Как называется победа в шахматном. Что такое дебют в шахматной партии


В шахматном королевстве есть свои чудеса, свои секреты. Как в любой стране, здесь бывает утро, день, вечер. Наше утро называется французским словом «дебют» - это начало шахматной партии. Потом наступает день, или, как скажут немцы, миттельшпиль «середина игры». Ну а как стемнеет, наступит вечер - эндшпиль, что означает «конец игры».


Помни! Фигуры надо доставать аккуратно и ставить, а не высыпать на стол! Иначе они все быстро сломаются или потеряются. Сегодня, наконец-то, ты начнёшь первое в своей жизни шахматное сражение. Давай подготовим шахматную доску к бою. Расставим фигуры на будущем поле сражения. Положи доску первой горизонталью перед тем, кто будет сегодня играть белыми фигурами.


Теперь посмотрим на поле боя. Чтобы легче было командовать, поделим доску. Первые четыре горизонтали – территория белых, остальные четыре – владения чёрных. По левую сторону от белого ферзя будет ФЕРЗЕВЫЙ ФЛАНГ, по правую от короля – КОРОЛЕВСКИЙ ФЛАНГ. Поля d4, d5, е 4, е 5 – назовём ЦЕНТРОМ.


С чего начать? С чего начать? В самые кратчайшие сроки тебе необходимо мобилизовать свои силы, вывести войска на лучшие для атаки позиции, построить с помощью пешек неприступные окопы, успеть надёжно защитить свой генеральный штаб (короля) и провести разведку боем. Эта стадия партии называется ДЕБЮТОМ. Центр можно сравнить с высотой. Кто владеет высотой – у того огромное преимущество. Стремись своими фигурами в самом начале партии занять центр! Оттуда твоим фигурам будет удобно смотреть во все стороны. Они смогут и начать атаку и прийти королю на помощь.


E7 – e5 e7 – e5 (Ход чёрных при записи партии также помещают под цифрой «1», но после «...»). Чёрные своим первым ходом: Заявили о согласии вести военные действия. Также захватили одно из центральных полей, осуществили контроль над полями d4 и f4, открыли дорогу своим слону и ферзю. Препятствуют вторжению белых. Kg1 – f3 Kg1 – f3... Белые своим вторым ходом: Вывели в бой коня. Конь напал на пешку противника. Давно известно, что лучшая защита – нападение. Конь осуществляет контроль над центральными полями d4, e5. Препятствуют выводу ферзя на поля g5, h4. В будущем конь может помочь своей пешке d2 побороться за центральное поле d4.


2. Kb8–c6 3. Cf1–c4 Cf8–c5 4. Kb1–c3 Kg8–f6 5. d2–d3 d7–d6 6. Cc1–g5 Cc8–g4 В нашей партии сделано шесть ходов. За это время и белые и чёрные вывели все свои лёгкие фигуры. Заметь, что кони повернули свои морды к центру, а слоны связали коней. Все фигуры удачно расположены вокруг шахматного центра, все защищены и готовы вести наступательные действия.


Чтобы хорошо вести шахматную партию, соблюдай основные дебютные принципы: 1. Стремись к быстрейшему развитию фигур; 2. Не ходи несколько раз одной фигурой; 3. Располагай свои фигуры так, чтобы они не мешали друг другу; 4. Не выводи без необходимости своего ферзя в начале партии; 5. Постарайся понять значение каждого хода; 6. Старайся опередить противника в развитии фигур – получишь хорошие шансы на атаку. 7. Не занимайся в дебюте «пешкоедством» – отстанешь в развитии. 8. Старайся установить контроль над центром. 9. Подумай о безопасности короля. Лучше отправить своего короля в спасительную рокировку. 10. Не строй «ловушки» противнику – сам в них попадёшь, а играть хорошо не научишься.


Литература: Книга "Шахматы для детей, родителей и учителей", авторы: Костров Всеволод и Давлетов Джалиль, г.Санкт-Петербург Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, Интернет-ресурсы: Картинки «Учим ребенка правилам игры в шахматы» pravilam-igry-v-shaxmaty.htmlhttp://isoveti.ru/raznoe/uchim-rebenka- pravilam-igry-v-shaxmaty.html Фон титульного слайда

Добрый день дорогие друзья! Как начать шахматную партию? Таким вопросом задается каждый новичок. Мы расскажем, что же делать в дебюте.

Перед нами начальная позиция, с которой начинается каждая партия в шахматах. Так как начать шахматную партию? В этой позиции белые (а начинают именно они!) теоретически могут сделать целых 20 (двадцать!) ходов. Но не все они хороши. Дело в том, что право первого хода дает возможность белым бороться за инициативу и лучшую позицию. Вы наверняка слышали такое высказывание «белые начинают – и выигрывают!» Действительно, как показывает турнирная практика шахматистов среднего и высокого уровня, в большинстве случаев белые получают лучшие возможности.

Вообще, шахматную партию, если она ведется без грубых ошибок со стороны каждого из партнеров, можно условно разделить на три основные стадии.

Первая стадия – это дебют (начало шахматной партии). На этой стадии обе стороны развертывают свои силы для предстоящего сражения, захватывают лучшие позиции для своих фигур, обеспечивают безопасность своего короля. Дебют, как правило, включает в себя первые 10-15 ходов.

Сразу после дебюта начинается вторая стадия – миттельшпиль (середина игры). Именно в миттельшпиле и происходят жаркие схватки фигур, проводятся блестящие и красивейшие комбинации, ведется упорная стратегическая борьба на основе гармонично развитых фигур в начале шахматной партии.

Если партия не заканчивается разгромом или матовой атакой одной из сторон в миттельшпиле – партия переходит, после множества разменов фигур и пешек в завершающую стадию – эндшпиль. В эндшпиле происходит реализация достигнутого одной из сторон преимущества, а если такого преимущества ни у одной из сторон нет, то борьба за него продолжается.

Начиная партию и разыгрывая дебют, каждый шахматист (если он хочет носить это гордое звание!) должен помнить о том, что все его действия в дебюте напрямую влияют на характер борьбы в миттельшпиле, а в некоторых случаях – и на эндшпиль! Поэтому уже с первых ходов нужно ответственно относиться к каждому ходу.

Вообще в шахматах желательно делать все свои хода с какой-нибудь целью. Бесцельные хода быстро приведут к уравнению игры (если вы играете белыми), а если их продолжать делать – то и к неизбежному поражению, особенно с более сильным соперником. Если же «топтанием на месте» (а именно это и означают бесцельные хода в дебюте, в отличие от других стадий игры) вы будете заниматься, играя черными фигурами, то партия может и не перейти в миттельшпиль… Поэтому очень важно знать как правильно разыгрывать дебют.

Давайте немного поразмыслим над позицией на диаграмме. Белые могут своим первым ходом либо пойти одной из пешек на одну или две клетки, либо походить одним из коней. Пойти конем выглядит предпочтительнее, так как фигура сразу вводится в бой (возьмем себе на заметку). Идем дальше. Один или два коня ничего сделать не смогут – нужна помощь других фигур. Поэтому им рано или поздно придется открыть дорогу… А теперь вопрос: какой ход пешкой позволит открыть дорогу большему количеству фигур? Что тут думать – ответите вы – и будет правы: 1.е3 или 1.е4. После одного из этих ходов дорога слону и ферзю открыта! Правильно, а теперь еще один вопрос: какой ход из перечисленных выше лучше?

Давайте посмотрим, что нам дает ход 1.е3: 1) открывает дорогу ферзю и слону; 2) пешка, которая сделала ход берет под контроль поля d4 и f4. А что дает ход 1.е4: 1) открывает дорогу ферзю и слону; 2) пешка которая сделала ход берет под контроль поля d5 и f5; 3) становится доступным поле е3 (за пешкой), для одной из фигур, например, слона, что создаст для такой фигуры устойчивую позицию (ее не так просто можно будет согнать с такой позиции пешкой противника, в отличии от ситуации, когда перед фигурой нет пешки). Таким образом, ход 1.е4 дает больше преимуществ, поэтому мы его и сделаем.


Этот ход ведет к интересной открытой или полуоткрытой игре. Новичкам, чтобы быстрее, а главное – правильно научиться играть, на первых порах нужно стремиться к открытой, инициативной игре. Дебюты, возникающие после этого хода, ведут именно к таким позициям. Поэтому я и рекомендую начинать партию белыми ходом 1.е4.

Если же вы играете черными фигурами, то рекомендую, на первых порах отвечать симметрично 1. …е5, решая те же задачи: 1) открывая дорогу своему ферзю и слону; 2) беря под контроль поля в лагере противника d4 и f4; 3) становится доступным для фигур поле e6 за пешкой. Кроме этого, ходом 1. …е5 черные кардинально препятствуют дальнейшему движению белой пешки с е4 на е5 для дальнейшего захвата пространства.


Теперь надеюсь, для каждого новичка понятно как начать шахматную партию!

На этот раз я хотел бы рассказать кое-что о шахматах. Многие из нас знают правила данной игры, но обычно этим всё и ограничивается. То есть человек знает лишь как ходит каждая фигура, и что такое мат королю (а что существует рокировка - вообще известно лишь избранным) .

Не так давно я заинтересовался шахматами чуть более серьезно (бесцельно передвигать фигуры стало неинтересно, да и не результативно). Пролистал пару книжек по стратегии и тактике, сыграл несколько сот партий и уже успел для себя вынести кое-какие уроки.

Прежде всего должен сказать, что если кто из вас захочет стать профессиональным игроком, ему придется долго и нудно заучивать дебюты (дебют - первые ходы партии, во время которых происходит вывод фигур и занятие начальной позиции для успешной атаки/защиты), различные позиции матования короля и прочую теорию.

Если же вы хотите просто научиться неплохо (выше среднего) играть в шахматы, выучить достаточно будет лишь основные принципы. Именно с ними я и хочу вас познакомить в этом посте.

Основные принципы стратегии и тактики в шахматах

1. Обязательно запомните ценность каждой фигуры:
ферзь - 9 очков
ладья - 5 очков
слон - 3 очка
конь - 3 очка
пешка - 1 очко

Эти цифры очень важно учитывать при размене фигур. Скажем, размен коня и слона на ладью невыгоден, а две ладьи преимущественно сильнее, чем ферзь. Однако всегда стоит учитывать текущую позицию. Если у вас есть слон, которому из-за своих и вражеских пешек просто некуда ходить - при первой возможности меняйте его на коня или подвижного слона противника. Особенно это относится к размену конь<->слон.

2. В дебюте старайтесь как можно скорее развить свои фигуры (вывести их на выгодные позиции, с которых «простреливается» большое пространство), а также занять пешками центр. Начинающим лучше начинать с хода пешкой e2-e4 за белых и отвечать e7-e5 за черных. Также советую всё-таки выучить хотя бы первые 5 ходов дебюта трех, четырех коней, венгерской защиты и прочих дебютов, начинающихся с e2-e4.

3. При первой же возможности (если в данный момент нет обостренной борьбы) делайте рокировку. Рокировка производится перемещением короля на две клетки вправо или влево, причем ладья, в сторону которой перемещается король, становится слева или справа от короля соответственно. Рокировка возможна только если король и соответствующая ладья не трогались с места, между ними нет фигур, а поля между ними не атакованы противником. Также рокировка невозможна во время шаха королю.

4. Учитесь правильно разменивать фигуры - не только по очкам. Скажем, если соперник развил коня, сделав им 2-3 или больше ходов, а вы побили его слоном, который до сих пор не делал ни одного хода, такой размен скорее всего будет выгодным, т. к. вы выигрываете темп (проще говоря, вы выигрываете по скорости в развитии).

5. Также выгодным может быть размен, при котором противник сдваивает пешки (скажем, конь был под защитой пешки, после взятия его слоном пешка берет коня и оказывается перед другой пешкой). За редкими исключением, двойные пешки негативно сказываются на позиции.

6. Внимательно следите за тем, куда ставите фигуры, где они оказываются в процессе размена. Старайтесь, чтобы фигура контролировала как можно большее количество полей (фигура контролирует те поля, которые находятся у неё под ударом, поле, на котором находится сама фигура, ею не контролируется). Так, например, коня, не стоит размещать у края доски, а слона загораживать пешками. Запомните, что конь сильнее всего в центре доски, слоны на открытых диагоналях (чем длиннее диагональ, тем лучше), а ладьи - на открытых и полуоткрытых вертикалях (когда на пути нет ни одной пешки, либо же только пешка противника).

7. По возможности старайтесь продвинуть свои пешки поближе к лагерю противника, это стеснит его позиции. Однако не забывайте о защите короля - если вы откроете его для шаха, потом можете сильно потерять в темпе.

8. Старайтесь заполучать проходные пешки (у которых ни на пути, ни на соседних вертикалях нет вражеских пешек) - помните, что это большая угроза для противника (пешка, дойдя до конца доски, может превратиться в любую фигуру), и порой пешка легко связывает одну из фигур противника, которая вынуждена будет её блокировать.

9. В эндшпиле (стадия, когда большинство фигур уже разменяно) ни в коем случае не забывайте о короле - он легко может защищать свои фигуры, атаковать вражеские и будет хорошим подспорьем в атаке или продвижении пешек в ферзи.

10. Старайтесь думать хотя бы на ход вперед (ходом считается перемещение белой и затем черной фигуры, т. е. два полу-хода). Если какая-то из фигур находится под ударом, немедленно подсчитайте количество атакующих и защитников, чтобы выяснить, кому будет выгоден размен в случае её взятия.

11. После каждого хода противника анализируйте изменение позиции - какие ваши фигуры оказались под ударом, какие фигуры противника ослабились, немедленно принимайте соответствующие меры. Помните, что внимательность в шахматах просто необходима . Кстати, самая распространенная ошибка новичков: они часто обращают внимание лишь на то, какие фигуры оказались под ударом только что походившей фигуры, но не обращают внимание на т. н. вскрытое нападение . Например, если пешка походила и открыла слона, который теперь атакует ферзя.

12. Особое внимание уделите таким комбинациям и приемам, как вилка (нападение фигурой сразу на две вражеских), вскрытое нападение (см. выше), вскрытый шах (например, слон, нападая на ферзя, открывает ладью, которая тут же ставит шах королю - так можно забрать вражеского ферзя), двойной шах и т. п. Также внимательно следите за тем, чтобы противник сам не поставил вам вилку. Особенно грозными являются вилки конем (т. к. в данном случае закрыться от нападения невозможно), в частности на полях с7, f7 и c2, f2.

13. Обязательно научитесь из любой позиции ставить мат (одному королю) королем и ферзем, королем и ладьей, и, желательно, двумя слонами (хотя такая позиция возникает довольно редко, да и мат поставить тут весьма непросто). Для этого посмотрите ниже видеоуроки Евгения Гриниса.

14. Обязательно разучите варианты «детского мата» и правильную реакцию на попытку его поставить (также есть в уроках Евгения Гриниса).

15. Всегда рассматривайте текущую возможность объявить шах королю - оцените, на какие фигуры можно напасть одновременно с шахом (возможно, из них имеются незащищенные), возможную реакцию противника - выиграете ли вы позицию или темп при наиболее вероятном ответе противника.

16. Помните, что один из наиболее мощных приёмов в шахматах - это ходы, преследующие несколько целей сразу, например, нападение на сразу две незащищенных фигуры, нападение+вскрытое нападение, размен неэффективной фигуры и открытие пространства для рокировки и т. д. Таким образом вы можете выиграть либо материал, либо темп, либо и то и другое сразу.

Вот, в общем-то и всё, для начала вполне достаточно. Используя эти советы, вы легко сможете выиграть у неподготовленного противника, а то и потягаться с кем-то более опытным.

И всё же важно понимать, что недооценивать опыт нельзя ни в коем случае. Чем больше партий вы сыграете, тем лучше отработаете вышеописанные принципы, тем больше позиций и комбинаций запомните (не обязательно их зазубривать, многие комбинации запоминаются сами собой, когда разыгрываете их достаточное количество раз). Играть можно как с другими людьми, так и с компьютером. Надо отметить, что с людьми играть намного интереснее, ведь тут большую роль играет психологический фактор (например, человеку можно поставить ловушку с приманкой, с компьютером же такое не пройдет).

Для тех, кто хочет чуть более углубиться в изучение шахмат, я выкладываю два учебника Яссера Сейравана - один по стратегии, второй по тактике.

Видеоуроки от Евгения Гриниса

Шахматы для начинающих. Основы шахмат 1. Правила шахмат. Сравнительная ценность шахматных фигур

Шахматы для начинающих. Основы шахмат 2. Мат одинокому королю

Шахматы для начинающих. Компьютер играет без ферзя и двух ладей

Шахматы. Теория дебютов 1. Защита Филидора, Дебют Понциани (в начале видео рассказывается о «детском мате»)

Информация от спонсора

Друг Вокруг: популярный мессенджер. Теперь стало возможным установить программу Друг вокруг на компьютер под управлением операционной системы Windows.

Инструкция

Главная цель шахматного дебюта – быстрая мобилизация, т.е. выведение фигур на самые сильные позиции. Важнейшим принципом мобилизации является системность. Все ваши фигуры должны развиваться, как единое целое. Никогда не играйте только одной фигурой. Помните золотое правило военного времени: любая атака, не прикрытая с тыла, обречена на провал.

В начале шахматной партии никогда не играйте ферзем. Ферзь – самая дорогая фигура. Он стоит девяти пешек. Действуя в одиночку, ферзь станет легкой мишенью. В то время как противник развивается, ваш ферзь будет бегать по доске, спасаясь от атак. Вы потеряете темпы развития и проиграете партию .

Экономьте темпы развития. Никогда не ходите одной фигурой дважды - теряете темп. Избегайте ситуаций, когда ваша фигура вынуждена делать лишний ход. Ваша задача, как игрока, выбрать из множества ходов наилучший.

Как говорил великий Филидор: «Пешки – душа шахмат ». Выстраивайте сильную пешечную цепь, не давайте противнику рубить пешки безнаказанно. Правильно выстроенные, они воспрепятствуют легким фигурам противника. Враг не сможет «на полном скаку» ворваться в ваш лагерь. Пешки же, в свою очередь, хорошо прикроют вашу атаку.

Быстро захватывайте сильные позиции. Самая сильная позиция любой фигуры – центр доски. Чем ближе фигура к центру, тем больше ее маневренность, влияние. Если вам удастся захватить центр доски, вы получите тактическое преимущество, которое, возможно, приведет вас к победе.

Защищайте короля . Он, как самая уязвимая фигура, должен быть надежно защищен. Единственный способ защитить короля – сделать рокировку с учетом расположения фигур противника, чтобы укрепление не оказалось под прямой атакой.

Не пытайтесь сразу же, в начале шахматной партии, атаковать вражеского короля. Создайте стратегический план. Направьте атаку на слабые позиции противника.

Вторая стадия игры, миттельшпиль, считается стадией активных комбинационных действий. Простор тактических маневров в миттельшпиле зависит от игры в начале шахматной партии. Разыгрывая дебют, старайтесь предвидеть в какой позиции окажетесь по окончании.

Шахматную партию принято делить на три части - дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Чтобы победить, в дебюте быстрее вводите в бой фигуры, чтобы ни одна не отстала. В середине игры - миттельшпиле - всеми силами атакуйте вражеского короля. В заключительной стадии, когда большинство фигур разменены, для помощи оставшимся вводите в бой короля, чтобы завоевывать пешки.

Инструкция

Если знаете, что соперник играет намного сильнее, договоритесь о форе. В противном случае из-за явного неравенства сил партия будет не интересна ни вам, ни партнеру. Форой называют преимущество, которое перед началом партии получает слабый игрок. Уберите с доски ферзя партнера и начинайте партию . Если сможете победить, в следующий раз используйте в качестве форы ладью и т.д. - пока не научитесь сражаться на равных.

В начале игры захватывайте пешками центр доски. Скорее всего, соперник будет делать то же самое, но хотя бы одна ваша пешка должна стоять на центральном поле. Если играете белыми фигурами, боритесь за клетки e4 и d4. При игре черными ближайшие цели - поля e5 и d5.

Как можно быстрее вводите в игру «легкие» фигуры - коней и слонов. Ставьте их так, чтобы контролировать центр доски. Играя белыми, коней можно вывести на поля c3 и f3, а слонов - на c4 и f4. Аналогично поступайте, если ваши фигуры - черные. Другой вариант - напасть слонами на коней. Если партнер поставил коня на поле f6, выведите слона на g5. Есть и другие схемы игры, с которыми познакомитесь позже.

Одна из ключевых задач - спрятать короля от атак соперника. Для достижения цели быстро сделайте рокировку.

Введите в бой оставшиеся фигуры - ферзя и ладей. Располагайте их на открытых и полуоткрытых линиях, т.е. на вертикалях, полностью или частично свободных от пешек. Эти фигуры называют тяжелыми, им нужен простор для маневров.

Избегайте невыгодных разменов фигур и пешек. Конь или слон по силе примерно равны трем пешкам. Если отдаете коня, но забираете у соперника три пешки - это равноценный обмен. Аналогично со слоном - отдавать его за две пешки невыгодно. Зато можно менять коня на слона - равновесие на доске не нарушится. Ладья примерно равна пяти пешкам. Поэтому можно отдать ее за слона и две пешки. Ферзь примерно равен девяти пешкам. Его можно разменять на ладью, коня и пешку, потому что 9 = 5 + 3 + 1. Внимательно считайте силы фигур и не допускайте ошибок. Сила короля не измеряется, потому что его не

Добрый вечер.

Для начинающих до каникул была закончена очень обширная тема по типажу пешечных конфигураций.
Были рассмотрены самые разные ситуации, минусы и плюсы.

Конечно, этот материал был только для самого начального уровня игры. Каждая из рассмотренных пешек будет иметь массу особенностей в разных игровых ситуациях. Постепенно с накоплением опыта Вы сможете расширить и калейдоскоп впечатлений, о тех же сдвоенных или изолированных пешках. В записях они представлены чуть ли ни как надгробье партии играющего с ними. А на поверку есть масса примеров когда это очень и очень хорошо!

Ещё до пешек были в журнале записи о том, как хорошо и плохо играть конями, слонами, ладьями, ферзями и королями. Вроде бы самая общая картинка из журнала у начинающих уже имеется.

Давайте последовательно посмотрим, чего стоит придерживаться в начале партии, и что делать после окончания дебюта!

Записи 1-2 отведу на дебют глазами начинающих.

И побольше (записей 4-5) на поиск мотивов для игры сразу после дебюта (в раннем миттельшпиле).

Про начало партии.

Вроде бы то что я довожу до каждого ученика (вне зависимости от возраста) – настолько элементарно и осязаемо как кожа лица, что сложностей по «постановке ЗДОРОВОГО ДЕБЮТА начинающему» быть не должно! Но на удивление… до некоторых сказанное доходит спустя 2-5 и даже в отдельных случаях через 25 повторений! Особенно касается дошкольников и младших школьников конечно.

Если взрослый человек способен (даже если что-то и недопонимает до конца) взять на слепую веру, то дети с ними редко когда такое проходит. Часто или имеют слабую память на входящую информацию в голову (банально у некоторых не задерживается). Кроме того, наблюдаю стойкое неприятие от 50% детей на навязывание информации. Превращение их игры в обучение и в объект критических замечаний тоже вызывает неосознанный протест.

У таких ребят к сожалению процесс взросления в шахматах проходит затянутым. Они будут делать то что хочется, будут игнорировать требования и в конце-концов сдадутся перед настоятельным требованием «не играй крайними пешками», «не выводи ладьи через Африканский континент», «не закрывай ферзем дорогу слону», «не играй одним конем»……

Потом после 10-го выставления на вид и с приведением чисто спортивных аргументов (Олег тебя начал регулярно обыгрывать), они тоже включаются в лояльность. Но лучше бы они сразу приняли формулу «тренер зря просить не будет».

Кстати заметил, что те кто изначально не протестует на уроках по началу партии, и слушает в оба уха у них корреляция и в чисто шахматных успехах и в успеваемости по школьным предметам. Те же девочки и мальчики быстрее остальных проходят уровень «зевки», быстрее всех способны перейти на решение задач в 2-3 хода.

Поначалу меня эта упертость некоторых детей злила. Но потом, нашел способ воздействия и на них. Раз уж им нужно больше повторений одного и того же… придумал для них «раздаточный материал», где нужно указать правильный выбор из возможных 4-х решений в дебюте. Ответил три позиции правильно- допускаешься до игры в конце урока. Не ответил на одно или все- есть ещё «задания-тройки». Метод рабочий по любому из названных сегодня мною ниже компонентов.

Дам сегодня самое элементарное и оформленное тезисно. Расчет здесь на взрослого читателя. Для детей у меня по каждому пункту (!) все расписано «детским языком» на 9 листах А4.

Начало партии («дебют») длится обычно первые 10 -12 ходов. После этого стороны вступают в ранний миттельшпиль.

Значение дебюта для играющего от уровня «международный мастер» - очень значительно! Это все или почти все. Отдельный долгий разговор в иллюстрациях. А вот для начинающего- все много-много-много проще!!! Достаточно лишь следовать примитивнейшим общим правилам, которые универсальны для любого шахматного начала.

Скажу больше, я против вообще касаться конкретных порядков ходов для своих учеников пока они сами не выскажут своих предпочтений достигнув хотя бы 2 разряда. Мой тренер считал, что дебют это не его забота- и это самостоятельная работа ученика дома. Он мог лишь в общих чертах консультировать и указывать уязвимые места. Такого же подхода придерживаюсь и я сам став тренером.

Главное предназначение дебюта- в подготовке своих боевых сил к решительному бою. Поэтому – сделайте все возможное, что бы за первые 10-12 ходов Вы не только успели вывести на поле боя все свои боевые единицы, но и выбрали для них наиболее целесообразные позиции с учетом ответного развития противника. Если Вы в этом вопросе опередите своего противника- у Вас перевес уже в самом начале партии, или как минимум богатые инициативой возможности. Кроме того- начало партии это время заботы о своем короле! Затрудните его пленение, и это половина гарантии, что Вас не обыграют в 10-15 ходов.

Самое важное:
1. Обратите внимание на центр доски (клетки е4,е5, d4, d5) – с первых же ходов пытайтесь претендовать на эти клетки пешками и выходящими в игру фигурами. Если Ваши легкие фигуры (кони и слоны) будут хотя бы частично контролировать (готовы прыгнуть туда или занимать физически)- одну или две данные клетки- скорее всего развитие Вашей фигуры безупречно! Для детей я рассказываю, что доска как зимнее озеро, и рыбные места только в четырех местах. Именно туда и стремятся все рыбаки пробурить лунки:-)). Понятие «рыбные места»- почему-то запоминают гораздо лучше, чем просто центр.
Даже если слон или ладья будет лишь через свои пешки или фигуры наблюдать издали за центром- это очень- очень хороший признак.

2. Время шахматное в дебюте архиважно! Тратить его нужно исключительно на выход фигур в игру. В идеале каждым ходом в игру должно входить новая фигура! К этому нужно относиться так, как к выходу игроков на поле со скамейки штрафников в хоккее. Если на поле играют трое против пятерых- жди беды. В шахматах расплата за отставание в развитии может наступить порою немедленно!

3. Уж если мы и играем пешками в начале партии, то пусть это будет вынужденная необходимость по выходу в игру слонов. Не сыграв центральной или коневой пешкой мы их не выведем. Именно поэтому игра центральными пешками на два хода самые популярные виды первых ходов- здесь и борьба за центр и дорога для слонов! Два сильных решения одновременно.

4. Делать рокировку нужно почти сразу как только представилась возможность! Если вы на 1-2 хода опередите противника в этом компоненте- дебют может запросто пойти под Вашу диктовку! Что для этого нужно делать и когда это особо хорошо работает- отдельный разговор.
Запомните простую истину- если откроете книгу «400 шахматных миниатюр» (особо короткие партии), то в 3-х партиях из 4-х причина поражения была в том, что кто-то банально не успел рокировать.
Отдавайте (особенно черными!) предпочтение короткой рокировке, для её исполнения нужно убрать всего 2 фигуры, дольше делать длинную- там убирать придется 3 фигуры и она менее надежна в тактическом плане)

Более мелкие признаки того, что Вы делаете в дебюте самое целесообразное из возможного, они в подчинении первых четырех главных или являются самостоятельным, но менее железным правилом.

5. Не играйте одной и той-же фигурой более одного хода без явной нужды или сильной весомой цели. Прыгая одним конем, вы забираете время выхода у других своих фигур. В дебюте на каждый ход очень много претендентов- относитесь к этому ответственно.

6. Избегайте выводить коней на крайние поля. Они наиболее удалены от центра, а также конь на них имеет мало перспектив. Исключения бывают, но пока просто возьмите себе за правило так не играть.

7. Не выводите свои фигуры перед центральными пешками. Особенно это касается слонов и ферзей! Пешки расположенные на вертикалях «d» и «е». У них особая миссия. Если пешки формирующие рокировку нашего короля – они функционально как «кирпичи в крепостной стене» и обязаны быть плотно сомкнутым оборонительным редутом, то вот две центральные- они как «две перчатки» у боксера! Шахматист ими дерется и отстаивает свое право на лучшие поля на доске из возможного. Застопорим сами свою центральную пешку слоном- все равно что драться будет только левой рукой…

8. Не играйте слишком рано ферзем! Не дело кролевы быть впереди войска, когда позиция ещё не сформирована. Ничего хорошего в ранних набегах ферзя нет и быть не может. Наоборот он создаст предпосылки для опережающего развития соперника. Противник грамотно нападая на ферзя будет выводить свои фигуры в бой, а наши легкие постоят наблюдателями на стартовых позициях…

9. Хорошая очередь для хода ферзем наступает посоле выхода 2-х коней, 1-2х слонов и рокировки. Здесь освободить последний ряд для ладей может быть очень кстати, да и более ясно будет поле его наилучшего расположения.

10. В идеале вообще отказаться от игры крайними пешками в дебюте! Это Вы точно можете себе позволить без ущерба. Тоже самое можно сказать и про слоновые пешки (хотя про пешку ферзевого слона не так явно. Коневыми пешками играть тоже не желательно. Исключение при боковом развитии слона «в домик».

11. Не открывайте своему слону слишком много дорог. Уж если Вы решили вывести слона через ход центральной пешки, не мудрите и не организуйте в «своем гараже вторые ворота». Это и потеря времени и дырок больше в пешечной структуре.

12. Обычно, но не всегда! Есть смысл сначала выводить коня или даже двух, и лишь затем слона, который обеспечит быструю рокировку. Выводить сначала слона- давать сопернику слишком много информации о себе. Выход слонов очень сильно влияет на возможное развитие сил противника.

13. Ладьи- это те фигуры, которые заканчивают свою мобилизацию последними. Поэтому если в позиции нет открытых вертикалей, то лучше этого пока дождаться, а ладьями не дергаться туда-сюда. Вы или ваш противник непременно откроете игру пешечным или фигурным разменом и вот тогда ладье сыграть на открытую линию пришло время. Ладьи расставленные по центру даже без вскрытия линий- часто тоже очень неплохо.

14. Пока вы не сделали рокировку Ваше самое уязвимое место- пункт f2 и f7. Не рекомендую двигать эти пешки до рокировки и будьте готовы к их ранней атаке. Поэтому рокировать нужно как можно скорее.

15. Играйте по возможности нескромно, а нагло. Если есть выбор сыграть просто и сыграть со злым намерением, а то и вовсе вывести фигуру с нападением- выбирайте второе! Но не увлекайтесь. Играйте лишь на совмещение агрессии и развития.

_______________________

В следующем посте я приведу примеры неудачной игры в дебюте и укажу какие принципы были нарушены в каждом случаи.

Если будут какие-то точечные вопросы по теме, с удовольствием отвечу в комментариях.