Что читать последние 10 дней рамадана. Последние десять дней Рамадана – возможность достичь Рая

Мы вступаем в последние десять дней Рамадана. Обычно в это время все меньше друзей приглашают друг друга на ифтары, все меньше людей приходят в мечети на таравих-намазы и все чаще ходят по магазинам и возвращаются к привычным делам.

Я помню, что когда я была еще ребенком, родители говорили нам при наступлении середины Рамадана – не волнуйтесь, вы достигли вершины холма, теперь двигаться будет легче, поскольку будем ехать под гору. Это убеждение закрепилось у нас, в связи с этим мы небрежно относимся к последним дням Рамадана, поэтому упускаем самые важные дни этого месяца.

Однако, именно в это время Аллах призывает нас работать для достижения Рая. А мы вместо этого думаем о том, что приготовить на обед в праздник Ид аль-Фитр и какие покупки совершить для этого в магазине. В связи с таким настроем провести последние дни Рамадана становится действительно нелегкой задачей, здесь понадобится сильная вера.

Когда месяц подходит к концу, мы вступаем в период, в котором находится важная и благодатная ночь Лейлатуль-Кадр. Эта ночь огромных наград, идеальное время, которое нужно провести в одиночестве, читая Коран или провести его в мечети. Даже дома вы можете провести это время с маленькими детьми, объясняя им важность этой ночи.

Во время поста мы подражаем ангелам, которые не нуждаются в еде или питье. Поскольку мы люди, мы сотворены из земли, но когда мы соблюдаем пост, мы подавляем свои материальные желание и пробуждаем свою ангельскую сущность. Пусть этот месяц сделает нас и мы будем продолжать подражать ангелам в их покорности и служении Всевышнему.

Последние десять дней Рамадана считаются лучшим его временем. В нем есть ночь, про которую сказано, что она лучше тысячи месяцев. В суре Аль-Кадр сказано:

«1. Поистине, Мы [Аллах] ниспослали его [весь Коран целиком] (с Хранимой Скрижали на ближайшее небо) в ночь предопределения!

2. И что дало тебе знать [ты хоть знаешь] (о, Пророк) , что такое ночь предопределения [в эту ночь Аллах Всевышний определяет дела на будущий год]?

3. Ночь предопределения [дела, совершенные во время нее] лучше тысячи месяцев.

4. Нисходят ангелы (с небес) и дух [ангел Джибрил] в неё [в эту ночь] с дозволения Господа их для (исполнения) всяких повелений.

5. Она [эта ночь] – мир [благо и спокойствие] до восхода зари!» (сура 97).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил:

«Пришел к вам Рамадан, благословенный месяц, во время которого Аллах предписал вам пост, в это время открываются двери Рая и закрываются двери Ада, и мятежные шайтаны заковываются в цепи. В нем есть ночь, которая лучше тысячи месяцев, и тот, кто лишается ее благословений, поистине лишается всего» (Ан-Насаи, 2106, Ахмад, Сахих ат-Таргиб, 999).

Вот перечень некоторых вещей, которые мы можем сделать в эти десять дней:

1) Не теряйте даром время в эти дни!

В эти дни каждый момент имеет значение. Больше читайте Коран, зикр, дуа, дополнительных намазов, помогайте другим людям – награды за все это увеличиваются во много раз. Никто не знал о важности этих дней больше Посланника Аллаха (мир ему и благословение), про которого передают, что «он усердствовал в эти десять дней в поклонении так, как ни в какое другое время» (Сахих Муслим).

Если мы потеряем эту возможность, нам придется ждать целый год, надеясь, что мы доживем до него в добром здравии. Даже если мы доживем до следующего Рамадана, возможно, что у нас будут какие-то проблемы и житейские дела, которые не позволят нам использовать его в полной мере. Так что нет лучшего времени, чем обратиться к Аллаху именно сейчас.

2) Если у вас есть возможность, читайте Коран.

Можно долго говорить о достоинстве и ценности чтения Корана. Передается в достоверном хадисе, что сам Коран будет просить за тех, кто читал его ночью. Передается от Абдуллаха ибн Амра (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Пост и Коран будут свидетельствовать за человека в день воскресения. Пост скажет: «О Аллах, я лишил его пищи и других желаний в течение дня, так позволь мне заступиться за него». Коран скажет: «О, Господь, я лишил его сна ночью, так позволь мне заступиться за него» (Ахмад, 3882).

Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Лучший из вас – это тот, кто читает Коран и обучает ему других» (Сахих аль-Бухари).

3) Делайте дуа и просите прощения за свои грехи

Передается, что Пророк (мир ему и благословение) предупреждал:

«Человек лишается своего пропитания (ризка) из-за своих грехов» (Ибн Маджа, 4022).

Однако известно, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал:

«Тому, кто проведет Лейлят аль-Кадр в молитве с верой и в надежде на награду, простятся его предыдущие грехи».

Одним из лучших дуа, которые можно произносить в это время является такое дуа, которому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) учил Аишу (да будет доволен ею Аллах).

«Аиша передает: « Я спросила: «О, Посланник Аллаха, если я застану ночь Лейлат аль-Кадр, что я должна сказать?»

Он сказал:

«Скажи: Аллахумма иннакa ‘афуввун тухиббуль-‘афва фа`фу анни»

«О Аллах, Ты Всепрощающий и Ты любишь прощать, так прости же меня» (Тирмизи).

Вспомните все, что вы должны спросить у Аллаха и просите Его сейчас.

И, наконец, когда вы будете находиться в состоянии ибадата (молитвы и поклонения), пожалуйста, не забудьте в своих молитвах своих братьев и сестер, которые находятся в трудном положении по всему миру. Помните, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Мольба, которая получает быстрый ответ, эта та, которую совершает один мусульманин за другого в его отсутствие» (Хадис передали Абу Дауд и ат-Тирмизи).

Рамадан называют Карим, щедрый. Этот месяц действительно щедрый со всеми его благословениями и сокровищами. Во время этого месяца мы можем достичь прощения грехов. Желаю всем вам извлечь выгоду из этой щедрости. Пусть Аллах помилует нас, простит нас и ведет нас по прямому пути. Амин.

Рамазан – особенно благословенное время в жизни мусульманина, а последние его десять дней особенно значимы в жизни верующего.

Это самые благословенные дни самого благословенного месяца в году. В месяце Рамадан есть одна величественная ночь ‒ Ляйлятуль-кадр, когда поклонение Господу, как и любые благие деяния, даже самые приземленные, бытовые, более значимы по Божественному воздаянию, чем те, что совершались на протяжении тысячи месяцев.

Последняя треть Рамазана – это время освобождения от огня Ада. Пророк (мир ему) сказал в хадисе:

«Люди, приближается великий и благословенный месяц. В этом месяце есть ночь, которая лучше тысячи месяцев. Аллах сделал пост в течение дня этого месяца обязательным и молитва ночью похвальна в течение этого месяца. Кто будет делать добрые дела по своей доброй воле в течение этого месяца, это приравнивается к выполнению обязательного доброго дело в другое время, а кто сделает обязательное доброе дело это приравнивается к выполнению семидесяти обязательных добрых дел в другое время. Это месяц терпения, а награда за терпение – Рай. Это месяц доброты и милосердия. В этом месяце степень верующего увеличивается. Любой, кто в этот месяц даст пищу постящемуся, получит прощение за свои грехи и спасется от адского огня... первая треть месяца Рамазан является временем милости, вторая треть – прощения, третья предназначена для освобождения от адского огня...»

Неслучайно именно этой ночи посвящена целая сура Священного Корана!

Воистину, Мы [говорит Господь миров] низвели его [Священный Коран] в Ляйлятуль-кадр (в Ночь Могущества).

И откуда тебе [Мухаммад] знать, что такое Ляйлятуль-кадр (Ночь Могущества)?!

Ляйлятуль-кадр лучше, чем тысяча месяцев! Спускаются [в пределы планеты Земля] ангелы в эту ночь и ар-рух [ангел Джабраил (Гавриил)] по разрешению Господа их, в каждом деле. Мир. (Или: «В каждом деле в эту ночь [устанавливается] мир, спокойствие»).

Она [эта ночь, длится] до рассвета.

Пояснения и комментарии:

То, что в свое время последнее Писание ‒ Священный Коран ‒ был низведен из Хранимой Скрижали на первый небесный уровень из семи существующих именно в эту ночь, говорит о ее неописуемой величественности и особости пред Всевышним Творцом.

  1. Повторение «Ляйлятуль-кадр» трижды неслучайно. Такой прием в арабском языке указывает на уважение и значимость.
  2. «Ляйлятуль-кадр» означает «Ночь Могущества». Ученые высказывали различные предположения, почему этот временной отрезок назван именно так. Вот некоторые из них:

■ «могущественность и величественность ее в том, что Священный Коран был низведен именно в эту ночь»;

■ «…по той причине, что невероятно огромное количество ангелов спускается в эту ночь на Землю»;

■ «…проявление благодати, милости и прощения Господом миров в эту ночь несравнимо с таковым в другие ночи по своей значимости»;

■ «…верующий, проводящий эту ночь в молитвах, приобретает, по милости Всевышнего, необычно большое количество сил и жизненной энергии».

Слово «аль-кадр» может быть переведено и как «теснота» . Учитывая данное значение, теологи говорили: «В эту ночь на землю спускается столь огромное количество ангелов, что им становится просто «тесно».

Другой перевод ‒ «ограниченность» . Толкование отсюда следующее: осведомленность и знание о том, какая из ночей очередного месяца Рамазан будет именно Ляйлятуль-кадр, ограничены Всевышним. В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) даны только примерные ориентиры.

Порой «Ляйлятуль-кадр» истолковывают как «Ночь Предопределения». Это в том случае, если слово «кадр» читать как «кадар» . С учетом такого истолкования исламские ученые предположительно поясняли: «То, как данная ночь будет проведена молящимся и с какими молитвами (сердечным настроем) он будет обращаться к Богу, может значительно повлиять на последующий год жизни данного человека, идя в параллели и единстве с изначальной всеосведомленностью Творца» .

«Ляйлятуль-кадр лучше, чем тысяча месяцев!» ‒ когда в этих месяцах и среди многих тысяч дней в них нет самой этой ночи, нет Ляйлятуль-кадр.

Аят прямым текстом дает понять, что совершение любого благого дела в эту благословенную ночь, более вознаграждаемо пред Богом, чем совершение этого же благого поступка или действия, даже произнесение доброго слова, на протяжении тысячи месяцев. В этом ‒ проявление величайшей милости Творца к людям, часто забывающим о Нем, забывающим о вечности и о самих себе.

  1. «Спускаются ангелы в эту ночь» ‒ как спускаются с небес на землю, так и становятся ближе к верующим.
  2. «…И ар-рух [ангел Джабраил (Гавриил)]» . Всевышний, сначала сказав обо всех ангелах, а затем выделив отдельным упоминанием из этого огромного числа одного, указал на особое положение ангела Джабраила (архангела Гавриила) пред Собою.
  3. «В каждом деле» ‒ то есть ангелы спускаются как для низведения и выполнения велений Всевышнего, так и для того, чтобы установились, утвердились все те дела, что должны произойти в последующем году.
  4. «Она [эта ночь, длится] до рассвета» ‒ Ляйлятуль-кадр начинается сразу после захода солнца и заканчивается с рассветом, то есть с началом времени утренней молитвы Фаджр

Ищите Лейлят аль-кадр

«Ищите Лейлят аль-Кадр в последние десять ночей рамадана, когда до конца рамадана останется девять или семь или пять ночей» (Бухари).

Это самая важная ночь всего бесценного месяца. Чтобы вы ни делали, запланируйте провести нечетные из последних десяти ночей (т.е. ночи накануне нечетных дней, т.к. у мусульман началом суток считается магриб) в глубоком поклонении в мечети, дома или среди друзей. Отложите все другие занятия, так как по вознаграждению эта ночь стоит тысячи месяцев. Представьте, что поклонение одной это ночи приравнивается к непрерывному поклонению в течение 83 лет и 4 месяцев. Как можно это пропустить?

В эти ночи просите Аллаха удержать вас на пути ислама, укрепить вашу веру и мудрость и помочь найти путь наилучшего служения Ему и Его умме.

И обязательно добавьте это дуа:

Передается от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Я спросила: «О Посланник Аллаха! Как я должна молиться в Лайлат аль-Кадр?"" Он (мир ему и благословение Аллаха) ответил: "Ты должна читать следующее дуа: Аллахумма иннака aфувун тухиббул-афва, фафу` анни (Аллах, ты прощающий, и прости же меня)"» (ат-Тирмизи).

Признаки Ляйлятуль-кадр?

  1. У этой ночи есть свой необычный блеск, сияние.
  2. Эта ночь, по местным климатическим условиям, будет ни холодной, ни жаркой. То есть ночная температура будет средней для данного климата, местности и времени года.
  3. Она будет спокойной, безоблачной и без осадков.
  4. Звезды в эту ночь не падают.
  5. Наутро после этой ночи солнце взойдет чистым, без лучей, диском, мягко-красным. Свет его будет нежным, неослепляющим, подобным свету полной луны в безоблачную ночь.

Почему ее время окутано таинственностью?

Возможно, она сокрыта для того, чтобы люди не ограничивались одной ночью в году, когда они стараются быть далеки от греха и наиболее живы сердцем, душою.

Некоторые известные ученые говорили: «Человек должен искать Ляйлятуль-кадр в каждой ночи года». То есть оживлять ее молитвами, мольбой-ду‘а, размышлениями о мирском и вечном.

Скрытость и отсутствие четкой определенности в данном вопросе подобны неизвестности срока смерти, срока наступления Конца Света. Почему? Да потому что, имея возможность быть набожными сегодня, не нужно оставлять это на завтра, а тем более на будущие годы и десятилетия!

В Священном Коране немало сказано о достоинствах ночи Ляйлятуль-кадр: Воистину, Мы [говорит Всевышний, указывая на Свое величие, но никак не множественность] низвели его [Священный Коран] в благодатную Ночь. И Мы, поистине, предостерегаем (оповещаем) [людей теми назиданиями, что указаны Нами в Священном Писании, а также разъяснением ожидающего их в Судный День, в вечности]. В эту Ночь [Ляйлятуль-кадр] будут различаться [распределяться, становиться явными, определенными] все мудрые дела [окончательно решенные и утвердившиеся]. По Нашему приказу. Поистине, Мы ниспосылаем [низводим]. И это ‒ проявление милости Господа твоего. Воистину, Он ‒ Всеслышащий и Всезнающий .

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

Кто выстаивал ночную молитву [В первую очередь имеются в виду молитвы Таравих, Тахаджуд и Витр] в Ляйлятуль-кадр, веря в воздаяние и делая это только ради Всевышнего, тому будут прощены предшествовавшие грехи.

Каждая ночь последних десяти дней проводится так, будто именно она ‒ Ляйлятуль-кадр!

Больше позитива, энергии в делах, одновременно с умением прислушаться к своему сердцу, заглянуть в самые потаенные закутки. Читать Священный Коран, делать зикр, молить Всевышнего и просить у Него благословения (тауфик) в последующих намечаемых делах, благодати (баракят), обращаясь на языке, на котором нам легче всего излагать свои мысли, чаяния и пожелания.

В эти последние десять дней не следует забывать ценное наставление посланника Всевышнего: «Пусть в этот месяц вам будут присущи четыре качества. Часто вспоминайте о них. Два из них послужат причиной достижения довольства Всевышнего. Два других же необходимы для вас. Первое из этих четырех качеств ‒ это свидетельство Единобожия…» То есть частое повторение слов «ля иляха илля ллах» с осознанием того глубокого смысла, что кроется в них .

«…Второе ‒ обращение к Всевышнему с «истигфаром» [то есть мольбой о прощении и произнесении слов «астагфируллах» («О Аллах, прости прегрешения мои и прояви милость Свою»)]…»

Также можно читать молитву-ду‘а на арабском языке. Например, ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) однажды спросила пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «С какой мольбой-ду‘а лучше обращаться к Всевышнему в Ляйлятуль-кадр?»

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Говори:

Аллаахумма иннакя ‘афуввун тухиббуль-‘афва фа‘фу‘анни.
اَللَّهُمَّ إِنَّكَ عَفُوٌّ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي

«О Господи! Поистине, Ты ‒ Прощающий, любишь прощать. Прости же меня!».

Кто сильно желает и стремиться быть из числа уммы, о которой посланник Всевышнего молвил: «Моя умма ‒ она благословенна, над ней ‒ Божественная милость» ‒ проводят в ‘итикяфе в мечети последние десять дней Рамазана в поисках Ляйлятуль-кадр.

Что такое ‘итикяф?

И‘тикяф – это особое, одухотворенное, направленное на пополнение жизненных и душевных сил пребывание постящегося в мечети с намерением находиться в ней.

Мечеть должна быть из тех, где есть имам и проводятся обязательные молитвы.

В Священном Коране упоминается состояние и‘тикяфа: “И не имейте интимных отношений с супругами, когда вы находитесь в мечетях в состоянии и‘тикяфа” .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) соблюдал и‘тикяф ежегодно в последние десять дней месяца Рамазан, начиная с года его прибытия в Медину и вплоть до смерти.

Исламские ученые единодушны: и‘тикяф в последние десять дней месяца Рамазан для мужчин является сунной, то есть желательным действием. Безусловно, каждый человек должен самостоятельно и ответственно оценивать свои возможности, абстрагировавшись от рабочих, семейных забот, жизненной активности до 10 дней, не ущемляя права тех, кто находится под его опекой. Предполагается, что человек заранее все спланировал и его отсутствие в течение этого времени никому и ничему не навредит.

Суть нахождения в мечети с намерением и‘тикяфа состоит в том, что человек, особенно во время соблюдения поста, на некоторый период удаляется от мирских проблем, имеет возможность спокойно проанализировать последний год своей жизни, увидеть ошибки, погрешности и покаяться в тишине Божьего храма в состоянии умиротворенности души, находящейся еще в теле, попытаться постичь ту духовную атмосферу, в которой находились Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники.

В состоянии спокойствия верующий может очерчивать, строить планы последующих месяцев и лет, моля Всевышнего о благословении и помощи в достижении намеченных целей.

Для того, кто проводит несколько или все десять дней в мечети, особенно важно оградить себя от никчемных разговоров и дел, посвятив эти дни очищению своего сердца от пороков, слабостей, недостатков. Ведь все истоки нашей жизни, дел, помыслов берут начало именно там, в сердце. И конечно же, нужно просить и молить Бога укрепить себя, это немощное перед жизненными бурями человеческое существо, в вере, набожности и усидчивости.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 300.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 300, 301.

См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 30. С. 332

См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 30. С. 333, 335

Если хотите почувствовать скоротечность нашей жизни, обратите внимание, как проносится мимо нас месяц . Кажется, ещё вчера, мы с нетерпение ждали, когда же на небе появится молодой месяц, составляли рамадан-меню, торопились по дороге с работы, чтобы успеть на ифтар, а уже сегодня мы начинаем последний отсчёт.

10 дней… и самый удивительный месяц года покинет наши дома. 10 дней… и мы больше не будем спешить в мечеть на таравих-намзы. 10 дней… и наша жизнь вновь войдёт в обычную колею: завтрак-обед-ужин, дом-работа-дом. А так хочется чувствовать сладость , разделить его благодать на одиннадцать равных частей и вкушать каждый месяц в течение всего года, как редкий деликатес. Возможно ли это? Да! Ведь Аллах бесконечно щедр! Но для того, чтобы подпитывать свою душу до следующего месяца поста и молитв, мы должны хорошенько потрудиться и собрать богатый урожай в этом . Осталось совсем немного – 10 дней, но именно они могут стать поворотными в нашей судьбе.

Приблизимся ли мы к Раю, или останемся на прежнем месте, вернёмся ли мы к старым привычкам, или продолжим духовный рост? Сегодня мы говорим, о том, что делать, если вы хотите получить от последней декады максимум пользы и сохранить его благодать на весь год.

1. Любимый сериал – ВЫКЛЮЧАЕМ

Скорее всего, ещё в начале священного месяца вы ставили перед собой цель перестать смотреть телевизор. Если нет, то последние десять дней лучшее время чтобы спрятать пульт далеко-далеко…

2. Интернет – ВЫКЛЮЧАЕМ

8. Прощение – ПРОСИМ

А теперь поговорим о душе… Возможно, весь вы вынашиваете в себе мысль, чтобы попросить прощения, у тех, кого когда-то обидели, улучшить отношения с родственниками, вернуть тепло в супружескую жизнь. Последние десять дней Священного месяца – лучшее время для этого. Просите прощения у родителей, супругов, братьев, сестёр, знакомых, просите прощения у Всевышнего , и прощайте сами всех, кто мог тайно или явно вас обидеть.

9. Цели – РЕАЛИЗУЕМ

Возможно, ещё перед началом вы ставили перед собой какую-то цель – начать читать Коран, совершать дополнительные намазы, выполнять обещания, каждый день навещать родителей. Если в течение вы ещё не успели сделать первые шаги в достижении своей цели, то начните этот путь, пока благодать этого особенного месяца ещё витает в воздухе. Сделайте первые шаги, и Всевышний поможет вам достигнуть финиша.

10. Дуа – ПРОСИМ

До последнего дня, часа и минута просим у Всевышнего Аллаха всё, о чём тревожатся наши сердца. Просим показать дорогу к Его довольству, очистить от грехов, одарить Раем всех, кто нам дорог. Просим весь РАМАДАН и просим всю ЖИЗНЬ!

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Фото: shutterstock.com

Последние десять дней рамадана имеют ряд особенностей, благодаря которым они превосходят все остальные дни этого благословенного месяца. Это подтверждается многочисленными изречениями Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников.

Передают со слов Аиши, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в последние десять дней рамадана проявлял такое усердие, какое он не проявлял в другие дни (Этот хадис передали Ахмад, Муслим и ат-Тирмизи). В другом хадисе Аиши говорится: «Когда наступали последние десять дней рамадана, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, потуже затягивал свой изар, бодрствовал по ночам и будил членов своей семьи» (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим).

Это значит, что в последние десять ночей рамадана Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отдалялся от своих жен, чтобы полностью посвятить себя намазу и поклонению. В эти дни он поклонялся с особым рвением, подолгу совершал намаз, читал Коран, поминал Всевышнего Аллаха, раздавал милостыню и т.д. А по ночам он бодрствовал, простаивая ночи на молитве, читая Коран и поминая Аллаха сердцем, языком и телом.

Как мы уже отметили, причиной этого было величие последних десяти ночей рамадана, которые, по мнению многих богословов, считаются самыми славными ночами в году. А самой величественной среди них является ночь предопределения, которую Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники жаждали провести в поклонении.

Передают со слов Абу Хурейры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто постился в рамадан с верой и надеждой на вознаграждение, тому будут прощены совершенные ранее грехи, и кто выстаивал ночь предопределения с верой и надеждой на вознаграждение, тому будут прощены совершенные ранее грехи» (Этот хадис передали аль-Бухари, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи).

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, призывал верующих проводить ночь предопределения в усердном поклонении, и это не противоречит словам Аиши: «Я не видела, чтобы Пророк, мир ему и благословение Аллаха, выстаивал на намазе всю ночь до самого утра» (Этот хадис передал Муслим). Этот хадис указывает на то, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, никогда не совершал намаз всю ночь, однако это не означает, что он не бодрствовал до утра в последние десять ночей рамадана, так как он совершал разные обряды поклонения, а не только намаз. А лучше всего об этом известно Аллаху!

Мы уже отметили, что в последние десять ночей рамадана Пророк, мир ему и благословение Аллаха, будил домочадцев на намаз, чтобы они могли помянуть Всевышнего Аллаха и сполна извлечь выгоду из этих благословенных ночей. Верующему мужу не подобает упускать такую прекрасную возможность – он должен воспользоваться ею сам и призвать к этому членов своей семьи. Ведь месяц поста длится всего лишь несколько дней, но за эти короткие мгновения человек может заслужить милость Аллаха и обрести счастье как в этом мире, так и в мире вечном.

К сожалению, многие мусульмане бесполезно растрачивают эти ценные мгновения, проводя большую часть ночи в пустых развлечениях. Когда же наступает пора встать на ночной намаз, они засыпают и лишаются великого блага. А ведь в следующем году столь прекрасная возможность заработать Рай может и не представиться им! Сатана смеется над ними, обольщает их и сводит с пути Аллаха. Обращаясь к этому дерзкому врагу, Всевышний Аллах сказал: «Воистину, ты не властен над Моими рабами, за исключением заблудших, которые последуют за тобой» (аль-Хиджр, 17:42).

Благоразумный человек не станет потакать желаниям сатаны, зная о той ненависти, которую он испытывает к потомкам Адама. Он не скрывает своей вражды к людям и неустанно пытается отвратить их от всего, что приносит им пользу. Поэтому следуют его путем только маловеры, которые поступают вопреки требованиям религии и не прислушиваются к голосу разума. Всевышний сказал: «Неужели вы признаете его и его потомков своими покровителями и помощниками вместо Меня, тогда как они являются вашими врагами? Плохая это замена для беззаконников!» (аль-Кахф, 18:50). Он также сказал: «Воистину, дьявол является вашим врагом, так относитесь же к нему как к врагу. Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Пламени» (Фатир, 6).

# Еще одной особенностью последних десяти дней рамадана является уединение в мечети. Известно, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники уединялись в мечети для поклонения Всевышнему каждый год.

Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уединился в мечети в первые десять дней рамадана. Потом он продолжил уединение во второй декаде рамадана. Потом он сказал: «Я уединился в мечети в первой декаде рамадана, чтобы застать ночь предопределения. Потом я продолжил уединение во второй декаде. Потом мне было ниспослано откровение о том, что эта ночь – в последней декаде. Поэтому тот из вас, кто хочет уединиться в мечети, пусть делает это в последние десять дней рамадана» (Этот хадис передал Муслим).

Передают со слов Аиши, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уединялся в мечети в последние десять дней рамадана до тех пор, пока Всемогущий и Великий Аллах не призвал его к себе, а после его смерти также стали поступать и его жены.

В другом хадисе, переданном со слов Аиши, сообщается, что каждый рамадан Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уединялся в мечети на десять дней, а в последний год своей жизни уединился на двадцать дней (Этот хадис передал аль-Бухари).

А в хадисе Анаса б. Малика говорится: «Обычно Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уединялся в мечети в последние десять дней рамадана. Однажды он не смог сделать это, и на следующий год он уединился в мечети на двадцать дней» (Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи).

Передают, что Аиша рассказывала: «Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, собирался уединиться в мечети, он совершал рассветный намаз, после чего отправлялся к месту уединения». Аиша попросила его разрешить ей установить для себя палатку в мечети, и он разрешил ей сделать это. Услышав об этом, Хафса тоже установила для себя палатку. Вслед за ней Зейнаб услышала об этом и тоже установила для себя палатку. После рассветного намаза посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, увидел четыре палатки и спросил: «Что это?!» Ему рассказали о случившемся, и он сказал: «Что побудило их к такому благочестию? Уберите эти палатки, чтобы я их больше не видел!» В тот год он уединился не в рамадане, а в последние десять дней шавваля» (Этот хадис передал аль-Бухари, а в версиях Муслима и Абу Давуда сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, возместил пропущенное уединение в первые десять дней шавваля).

Из этих преданий следует, что уединение в мечети является желательным предписанием. Имам Ахмад сказал: «Я не слышал, чтобы между богословами были разногласия относительно того, что уединение в мечети является желательным предписанием».

Целью этого обряда является полное посвящение себя поклонению Всевышнему Аллаху для того, чтобы снискать Его благоволение и застать благословенную ночь предопределения. Поэтому во время уединения человек должен сторониться не касающихся его мирских бесед, поминать Аллаха, читать Коран, совершать намаз и другие обряды поклонения.

О смысле этого прекрасного обряда писал великий мусульманский ученый Ибн аль-Каййим: «Душевное благополучие и приверженность прямому пути, ведущему ко Всевышнему Аллаху, достигаются тогда, когда человек собирает свои помыслы воедино и полностью посвящает себя Всевышнему Аллаху. Если в душе наступил переполох, то привести ее в порядок можно только благодаря устремлению к Всевышнему Аллаху. Излишняя еда и питье, чрезмерный сон, бесполезные встречи с людьми, пустые разговоры – все это создает беспорядок в душе человека, разбрасывает его помыслы в различных направлениях, перекрывает ему путь, ведущий к Всевышнему Аллаху, ослабляет его, мешает ему и, наконец, останавливает его. Вот почему Могущественный и Милосердный Аллах смилостивился над Своими рабами и повелел им соблюдать пост, который позволяет человеку не излишествовать в яствах и напитках и избавиться от низменных страстей, мешающих ему приблизиться к Всевышнему Господу. Он предписал пост в той мере, которая приносит человеку одну только пользу. И благодаря этому раб извлекает из этого выгоду для своей мирской и будущей жизни. Пост не причиняет человеку вреда и не мешает ему благоустраивать мирскую и будущую жизни. А наряду с этим Аллах предписал Своим рабам уединяться для поклонения Ему. Смысл и мудрость этого предписания заключаются в том, чтобы человек устремился к Всевышнему Аллаху всей душой, посвятил себя Ему одному, уединился с Ним, отдалился от мирских дел и занимался только поклонением своему Господу. Во время уединения все заботы и помыслы человека связаны с тем, как лучше поминать и любить Аллаха и как лучше устремляться к Нему. Человек избавляется от всех остальных забот и помыслов. Его заботит только устремление к Аллаху. Его мысли заняты только поминанием Аллаха и размышлением над тем, как снискать Его благоволение и приблизиться к Нему. Он отказывается от общения с людьми ради общения с Аллахом и представляет себя в День великого одиночества, когда он окажется в могиле. Воистину, там человек не найдет собеседников и сможет радоваться общению только с Аллахом. В этом заключается смысл великого уединения. А раз так, то достичь поставленной цели можно только благодаря уединению во время поста. И поэтому уединяться для поклонения Аллаху полагается в самые славные дни поста. Это – последние десять дней рамадана» (Ибн аль-Каййим, «Зад аль-Маад», т. 2, стр. 82-83).

В Священном Коране и Пречистой Сунне ясно изложены правила, которые необходимо соблюдать во время уединения в мечети.

Мы уже упоминали хадис Аиши: «Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, собирался уединиться в мечети, он совершал рассветный намаз, после чего отправлялся к месту уединения» (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим).

Из этого хадиса следует, что уединение в мечети в последние десять дней рамадана следует начинать двадцать первого числа этого месяца после рассветного намаза. Однако Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад и многие другие богословы считали, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, начинал уединение в мечети до закатного намаза двадцатого рамадана. А после рассветного намаза он уединялся в палатке и начинал поклоняться Аллаху отдельно. Это мнение является правильным, поскольку позволяет совместить все предания о том, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уединялся в рамадане.

Во время уединения в мечети запрещается вступать в половую близость, а также совершать любые действия, предшествующие этому, например, целовать жену или прикасаться к ней с вожделением. Всевышний Аллах сказал: «Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях» (аль-Бакара, 2:187).

Шейх ас-Саади в комментарии к этому аяту писал: «Поскольку позволение вступать в половую близость с женами по ночам в рамадане не распространяется абсолютно на всех постящихся, Всевышний Аллах сообщил, что нельзя вступать в половую близость с женами во время уединения в мечети. Это откровение свидетельствует о законности уединения в мечети для поклонения Всевышнему Аллаху, отрекшись от мирской жизни. Из этого аята также следует, что уединение допускается только в мечетях, причем во времена Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, мечетями считались места, в которых регулярно совершались пять обязательных намазов. Из этого аята также следует, что половая близость нарушает уединение в мечети» (Ас-Саади, «Тайсир аль-Карим ар-Рахман», стр. 70).

Однако нет ничего предосудительного, если во время уединения верующий по необходимости беседует со своей женой или с кем-либо другим. Передают, что мать правоверных Сафийя бт. Хуйей рассказывала: «Я пришла к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда он уединился в мечети. Я навестила его ночью и побеседовала с ним. Затем я встала, чтобы уйти, и он встал, чтобы проводить меня» (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим). Тогда она оставалась в доме Усамы б. Зейда.

Во время уединения разрешается высовывать из мечети часть тела. Передают, что Аиша рассказывала: «Когда у меня были месячные кровотечения, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уединялся в мечети, он высовывал голову, и я мыла ее» (Этот хадис передал аль-Бухари). В другом хадисе сообщается, что Аиша рассказывала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, просовывал ко мне голову, оставаясь в мечети, а я причесывала его. Когда он уединялся в мечети, то приходил домой только при необходимости» (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и его текст приведен согласно версии аль-Бухари).

Что же касается выхода из мечети, то его можно подразделить на три категории.

К первой категории относится выход по необходимости, когда человек выходит из мечети для отправления естественной нужды, омовения, приема пищи и т.д. В этом случае он имеет право выйти из мечети, если не может сделать это, не выходя оттуда. Например, если при мечети имеется туалет и баня, где человек может справить свою нужду и искупаться, или если кто-либо приносит ему еду, то ему запрещается выходить из мечети, поскольку в этом нет необходимости.

Ко второй категории относится выход для совершения праведного деяния, например, для посещения больного или участия в похоронах. В этом случае разрешается выйти из мечети, если человек оговорил это условие, прежде чем начал уединение. Например, если родственник человека сильно болен или находится при смерти, то ему разрешается перед началом уединения сделать оговорку о том, что он будет навещать его.

К третьей категории относится выход из мечети ради того, что противоречит духу уединения в мечети, например, для торговли или половой близости. Если человек выходит из мечети с этой целью, то обряд уединения нарушается и лишается всякого смысла.

Еще одной особенностью последних десяти дней рамадана является ночь предопределения. Эта ночь лучше тысячи месяцев, и в нее происходят важные события, определяющие судьбы творений. О превосходстве этой ночи и том, как мусульмане должны проводить ее, мы поговорим на следующем уроке, если на то будет воля Аллаха.

В завершение этой темы мне осталось лишь добавить, что заключительный этап любого обряда поклонения, любого начинания имеет исключительное значение. Именно от него зависит, будут приняты усилия человека или нет, принесут они пользу или окажутся тщетными и бесполезными.

Передают, что Сахль б. Саад ас-Саиди рассказывал: «Во время одного из походов посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, встретил язычников, и мусульмане вступили с ними в сражение. Затем посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вернулся в свой лагерь, а язычники – в свой. Среди сподвижников посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был один человек, который не упускал ни одного случая, чтобы не пуститься в погоню за язычником и не зарубить его своим мечом, и люди стали говорить: «Сегодня никто из нас не сделал столько, сколько сделал такой-то!» Однако посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, он – из числа обитателей Ада!» Тогда кто-то из людей сказал: «Я буду всюду следовать за ним», и он поехал вместе с ним, останавливаясь там, где тот останавливался, и поспешая, когда тот спешил. А потом этот мужчина был тяжело ранен, и, желая поскорее расстаться с жизнью, он приложил рукоять своего меча к земле, а его острие – к своей груди, бросился на меч и покончил с собой. Тогда тот, кто следовал за ним, пришел к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Свидетельствую, что ты – посланник Аллаха!» Он спросил: «А что случилось?» Тот сказал: «Ты назвал того человека одним из обитателей Ада, и это поразило людей. Тогда я сказал: «Я расскажу вам о нем». Так я стал неотступно следовать за ним. Он был тяжело ранен и, желая поскорее расстаться с жизнью, приложил рукоять своего меча к земле, а его острие – к груди, бросился на меч и покончил с собой». Тогда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, людям может представляться, что человек совершает дела обитателей Рая, тогда как он относится к числу обитателей Ада, и людям может представляться, что человек совершает дела обитателей Ада, тогда как он из числа обитателей Рая!» В другой версии добавлено: «Поистине, все дела оцениваются по их завершению» (Этот хадис передал аль-Бухари).

Вот почему мусульмане должны чтить последние дни рамадана, уделять особое внимание поклонению в них и не упускать ни малейшей возможности совершить добрые дела в этот благословенный период

Трудно поверить, но Рамадан вот-вот закончится. Остались считанные дни, и для верующего такая возможность саваба наступит не раньше, чем через год. Последние 10 дней Рамадана самые благословенные, поэтому верующий должен увеличить свое поклонение и приверженность вере, так как в руках он держит драгоценный камень по имени Лайлат аль-Кадр, которая лучше 1000 ночей. Верующий должен стремиться достигнуть этой ночи, которая спрятана в последних 10 днях священного месяца. Это наш шанс стать ближе ко Всевышнему, достичь его милосердия и прощения прошлых и настоящих грехов.

1. Совершаем итикаф

Итикаф – пребывание в мечети в поклонении с намерением стать ближе к всевышнему, совершать постоянный зикр, восхваление Всевышнего. Итикаф является сунной посланника Аллаха (мир ему). Если верующий не имеет возможности совершать итикаф на протяжении 10 дней, он должен постараться совершить итикаф столько дней, сколько он может – нафль итикаф. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) посвящал себя итикаф (уединению для богослужения в мечети) в течение последних десяти ночей Рамадана, пока он не покинул мир, его жены следовали этой практике. (Аль-Бухари и Муслим).

2. Составляем список дневного поклонения.

Распланируйте и составьте список актов поклонения, которые вы должны совершить в течение дня и придерживайтесь его. Распределяйте свое время наиболее эффективно.

3. Увеличиваем поклонение в последние дни Рамадана.

Пророк Мухаммад (мир ему) особенно увеличивал свое поклонение в последние 10 дней Рамадана.

Айша (да будет Аллах доволен ею), сообщила: Когда начинались последние десять ночей (Рамадана), Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) бодрствовал в ночное время (для молитвы и поклонения), будил свою семью и готовил себя, чтобы быть более усердными в поклонении. (Аль-Бухари и Муслим).

4. Непрерывно читаем Коран.

Коран был ниспослан в благословенную ночь Предопределения, его следует много читать именно в эту ночь. Ведь наградой за прочтение одной буквы Корана в Рамадан является 700 хасана. Важно читать ежедневно суру «Йасин» после фаджра. Суру «Мульк» перед отходом ко сну, суру «Кахф» каждую пятницу.

5. Совершаем добровольные молитвы.

Награда за чтение фард намазов вне Рамадана является самой большой, которую может достичь мусульманин, но в Рамадан мы можем получить такую же награду за совершение добровольных молитв. Нужно стремиться совершать так много добровольных молитв, сколько мы можем, чтобы стать ближе ко Всевышнему.

6. Поминаем Всевышнего.

Увеличьте поминание Аллаха в последние дни Рамадана, восхваляя Его. В хадисе сказано: «В Судный День человеку покажут время, которое он провел в своей жизни. И он станет сильно сожалеть о каждом часе, который провел без поминания Аллаха». Это передал Ибн Раджаб в «Джами‘ аль-‘улум уа-ль-хикам» (С. 135).

7. Совершаем дуа

Всевышний Аллах говорит в Священном Коране: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, - быть может, они последуют верным путем» (2:186).

Дуа обладает большим значением перед Всевышним. Аллах любит тех, кто совершает покаяние, и тех, кто обращается к нему в искреннем покаянии: «Воистину, Аллах любит кающихся…» (2:222).

8. В последние дни Рамадана увеличьте сунну, используя мисвак, сунны отхода ко сну, приема пищи, питья, и т.д.

9. Совершаем покаяние о прошлом и настоящем.

Последние десять дней Рамадана – это дни прощения Всевышнего, которое мы можем заслужить только путем поклонения и искреннего прошения.

10. Стремимся к ночи Предопределения

«Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В нее решаются все мудрые дела по повелению от Нас. Мы посылаем пророков и Писания» (44:2-5).

Первым условием получения вознаграждения в эту ночь, является бодрствование. Что же касается того, что именно должен делать человек в течение этой ночи, то в данном случае выбор за самим человеком. Он может: совершать нафиль или каза намазы, читать Коран, делать как можно больше дуа или предаваться размышлениям. Все это является сунной. И нет сомнений, что если вы будете проводить в поклонении каждую ночь последних десяти дней Рамадана, вы непременно достигнете ночи Предопределения и обретете несменные блага, как если бы совершали поклонения 83 года.

07.06.2018 Резеда 11 378 2

Резеда Азиятуллина