Для чего пришел Христос? Зачем сошел на землю господь наш иисус христос Зачем иисус приходил на землю.

Свидетельства Писания о Божьем Сыне

Библия учит нас, что Единый истинный Бог, создавший этот мир, имеет Сына, и этим Сыном является Иисус Христос. Иисус Христос является Мессией, Помазанным Царём, о котором писалось в Еврейских Священных Писаниях Ветхого Завета. Иисус Христос есть Единородный Сын Божий, рождённый прежде всякой твари, пришедший во плоти в этот мир для спасения человечества.

Давайте рассмотрим некоторые места Писания, говорящие об этом. И начнём из Писаний Ветхого Завета, говорящих о Сыне Божием, о том, что у Бога есть Сын.

Прит.30:4 «Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? КТО ПОСТАВИЛ ВСЕ ПРЕДЕЛЫ ЗЕМЛИ? какое имя ему? И КАКОЕ ИМЯ СЫНУ ЕГО? знаешь ли?».

Оказывается, Бог, который поставил все пределы земли, имеет Сына. И из других мест Писания мы знаем, что имя Сына Божьего – Иисус Христос. Но давайте продолжим цитировать Ветхий Завет:

Торжественный Вход Иисуса Христа в Иерусалим, его цель и значение

Весть о возвращении Иисуса Христа в Вифанию немедленно достигла Иерусалима и пробудила во многих решимость идти туда, чтобы скорее видеть Иисуса (Ин. 12:9). Покой субботнего дня, простёртый фарисеями до нелепых излишеств (Лк. 12:15; 13:5), не позволял отправиться в путешествие сразу. Только одни саддукеи, по традициям своей секты, могли нарушать его безнаказанно. Но на другой день рано поутру Вифанию наполнили толпы людей.

ЦЕНА И ЦЕЛЬ МИССИИ ИИСУСА ХРИСТА НА ЗЕМЛЕЭту тему открыть до конца мы не можем, пока не установим причину её таинственности. Дело в том, что люди пребывающие во тьме, так переплели и перемешали дьявола с Богом, что им трудно теперь отличить дьявола от Бога, поскольку они оба безлики. Что очень на руку дьяволу. Он специально завел людей в этот круг, где нет начала и нет конца. И так, чтобы разобраться в этом, будем смотреть не на их лица, а будем брать во внимание дела их.

Начнем сначала с дьявола. Слово дьявол исходит из слова «диаволос», что означает «клеветник», т.е. говорящий ложь.

И так, с этого и начнем.

Ложь от кого — б не исходила, является величайшем Злом, не только на земле, но и во всей вселенной. Она есть безумие и разрушительная сила, против которой борется истина и Отец Небесный, — источник жизни, и все те, кто возлюбил свет и возненавидел тьму. Люди же пребывающие во тьме, свет ненавидят, потому-что дела их злы. Значит, зло исходит из тьмы.

Пасха – странный день. День, когда одни посещают храм, а другие кричат «Мир, труд, май». Для одних – это повод просто отдохнуть от работы и подумать о светлом, для других – возможность сделать что-то священное, посвятить яйца, куличи, сходить на всенощную в церковь.

Всё это в целом неплохо и даже полезно для тела кое-что. Но ведь главное – понимать суть, смысл Пасхи. И с этим, к сожалению, проблема. Люди мало думают о том, что на самом деле значит жертва Христа и что она даёт.

И знаете, я уже больше 10 лет с Господом, служу Ему и знаю Его с подросткового возраста, когда Он спас меня в самый сложный период моей жизни. Но вопрос реального значения Пасхи всё еще важен для меня. Серьезно важен.

Второе пришествие Иисуса ХристаВторое пришествие Иисуса Христа является одним из основных учений Библии. В Ветхом Завете Божьи пророки пророчествовали о приходе Мессии. Первые четыре книги Нового Завета говорят о том, что Мессия или Христос пришёл на Землю как Спаситель. Эти книги повествуют о том, что Он жил как человек (Иисус из Назарета), умер на кресте, воскрес из мертвых и вернулся на небеса. Но Новый Завет также ясно говорит, что Иисус придет снова! «Во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:28).

Почему же мы верим, что Иисус придет снова? Библия — это слово Божье (2 Тим. 3:16,17). Бог не может солгать (Евр. 6:18). Поэтому, когда слово Божье говорит, что Иисус придет снова, мы принимаем этот факт аналогично тому, как мы принимаем факты, что Он умер за наши грехи, был погребен и воскрес из мертвых на третий день (1 Кор. 15:3,4). В наши дни мы часто слышим, что люди говорят о втором пришествии Иисуса.

Цель прихода Иисуса Христа на Землю.Молитва и Слово-это общение с Богом в мыслях и словах, потому будьте осторожны:

1.Пусть не отложат те, кто могут поспешать в мыслях своих. Нужно привыкать, что каждая мысль есть общение с Огнем Благодатным. Потому стыдно иметь мысль невежественную или ничтожную;

2. Будем подобны ждущим Великий Приход; слушать Шаги и знать, что сердце наше представлено на помощь миру.Не допустим смущения и отрицания, ибо эти свойства обратят языки пламени против нас;

3.На великом Пути лучше быть оклеветанными, нежели мешать решению Владык. Полюбим быть оклеветанными, ибо не назовем огненного пути без этих ковров злоречия;

4.Пусть не смущаются воины света требованием борьбы. Стоящие на месте в тысячу раз больше подвергаются опасностям,нежели стремящиеся. Конечно пусть стремление будет в Сердце и в мыслях, не в ногах только.

Разве не знаете,что святые будут судить Мир?(Кор.6:2.).

Бог любит человека и желает ему только счастья.

В чем заключается счастье? Какого человека можно назвать счастливым?

Счастливым можно назвать человека радостного, которому хорошо, которого любят, защищают…

Человек счастлив, когда он находится в любви, в радости и под защитой. Еще счастливого человека называют блаженным. Бог стремится дать человеку счастье, блаженство, которым обладает Сам. Ради этого Он (Бог) стал человеком и пришел на землю к людям.

Слово «счастье» происходит от слова «часть», по-другому его можно произнести как «соучастие», т.е. совершение чего-либо вместе, сообща. Бог, став человеком, сделался частью человечества, одним из людей. Он, таким образом, подарил Себя людям, чтобы они могли видеть и слышать Бога-Творца, учиться у Него добру, радости, любви – тому, что необходимо для счастья.

Став человеком, Господь приобрел человеческие свойства, в том числе собственный человеческий облик.

Спрашивает Алена
Отвечает Виктор Белоусов, 08.12.2008


Мир вам, Алена!

Это время было заранее предсказано у пророка Даниила:

"Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения."
()

При исследовании пророчеств используется принцип день за год () Даниил точно указал начальную дату периода 490 лет - это выход "повеления о восстановлении Иерусалима". В 457 г. до н. э. персидский царь Артаксеркс издал такой указ (). От этого указа "до Христа Владыки" пройдет "семь седмин и шестьдесят две седмины", или 69 недель (483 года).

После крещения в реке Иордан Иисус был помазан Святым Духом, и Бог впервые всенародно объявил его Мессией (Владыкой), или Помазанником. Это произошло в 27 г. н. э., т.е. спустя ровно 483 г. после 457 г. до н.э. С той поры Иисус приступил к возложенному на Него служению. Иисус родился в 6-7 году до н.э. (!), т.к. неверная датировка года рождения Христа монахом Дионисием давно известна научному миру. Упоминание об этой ошибке можно встретить и в Википедии .

В течение "одной седмины" (семи лет) Бог посредством Его пролитой крови утвердил завет спасения с иудеями. Но "в половине седмины" Он прекратил "жертву и приношение". Все приношения и жертвы иудеев указывали на совершенную жертву, принесенную Христом на Голгофе за грехи всего мира. После смерти Христа "в половине седмины", или спустя 3,5 года после Его крещения в реке Иордан и помазания, прообраз нашел свое воплощение в реальности, и невидимые руки разодрали завесу в Иерусалимском храме сверху донизу ().

По этой теме есть написанная достаточно простым языком книга .

Благословений,
Виктор

Читайте еще по теме "Иисус Христос, Его жизнь":

25 мар

О приходе Христа говорили древние пророки. Персидские мудрецы-волхвы видели Его звезду на востоке и шли поклониться Ему. В Рождественскую ночь открылось небо, и Ангел сказал пастухам:

-…возвещаю вам великую радость, которая будем всем людям! (Лк. 2. 10).

Каждый год мы встречаем Рождество Христово. Господь приходит на землю.

-Зачем? - спрашиваю протоиерея Георгия БРЕЕВА, настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.

Услышав вопрос, батюшка улыбается:

-Слово «зачем» звучит в нашем языке с какой-то внутренней претензией - к событиям, истории, даже к самому Евангелию: для чего всё это нужно?

-Да-да, есть такой оттенок! Но нам надо разобраться, что побуждает Бога снисходить к людям?

-Поговорить о Его явлении в нашем мире?

-Конечно, о явлении - загадочном, таинственном.

-Только человек задумается над чем-нибудь, начнёт искать ответ на какой-то вопрос - и Священное Писание тут же всё ему объясняет. Так и здесь.

Рождество - это точка, которую мы определяем как пришествие Господа в наш мир. Пришёл Он тихо, хотя и Небо о Нём свидетельствовало, Ангелы пели, и волхвы с пастухами к Нему спешили. Вся земля радовалась.

Но ещё до рождения Младенца о Его пришествии возвещал великий пророк Божий Исаия: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут Ему имя: Еммануил» (Ис. 7. 14).

-Что значит - «с нами Бог».

-Архангел Гавриил в Благовещении Пресвятой Богородицы говорил: «Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя: посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим» (Лк. 1. 35). Вот как Евангелие предваряет Рождество Христа, указывая прямо, что будет.

Праведному Иосифу на его сомнения Архангел ответил во сне: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию,.. ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их» (Мф. 1. 20-21).

-Тут уже имя у Христа другое.

-Из чего оно складывается? Из двух древнееврейских слов, которые означают: «Бог спасающий».

-В русском языке звучит победно: Спаситель.

-Бог идёт спасать мир. И даже не пророк, а Архангел Божий благовествует об этом праведному Иосифу!

-Да, поразительно.

-И сразу понятно, с какой целью пришёл Господь в наш мир. Как из зерна вырастает громадное древо, так из коротких благовестий, свидетельств Священного Писания возникает ответ на наш вопрос.

Сам Христос Спаситель открывает: Он послан Богом Отцом на землю исполнить Его волю. И Евангелие от Иоанна Богослова говорит: «…так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (3. 16).

Это не только объясняет, для чего приходит Спаситель, а показывает Божественное изволение.

-Да, так.

-Мы поём в Рождественских ирмосах: «Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну, и в последняя от Девы воплощенному безсеменно Христу Богу возопиим: вознесый рог наш, свят еси, Господи!»

-В переводе заключительные слова означают: «Христу Богу воскликнем: возвысивший достоинство наше, свят Ты, Господи!»

-Божия воля проявилась прежде, чем наш мир сотворён. Нам трудно понять эту истину, но она - основа основ: Бог определил, что Единородный Сын Его придёт сюда. Господь понимал, каково Его творение: Он из ничего создал землю. И пророки постигли мысль, что человек - хрупкий сосуд. Причём настолько хрупкий, что чуть-чуть стукнется о землю, камень, об угол - и может совсем разбиться. Однако в нашу немощную физическую природу Бог вложил великую силу.

-Апостол Павел писал: «сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» (2 Кор. 4. 7).

-Когда Христос стал проповедовать Евангелие, Он сказал, что пришёл спасать не праведников, а кающихся грешников (см. Лк. 5. 32).

-Взыскать и спасти погибшее (Мф. 18. 11).

- Это прямой ответ нам. Но как удивительно Священное Писание! Ни одного отклонения в сторону от прямого пути. От пророков до Евангелия - чёткая линия, ведь Слово Божие не меняется, Им создан мир. И Господь говорит: ни одна иота из закона, из заповедей Его не пропадёт (Мф. 5. 17). В Духе Божием всё согласно, нет разночтений.

-Но мы это по-разному понимаем.

-И свои домыслы вносим в Божественную Премудрость. Вот и может получиться нелепость. А настоящий ответ органичен, потрясающ. В нём полнота истины. Только по любви к человеческому роду Спаситель пришёл на землю - дать нам избыток жизни. Потому-то сказано, что Бог даёт благодать Свою не мерой, а с избытком (см. Ин. 3. 34). Он пришёл, чтобы это стало достоянием всех людей.

-Вы сказали о кающихся грешниках. Господь спасает только их?

-Покаяние - это изменение человека. Человек не может всегда вести себя одинаково, одинаково проявлять свои естественные силы. К ночи они иссякают, тьма покрывает землю - и нам надо отдохнуть. Утром появляется солнце - и пробуждаются, меняются люди. Их ждут дела, обязанности. Надо многое успеть.

-Очень многое!

-Пришествие Христа помогает нам изменить духовную активность, понять: что бы мы ни делали, наша деятельность обретает смысл, подлинность, если внутри своей немощной, слабой природы мы хотим связать её с Вечностью. А, может быть, даже посвятить Вечности.

Земная реальность ускользает от нас. Сегодня есть - завтра нет. Меняется вид планеты, появляются и исчезают страны, вырастают и разрушаются города. А духовность - постоянна. Она созвучна Вечности - и через неё сама Вечность, как в зеркале, отражается во времени.

-Как бы вливается во время?

-И тогда человек не подвергается маете, потому что жизнь только в физиологическом плане - маета. Мы маемся, нам тяжело. Приходят люди на исповедь и повторяют: «Ой, батюшка, каемся! Вся жизнь в суете».

Правильно, в суете. А «всуе» - значит напрасно. Бежим, бежим, но цели не достигаем. Делаем, делаем - и остаёмся у разбитого корыта.

Господь пришёл дать нам ведение, знание, Божественный пример Богочеловека. Каждое слово Его для нас - Источник Жизни. Мы оскудеваем, а этот Источник уже готов нас поддержать, подкрепить, просветить.

-И утешить, что тоже важно.

-Мы издалека готовимся встретить праздник Рождества Христова - и чувствуем, как нам важно соприкоснуться с этой неизмеримой премудростью, благостью, неизречённым человеколюбием Бога. Он стал Человеком, чтобы человека сделать богом. У святых древних веков это звучит лейтмотивом: Господь пришёл на землю, смирился, стал доступен нам, чтобы возвысить до Себя, обожествить людей.

-Ангелы в Рождественскую ночь пели: «…и на земле мир» (Лк. 2. 14) Какой мир приносит Христос?

-Наша земля полна событиями, будоражащими нас.

-Да, в стране, семье, приходе, коллективе.

-Хочется отдохнуть, а включишь телевизор - и слышишь выстрелы. Нервы напрягаются, невольно говоришь: «Господи, зачем это? К чему? Отчего?»

Раньше было два слова «мир», и они отличались по написанию: м i р -Вселенная и м v р - Божественный, когда речь идёт о состоянии единения с Богом, потому что от Бога исходит всё, чем живёт человеческий дух, мысли и сердце.

Хорошо сказал Апостол Павел: Христос - наш мир (см. Еф. 2. 14). Это мир Божий, который над нами и в нас: «Царствие Божие внутри вас есть» (Лк. 17. 21). А что такое Царство Божие? По слову Апостола Павла, это любовь, надежда, вера, те дары благодати, которые делают человека счастливым, духовно здоровым, возвышают (см. 1 Кор. 13. 13).

-И всё это - вместе.

-Бог никогда не оставлял землю Своим промыслом. Но вот родился в пещере Христос - и Ангелы увидели: Господь вошёл в ткань мира. Они стали это благовествовать.

В яслях лежит Младенец - и вся земля удивляется. Есть такие Рождественские стихиры, в которых даже сама мелодия потрясающе тонко передаёт это веяние внутреннего мира, тишины, покоя. И даже мраз - мороз ночной, когда вся земля заснула. Смотришь на неё сейчас - она спит в покое, ждёт пробуждения. А в Рождественскую ночь, в тишине посетил её «свыше Спас наш, Восток Востоков».

Очень я люблю этот праздничный светилен и всегда прошу хор: «Исполните его!» Мелодия переливается, в ней широта, глубина, небеса с землёй соединяются. А в сердце всего - Младенец, наш мир Христос Бог. И вся природа замерла. К яслям склонились животные. Застыли в поклоне волхвы. Звезда сияет. Чудная картина!

Если бы Бог не любил нас, Он бы не пришёл на землю…

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

Два великих события озаряют радостным светом наш земной путь: Рождество и Воскресение Христово. Первое из них свидетельствует о любви и сострадании Божием к нам, второе – о Его победе над смертью.

О цели пришествия Сына Божия в мир образно и ярко говорит притча о заблудшей овце. Добрый пастырь оставляет девяносто девять овец, под которыми подразумевается ангельский мир, и отправляется в горы отыскать
свою заблудшую овцу – погибающий в грехах человеческий род.

Великая любовь Пастыря к гибнущей овце видна не только в том, что он лично пошел искать ее, но в особенности в том, что, найдя, взял ее на свои плечи и понес обратно.

Слово «обратно» говорит о том, что воплотившийся Христос возвращает человеку ту невинность, святость и блаженство, которые он утратил, отпав от Бога. А нести на плечах значит то, что древний пророк выразил следующими словами: «Он (Христос) взял на себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис. 53 гл .). Рождество Христово есть не только великое историческое событие, в нем кроется глубокая тайна спасения человека. Люди много писали и пишут о значении Рождества Христова, но часто главнейшая цель воплощения Христова остается необъясненной. Христос стал человеком не только для того, чтобы научить нас истине или дать добрый пример, но, главным образом, для того, чтобы нас соединить с Собою – приобщить нашу поврежденную и нравственно истощенную природу к Своему Естеству и этим влить в нас животворящую струю Своей Божественной силы. С Его пришествием в мир целью нашего существования стало не только переселение в лучшие условия райской жизни, но полное возрождение и преображение нашего существа силой всемогущего Бога. Праздник Рождества Христова именно напоминает нам об этом.

Осуществляется же это приобщение верующего к Бого-Человеческой природе Христа в таинстве Евхаристии, когда принимающий Его пречистое Тело и Кровь таинственным способом соединяется с Ним. Инославные христиане, не верящие в реальность чуда Причащения, слова Спасителя «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Я в нем» (Иоанн 6:56) толкуют иносказательно, думая, что здесь речь лишь о духовном общении с Ним. Но в таком случае воплощение Сына Божия было бы излишним. Ведь еще до Рождества Христова праведники удостаивались благодатного общения с Богом, тем не менее рай оставался закрытым для них, потому что их природа еще не была обновлена Христом.

Нет, человек болен не только духовно, но и физически. Грех глубоко и многосторонне повредил нашу природу. Поэтому Христу необходимо было исцелить всего человека, а не одну лишь его духовную часть.

Чтобы отвести всякие сомнения в необходимости всецелого общения с Собой, Господь Иисус Христос в Своей беседе о Хлебе Жизни так говорит: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить кровь Его, то не будете иметь в себе жизни: всякий ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоан. 6:53-55). Таким образом воскресение тела поставлено в неразрывную связь с соединением с Бого-Человеком.

Немного позже, в беседе о виноградной лозе, Христос объясняет Своим ученикам, что именно в тесном соединении с Ним человек получает необходимые силы для духовного развития и совершенствования: «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть Лоза, а вы – ветви. Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15:4-6).

Некоторые святые Отцы справедливо уподобляли Причастие таинственному Дереву Жизни, данному нашим прародителям в Эдеме (Быт.2:9 , 3:22), а ныне уготованному на Небе «для исцеления народов» (Ап.2:7 и 22:2). Поистине в Причащении христианин приобщается к бессмертной жизни Живущему во веки веков (Ап.4:9)!

Таким образом, в духовном и физическом возрождении человека заключается цель воплощения Сына Божия. Духовное обновление совершается в течение всей жизни христианина. Обновление же его физической природы завершится в день всеобщего воскресения мертвых, когда «праведники просветятся, как солнце в Царстве Отца их» (Мат. 13:43). Причащение не умаляет значения личной веры и подвига христианина или его добрых дел. Ведь без веры человек не может познать Бога и путь духовной жизни. Подвиги укрепляют человеческую волю в добре. Добрые же дела являются естественным проявлением веры человека. Они – плоды искренней, здоровой веры. Вера, подвиги и добрые дела взаимно укрепляют друг друга, но возрождение человека совершается Богом. Каждому верующему необходимо этот факт отчетливо понять.

Современному христианину-сектанту не хватает отличительного свойства евангельской заблудшей овцы: послушания Богу и смирения. Даже тогда, когда он искренне жаждет спасения, то хочет спастись по-своему, а не так как учил Христос. Кто же подлинно стремится к возрождению, тот получит его во вкушении от «Дерева Жизни.» И для него Рождество Христово не есть только важное событие прошлого, но сегодняшнее чудо приобщения человека к переизбыточествующей жизни воплощенного Сына Божия.

Замечательно то, что соединяясь с Христом в Причащении, мы через Него соединяемся и друг с другом в единую Церковь (Еф.1:10) – эту великую небесно-земную семью, эту вселенскую организацию, эту неприступную скалу, об которую, по обещанному, сокрушатся все свирепые нападения адских полчищ (Мат.16:18)!

Епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский Александр

Слово «возрождение» или «рождение» (в духовном смысле) - слово новозаветное, и в Ветхом Завете оно практически не встречается, зато в Новом Завете употребляется много раз, и впервые его таинственно-духовное содержание открывается в беседе Христа с Никодимом (Ин. 3, 3–6): «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия <...> если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие <...> Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух».

Это мистическое богословие возрождения в Таинстве Крещения не раз упоминается апостолом Павлом (см. Тит. 3, 5; Еф. 5, 26), но особенно подробно его смысл раскрывается в 6-й главе Послания к Римлянам: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6, 4–5). Это мистическое обновление реализуется и в нравственном возрождении.

Понятно, что произнесённое Христом слово «возрождение» не может быть определено в рамках физико-биологической эмпирики. В духовно-нравственном смысле возрождение осуществляется в Таинстве Крещения, где благодатно рождается «новая тварь»; при этом возрождаемая «новая тварь» получает освобождение от мёртвости греха, и тогда-то, собственно, и начинается жизнь. Подробнее, но и таинственнее всего Сам Иисус Христос говорит об этом в беседе с самарянкой: «Если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: "дай мне пить", то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую <...> всякий, пьющий воду сию [из колодца], возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам Ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную <...> Настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4, 10–23).

«Живая вода», о которой говорит Христос, может быть понимаема многообразно. Это и вода святого Крещения, и благодатное новозаветное учение, и, наконец, непосредственное воздействие святой Личности Богочеловека, говорившего с самарянкой. Во всяком случае, возрождающее влияние личности Иисуса сказалось немедленно (что не раз видно в Евангелии). К концу этой беседы с Иисусом самарянка становится уже иной, чем в начале.

Возрождающая сила Божия, эта «живая вода», оказывается недействующей, если встречает сопротивление или хотя бы безразличие. Тогда оказывается необходимым период томительного, неясного ожидания. Душа иногда смутно, иногда определённо переживает свою мёртвость. И когда её касается возрождающая благодать, душа узнаёт, что её-то она и ждала всю жизнь.

Возрождение совершается Богом, и в результате возрождённые становятся «чадами Божиими» (Ин. 1, 12). Сам процесс возрождения разнообразен и по-человечески непонятен. Порою он происходит медленно и в таинственных глубинах души. «Царство Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он; ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мк. 4, 26–28). В иных же случаях, как при обращении апостола Павла на дороге в Дамаск (см. Деян. 9, 3–7) или как у одного из разбойников на кресте (см. Лк. 23, 40–42), это происходит мгновенно, хотя, по-видимому, и при этом происходит таинственная подготовка души. Но так или иначе, личность, бывшая прежде «чадом плоти», становится «чадом Божиим», а это и есть иное рождение, возрождение. Фольклорные произведения, сказки о «живой и мёртвой воде» фантазийно отображают этот реальный акт; он и на деле порою состоит из двух этапов. Первый - освобождение от сил, направляющих личность к ложной жизни, т. е. в конечном счёте к смерти; и второе - собственно вселение в очищенную душу сил, направляющих её к жизни и к свету. Беда, когда дело ограничивается одним первым этапом. Тогда с человеком может случиться история, подобная рассказанной Спасителем о семи нечистых духах: когда нечистый дух, выйдя из человека, возвращается вновь и, найдя дом его души «незанятым, выметенным и убранным», входит туда с семью товарищами, злейшими его. «И бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12, 44–45). Но возрождающая сила Божия, эта «живая вода», оказывается недействующей, если встречает сопротивление или хотя бы безразличие. Тогда оказывается необходимым период томительного, неясного ожидания. Душа иногда смутно, иногда определённо переживает свою мёртвость. И когда её касается возрождающая благодать, душа узнаёт, что её-то она и ждала всю жизнь. Таким возрождающим действием может обладать, например, слово Божие, о чём пишет Апостол: «Родил Он нас словом истины» (Иак. 1, 18).

Но, разумеется, одного начального момента возрождения недостаточно; возрождение должно действовать постоянно. Со стороны объективной это невозможно без Причастия Тела и Крови Христовых, ибо тогда жизнь Христова как бы перетекает от Христа к Его причастникам, как явствует из высокого сравнения Самого Иисуса: «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин. 15, 5); и даже более определённым образом: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54). Возрождённая Воскресением Иисуса Христа из мёртвых (см. 1 Пет. 1, 3) новая тварь обладает некоторыми особенностями подлинной жизни, которые одновременно являются отличительными признаками возрождённого человека.

Первый и главный из них - новый тип нравственного бытия, который слово Божие называет деланием правды: «Всякий, делающий правду, рожден от Него» (Бога – 1 Ин. 2, 29) , потому что возрождённый словом Божиим не может жить иначе. Делание правды органично для подлинной жизни. Но, разумеется, эта органичность несовместима с раз и навсегда заданной программой; это органичность иного существа, имеющего иные личностные свойства, прежде всего иной ум. «Мы имеем ум Христов», - пишет апостол Павел (1 Кор. 2, 16) . Иметь ум Христов не означает иметь другую, чем у всех людей, структуру мышления, или, например, никогда не заблуждаться, или думать о чём-то ином. По контексту послания апостола Павла «ум Христов» - это ум духовного человека, в отличие от душевного, то есть земного, который всё рассматривает с позиций своей, искажённой грехом психологии. Духовный же человек имеет истинное знание, исходящее от Бога, и потому может верно судить обо всём и знает всё. Таким образом, ум Христов - это ум цельной, неразделённой, т. е. возрождённой личности.

Такая возрождённая от Бога личность становится живой для Бога, но тем самым - мёртвой для прежнего образа жизни, для греха (см. Рим. 6, 11). Эта «мёртвость для греха» или, по другому выражению Апостола, «распятие себя» греховному миру, а мира - себе (см. Гал. 6, 14) есть, с одной стороны, реальное проявление нравственного итога жизни личности, а с другой стороны - необходимое условие её возрождения.

Полнота цельной, нравственной, возрождённой личности, будучи простой, вместе с тем может быть рассмотрена в различных аспектах в соответствии с различными категориями новозаветного нравственного опыта, такими, как вера, надежда, любовь, христианская радость, покаяние, мир, благость, послушание. Но не сами по себе эти различные нравственные ценности дороги и важны, но потому, что в их единстве раскрывается возродившаяся во Христе личность, органически и цельно сознающая себя - и в своей личной неповторимой уникальности, и в единстве любви с братьями и сёстрами, и в нерасторжимой общности с Иисусом Христом.

Да и собственно самосознание представляет тогда собой нечто большее, чем просто рационалистический, интуитивный или вообще любой психологический процесс, даже и самый совершенный. У возрождённой личности раскрывается духовная содержательность самосознания, при котором «я» оказывается существенно более значительным, чем просто индивидуальный феномен, - и по собственному переживанию, и в связи с другими такими же «я». Личность прозревает свою духовную природу не воображательно, но в тех реальных духовных контекстах, которые открываются Богом. Иначе говоря, это знание Божественное и Самим Богом даётся. Личность же при этом, сохраняя свою неповторимость, лишь воспринимает это знание, но не пассивно, а в непрерывном нравственном действовании.

Это самосознание возрождаемой личности победительно: «всякий, рожденный от Бога, побеждает мир» (1 Ин. 5, 4) . Эта победа состоит в свободе (как независимости). Человек, победивший мир (включая в реальность мира и реальность эмпирического невозрождённого «я»), знает свою победу не в том, что она даёт ему полную независимость от условий существования (невозможно, например, совсем не есть или не одеваться на холоде), а в том, что эти условия сами по себе не имеют для возрождённой нравственной личности никакой нравственной цены, они ей личностно безразличны. Для возрождённой личности открываются подлинные личностные идеалы, но не в холодной, отвлечённой схеме, а в живой личности Иисуса Христа, с Которым человек связан верою, вкушением Его Тела и Крови и нравственной жизнью, в которой он стремится уподобиться Христу.

Бог может и «из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3, 9) , но обычно новые личности воссоздаются на материале прежних. И хотя отличие новых от прежних может быть разительным, всё же и личность в своём самосознании, и другие окружающие её люди не могут не признать, что, какая бы она ни была новая, возрождённая, в некотором существенном смысле она та же, то есть Бог возрождает новую личность на материале и при участии прежней и, значит, в человеческой личности имеются те свойства, ради которых и воплотился Богочеловек.

Человек не мешок с качествами и даже не просто хороший мозаичный узор, в котором всё великолепно подобрано и пригнано. И не самодовольство заставляет человека считать себя образом Божиим.

Речь идёт не об отвлечённых психологических особенностях, какими бы ценными они ни были. Человеческая личность не состоит из различных нравственных, умственных, интуитивных и всяких прочих качеств - они только различаются, открываются, воплощаются в личности. Человек не мешок с качествами и даже не просто хороший мозаичный узор, в котором всё великолепно подобрано и пригнано. И не самодовольство заставляет человека считать себя образом Божиим. (Хотя в гуманистическом безумии человек может ставить себя на высший пьедестал вне и помимо Творца, не видя, что этим он в своём испорченном сознании не возвышает, а принижает значимость человеческой природы и личности.)

Богооткровенное знание об образе Божием в человеке потому и было так радостно принято, что оно дало точный ответ человеку, смутно чаявшему и непрерывно искавшему свои смысл и назначение; потому что при этом понимании - и только при таком понимании - даже и ошибки могли правильно оцениваться: человек узнал цену ошибки. Более того, зная, каков образ Божий, он мог гораздо более основательно догадываться, каков же Сам Бог, каким бы ни оказался потрёпанным этот образ.

Человечество воздыхает по подлинной свободе и взыскивает её; но это же стремление закабаляет личность, делая её зависимой от поисков, осуществлений, постоянных недовольств из-за неполноты или ошибочности этих осуществлений

И всё же как значительны и самые эти качества, взятые в рассмотрении хотя бы и абстрактно, а тем более применительно к человеческой личности! Как ни искажена порой у человека свобода - одни неузнаваемые клочки только, кажется, и остаются, - а всё равно свобода! Даже в словесных злоупотреблениях: политическая свобода, экономическая свобода, свобода печати и проч. (как многие из них смешны!) - можно рассмотреть желанный лик подлинной свободы. Разумеется, в поисках этих свобод люди занимаются мнимостями - мнимостями как по реальному содержанию этих квазисвобод, так и по пониманию смысла свободы. Стремление ко всем этим свободам - проявление того, что человечество воздыхает по подлинной свободе и взыскивает её; но это же стремление закабаляет личность, делая её зависимой от поисков, осуществлений, постоянных недовольств из-за неполноты или ошибочности этих осуществлений, равно как и имение многих земных благ лишь на первый взгляд освобождает человека от заботы о них, на самом же деле лишь ещё больше привязывает его к этим благам. «Некоторый человек был богат; одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его» (Лк. 16, 19–21) . Из этих двоих - парадоксальный факт - большей независимостью, в частности, от условий жизни, обладал Лазарь.

Но как (сознательно или несознательно) ни ограничивает человек свою свободу, и в самом этом ограничении проявляется свобода, в самом выборе. Вообще с ситуацией выбора, то есть возможности проявления свободы, человек сталкивается по многу раз ежедневно, обычно не замечая этого. Во всяком случае, человек не всегда видит нравственную сторону своего выбора (хотя некоторым тонким образом она присутствует почти всегда - как согласие с волей Божией или как противление ей). И вот в этом-то незамечаемо или замечаемо свободном выборе, сильно своевольном или почти безвольном, обдуманном или бессмысленном, с яркой эмоциональной насыщенностью или бесчувственно тупом, всегда стандартно одинаковом в схожих ситуациях или демонстративно разнообразном, зависимом и независимом от интуитивных вспышек, ведущем к определённой цели или заведомо бесцельном, и проявляется более, чем в чём-либо другом, личность человека с её великим даром свободы.

Если когда человек и стремился, хотя бы в мечте, остановить бег времени, так это в моменты особо острого переживания любви; это и заставляет догадываться, что именно любовь связывает время и вечность

Особенно ощутимо аромат свободы действует в любви; вне подлинной свободы любовь представляет собой нечто уродливое; это не более чем тип влечения. Свободно-нравственная любовь и составляет драгоценное духовное ядро личности. И как бы ни растрачивалась, ни измельчалась и ни искажалась любовь в различных пошлых и уродливых пристрастиях, природа её, сердечное тяготение к некоему центру жизни остаётся неизменным и узнаваемым, и, ощутив его, всякий скажет: это она, любовь. И с другой стороны, при всём единстве природы любви и похожести многих её проявлений, в частности, словесных (известно, как скуден набор слов, в которых выражается такая разновидность любви, как влюблённость), как неповторимы и тонки личностные её проявления, и как в этих тонко различимых переживаниях любви, может быть, более всего различаются и узнаются личности! И уж литераторы-то понимали всегда, что если когда человек и стремился, хотя бы в мечте, остановить бег времени, так это в моменты особо острого переживания любви; это и заставляет догадываться, что именно любовь связывает время и вечность; но любовь не как абстрактная категория и не как бессодержательное влечение, но как личностное, глубокое духовное переживание. Свобода и любовь рождают весь строй нравственных и иных движений сердца, его чувствований; и это создаёт неповторимый нравственно-психологический колорит личности.


Жизнь - это прежде всего встречи с разными людьми, наполненные то различного рода притяжением, то противостоянием. Отношения в этих встречах могут так капризно и изменчиво варьировать, фокусировать движение чувств то одним, то другим образом. И здесь, разумеется, раскрываются букеты ядовитых греховных осуществлений, но порою и виртуозно осуществляются высокого качества нравственные акты.

Особую ценность представляет та великая реальность человеческой личности, которую святые отцы называли владычествующей частью души, - ум. Как многообразно поле его деятельности: и простые рассудочные движения бытового характера, и едва улавливаемые трепетные всплески полуинтуиции и полумысли, и холодные рационалистические суждения философствующей машины, и великие прорывы к небу, и постоянно наполняющие жизнь дешёвые маленькие хитрости, и глубочайшие философские системы, в которых Откровение находит своё совершенное воплощение, и различные научные открытия и изобретения - от величайших до прикладных, и ясное умение формулировать мысль, и чрезвычайные ошибки, влекущие за собой тяжелейшие последствия. Нет ни одной области бытия, куда бы ни пытался пробраться и заняться своей рефлектирующей деятельностью ум человеческой личности, никогда не забывающий о самосознании. И как удивительно кружева личностной мысли вплетаются в движения чувств, не нарушая свободы интуиции и любви, но лишь сообщая им новое богатство (хотя порою и неполезное для личности, ибо нравственно отрицательное).

Наконец, каждой личности, как бы общество ни влекло её к нивелировке и как бы она ни соглашалась на эту нивелировку сама, Богом даны и особенные художественные дары (для самостоятельного творчества или для восприятия). Из них первым следует назвать дар слова - гораздо больший, чем просто художественный дар. Недаром Божественное Откровение называет вторую Ипостась Божества Богом Словом, а великие учителя Церкви назывались богословами. Чистое, глубокое, живое слово выражает правду Божию, несёт добро людям, раскрывает красоту мира и само становится частью этой красоты. Словом же люди входят в общение с Богом, Ангелами и другими людьми; слово выражает знание о мире и о мысли; словами человек молится, кается, благодарит, просвещает, веселится, утешает и умиротворяет. (Но слово же может нести ложь, зло, безобразие и всякую порочность.) В слове всегда слышится и отпечаток личностного мира, сколь бы ни были упрощены и однообразны начала, к которым стремятся склонить словесную неповторимость личности время и общество (в частности, средства массовой информации).

Глаза человека - в зрительных образах, его уши - в звуках улавливают, а отчасти и создают живую организованную гармонию; и всё это поразительно и неповторимо раскрывается в мире человеческой личности. И чем ярче проявляется личность, тем более она (обычно - невольно) притягивает одних и отталкивает других людей.

Наконец, помимо категорий свободы, умственных, волевых, интуитивных, психологических, эмоциональных, словесных и эстетических характеристик, в наше особое рассмотрение входят и этические характеристики, безусловно, жизненно связанные со всеми вышеназванными, но, безусловно же, имеющие и свой собственный предмет, и содержание. Они составляют полноту ценностного переживания человеческой души, которая рассматривает все предметы (личности, ситуации и проч.) с позиций объективного блага и субъективного блаженства. Разумеется, субъективно оцениваемое качество (блаженство) по обычной человеческой греховности может ни по степени, ни по качеству не соответствовать реальному благу, но это не уничтожает факта нравственного переживания, постоянно входящего в жизнь, внутренний мир и поведенческие особенности личности. Вместе с тем любая схема, составленная с большим совершенством и со множеством живых подробностей, при всей возможной её «объёмности», при наложении её на любую живую человеческую личность оказывается недостаточной. В любой личности есть нечто неуловимое и невыразимое в слове, что и сам человек глубокой своей интуицией постигнуть в себе не может: некий аромат неповторимой человеческой тайны, оживляющей все эти психологические, умственные, эстетические, этические и прочие составляющие различных характеристических особенностей человека.

Впрочем, всегда ли в точном смысле слова оживляющей? Грехопадение, принёсшее в мир смерть, принесло и таинственное, непостижимое стремление к смерти в человеческой душе. И для того-то и Христос пришёл на землю, дав нам возрождение, чтобы выраженное и невыразимое стремление к смерти обратить в стремление к жизни - во всём, и прежде всего, разумеется, в любви и вообще в нравственной жизни, затем и в жизни разума, интуиций, чувств, чтобы таким образом возрождённый человек предстал как совершенный человек.