Митрополит мстислав. В праздновании в тихвинском богородичном успенском монастыре приняли участие клирики поместных православных церквей

Мстислав,
епископ Тихвинский и Лодейнопольский
(Дячина Михаил Валерианович)

Родился 11 ноября 1967 г. Дата хиротонии: 22 мая 2012 г. Пострижен в монахи 26 марта 1998 г. Страна: Россия

Биография

Родился 11 ноября 1967 г. на Украине. В 1985-1987 гг. проходил службу в рядах Вооруженных сил.

В 1992 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию, в 1996 г. - Санкт-Петербургскую духовную академию. Назначен заведующим канцелярией Санкт-Петербургской епархии.

26 марта 1998 г. принял монашеский постриг с именем Мстислав в честь благоверного князя Мстислава, во святом крещении Георгия Храброго, Новгородского.

12 апреля 1998 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром рукоположен в иеродиакона, 4 декабря 1998 г. - в иеромонаха.

В 1999-2001 гг. - наместник Коневского Рождество-Богородичного монастыря.

В 2007 г. назначен секретарем Санкт-Петербургской епархии.

В 2011 г. возведен в сан игумена. Назначен благочинным Лодейнопольского округа Санкт-Петербургской епархии и и.о. настоятеля Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря д. Старая Слобода Лодейнопольского р-на Ленинградской обл. с сохранением должности секретаря епархии.

Решениями Священного Синода от 16 марта 2012 г. назначен (журнал № 16) на должность настоятеля (игумена) Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря и избран (журнал № 19) епископом Лодейнопольским, викарием Санкт-Петербургской епархии.

Наречен во епископа 23 апреля 2012 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве. Хиротонисан 22 мая за Божественной литургией в петербургском Николо-Богоявленском Морском соборе. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал № 16) назначен на новообразованную Тихвинскую кафедру.

Образование

1992 г. - Санкт-Петербургская духовная семинария.
1996 г. - Санкт-Петербургская духовная академия.

Минувший март принёс в Санкт-Петербургскую епархию большие перемены. Решением Священного Синода она был превращена в митрополию и поделена на четыре новых епархии: Выборгскую, Тихвинскую, Гатчинскую и Санкт-Петербургскую. Сегодня у нас в гостях духовный управитель одной из новосозданных епархий, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав (Дячина). Владыка милостиво согласился рассказать нам о «духовной географии» своей епархии и о своём пути в Церкви Христовой. Вот его рассказ.

КРАЙ ДРЕВНЕГО МОНАШЕСТВА

Всего лишь несколько недель назад появилась на карте Руси Православной наша Тихвинская епархия; и вы, быть может, думаете теперь: «Ну разве успела эта земля прославиться? Велик ли её вклад в духовную историю нашего Отечества?» Велик ли, - решайте сами: на наших землях стоят девять древних монастырей. И что же это за монастыри? Во-первых, Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, в котором пребывает хранительница русских рубежей Тихвинская икона Божией Матери - святыня, значение которой мы не можем и оценить по достоинству своим человеческим разумом. Некогда Сама Царица Небесная ступила в тихвинские пределы и чудесным образом принесла сюда свою икону, написанную евангелистом Лукой, - одного этого было бы достаточно, чтобы считать наш край святой землёй. А ведь у нас есть и другие славные обители.

Староладожский Свято-Никольский мужской монастырь - обитель древняя, исполненная благодатью, с давних времён почитаемая русскими людьми. И в той же Старой Ладоге есть Успенский женский монастырь, построенный ещё до татарского нашествия. Кстати будет заметить, что и сама Старая Ладога - первая известная историкам столица Руси; а значит, этот посёлок сам по себе является святыней для всякого русского человека.

Продолжаем перечислять: Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь, в глубокой древности основанный великим подвижником благочестия св.Антонием Дымским, одним из первых русских преподобных, Введено-Оятский женский монастырь, Свято-Троицкий Зеленецкий, созданный прп.Мартирием, Покровский Тервенический, Введенский Тихвинский женский монастырь и, конечно же, Троицкий Александро-Свирский. Не могу не сказать об этой обители особо: год назад я был назначен её игуменом и с тех пор не устаю удивляться обилию благодати Божией, разлитой здесь! Я не раз паломничал в Святую Землю, бывал и в Иерусалиме, и у Мамврийского дуба… Что сравнится с тем восторгом духовным? Только посещение Александро-Свирского монастыря, молитва у раки преподобного Александра. Не думайте, что я преувеличиваю: вспомните, что на этой земле было явление Пресвятой Троицы - событие неповторимое, которое в истории человечества прежде случилось только раз, в глубокой ветхозаветной древности… Преподобный Александр Свирский после праотца Авраама единственный на земле человек, лицезревший Божественную Троицу в виде Трёх Ангелов, - и этот святой человек почиет телом на нашей земле, а душой благословляет её с небес. Александро-Свирский монастырь - это наша северная Палестина, наш край Богоявления.

Вот и судите теперь, мал или велик удел Тихвинско-Лодейнопольской епархии на Святой Руси. Что говорить: Россию не удивишь святостью, в ней каждый уголок облагодатствован молитвой какого-нибудь славного подвижника, - и наш край тоже Богом не забыт, дары Господни здесь явлены преизобильно.

А СЕГОДНЯ?

Не раз приходилось мне слышать, что нынешние жители наших мест - народ в духовном отношении едва ли не дикий: давно забыты славные дела предков, к храму Божию усердия нет… Что ответить на это? Я бы сказал так: прежде чем осуждать людей, вспомните, в какие времена им пришлось жить, какие испытания перенести… А знаете ли вы, что в первые годы советской власти в Тихвинском районе были арестованы и вывезены все до одного монахи и священнослужители? Знаете ли вы, что население нашего края по большей части составлено из людей пришлых, не коренных, присланных сюда советской властью, чтобы поднимать местную промышленность? Может быть, это были и неплохие люди, но духовной и кровной связи с теми, кто жил здесь во времена расцвета Православия, у них не было; они не воспринимали наш край как святыню, понятия не имели о тех духовных сокровищах, что здесь таятся. Но разве они виноваты в своём неведении? Это мы будем виноваты, если не сумеем объяснить людям, на какой святой земле они живут! Давайте будем мудрее, давайте проявлять милосердие к тем нашим собратьям, кто ещё далёк от Церкви, кто возрос на закваске атеизма. Их трудно переубедить? Но мы должны это сделать - своей молитвой, своим примером: пусть хоть на миг они почувствуют в своих душах веяние благодати. Да, сейчас наша паства такова, что ей требуются не исполнители треб, а проповедники. Наш путь - путь апостольский, а апостолы не боялись проповедовать ни в синагогах, ни среди языческих капищ. Мы должны идти в школы, на предприятия, в общественные организации, нужно битвой духовной завоёвывать каждый шаг и укрепляться на достигнутых рубежах. Помните, что люди, как бы ни были они настроены против веры, в душе всё равно остаются и русскими, и православными: это у них в крови, пусть даже они сами и не осознают своих корней. Как бы то ни было, а семена добра лежат в их душах, и только мы можем так возделать эту землю, чтобы семена дали всходы.

Надо идти к людям с уважением, с любовью, с благодарностью. Вот пример: на территории Александро-Свирского монастыря наша епархия организует музей истории вепсского народа. Это наша дань благодарности вепсам - малой народности, которая подарила России великого святого, прп.Александра Свирского. Вепсов сейчас осталось очень мало, и мы надеемся, что наш музей поможет им сохранить свою культуру, свой язык, свою родовую память. И конечно же, мы думаем, что этот музей станет для них своеобразной и доходчивой проповедью Православия. Мы собрали немало собственных экспонатов, а недавно финское общество «Коневец» обещало прислать нам редкие образцы предметов вепсской культуры.

Что ещё сказать о современном состоянии епархии? Она пока не зарегистрирована официально - мы сейчас собираем необходимые документы, и с Божией помощью через несколько недель регистрация совершится. Территория епархии - это пол-Чехии или целый Люксембург: земли обширные, а население немногочисленно - всего около 500 тыс. человек. «Столица» епархии - это, конечно, Тихвин (сейчас мы ведём переговоры с городскими властями о выделении нам здания под епархиальное управление); но есть и вторая «столица» - это Александро-Свирский монастырь. Кроме того, у наших монастырей есть несколько подворий в Санкт-Петербурге (например, подворье Александро-Свирского монастыря на ул.Челиева, д.10), и это очень удобно: епархия, как я говорил, весьма большая, и многим нашим батюшкам сподручнее ездить на приём к епископу не в Тихвин, а в Петербург, на одно из подворий. Храмы и монастыри епархии - это древние сооружения, когда-то сиявшие несказанной красотой, а сейчас по большей части лежащие в руинах. Разумеется, своими силами нам всё это не возродить, - нужна помощь государства, без неё не обойтись; и руководство Ленинградской области с пониманием относится к нашим трудностям.

ПОЗВОЛЬТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ

…Всё зависит от наших батюшек: если они будут служить примером для своих прихожан, если они будут молиться, если смогут проповедовать, то епархия встанет на ноги и сможет жить полнокровной жизнью. Однако не только от батюшек всё зависит, но и от владыки: епископ во многом определяет духовное лицо своей церковной вотчины; а потому думаю, что не лишним будет мне немного рассказать о себе.

Меня иногда спрашивают: как случилось, что я из двух возможных для священнослужителя путей выбрал путь не самый лёгкий - монашеский?.. Что на это ответить? Да для меня как будто и выбора-то никогда не стояло: я с детства мечтал об иноческой жизни. Я родился в семье священника: папа мой, протоиерей Валериан Дячина, и сейчас служит в Луге… Моя духовная родина - великая святыня святорусской земли Почаевская Лавра: я с малых лет приезжаю туда для молитвы и трудов… Как рассказать о Почаеве? Духовные переживания трудно передавать словами… Помню, как в детстве я прикладывался к деснице прп.Иова Почаевского; а когда взрослым попал в Александро-Свирский монастырь и впервые приложился к деснице прп.Александра, я вдруг почувствовал что-то родственное, что-то духовно знакомое, как будто они были родными братьями - святой Иов и святой Александр, - хотя у прп.Иова рука тёмная, точно шоколадная, а у прп.Александра - совсем белая…

НАСТАВНИКИ

С десятилетнего возраста и до ухода в армию я окормлялся у знаменитого почаевского старца архимандрита Сильвестра. Вот человек поразительной судьбы! Он прошёл всю войну, служил в развед-роте, получил три ордена Славы, а после Победы ушёл в монастырь. Как это случилось? Однажды их рота попала в окружение, и все товарищи о.Сильвестра погибли - остался только он сам да его друг. Три дня бойцы сидели в болоте, прятались от немцев, а выйти не было никакой возможности: кругом враги. И вот, когда иссякла последняя надежда, друзьям явилась Сама Матерь Божия! Она указала им безопасную дорогу, а потом велела строго: «После войны идите в Почаевскую Лавру - там спасётесь!» И они оба выполнили этот завет: друг о.Сильвестра тоже постригся и стал о.Богданом. Как они дружили все эти годы! Это было настоящее духовное братство, при том что о.Сильвестр был украинцем, а о.Богдан - русским. Помню, о.Сильвестр рассказывал мне такую историю: как-то, ещё в советские годы, ему случилось лететь с Украины в Москву. Он был в монашеском облачении, и его вид потряс всех пассажиров: «Поп - а летает на самолёте!» «Эй, батюшка! - говорят ему. - Как же ты летишь на таком чудище - с крыльями, с хвостом?!. Можно ли монаху летать на драконе?» - «Что ж, - отвечает отец Сильвестр, - хорошо, что я на нём, а не он на мне!»

Надо признаться, мне всегда везло на духовных руководителей. Долгое время я служил в Псковской епархии, был иподиаконом у архиепископа Псковского и Порховского Владимира - нынешнего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Со многими славными тамошними старцами я тогда познакомился: и с о.Иоанном (Крестьянкиным), и с о.Адрианом (Кирсановым)…

Но особенно я благодарю Господа за то, что в течение 20 лет мне довелось общаться с о.Николаем Гурьяновым. Без его духовного совета я и шагу не ступал, и какой же благодатью наполнены для меня эти годы!.. Отец Николай мог прозревать будущее и в большом и в малом - мне не раз удавалось в этом убедиться. Вот простой пример - мне он почему-то запал в душу. Как-то раз на Покров мне очень захотелось съездить на остров Залита, но на носу сессия, экзамены, нужно сдавать церковнославянский язык… Преподаватель у нас был очень строгий - о.Александр Кудряшов: он всегда требовал, чтобы на экзамене мы показывали конспекты его лекций. А у меня этих конспектов не было! Я надеялся списать у товарищей. До поездок ли тут? Но желание пообщаться с отцом Николаем победило, и я, махнув на всё рукой, отправился на остров. Прошёл праздник Покрова, пора возвращаться, а у меня на душе кошки скребут: как же быть с конспектом? Вдруг отец Николай, которому я ни словом не обмолвился о своих бедах, подходит ко мне и говорит: «Не волнуйтесь, Миша (он всегда обращался ко мне на вы), - поезжайте спокойно: вы всё успеете. И церковнославянский сдадите!» Я приехал в Ленинград и узнал, что наш преподаватель куда-то уехал и экзамен откладывается на две недели. Понятно, что я успел переписать все конспекты, отлично подготовился и сдал успешно - по слову отца Николая!

КАК СТАТЬ ЕПИСКОПОМ?

Что греха таить, в ту пору я ещё подумывал о женитьбе и заводил знакомства с девушками, но как-то дальше простой дружбы дело никогда не заходило… А отец Николай всегда говорил мне: «Это не для вас. Вы епископом будете». Честно говоря, я ему не верил: какое епископство, - я, может быть, ещё женюсь!.. Но все девушки, с которыми я знакомился, очень скоро выходили замуж за других, и, надо сказать, расставались мы с ними без всяких обид: дружба продолжалась и продолжается до сих пор; все они сейчас замужем за священниками, всеми уважаемыми батюшками.

Когда я стал епископом, никто из моих знакомых не удивился: «Ну, тебе же это отец Николай предсказал!». Удивлялся только я сам: я и не представлял, какое это чудо - хиротония! Вдруг в душе раскрывается что-то новое, что-то, о чём ты и не подозревал, - какая-то светлая волна поднимает тебя над миром… У меня хранятся две мои фотографии, сделанные в один день: одна перед хиротонией, другая - после. Когда я их увидел, я был поражён до глубины души: на снимках два разных человека!

Перед самой хиротонией, всего лишь за 10 минут, ко мне пришёл один архиерей и сказал так: «Запомни, не то важно, что; ты, как епископ, будешь говорить людям. И даже не то важно, что ты сделаешь!.. Важно - как ты будешь молиться! На первом месте для тебя - твоя молитва Богу. А остальное - суета, она не должна возобладать над молитвой». Стараюсь всегда помнить эти слова…

Утром 8 сентября 2017 года в городе Луге Ленинградской области «в старости, насыщенный днями» (Иов 42:17), на 83-м году жизни отошел ко Господу иеросхимонах Валериан (Дячина ) – отец епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава, 55 лет прослуживший Богу в священном сане у престола. Из них более тридцати лет отец Валериан пребывал на Западной Украине: был настоятелем Архангело-Михайловского каменного храма в селе Белозирка Лановецкого района Тернопольской области, нес послушание настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы на Туниках в Кременце и благочинным храмов Кременецкого района Львовско-Тернопольской епархии.

Отец иеросхимонах Валериан родился в 1935 году в селе Бодаки, что на Волыни, в 25 км от Почаевской Лавры, в семье Феодоры и Никанора Дячина. Третьего ребенка назвали Валерианом, в честь мученика, память которого праздновалась в этот день. Мальчику повезло, он рос в воцерковленной семье, где чтились и строго соблюдались православные традиции. Дом родителей находился в 100 м от храма Николая Чудотворца.

Мама, Феодора Григорьевна, окончила церковно-приходскую школу, причем была одной из первых учениц, так как ранее в подобных заведения обучались только мальчики. Господь даровал ей чудесный голос, и уже в восемь лет она пела в церковном хоре. Голос ее был настолько чист, что на уездном смотре церковных хоров ей было присуждено, как солистке, первое место. А в качестве подарка преподнесено Евангелие, которое она читала с детства и которое стало путеводителем в ее жизни и в жизни ее сына, будущего священника Валериана. Пела Феодора Григорьевна в хоре до 82 лет. Господь даровал ей долгую жизнь, она прожила 95 лет.

Отец, Никанор Васильевич, родился в 1893 году, прошел Первую мировую войну, был награжден Георгиевским крестом. Трудился в сельском хозяйстве. Он умер, когда ему исполнилось 62 года. Сам Никанор Васильевич не служил в храме, но его отец, Василий Дамианович, был церковным старостой в течение 25 лет.

Кроме Валериана в семье росло два старших брата, Леонид и Владимир, и младшая сестра Мария. Однако почему-то именно младшего сына Валериана брали родители с собой, когда ходили в Почаев на богомолье в Лавру. А однажды отец сказал сыну: «Ты будешь батюшкой». Тогда юноша не придал значения этим словам. А они оказались пророческими.

Почаевская Лавра. Отец Валериан (в центре) с братией обители и отроками – будущими епископами нашей Церкви. 1978 г.

Семья жила скромно, но дружно. Каждый знал свои обязанности по дому, по хозяйству. Любовь к труду прививали детям с малых лет. Ребята помогали родителям, учились, рисовали, клеили елочные игрушки и, конечно же, посещали храм.

Подходили к концу годы учебы в школе, и перед молодым человеком встал вопрос, как жить дальше. Он имел хорошие литературные способности, а душа тянулась к храму. Решение было принято окончательно и бесповоротно: отдать свою жизнь на служение Господу и людям. Отец Валериан рассказывал и такой факт. После последнего выпускного урока он пошел вместе с одноклассниками к реке, сели на траву и решили по очереди поведать друг другу, кто кем хочет стать. «Я стану художником, а я военным…» – открывали секреты мальчишки, последним говорил Валериан: «Я буду священником». Это заявление ошеломило всех. «Как, в такое время, когда храмы закрывают?! Может, передумаешь?» – уговаривали друзья. «Нет, не передумаю», – последовал твердый ответ.

По окончании школы Валериан, как и все, был призван в советскую армию, где отслужил по совести три года. Предлагали остаться, продолжить военную карьеру. Но юношу, уже посвятившего себя служению Богу, подобно родному дяде Иоанну Дьячине, который в 1930-е годы стал священником в далекой Канаде и много лет (более 40 лет) служил в Американской митрополии, а с 9 марта 1941 г. и до кончины 17 января 1976 г. являлся настоятелем значимого собора Христа-Спасителя в Торонто, ждала Ленинградская духовная семинария. Он поступил в семинарию, несмотря на серьезный конкурс, сразу после демобилизации. Во время поступления Валериан познакомился с семинаристом Сергием Бучковским, братом своей будущей матушки. По окончании третьего класса семинарии в 1961 г. он женился на Таисии, к которой относился с большой нежностью и уважением.

В четвертом классе семинарии Валериан служил диаконом в академическом храме св. ап. и ев. Иоанна Богослова. Рукоположение в сан диакона состоялось 9 октября 1961 г., на престольный праздник академического храма. А по окончании обучения, 6 июня 1962 г., был рукоположен в священники митрополитом Пименом (будущим патриархом) в Троицком соборе Александро-Невской Лавры.

Во время четырехлетней учебы в духовной академии отец Валериан служил священником в академическом храме. Распорядок дня был довольно напряженным. Поднимались семинаристы в семь часов утра, служащий Литургию священник – около 5 утра. Затем – утренняя молитва, завтрак в столовой, занятия, обед, с 15 до 17 часов свободное время, после – подготовка к занятиям. В 11 часов сон. Отцу Валериану было несложно привыкнуть к такому распорядку, сохранилась армейская привычка к режиму. В 1962 году матушка Таисия родила дочь. Девочку назвали Софией. Пока батюшка учился в Ленинграде, матушка с дочкой жили на Украине вместе со своими родителями.

После служения Литургии. Луга

Защитив диссертацию, написанную в духовной академии на тему «Евангелие – как основа нравственности для христианина», отец Валериан получил ученую степень кандидата богословия. Годы обучения в духовной академии он вспоминал особенно, ведь с его курса вышло четыре архиерея. Один выпускник остался преподавать в академии, другой стал настоятелем Владимирского собора в Ленинграде, третий – в Ломоносове, и еще один – в Москве.

В 1966 году отец Валериан окончил духовную академию и по направлению Учебного комитета Московской Патриархии вернулся домой. В 1967 году у него родился сын Михаил, ныне епископ Тихвинский и Лодейнопольский.

В канцелярии Львовской епархии отцу Валериану предложили очень хороший вариант для служения: курортный город Залещики на Украине. Но обещание, данное родителям матушки Таисии перед женитьбой (жить всем под одной крышей и похоронить стариков на родине), не оставляло ему выбора. И он стал священником в селе Белозерка Лановецкого района на Волынской части Тернопольщины, в 60 км от областного центра, где служил смиренно, избегая духа властолюбия и карьеризма. Село большое, до 1000 домов. Молодой батюшка стал настоятелем храма архистратига Михаила. Тогда он с сотрудниками первые в области произвели ремонт храма. В Белозерке батюшка прослужил девять с половиной лет, после чего Указом митрополита Львовского и Тернопольского Николая (Юрика) был назначен благочинным храмов Кременецкого района, где находится известная Почаевская Лавра, и переведен на служение в город Кременец.

Расположенный в 25 км от Почаева Кременец насчитывал 33 тысячи человек населения. Отец Валериан служил помощником благочинного отца Сергия Каринковского, старенького и больного. А спустя три месяца был назначен настоятелем храма Рождества Богородицы и благочинным района. Служа настоятелем городского прихода на Туниках в Кременце, он привел храм в образцовый вид: прекрасное благолепие и идеальный порядок. Как добрый хозяин он заботился о благосостоянии всех храмов района, которые посещал в дни престольных праздников. Имея богословское образование, отец Валериан, сам замечательно проповедуя, старался поднять уровень проповедничества в приходах. Он особенно, как добрый отец, заботился о благочинии между клириками и высоком уровне духовной жизни духовенства.

Луга. На освящении престола

В Кременце семья прожила 25 лет. 31 марта 1972 г. митрополитом Николаем по благословению Святейшего Пимена, Патриарха Московского и всея Руси отец Валериан был награжден саном протоиерея. Жили скромно, но воспитанию и образованию детей уделяли большое внимание. Дочь и сын посещали музыкальную школу. Одиннадцать лет, вплоть до 1988 года, прослужил батюшка благочинным города Кременца и района, в этом большая заслуга матушки Таисии. Работы было очень много, порой на все не хватало времени. Ведь в благочинии насчитывалось более 30 приходов. Отец Валериан стоял у истоков возрождения в Кременце при Свято-Николаевском соборе Регентских курсов, которые вскоре стали Регентско-богословским училищем структурным подразделением Почаевской духовной семинарии.

В 1992 году отец Валериан был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета для регентов-псаломщиков церковных хоров, а спустя два года стал инспектором регентского отделения при Почаевской духовной семинарии, т. е. практически руководителем. Отец Валериан в учебный процесс и преподавание вкладывал всю душу и сердце. Батюшка был еще и редактором местной православной газеты. В 1987 году награжден орденом Сергия Радонежского 3-й степени. За работу инспектором регентского отделения при Почаевской духовной семинарии получил орден преподобного Нестора Летописца, а в 1991 году награжден митрой.

В 2000 году матушку Таисию настигла тяжелая болезнь – инсульт. Отец Валериан, видя, как нуждается в помощи родной человек, разрывался между домом и службой. После вневременной кончины матушки и выхода за штат духовенства Тернопольской епархии по возрасту, в 2000 г. он переехал в Санкт-Петербургскую епархию, где служили его дети: старшая дочь София, которая по окончании регентского отделения при ЛДА вышла замуж за выпускника академии Николая Денисенко из священнического рода, ставшего настоятелем храмов в Луге и благочинным Лужского округа), и сын игумен Мстислав (в миру Михаил), ныне епископ Тихвинский и Лодейнопольский. Проживая у дочери, он постоянно помогал молодым клирикам во время богослужений, был духовником мирян и духовенства... Надо отметить, что его дочь, матушка София, тоже с усердием служит Церкви и Господу своими певческими талантами. Она много лет руководит церковным хором и поет в нем. В 1996 г. протоиерей Валериан Дячина совершил первое паломничество во Святую Землю и в апреле 2007 г. побывал в Иерусалиме на светлый праздник Воскресения Христова и церемонии Благодатного огня.

Во время паломничества во Святую Землю. Храм Воскресения Христова. Раздача антидора

Личность блаженнопочившего отца Валериана, его пастырский облик и ревностное служение оставили особый след в жизни многих молодых юношей, которым он дал рекомендации на поступление в семинарии и на посвящение в священный сан. Он стал добрым примером для подражания для многих будущих пастырей нашей Церкви. Его молитвенный дух и умиление при служении, спокойный и в то же время величественный голос, настоящая мудрость и рассудительность, кротость и смирение, сердечные слова проповеди навсегда остались в душах тех, кто общался с ним. Он был настоящим воспитателем и любил учащуюся молодежь, умел наставлять её так, что все его слова, благопожелания и замечания становились незабываемыми и приносил для Церкви замечательные плоды.

Великим счастьем для настоящего духовного пастыря явилось осуществление его благого желания – принятия монашеского пострига, которого Господь удостоил его перед завершением земной жизни сразу в Великий Ангельский образ.

В воскресенье, 10 сентября, в день памяти преподобного Иова Почаевского, которого почивший пастырь так любил и чтил, было совершено его отпевание и погребение.

Знакомые и духовные чада отца Валериана в Украине и во многих уголках мира молятся Победителю смерти Господу нашему Иисусу Христу, дабы Он упокоил с праведными душу Своего верного служителя в месте, «идеже несть ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная» , и сотворил Новопреставленному вечную память.

Епископ Иов (Смакоуз)