Заочная служба в церкви не идет почему. Когда во время православных богослужений можно сидеть? Мнение иерея Андрея Чиженко


1. Как часто надо ходить в храм? Как часто можно и нужно причащать детей?

Чем чаще, тем лучше. В житейской ситуации, когда у человека полный набор житейских дел (дом, работа, дети и т.д.) - хотя бы по воскресениям. Причащаться взрослым можно и нужно в среднем 1 раз в месяц, детям можно чаще, но с благоговением, пусть и неидеальным, но с чувством уважения к Таинству. И главное - самим родителям причащаться, а не только детей привозить. Благодать Божия сходит на семью в первую очередь через ее главу.
Если бы родители сами причащались 1 раз в месяц, то детей можно было бы причащать и каждую неделю, внимательно следя при этом за тем, чтобы дети относились к этому как к награде, а не как к обязаловке. Детям можно в силу их восприятия пояснить, что Причастие - это Божественный Хлеб, очищающий их от злых поступков и мыслей, помогающий не болеть душой и телом.

2. Служба часто непонятна - нечеткие слова и неясное пение, можно ли в это время читать другие молитвы из молитвослова или надо купить последование службе и пытаться вчитываться в текст параллельно службе? А если текста нет, что тогда?
Сейчас издано множество книг с разъяснением хода службы . Купить их можно заранее, у нас в храме таких книг порядка 3-4. На службе можно только их использовать для уяснения некоторых неясностей. Но лучше это делать дома, а в храме молиться. Преподобный Серафим советовал, если чтение непонятно или плохо слышно, молиться Иисусовой молитвой: "Господи Иисусе Христе, помилуй меня грешного", но стараться и в службу вникать насколько можно.

3. До службы надо ли читать утренние молитвы или просто ехать в храм?
Утренние молитвы читаются до службы. Но если нет времени, то лучше кратко помолиться и ехать в храм к началу службы (или с детьми - к чтению Евангелия или даже к Причащению), а потом прочитать молитвы после службы, или читать дорогой в машине с помощью записи на диске, но с благоговением. Для семейных людей можно читать не все правило, а какую-то часть из него, посоветовавшись об этом со священником.

4. Обязательны ли посты в среду и пятницу?
Да, но для больных, беременных, солдат, путешествующих или несущих тяжелые физические нагрузки пост послабляется. Но не отменяется. Духовная составляющая поста при этом увеличивается. Можно добавить также земные поклоны. Вообще, лучше поговорить с духовником о ваших нормах поста.

5. Если надо уйти со службы пораньше, в какой момент службы нежелательно покидать храм?
Уходить со службы, если очень надо, допускается в любой момент. Но лучше, если не причащаетесь, дождаться окончания пения «Отче наш» и закрытия Царских врат.

6. Детям трудно выстаивать более 1 часа, жена не всякий раз хочет ехать в храм, получается: я привожу детей к причастию на 15 мин., еще 30-40 мин. нахожусь с ними в храме на молебне после причащения и должен выходить. Сам при этом не успеваю прислушаться, т. к. слежу за поведением детей. Может, давать им альбомы, чтобы сидели и рисовали, и за счет этого побольше самому постоять, или как?

Во-первых, можно уходить со службы сразу после ее окончания, не оставаясь на молебен, т.к. главное - это ПРИЧАЩЕНИЕ (молебен начинается с молитвы «Царю Небесный»). Во-вторых, можно давать детям альбомы, но пусть рисуют не в храме, а в притворе. А лучше пусть немного поухаживают за свечами - они это любят. Обязанность родителя - следить за детьми, так что придется этому уделять часть своего внимания, но надо и детей приучать не мешать отцу или матери молиться. Не надо чрезмерно им потакать, пусть приучаются к службе . Жена не хочет ехать? Пусть остается с детьми, а ты езжай, в следующий раз поедет. Бог должен быть на первом месте, на втором семья.

7. Как приучать детей к службе, мне порой ничего не понятно, а им тем более, как их удержать?

Приучать означает постепенно учить чему-либо. Хорошему учатся долго, а плохому - быстро. Учить других - очень просто, а вот научить - очень сложно. По-моему, детей можно научить чему-либо хорошему, в том числе и любви к церковной службе, если сам учитель (в данном случае - родитель) будет увлечен службой по-настоящему. Дети воспринимают в первую очередь чувства и внутренние переживания учителя, а не слова. Сам увлечешься по-настоящему, и они увлекутся. А вот как самому заинтересоваться службой? Для этого надо просить Бога, чтобы Он дал почувствовать, в том числе и детям с женою, благодать богослужения, красоту церковной службы, мир, рождающийся в душе после храмовой молитвы. Нужно найти время, чтобы хоть 1 раз в месяц придти на вечернее богослужение одному, побыть в храме наедине с Богом. Один знакомый архимандрит (теперь - архиепископ) как-то сказал, что нужно почувствовать сладость молитвы, чтобы стремиться молиться как можно чаще. Есть молитвы о даровании молитвы, можно молить Бога и о даровании церковной молитвы. Молитва есть, пишет свт. Феофан затворник, не просто слова, но рождающиеся от них чувства покаяния, смирения, благоговения и т.д...молись, и сама молитва научит тебя молиться.

8. Храмовые иконы общедоступны, не заразно ли подносить детей целовать икону, если делают они это автоматически, без должного трепета перед Богом?

По вере вашей да будет вам. Священник, после того как все причастятся, Всё, что осталось в Чаше, потребляет (съедает). Т.е., по-научному, он должен был бы столько болезней нахватать от людей, что и года не прослужил бы. То же касается и вопроса: "Можно ли заразиться от икон?" Зараза не передается через Святыню. Конечно, если заметили, что кто-то случайно или специально оставил после себя много следов на иконе, то надо сказать, чтобы её протерли, впрочем, за этим специально следят служащие храма.
Насчет благоговения у детей при целовании икон. От того, что дети неблагоговейно ведут себя за столом, их не лишают пищи, а приучают есть, как положено; то же и с иконами: приучайте целовать иконы с благоговением, а не запрещайте детям прикладываться к источникам святости и благодати. Икона - не просто изображение или картинка. Таинственен сам святой, изображенный на иконе.

9. Можно ли во время службы подходить и ставить свечи к иконам или кресту или целовать иконы?

Можно, но очень тихо, никого не отвлекая от молитвы. Лучше ставить свечи и целовать иконы перед началом службы, но если вы приехали с детьми к Причастию, то внимательно прислушайтесь, что сейчас происходит в храме. Если начался Евхаристический канон, то надо зайти в храм и стоять, ничего не ставя, а только молиться. Смотрите, как ведут себя бывалые, благоговейные прихожане, и поступайте так же. После «Отче наш» можно поставить свечи, но когда священник выйдет причащать, надо все отставить, сделать глубокий поясной поклон, или лучше земной, сложить руки на груди крестообразно и идти причащаться. К иконам обычно прикладываются до и после службы.

10. Обязательно ли после причастия пить компот (боюсь чтоб дети не подхватили какую-нибудь заразу, не думаю, что эти чашечки тоже обладают святым бактерицидным действием)?
Смотрите пункт 9. То, что пьют после причащения, называется не компот, а запивка. Делается это не потому, что нас хотят угостить сладенькой водичкой, а для того, чтобы ни одна крошка Тела Христова не осталась у нас во рту, и мы Её случайно потом не выплюнули.
Если нет веры церковным чашечкам, можно приходить со своими, даже запивку свою приносить. Но лучше веровать в чистоту церковных сосудов - Господь прокаженных касался и не заболевал, а мы будем каких-то бактерий бояться и людей, причастившихся Его Тела и Крови, чураться. Надо просто поверить, что Бог не попустит заразиться через Святыню и освященных Ею людей.

11. Как соблюдать рождественский и другие посты, если жена несознательна и требует близости?

«Если женщина просит…», то для сохранения семьи пост в этом отношении отменяется, но супруг пытается найти компромисс, чтобы реже вступать в близкие телесные отношения. Особенно накануне Праздников, воскресения, среды и пятницы. Главное - сохранять при этом мир в семье. А восполнить нарушенный телесной близостью пост можно путем более строгого воздержания в чем-то другом, например в деликатесах, в вине или пиве, в просмотре телепередач и т.д..

1. К утреннему посещению нужно готовиться следующим образом:
Встав с постели, возблагодари Господа, даровавшего тебе возможность провести ночь в мире и продлившего тебе дни для покаяния. Умойся, встань перед иконой, зажги лампаду (от свечи), чтобы она вызывала в тебе молитвенный дух, приведи свои мысли в порядок, всех прости и только тогда приступай к чтению молитвенного правила (утренние молитвы из Молитвослова). При этом надо помнить, что лучше прочесть одну молитву с искренним сокрушением сердца, чем всё правило с мыслью, как бы все это поскорее закончить. Начинающим можно пользоваться сокращенным молитвословом, постепенно прибавляя по одной молитве.

Перед выходом скажи:
Отрицаюсь тебе, сатана, гордыне твоей и служению твоему и сочетаюсь Тебе, Христе Иисусе, Боже наш, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Перекрестись и спокойно иди в храм, не боясь, что сделает тебе человек.
Идя по улице, перекрести дорогу перед собой, говоря про себя:
Господи, благослови пути мои и сохрани меня от всякого зла.
По дороге в храм читай про себя молитву:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

2. Приходить в храм следует за 10-15 минут до начала богослужения. За это время можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. В случае опоздания нужно вести себя так, чтобы не помешать молитве других. Если нет возможности свободно подойти к иконам и поставить свечи, попросите передать свечи через других людей.

3. Во время богослужения мужчины должны стоять в правой части храма, женщины — в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам. В православном храме запрещается сидеть, исключением может быть только нездоровье или сильное утомление прихожанина.

4. В храме неприлично проявлять любопытство и рассматривать окружающих. Недопустимо осуждать и осмеивать невольные ошибки служащих или присутствующих в храме. Во время богослужения запрещается разговаривать. Не следует осуждать и одергивать новичка, не знающего церковных правил. Лучше помочь ему вежливым и добрым советом. Свечи нужно покупать именно в том храме, в который вы пришли. По возможности не следует покидать храм до окончания богослужения.

5. При посещении храмов полагается одеваться так, чтобы большая часть тела была прикрыта. Не принято ходить в храм в шортах и спортивной одежде. Женщины не должны приходить в церковь в брюках, коротких юбках, с яркой косметикой на лице, недопустима помада на губах. Голова должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчины перед входом в церковь должны снять головной убор.

6. Не следует просить благословения у диаконов и простых монахов, так как они это делать не вправе. Благословляют священники и епископы, а также настоятельницы монастырей в сане игумений. Принимая благословение, следует складывать ладони крестообразно (правую ладонь поверх левой) и целовать правую, благословляющую руку священнослужителя, креститься перед этим не надо.

Можно ли принимать пищу перед посещением храма в утренние часы?
По уставу нельзя, это делается натощак. Отступления возможны по немощи, с укорением себя.

Как правильно креститься?

На правой руке складываем большой, средний и указательный пальцы, чтоб они соприкасались подушечками (символ Троицы – Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух), два оставшихся прижимаем к ладони (символ двойного естества Иисуса Христа – Бог и Человек). Далее руку подносим ко лбу (во Имя Отца), на живот (и Сына), к правому плечу (и Святаго Духа), к левому плечу (Аминь) и кланяемся.

Сколько времени надо находиться на службе?
Службу надо отстоять от начала до конца. Служба - это не повинность, а жертва Богу. Разве будет приятно хозяину дома, к которому пришли гости, если они уйдут раньше окончания праздника?

Можно ли сидеть на службе, если нет сил стоять?
На этот вопрос святитель Филарет Московский ответил: «Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя». Однако во время чтения Евангелия необходимо стоять.

Как правильно целовать иконы?
Лобызая св. икону Спасителя, следует целовать ноги, Божией Матери и святых — руку, а Нерукотворенный Образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя — во власины.

Как нужно себя вести при каждении?
При каждении нужно преклонить голову, словно Дух Жизни принимаешь, и творить молитву Иисусову. При этом нельзя поворачиваться спиной к алтарю - это ошибка многих прихожан. Надо лишь слегка развернуться.

Куда ставить свечи за здравие?

Свечи за здравие ставятся на любой подсвечник, кроме кануна (стола у Распятия) – там ставятся свечи с молитвой об умерших. Кому из святых? Как Вашей душе угодно, кому сердце укажет. Ваша молитва – ко Господу. А святые – наши заступники пред Ним и ходатаи. Можно также поставить свечи, например, к особо чтимым Вами и Вашей семьей иконам Божией Матери или Празднику.

Виды записок:

— о здравии: проскомидия, ектения, молебен.
— о упокоении: проскомидия, ектения, панихида.

И о живых, и об умерших можно также заказывать сорокоуст, полугодовое, годовое, пятилетнее и вечное поминовение.
Проскомидия: совершается перед Литургией: из просфор вынимаются частицы и кладутся в Чашу, готовится богослужебная просфора — Агнец. С записок, поданных на проскомидию, прочитываются имена. И частицы вынимаются за этих людей. Уже во время Литургии, после пресуществления Даров, вынутые частицы погружаются в Святую Чашу с молитвой ко Христу омыть грехи поминаемых.
Ектения: имена читаются во время Сугубой ектении после чтения Евангелия на Литургии.
Молебен: заказывается отдельная служба (точнее, это называется требой). В записке на молебен можно указать кому: например – молебен к какой-либо иконе Богородицы, святому…
Панихида: отдельная служба об умерших. Совершается часто. Есть еще Родительские субботы, перед которыми служится Парастас – специальная заупокойная служба. Записки, поданные на Родительскую субботу, читаются и накануне, в пятницу, на Парастасе, и в субботу на Литургии на ектении, и после Литургии на панихиде.
Сорокоуст: молитва во время чтения псалтири в монастыре в течение 40 дней;
полугодовое, годовое, пятилетнее и вечное поминовение – соответственно, по тому же принципу.
Подавать записки следует в свечную храма. Образцы есть везде. Если образец не вывешен – можно спросить в свечной храма об оформлении – вам все объяснят.

В записки пишут только имена крещеных людей. Новорожденных (еще некрещеных) пишут так: «имя матери» со чадом. Беременных – непраздной «имя». Если человек болен – болящей(го) «имя». Если записка об умерших – то нельзя писать самоубийц, некрещеных младенцев (о них молятся дома).

Что такое исповедь?

Исповедь подразумевает открытое к Богу сердце, искреннее желание стать лучше и расстаться с плохими мыслями и действиями, избавиться от желания совершать плохие поступки (по отношение как к окружающим, так и к себе). И раскаяние в том плохом, что уже совершено. Что является греховным? На эту тему достаточно толковой литературы, которую Вы можете купить в церковной лавке, например, «В помощь кающимся» Игнатия Брянчанинова.

Как готовиться к исповеди?

Здесь универсального рецепта нет. Да и не спросишь особо никого: а как ты готовишься к исповеди? Потому что это очень личный вопрос. Некоторые вообще на бумажке все пишут накануне. Главное, что нужно сделать – это настроиться на размышление о своих поступках и мыслях.

Как проходит исповедь?

Узнайте в храме о часах исповеди. Это может быть вечер (после или даже во время службы) и утро (перед Литургией). Если Вы знаете какого-либо священника (видели на службе, разговаривали и прониклись доверием) – узнавайте в свечной, когда он будет исповедовать. Лучше (особенно в первый раз) идти на исповедь к тому, кто Вас к себе располагает. Несмотря на то, что исповедуетесь Вы Богу, а не батюшке, личный фактор здесь влияет, и ничего мы с этим поначалу поделать не можем. Хотя, возможно, кому-то это и неважно.

Подходить на исповедь нужно в порядке живой очереди. Подойдя, преклоняйте голову. Начинайте «согрешил(а)» и перечисляйте грехи. После того, когда Вы сказали все, закончите исповедь «Прости меня, Милосердный Господи». После того, как Вы закончили исповедь, батюшка накрывает вашу голову епитрахилью (принадлежность богослужебного облачения – длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь) и читает молитву. Предварительно спросит ваше имя (не забудьте, что если Вас зовут Розой, а крещены Вы Надеждой, надо сказать «Надежда»). После молитвы Вы креститесь, целуете Евангелие, лежащее перед вами, и Крест (там же) и отходите от аналоя.
Главное: причащаться без исповеди нельзя, но исповедоваться без последующего причастия можно. Подготовка к причастию гораздо сложнее и больше, чем к исповеди.

Как готовиться к Причастию?

Три дня до Причастия положено поститься (не есть мяса, молочных продуктов, яиц, а постом – и рыбы). В пост входит также отказ от курения, выпивки и воздержание. Необходимо за время подготовки прочитать правило ко Причащению (оно есть в любом православном молитвослове). В сам день Причастия после 12 часов ночи (то есть с начала нового дня) не положено кушать и пить до конца Литургии. Раньше люди к причастию одевались в светлые одежды – была такая православная традиция. До службы или накануне положена исповедь.
Во время Литургии, ближе к концу службы, услышав пение: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь.», начинайте потихоньку перемещаться в правую часть храма. К Чаше подходят именно оттуда. После слов священника «Со страхом Божиим и верою приступите» (он выносит Чашу) и пения «Благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам» – читается молитва «Верую, Господи, и исповедую…» (вы ее уже узнаете после домашней подготовки к Причастию). Ее батюшка читает сам, но весь храм про себя (иногда, и вслух) повторяет. После молитвы под пение «Тело Христово приимите…» причащающиеся подходят к Чаше. Руки складываются крестообразно на груди – правая на левую.

Подходя к Чаше, называйте свое имя в крещении, открывайте рот и принимайте Тело и Кровь Господа. После этого целуйте край Чаши и отходите дальше в левую часть храма. Там берите кусочек просфоры и запивайте. Креститься и кланяться у самой Чаши не надо, чтобы не задеть ее. Также до того, как Вы запьете, не следует ничего говорить. После причастия сразу из храма выходить не следует. Дождитесь конца службы, поцелуйте Крест, который будет давать священник после проповеди, и только после этого обновленные выходите из храма. Не забудьте дома прочитать молитвы после Причастия. Или послушайте их в храме по окончании службы.

По выходе из храма

Благословение
Должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим. Сей обычай напоминает о том, что эта рука держала Святую Чашу Евхаристии.

Общее
Выходя их храма, сотвори три поясных поклона с крестным знамением.
Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедует нам и расходиться после богослужения в благоговейном молчании, с благодарением Богу, с молитвой, чтобы Господь даровал нам до конца нашей жизни всегда посещать Его святую обитель.
Курящим запрещается курить даже на улице в пределах церковной ограды.
Но совершенно необходимо вникать во все, совершающееся за церковным богослужением, чтобы питаться им. Только тогда каждый согреет свое сердце, возбудит свою совесть, оживит иссохшую душу и просветит свой ум.

Теперь отвечаем на часто задаваемые вопросы:

— корзинка с деньгами (около аналоя на исповеди, около запивки после причастия или еще где в храме) – это добровольная жертва, а не плата за таинство. Решайте по возможностям и по совести.

— то, что Причастие дается одной ложкой, Вас тоже пусть не смущает. Никто еще от Чаши не заразился.

— после первой исповеди (особенно, если вы каялись в тяжких грехах) Вас могут не допустить к Причастию. Редко, но такие случаи бывают. Идите спокойно домой, делайте то, что сказал священник, и готовьтесь к следующей исповеди. Подходить к Чаше без благословения нельзя.

— если у Вас есть потребность рассказать о чем-то священнику – договаривайтесь с ним об индивидуальном приеме. Во время исповеди долгие беседы неуместны – за вами, скорее всего, стоит еще много человек.

Что делать, если стоя на молебне или другом богослужении не услышал имени, которое подал на поминовение?
Бывает, что священнослужителей упрекают: дескать, не все записки прочитали или не все свечи поставили. И не знают, что этого делать нельзя. Не судите, да не судимы будете. Вы пришли, принесли - всё, ваш долг выполнен. А уж как священник сделает, так с него и спросится!

Согласно русской православной традиции, Бог находится в душе у каждого, и для того чтобы его попросить о чем-то, необязательно идти в церковь, поскольку текст мольбы доходит к Богу через слово. Порядок служения в церкви - это лишь земное воплощение веры. Сюда можно прийти, покаяться и получить благословение.

Многим людям очень важно не только чувствовать поддержку Бога в душе, но и видеть его воплощение в иконах, которые находятся в храме. В церкви проводятся богослужения по определенным канонам. Длительность и время начала отличаются в зависимости от церковного праздника.

Расписание проведения литургий

Для церковных обителей нет общего правила проведения Божественных литургий , заутрений, особенно в будни. Открывается храм рано утром. Время проведения определяется самим священником в зависимости от желаний людей, посещающих ее.

По большим христианским праздникам проводится вечерняя и утренняя литургия. Кроме того, молебен проводится в воскресенье. Начало службы в церкви по воскресеньям, как правило, происходит в 7-8 часов утра. В некоторых храмах заутреня и утреня может быть перенесена на час позже или на час раньше. Поэтому о заутрени нужно уточнять у служителей храма , в который вы ходите, сколько длится литургия утром, решают именно они. Вечерня в 19-20 часов. Ночное служение тоже бывает, но только по большим праздникам: Крещение, Пасха. Кроме того, проводится и крестный ход во славу Божью.

Сколько длится служба в церкви, зависит от значимости праздника. В будние дни она может проводиться в течение максимум 2 часов, а воскресная служба в православной церкви доходит и до трех часов.

Во сколько начинается вечерняя служба в церкви, также зависит от масштаба праздника. Самое раннее начало может быть в 16:00, самое позднее - в 18:00. Проходит такое служение в течение 2-4 часов. Если отмечаются церковные праздники, то ее разделяют на вседневную, малую и великую. проводится при использовании всенощного языка.

Виды богослужений

Независимо от того, кто проводит ее и в каком месте, все богослужения подразделяются на суточные, годовые и недельные. В полном объеме службы проводятся в монастырях, и именно монахи следуют всем канонам церкви. Монахи в полном объеме соблюдают правила церковных служений, а вот в маленьких церквушках они проводятся в зависимости от расписания, созданного служителями.

Каждый день недели отмечается в церкви и посвящен определенным моментам :

  • Воскресенье - малая Пасха, в этот день вспоминается воскрешение Христа.
  • Помолиться ангелам можно в понедельник.
  • Иоанн Предтеча слышит молитвы во вторник.
  • В среду вспоминают предательство Иуды и память Креста.
  • Четверг считается апостольским днем и посвящен святителю Николаю.
  • В пятницу проводятся службы, посвященные молитве за страдания Христа.
  • Суббота посвящена Божьей Матери.

Поэтому если у вас нет возможности ходить в церковь регулярно, то можно молитвы читать по дням в зависимости от того, кому они будут предназначены.

Церковные служения в будние дни

Верующие посещают храм не только в субботу или воскресенье, но и в будние дни. Ходить в церковь можно тогда, когда удобно верующему. При этом христианский приход всегда должен быть открыт. Суточный круг богослужений делится на 9 разных частей, и в него входят :

  • Начало круга происходит с 18:00.
  • Повечерие - чтение молитв в вечерний период.
  • С 12:00 ночи ведется полунощница.
  • Заутреня делится на следующее: первый час - с 7:00, третий час - с 9:00, шестой час - с 12:00, девятый час с 15:00.

Литургия, проводимая с 6:00, 9:00 и до 12:00, в суточный круг церковного служения не входит. Говоря об идеальном богослужении, каждый храм должен в это время работать, и все перечисленные службы должны проводиться.

Особенность их проведения зависит исключительно от главного священника церкви. В деревнях ранние и поздние чтения молитв происходят только в крупных храмах.

Служба в храме

Как было уже сказано, служба проводится в каждом храме, единственное, что есть разница во времени проведения и ее длительности. В течение суток главным богослужением является Божественная литургия.

На службе читается молитва, вспоминают Христа, а заканчивается она приглашением всех желающих пройти таинство Причастия. Оно проводится в промежутке времени между 6 и 9 часами.

В воскресенье проводится, как правило, одна служба, и называется она Евхаристической. Служба в этот день идет одна за другой. Утреня сменяется обедней, а обедня, в свою очередь, сменяется вечерней службой.

Не так давно в церковном Уставе были изменения, и теперь повечерье проводится только во время начала Великого поста. Если речь идет о церковных праздниках, то служба может не останавливаться, и одна сменяет другую.

Кроме больших служб, в церкви могут проводиться обряды и таинства, прочтение вечерних и утренних молитв, чтение акафистов в храме и многое другое. Все богослужения, независимо от времени проведения, ведется служителем храма, а посетители становятся его участниками.

Посещение церкви, прочтение молитвы на ночь или днем - это исключительно дело каждого. Никто не может заставить человека идти в храм и молиться. Только сам человек решает для себя, как поступить, что посетить и как донести свою мольбу к Богу.

Храм - это не только дом молитвы, но и место особого присутствия Божия, и подобно тому, как, собираясь в гости, мы стараемся выглядеть достойно, так и приходя в Церковь, следует помнить, к Кому мы приходим и Кто взирает на нас. Человек, который внимательно смотрит за состоянием своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания. Строгая одежда ко многому обязывает.

Женщины не должны приходить в Церковь в брюках, в коротких юбках, в кофтах и блузках без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах. Голова женщины должна быть покрыта платком, косынкой или шарфом.

Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор. Нельзя появляться в церкви в майках, шортах, спортивной неопрятной одежде.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НИЩИМИ, РАСПОЛОЖИВШИМИСЯ ПЕРЕД ХРАМОМ

Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого. "Думаешь ли, что тот, кто кормит Христа (то есть нищих), - писал святой Августин, - не будет накормлен Христом?" Ведь в глазах Господа мы из-за своих грехов, может быть, выглядим страшнее и ничтожнее, чем все эти несчастные, живущие на милостыню.

Не следует искушать себя мыслью, что нищие "зарабатывают" не меньше нас, а иной раз и одеты не хуже. С каждого спросится прежде всего за его дела. Ваше дело в данном случае - проявить милосердие.

Если вы видите, что перед вами нищие, все средства тратящие на пропой, дайте им не денег, а продукты: яблоко, печенье, хлеб и т.д.

О ПОВЕДЕНИИ В ХРАМЕ

Приходить в храм следует за десять - пятнадцать минут до начала богослужения. Этого времени обычно бывает достаточно, чтобы подать записки, купить и поставить свечи и приложиться к иконам.

Подходя к храму, благочестивые христиане, взирая на святые кресты и купола церкви, совершают крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, снова трижды осеняют себя крестным знамением с поклоном.

Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона с молитвами:

Боже, милостив Буди мне, грешному. - Поклон.

Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя. Поклон.

Создавый мя Господи, прости мя. Поклон.

После этого подают записки, прикладываются к иконам, ставят свечи и занимают удобное место, стоя с благоговением и страхом Божиим.

По древнему обычаю, мужчины стоят в правой части храма, женщины - в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам.

Кроме того, и по сей день можно наблюдать благочестивое правило, когда женщины пропускают вперед мужчин во время Елеопомазания, Причащения, прикладывания к праздничной иконе и ко Кресту. По окончании службы читают те же молитвы, что и при входе в церковь.

Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, святых ангелов и святых.

Бойтесь вольно или невольно оскорбить своим поведением молящихся и те святыни, которые окружают нас в храме Божием.

Если вы пришли в храм во время Богослужения, лучше воздержаться от того, чтобы, протискиваясь сквозь молящихся, ставить свечи перед иконами. Свеча - жертва Богу, но в данном случае помните, что более угодна другая жертва - "дух сокрушен", смиренное осознание своей греховности перед Господом, которое ярче любой свечи высветит все ваши желания и нужды.

По возможности, воздержитесь от замечаний, если, конечно, нет явного хулиганства или кощунственного поведения. Нарушающему нормы поведения замечания допустимо делать в деликатной форме, без раздражительности и высокомерного наставления в голосе.

Недопустимо хождение по храму во время службы, тем более ведение разговоров.

Во время богослужения в православной Церкви молятся стоя, да и как можно сидеть в присутствии Божием, ведь в молитвах мы обращаемся к Царю царей, к Творцу вселенной. Сидеть разрешается только по особой немощи, болезни, чтобы, как сказал митрополит Филарет (Дроздов): "Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя -о ногах". Однако нельзя сидеть, закинув ногу на ногу или вытянув ноги. Прежде чем сесть, попросите у Бога укрепить вас телесно. Во время чтения Евангелия и особо важных местах Литургии нужно стоять.

Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из храма.

Нельзя входить в храм с животными и птицами.

Следует прикладываться к иконам, оставив в стороне объемные сумки.

Подходить к Чаше во время Причащения нужно со скрещенными на груди руками - правая поверх левой.

Во время каждения храма не следует разворачиваться вслед за священнослужителем и становиться спиной к алтарю.

Во время открытия Царских врат надо поклониться. Курящим запрещается курить даже на улице в пределах церковной ограды.

МОЖНО ЛИ УХОДИТЬ ИЗ ХРАМА ДО ОКОНЧАНИЯ СЛУЖБЫ

Службу надо отстоять от начала до конца. Служба - это не повинность, а жертва Богу. Разве будет приятно хозяину дома, к которому пришли гости, если они уйдут раньше окончания праздника?

Помните, что уходить с богослужения без крайней необходимости или из-за неотложных обстоятельств - грех перед Богом. Особенно старайтесь не выходить из храма во время Литургии, по крайней мере до пения "Отче наш...".

Завершением утреннего богослужения является выход священника с крестом. Такой момент называется отпустом. Во время отпуста верующие подходят к Кресту, целуют его и руку священника, держащую крест. Отойдя, нужно поклониться священнику.

Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедует нам расходиться из храма в благоговейном молчании, с благодарением Господу, сподобившему нас присутствовать в храме, с молитвой, чтобы Господь даровал до конца нашей жизни всегда посещать Его святой дом.

ЦВЕТА БОГОСЛУЖЕБНЫХ ОБЛАЧЕНИИ И ИХ СИМВОЛИКА

Богослужебные одежды священнослужителей имеют разные цвета, каждый из которых символизирует духовное значение события, в честь которого совершается богослужение. Основные цвета богослужебных облачений - белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный.

Перед богослужением при облачении священнослужители читают особые, положенные уставом молитвы, в которых и раскрывается символическое значение священных одежд.

В праздники в честь Господа Иисуса Христа, а также в дни памяти пророков, апостолов и святителей цвет облачения - царский: золотой или желтый всех оттенков в связи с тем, что Христос -Царь Славы, а Его служители имеют в Церкви полноту благодати высшей степени священства.

В праздники в честь Пресвятой Богородицы и ангельских сил, а также в дни памяти святых дев и девственников цвет облачения голубой или белый, символизирующий особую чистоту и непорочность.

В праздники Креста Господня цвет облачений фиолетовый или темно-красный, символизирующий крестный подвиг Спасителя.

В праздники и дни памяти святых мучеников принят темно-красный цвет облачений в знак того, что пролитая за веру Христову кровь явилась свидетельством их пламенной любви к Господу.

В зеленых облачениях всех оттенков празднуется день Святой Троицы, день Святого Духа и Вход Господень в Иерусалим, так как зеленый цвет - символ жизни, ибо все, имеющее жизнь по воле Отца и посредством Сына, оживотворяется Святым Духом. В зеленых облачениях совершаются и богослужения в честь преподобных, подвижников и юродивых, так как их подвиг, умерщвляя греховные начала человеческого естества, не умерщвляет при этом самого человека, а обновляет всю его природу и ведет к жизни вечной.

Во время постов цвет облачений темный: темно-синий, фиолетовый, темно-красный, черный, В черных одеждах обычно служат в будние дни Великого поста.

Погребения, как правило, совершают в белых облачениях, так как для христианина смерть является лишь переходом в иной мир.

Белый цвет облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления (Крещения), Преображения и Вознесения Господня, так как символизирует собой Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий творение Божие.

Праздников праздник - Пасха Христова - начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя. В некоторых храмах принято на пасхальной утрене на каждой из восьми песен канона менять облачения, так что священник каждый раз предстает в ризах иного цвета. Игра цветов очень соответствует этому "торжеству торжеств". Пасхальная литургия, как все богослужения последующей Светлой седмицы, совершается в красных облачениях, символизирующих победу "Солнца правды" - воскресшего Господа Иисуса Христа.

КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ИКОНАМ

Так как чествование, воздаваемое иконе, возводится к лицу, изображенному на ней, то целуя ее (прикладываясь к ней), мы прикасаемся мысленно к этому лицу.

К иконам следует подходить не спеша, не теснясь. Произнесите мысленно молитву, дважды перекреститесь с поясными поклонами и приложитесь к иконе в знак любви и почтения к изображенному на ней. После чего в третий раз осените себя крестным знамением и поклонитесь.

В таком же порядке христиане должны подходить к любым святыням: иконам, Святому Евангелию, Кресту, святым мощам.

Прикладываясь к иконе Спасителя, следует целовать Его ноги; Божией Матери и святых - руку; к иконе Нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя - волосы. Не следует целовать лик на иконах.

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но при стечении молящихся целовать икону полагается один раз, чтобы не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву:

"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ую)".

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить краткую молитву:

"Пресвятая Богородице, спаси нас".

Или следующую:

"Царице моя Преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странным Предстательнице, скоркящим радосте, обидимым Покровительнице, зриши мою беду, зриши мою скорбь. Помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши; яко не имам иные помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь".

Перед честным Животворящим Крестом Христовым читают сле дующую молитву:

"Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим".

Перед иконой святого:

"Святый угодниче Божий Николае (или великомученице и целителю Пантелеймоне, благоверный княже Александре и т.д.), моли Бога о мне грешном (грешной), да простит мне Господь вся прегрешения моя и святыми твоими молитвами СПОДОБИТ достичь Царствия Невесного".

ВЕЛИКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИКОН В ДЕЛЕ НАШЕГО СПАСЕНИЯ.

"Великую пользу доставляют нам святые иконы в деле нашего спасения.

1. Святые иконы благотворно действуют на все душевные силы человека:

А) они служат к просвещению ума христиан. Люди неграмот ные, не могущие читать Святое Писание, по иконам понимают домостроительство нашего спасения, усвояют себе историю Вет хого и Нового Завета и в особенности жизнь Господа Иисуса Христа, а у читающих те же события глубже напечатлеваются в душе через святые изображения;

Б) святые иконы в сердце христианина возбуждают любовь к Господу Богу и святым, на них изображенным, подвигают хрис тиан к усерднейшей молитве, усиливают чувства умиления и со крушения о грехах;

В) святые иконы укрепляют волю христиан в борьбе с грехом и в творении добрых дел примерами и подвигами святых, на них изображенными, казнями грешников, видом Страшного Суда и т.п.

2. Устрояя и лобызая святые иконы и поклоняясь им, мы чрез то свидетельствуем свою любовь к Богу и святым, изображенным на них. "Честь изображения, -- говорит святой Василий Великий, - пере ходит к первообразу; таким образом, через почитание святых икон привлекаем к себе благословение Божие и любовь святых Божиих.

3. Для Господа Бога святые иконы служат орудием проявле ния Его Божественной силы к нашему спасению: через них Он совершает великие знамения и чудеса для утверждения веры в Него и святую Церковь Его, для утешения скорбных сердец, для исцеления болезней. Если Господь изливает через святые иконы благодать свою видимо, то тем более он служит к нашему освя щению и спасению невидимо. И если сам Бог видимо действует через святые иконы к нашему спасению, то много надо иметь сме лости (если не сказать более), чтобы утверждать, что иконы не имеют великого значения в деле спасения.

4. Где святые иконы, там бездейственны или менее действенны козни врага рода человеческого - злобного духа, потому он всеми силами старается уничтожить их. Если святые иконы помогают христианам в борьбе с врагами видимыми, то тем более они помогают им в борьбе с врагами невидимыми; мы знаем, что через святые иконы злые духи совершенно изгонялись из одержимых ими людей.

Заключим нашу беседу словами святого Иоанна Дамаскина; "Прочь ты, завистливый диавол! Ты завидуешь, что мы видим образ Владыки нашего и через него освящаемся; завидуешь, что видим спасительные Его страдания, удивляемся Его соеершенст-вию, созерцаем чудеса Его, познаем и славим силу Его Божества; ты завидуешь чести святых, которой они удостоены от Бога; не захочешь, чтобы мы смотрели на изображения славы их и делались ревнителями их мужества и веры; не терпишь телесной и душевной пользы, происходящей от веры нашей. Но мы не слушаем тебя, человеконенавистный демон"".

Доктор богословия архиепископ Сергии Спасский