных часов; выбирать, исходя из стоящих перед учебным предметом задач, технологии обучения и контроля подготовленности обучающихся по предмету.
  • раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте, опираясь на научные школы и учебные пособия (из федерального перечня), которые он считает целесообразными;
  • устанавливать последовательность изучения учебного материала;
  • распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости;
  • разрабатывать перечень практических занятий;
  • конкретизировать требования к знаниям и умениям обучающихся;
  • включать материал регионального содержания в объеме выделенных на данный предмет учебных часов;
  • выбирать, исходя из стоящих перед учебным предметом задач, технологии обучения и контроля подготовленности обучающихся по предмету.

Структура рабочей программы

  • Рабочая программа по предмету имеет следующую структуру:

1. титульный лист:

  • название ОУ в соответствии с Уставом;
  • название учебного предмета, для изучения которого написана программа;
  • указание класса, в котором изучается программа;
  • фамилию, имя и отчество разработчика программы;
  • гриф рассмотрения, согласования и утверждения программы;
  • название села, в котором подготовлена программа;
  • год составления программы.

2. пояснительную записку:

  • с перечнем нормативно-правовых документов;
  • конкретизируются общие цели и задачи основного общего образования, с учётом специфики учебного предмета, курса;
  • общую характеристику учебного предмета, курса;
  • описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  • точное название авторской учебной программы по предмету;
  • описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
  • личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

4. практические занятия (если есть);

5. УМК по предмету;

6. календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся и описанием планируемых результатов освоения темы.

7.требования к уровню подготовки обучающихся;

8. характеристика контрольно-измерительных материалов;



Обосновывая выбор количества часов по годам обучения и разделам (темам), необходимо раскрыть последовательность изучения разделов и тем программы, показать распределение учебных часов по разделам и темам из расчета максимальной учебной нагрузки. При описании содержания тем учебной программы устанавливается следующая последовательность изложения:

  • название раздела (темы);
  • содержание учебного раздела (темы);
  • необходимое количество часов для изучения раздела (темы).

Оформлять содержание учебного предмета рекомендовано по следующей схеме:

п/п

Название темы

раздела

Количество часов

учебного раздела


Планируемые предметные результаты освоения образовательной программы представлены с учетом специфики содержания предметных областей («Выпускник научится», «Выпускник получит возможность научиться»).

В разделе программно-методического обеспечения учебного процесса дается характеристика УМК. Перечень учебно-методического обеспечения рабочей программы должен включать следующие материалы:

  • учебно-теоретические (программа, учебник);
  • методические и дидактические (методическое пособие для учителя, сборники проверочных и контрольных работ, тетради для самостоятельной работы…)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК)

УЧЕБНИК (ежегодно утверждается федеральным перечнем учебников)

Рабочие тетради

Справочники

Сборники задач и упражнений, тестов, контрольных работ

Компьютерные программы и базы данных

Методические пособия для учителей


  • Сборники задач и упражнений
  • Сборники контрольных и тестовых работ
  • Справочники
  • Словари
  • Компьютерные программы
  • Альбомы репродукций, иллюстраций и др.
  • подборка иллюстративного материала;
  • карточки для индивидуальной и групповых работ;
  • презентации

ТЕМАТИЧЕСКИЕ

  • Срезы
  • Контр. работы
  • Тестовые работы

ИТОГОВЫЕ

  • Контр. работы
  • Тестовые работы

В разделе «Практические занятия» указывается количество необходимых по программе практических занятий, лабораторных работ, распределенных по темам. Данный раздел разрабатывают для предметов естественно-научного цикла (физика, химия, биология, география, информатика)

Контроль уровня обучения содержит пакет КИМ (контрольных, практических работ, тестов по темам)


  • Планирование контроля и оценки знаний учащихся представляется в сводной таблице (по годам обучения) с обязательным указанием формы контроля, содержания контроля, количества работ, источников по периодам обучения. Источники контрольно-измерительных материалов заносятся в таблицу:
  • Все представленные в рабочей программе КИМ должны соответствовать требованиям ФГОС ООО или ФК ГОС. КИМ, составленные разработчиком программы, должны быть приведены в приложении.

урока

Вид контроля

Тема

Литература


Календарно-тематический план должен содержать следующие обязательные элементы: № урока п/п, раздел, тема урока, ФГОС (содержание курса и планируемые результаты) или ФК ГОС, основные виды учебной деятельности учащихся или характеристика деятельности учащихся, перед каждым изучаемым разделом указываются цели УУД, практическая часть, примечания.

  • Оформлять календарно-тематическое планирование предмета рекомендовано по следующей схеме:

п/п

Наименование изучаемой темы

Тема урока

Основное содержание по теме

Кол-во часов

Характеристика основных

Элемент содержания

Универсальные учебные действия

видов деятельности (на уровне

учебных действий)


  • Рекомендации к оформлению рабочей программы
  • Текст рабочей программы должен быть выполнен в печатном виде на одной стороне листа формата А4 (шрифт Times New Roman, кегль 12, через 1,0 интервал, выравнивание – по ширине. Размеры полей: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху – 1,5 см, снизу – 1,5 см).
  • Номер страницы ставится в правом нижнем углу без точки.
  • Титульный лист включается в общую нумерацию страниц – номер страницы не указывается. Заголовки печатаются заглавными буквами в середине строки без точки в конце, выделяются жирным шрифтом, не подчеркиваются. Каждый новый элемент программы (пояснительная записка, перечень разделов (тем) программы, содержание учебного материала, список литературы) печатается с новой страницы.

Рассмотрение и утверждение рабочей программы

  • Рабочая программа по предмету рассматривается на заседании школьных методических объединений (указывается дата, номер протокола заседания МО и подпись руководителя МО), согласуется с ЗДУВР и утверждается директором ОУ в срок до 30 августа.

Сроки действия рабочей программы

  • Рабочая программа действует, пока действует ФГОС ООО по предмету.

© Куединский РМЦ, 2011


Дорогие педагоги!

Учить детей сегодня трудно,

«Даёт корова молоко».

Век XXI– век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

Согласно п. 7 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) отнесена к компетенции и ответственности образовательного учреждения.

Рабочие программы являются одним из основных компонентов образовательной программы общеобразовательного учреждения, а так же средством фиксации содержания образования по учебным предметам инвариантной части учебного плана общеобразовательного учреждения, предназначенных для обязательного изучения, а также элективных, факультативных курсов и дополнительных предметов (курсов) вариативной части учебного плана. Так же рабочие программы составляются и для предметных кружков, расширяющих возможности учебного плана.

С целью приведения рабочих программ в соответствие с имеющимися требованиями предлагаем вам познакомиться с методическими рекомендациями по их разработке и оформлению.

1. Статус рабочих программ в общеобразовательном учреждении

Рабочая программа - это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, предметным кружкам. В совокупности именно рабочие программы определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в соответствии с образовательной программой, направленной на реализацию Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования с учетом особенностей образовательной политики общеобразовательного учреждения, статуса общеобразовательного учреждения (типа и вида, См. http://edu.tomsk.gov.ru/ou/ou.html), образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей контингента обучающихся, авторского замысла педагога.

Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую.

Нормативная функция определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения материала, а также путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.

Предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Функции программы определяют следующие требования к ней:

1)наличие признаков нормативного документа;

2)учет основных положений образовательной программы образовательного учреждения;

3)системность и целостность содержания образования;

4)последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса;

5)учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана образовательного учреждения;

6)конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.

Виды рабочих программ:

Рабочие программы

предметы инвариантной части учебного плана

предметы, дополнительно введенные в учебный план за счет часов вариативной части в соответствии с особенностями образовательного учреждения (тип и вид) и его образовательной политики (миссия, цели, задачи и др.)

элективные курсы

факультативные курсы

предметные кружки

Кружки, объединения, секции дополнительного образования

2. Рабочие программы по учебным предметам, входящим в инвариантную часть Базисного учебного плана.

Основой для составления рабочих программ являются примерные программы . Примерная программа – это документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Примерные программы служат инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях.Разработка примерных учебных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»).

Примерные программы выполняют две основные функции .

Информационно-методическая функция позволяет участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся школы средствами конкретного учебного предмета, о вкладе каждого учебного предмета в решение общих целей образования.

Организационно-планирующая функция позволяет рассмотреть возможное направление развертывания и конкретизации содержания образовательного стандарта общего образования по отдельному учебному предмету с учетом его специфики и логики учебного процесса. Реализация организационно-планирующей функции предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик содержания обучения на каждом этапе.

Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), за пределами которой остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей достижения результатов освоения образовательной программы учащимися.

Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих , поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам. Примерные программы являются документом-ориентиром при подготовке рабочих программ по предметам, входящим в Базисный учебный план. Также примерные программы могут быть документом-ориентиром при составлении программ интегрированных учебных предметов. (Примерные программы размещены на официальном сайте Минобранауки России – http://www.mon.gov.ru/ )

К рабочим программам по учебным предметам, входящим в инвариантную часть Базисного учебного плана относятся:

1) Авторские программы к учебникам (линии учебников или УМК). Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. К таким программам учитель составляет только календарно-тематическое планирование, отражающее особенности образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, классе.

2) Программы, составленные учителем или коллективом учителей . В этом случае для разработки рабочей программы учителя могут брать за основу:

-примерные программы по отдельным учебным предметам общего образования.

Составитель рабочей программы может самостоятельно: расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте и примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов образовательного учреждения; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.

3. Рабочие программы дополнительных предметов, элективных, факультативных курсов, предметных кружков и других объединений дополнительного образования.

Рабочие программы дополнительных предметов, элективных, факультативных курсов, предметных кружков, введенных в учебный план в соответствии с особенностями образовательной политики общеобразовательного учреждения, статуса (типа и вида), образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей контингента обучающихся могут разрабатываться на основе самых разнообразных программных и методических материалов. Такими материалами могут быть:

Программы учреждений начального и среднего профессионального образования;

Программы, реализуемые в учреждениях дополнительного образования детей;

Справочная и методическая литература;

Другие информационные источники.

Такое разнообразие определяется тем, что, как правило, эти программы направлены на освоение содержания не входящего в государственные образовательные стандарты общего образования и учитель в отсутствие готовых авторских программ может пользоваться разнообразными источниками. При наличии апробированных авторских программ по факультативным, элективным курсам, предметным кружкам они могут использоваться в качестве рабочих.

4. Структура рабочей программы:

Структура рабочей программы является формой представления учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

Титульный лист;

Пояснительная записка;

Требования к уровню подготовки обучающихся;

Календарно-тематическое планирование;

Перечень учебно-методического обеспечения.

Титульный лист рабочей программы должен содержать:

Наименование общеобразовательного учреждения;

Название курса, для изучения которого написана программа;

Уровень программы (базовый, профильный уровень, углубленное или расширенное изучение предмета);

Указание параллели, класса, в котором изучается курс;

Фамилию, имя, отчество учителя – составителя рабочей программы;

Гриф утверждения программы;

Год составления программы.

Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

Определить цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми), роль учебного предмета в достижении результатов освоения образовательной программы образовательного учреждения;

Дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения;

Если учитель использует в качестве рабочей программы опубликованную авторскую программу, то в пояснительной записке достаточно привести сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания и кратко обосновать причины ее выбора и особенности ее реализации в конкретном образовательном учреждении. В этом случае пояснительная записка является очень краткой.

Основное содержание программы.

Этот раздел включают в рабочую программу, если:

Авторские программа и учебно-методический комплект отсутствуют, а рабочая программа составлена на основе учебной литературы (для рабочих программ по дополнительным образовательным предметам, элективным и факультативным курсам).

В этой части рабочей программы приводится краткое содержание изучаемого учебного материала в виде перечисления основных разделов, тем курса и перечня дидактических элементов в рамках каждой темы. По каждому разделу (общей теме) указывается количество учебных часов, выделяемых на ее освоение.

Учитель, разрабатывая рабочую программу, может определять новый порядок изучения материала; вносить изменения в содержание изучаемой темы, конкретизируя и детализируя дидактические единицы; расширять перечень дидактических единиц, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Изменения, произведенные в содержании рабочей программы по сравнению с примерной или авторской программой по предмету, должны быть обоснованными, логически вытекать из заявленных в пояснительной записке.

Если изменения по сравнению с авторской программой не затрагивают существенным образом ее структуру, порядок подачи учебного материала и т.д., то в этом разделе можно только указать разделы, темы, дидактические элементы, введенные в авторскую программу, с указанием их места в авторской программе, не переписывая полностью ее текст.

Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу без изменений, то этот раздел может отсутствовать (при этом у учителя должна быть в наличии опубликованная авторская программа).

Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к уровню подготовки учащихся проектируются с учетом и на основе государственных образовательных стандартов. Они формулируются в по трем основным составляющим: «Учащиеся должны знать…», «Уметь…» и «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Государственный образовательный стандарт и примерные программы по ряду предметов дают характеристику требований к уровню подготовки учащихся на момент окончания определенной ступени образования (основное общее образование, среднее (полное) общее образование) без детализации по годам обучения. Некоторые из требований, естественные для выпускника 9 класса, едва ли можно предъявлять к ученику, закончившему 5-й класс. Об этом обстоятельстве необходимо помнить при составлении раздела «Требования к уровню подготовки учащихся».

Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу, в которой сформулированы требования к уровню подготовки учащихся, то этот раздел может отсутствовать (при этом у учителя должна быть в наличии опубликованная авторская программа с этим разделом).

Календарно-тематическое планирование является одним из самых важных компонентов рабочей программы, т.к. позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения.

Календарно-тематическое планирование разрабатывается на учебный год. Планирование по полугодиям или четвертям (триместрам) нецелесообразно, т.к. не позволяет спланировать, обеспечить и проконтролировать прохождение обучающимися рабочей программы в полном объеме.

Календарно-тематический план должен содержать информацию о разделах и темах программы с указанием объема отводимых на их реализацию учебных часов; темы уроков в рамках прохождения тем и разделов программы, темы практикумов и лабораторных уроков; темы уроков контроля результатов усвоения обучающимися программного материала. Поурочное распределение учебного материала осуществляется последовательно. Примерные сроки прохождения учебных тем указываются по календарю текущего года.

В каждом отчетном периоде (четверть, семестр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы должен быть соотнесен с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно-тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

Примерная форма календарно-тематического плана.

Номера уроков

Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Название изучаемой темы №1 (всего часов на ее изучение; количество часов в неделю по учебному плану)

Тема урока

Тема урока

Тема урока контроля

Перечень учебно-методического обеспечения , являющийся компонентом рабочей программы, содержит в себе справочную информацию о выходных данных примерных и авторских программ, авторского учебно-методического комплекта и дополнительной литературы, а также включает данные об используемом учебном и лабораторном оборудовании.

Рабочая программа подлежит экспертизе . Сначала она рассматривается на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям государственного образовательного стандарта, а также миссии, целям, задачам образовательного учреждения, зафиксированным в образовательной программе. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, а на последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.0000 №00.

Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне.

На последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

После согласования рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения, ставит гриф утверждения на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

5. Классификация рабочих программ по уровню реализуемого содержания

В общеобразовательных учреждениях реализуются:

Рабочие программы для изучения предмета на базовом уровне (1-11 классы);

Рабочие программы для изучения предмета на профильном уровне (10-11 класс);

Рабочие программы для углубленного изучения предмета (2-11 классы);

Рабочие программы для расширенного изучения предмета (2-11 классы).

Рабочие программы для изучения предмета на базовом уровне являются инструментом для реализации государственного стандарта общего образования и позволяют осуществить общеобразовательную подготовку учащихся. Основой для составления этих программ (как было отмечено выше) являются примерные программы.

Рабочие программы для изучения предмета на профильном уровне (10-11 класс) ориентированы на подготовку обучающихся к последующему профессиональному образованию. Эти программы обеспечивают профильную подготовку обучающихся в средних общеобразовательных школах и учреждениях повышенного статуса (школа с углубленным изучением отдельных предметов, лицей, гимназия.). Основой для составления этих программ являются примерные программы профильного уровня.

Для реализации дополнительной подготовки учащихся в учреждениях повышенного статуса реализуются также программы углубленного и расширенного изучения предмета.

В качестве рабочих программ для углубленного изучения предмета , как правило, используются авторские программы, предложенные авторскими коллективами, авторами

учебников для углубленного изучения предметов, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки РФ. При отсутствии таких программ учителем (коллективом учителей) могут быть разработаны рабочие программы для углубленного изучения предмета. В начальной и основной школе за основу берется примерная программа по предмету (гарантия выполнения требования государственного стандарта) с углублением отдельных тем и вопросов. В старшей школе программа углубленного изучения предмета может быть составлена на основе 1) примерной программы профильного уровня с углублением отдельных тем и вопросов; 2) авторской программы для профильного изучения предмета с углублением отдельных тем и вопросов. Также программой углубленного изучения предмета может быть признана авторская программа для изучения предмета на профильном уровне при условии, что учащимся предложены элективные курсы, углубляющие отдельные вопросы изучаемого предмета (т.е., программа профильного изучения предмета + программы элективных курсов = программа углубленного изучения предмета).

При разработке программ углубленного изучения предметов учителем (коллективом учителей) должны быть выполнены следующие условия:

Программа должна быть рассмотрена в образовательном учреждении (методический совет, кафедра, методическое объединение и др.);

Программа должна пройти апробацию в образовательном учреждении и получить экспертное заключение о ходе реализации программы и полученных результатах (в совокупности эти действия обеспечивают внутреннее рецензирование программы);

Программа должна пройти внешнее рецензирование на предметных (предметно-методических) кафедрах профильных (педагогических) вузов, учреждений повышения квалификации (региональных, федеральных).

Рабочие программы для расширенного изучения предметов реализуются, как правило, в учреждениях повышенного статуса – лицей, гимназия, и обеспечивают дополнительную подготовку по определенному направлению (гуманитарному, естественнонаучному и т.д.). Программа для расширенного изучения предмета предполагает наличие дополнительного содержания (не менее 10-15%), которое позволяет изучить дополнительные вопросы, темы, не содержащиеся в примерной программе. Содержание дополнительно предложенного материала отражает особенности образовательной политики ОУ, его вид, направления профильной подготовки, потребности и запросы обучающихся, авторский замысел педагога.

Педагог, разработчик программы расширенного изучения предмета, в пояснительной записке должен обосновать цели включения дополнительного материала, выделить планируемый результат (приращения по сравнению с базовым уровнем подготовки), описать способы проверки результата; указать имеющиеся ресурсы для освоения предложенного содержания.

Программа расширенного изучения предмета проходит процедуру внутреннего рецензирования в ОУ:

Представляется на заседание методического совета (предметной кафедры, методического объединения и т.д.)

Проходит апробацию, анализируется на предмет эффективности внесенных дополнений.

Таким образом, используемые в общеобразовательном учреждении рабочие программы, отражают особенности образовательной политики учреждения, его статус (особенно – вид) и обеспечивают реализацию Государственного образовательного стандарта.

Общие положения.

В настоящее время в образовательных учреждениях используются примерные программы по учебным предметам, которые утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации и носят рекомендательный характер. Они являются базой для составления педагогами рабочих программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент, методический потенциал учителя, уровень подготовленности учащихся, возможности использования новых информационных технологий.

1.1. Рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, разработанный на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»)

Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.

Задачи рабочей программы – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.

1.2. Составление рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Образовательное учреждение несет ответственность за качество реализуемых рабочих программ.

1.3. К рабочим программам, которые определяют содержание деятельности образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся:

– программы по учебным предметам;

– программы элективных курсов;

– программы факультативных курсов;

– дополнительных образовательных курсов.

1.4 . Рабочая программа разрабатывается в целях:

обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получении качественного общего образования;

обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

предоставления широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

1.5. Рабочие программы составляются на основе:

– примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;

1.6. Примерные программы, разработанные на федеральном уровне, не могут использоваться в качестве рабочих программ в образовательном учреждении, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

1.7. Количество часов, отводимых на освоение рабочей программы, должно соответствовать федеральному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241).

1.8. Обязательный минимум содержания каждой рабочей программы устанавливается в соответствии с примерной программой и федеральным государственным образовательным стандартом.

1.9. Нормативные сроки освоения рабочей программы в образовательных учреждениях определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, федеральными государственными образовательными стандартами, устанавливаемыми Законом Российской Федерации «Об образовании».

2. Структура и требования к разработке и оформлению рабочей программы

2.1 Структура рабочей программы составляется с учетом:

– требований федеральных государственных образовательных стандартов;

– обязательного минимума содержания учебных программ;

– требований к уровню подготовки выпускников;

– объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

– познавательных интересов учащихся;

– выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

2.2. Обязательными структурными элементами рабочей программы являются:

1.Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

4. Требования к уровню подготовки выпускников;

5. Перечень учебно-методического обеспечения.

6. Календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе)

2.3. Титульный лист рабочей программы должен содержать:

– полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с лицензией);

– гриф утверждения и рассмотрения программы («Утверждена» приказом образовательного учреждения (дата, номер), рассмотрена и рекомендована к утверждению органом самоуправления образовательного учреждения с указанием названия в соответствии с уставом образовательного учреждения (дата, номер протокола));

– название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);

– Ф.И.О. педагога (педагогов), разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);

– класс (параллель), в котором изучается учебный курс;

– предмет, курс, дисциплина (модуль);

– год составления рабочей программы.

2.4. В пояснительной записке указываются:

– сведения о программе (примерной (типовой) или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания;

– цели и задачи данной программы

– нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа;

– информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование;

– определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки выпускников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

– информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.;

– формы организации образовательного процесса, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями).

– название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки России), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения

3.1.Содержание рабочей программы должно соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения.

3.2.Образовательное учреждение самостоятельно:

раскрывает содержание разделов, тем, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах, опираясь на учебники, учебные пособия (из утвержденного федерального перечня);

определяет содержание рабочей программы с учетом особенностей изучения предмета в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных классах, классах специального (коррекционного) образования, классах компенсирующего обучения;

определяет последовательность изучения учебного материала, устанавливая внутрипредметные и межпредметные логические связи.

3.3. По каждой учебной теме (разделу) указываются:

- наименование темы (раздела);

- содержание учебного материала (дидактические единицы);

- требования к уровню подготовки обучающихся по конкретной теме (разделу) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами образовательной программы образовательного учреждения;

- перечень контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.). Количество контрольных работ, лабораторных, практических работ, определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин.

4. Требования к уровню подготовки выпускников

4.1. Структурный компонент «Требования к уровню подготовки выпускников» прописывается по окончании ступени образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и примерной учебной программой и представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов. Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности.

5. Перечень учебно-методического обеспечения

5.1.Перечень учебно-методического обеспечения как компонент рабочей программы включает основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы и т.п.

Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого учебно-методического средства должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

5.2. Используемый перечень учебно-методического обеспечения может быть классифицирован на две группы: «Литература» (основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература), «Оборудование и приборы» (перечень рекомендуемых средств обучения, дидактических материалов).

6. Календарно-тематический план

6.1. Календарно-тематический план учителя является приложением к рабочей программе, конкретизирует содержание тем, разделов.

6.2. Календарно-тематический план разрабатывается учителем на каждый учебный год в соответствии с рабочей программой.

6.3. Механизмы разработки, согласования, утверждения календарно-тематических планов учителей устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с нормативными правовыми актами.

6.4. В образовательном учреждении устанавливается единая структура календарно-тематического плана.

В календарно-тематическом плане должно быть обязательно определено:

- темы каждого урока (в соответствии с целями и задачами урока);

- количество часов, отведенное на изучение тем, разделов на проведение контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.);

- даты прохождения темы, раздела;

- виды, формы контроля.

6.5. Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы на весь срок обучения

Примерный календарно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата прохождения

Виды, формы контроля

Всего

Контрольные, практические работы и т.д.

Раздел 1. ______________

___________

___________

Резервное время

Итого по разделу:

контрольная работа

Раздел 2. ______________

___________

___________

Итого по разделу:

тест

Всего

Примечание: количество столбцов в расчетной сетке часов определяет педагог в зависимости от особенностей учебного материала и возраста учащихся.

7. Порядок разработки и утверждения рабочей программы

7.1. Порядок разработки и утверждения рабочих программ определяются локальным нормативным актом образовательного учреждения.

7.2. Рабочие программы перед утверждением должны рассматриваться органом самоуправления образовательного учреждения (срок 1 – 30 июня), которому в соответствии с уставом образовательного учреждения делегированы данные полномочия , по итогам рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления образовательного учреждения принимает решение «рекомендовать к утверждению».

7.3. По итогам рассмотрения рабочих программ органом самоуправления образовательного учреждения рабочая программа утверждается приказом образовательного учреждения (срок 1 – 30 августа).

7.4. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатываются рабочие программы.

7.5. Образовательное учреждение может вносить изменения и дополнения в рабочие программы, рассмотрев их на заседании соответствующего органа самоуправления образовательного учреждения , утвердив их приказом образовательного учреждения.

7.6. После утверждения приказом образовательного учреждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.

7.7. Рабочие программы должны быть сброшюрованы (прошиты).

8. Контроль за реализацией рабочих программ

Контроль над реализацией рабочих программ осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля образовательного учреждения.

При составлении развернутого тематического планирования по предмету Мировая художественная культура необходимо особое внимание уделить формам организации познавательной деятельности относительно не только ученика, но и учителя. В отдельную графу выведен планируемый результат, показателями которого выступают различные виды контроля. Выполнение домашнего задания лучше планировать как поисковую форму деятельности учащихся.

Развернутое тематическое планирование

Тема

№ урока

Тип урока

Цель урока

Форма организации познавательной деятельности

Планируемый результат (формы контроля)

Поисковое домашнее задание

Учитель

Ученик