Воздухоотводчик автоматический для отопления. Автоматический воздухоотводчик: о его роли в отоплении, принципе работы и разновидностях Как работает автоматический воздухоотводчик в газовом котле

Еще не появились автоматические воздухоотводчики, которые бы не подтекали периодически. Что в общем-то не сложно устранить на время. Почему текут, как с этим бороться, а также зачем нужны такие устройства в отоплении, и как их использовать правильно…

Зачем нужен воздухоотводчик

В любой замкнутой системе с теплоносителем, работающей под давлением, должны быть один или несколько воздухоотводчиков. Из них хотя бы один — автоматический, выпускающий воздух самостоятельно, без вмешательства человека, по мере того как происходит скопление.

Это обеспечивает работоспособность системы, предотвращает завоздушивание. В завоздушенной системе теплоноситель нормально не движется, оборудование работает не стабильно, слышны шумы, хлопки — маленькие гидроудары. Оборудование, насосы быстрее изнашиваются.

Или воздушная пробка остановит движение теплоносителя полностью.
Без небольшого устройства – автоматического воздухоотводчика, — система не будет нормально работать — произойдет завоздушивание.

Откуда в отоплении воздух и как он удаляется

Воздух находится в растворенном состоянии в воде (в теплоносителе), выделяется при перепадах давления, температуры, образуя пузырьки, которые скапливаются в верхней части любой системы.

Чтобы удалить воздух нужно во многих характерных местах системы поставить воздухоотводчики, а в самых важных точках, где вероятно скапливание воздуха, — автоматические. Чтобы оперативно, постоянно стравливать газ.

Делают и сепараторы — участки трубы со значительной разницей в диаметре. На участке, где давление понижается (движение жидкости ускоряется) выделяются пузырьки воздуха, затем они скапливаются на расширении — где и отводятся описываемым устройством.

Конструкция автоматического воздухоотводчика

В основе устройства — корпус с поплавком. Поплавок связан с игольчатым выпускным клапаном, который расположен в самом верху. Если корпус заполнен водой, поплавок закрывает клапан, — выход закрыт. Когда появляется воздух, вода вытесняется, поплавок проседает, отверстие открывается, воздух, соответственно, выходит.

Исполнение автоматического воздухоотводчика может быть разным, корпус стальной или бронзовый, рычажный механизм от поплавка на иглу может различаться. Но особенность одна — всегда строго вертикальная установка, только в таком положении работает устройство.

Возможна и уголковая конструкция — т.н. радиаторный автоматический воздушный стравливатель, который вкручивается в торец конструкции, обычно вместо пробки радиатора.

В каких местах находятся

Автоматическим воздухоотводчиком снабжается группа безопасности для не автоматизированных систем отопления (твердотопливный котел). В котлах-автоматах, такое устройство всегда предусматривается внутри.

Как правило, для небольшой домашней системы достаточно одного такого воздушного клапана, которое дополняется кранами Маевского, — ручными устройствами для стравливания воздуха.
Они устанавливаются в торце каждого радиатора.

Где располагать — точки автоматического стравливания воздуха

В разветвленных системах автоматические воздухоотводчики устанавливаются в нескольких местах. Дополнительно к котловому устройству также ставятся:

Оборудование радиаторов кранами Маевского

В торце каждого радиатора должен быть ручной кран для спуска воздуха. Наибольшую популярность получило простейшее устройство-ручной клапан — кран Маевского.
При откручивании клапана происходи стравливание скопившегося воздуха. Вслед за воздухом будет вытекать теплоноситель.

Радиаторы обычно устанавливают горизонтально, или так, чтобы край с клапаном был на 1 см выше. Этого достаточно чтобы надежно улавливать и отводить воздух.
В больших сетях, один из последовательно включенных радиаторов, целесообразно наклонить чуть больше и снабдить уголковым автоматическим воздухоотводчиком. Такой прибор будет выполнять функцию сепаратора.

Почему течет

На игольчатом клапане воздухоотводчика постепенно образуются налеты, отложения солей. Отверстие перестает плотно перекрываться — сочится вода, — устройство течет.

Нужно разобрать устройство и весьма тщательно мягким инструментом очистить иглу клапана, седло, другие детали от отложений. Если очистка нормальная (чего не просто добиться), то можно забыть о течи на какое-то время, до следующего накопления.
Также важно собрать корпус без течи, обычно применяется ФУМ-лента для уплотнения резьбы, а сам корпус закручивается усилием рук.

Как устанавливать

В установке автоматического воздухоотводчика есть пара важных нюансов. Он должен стоять вертикально, отверстие клапана — строго вверх, иначе не будет работать. Соответственно, для его установки в магистрали вкручивается тройник соответствующего диаметра резьбы — 1/2 дюйма.

В полипропиленовых трубопроводах впаивается свой тройник с металлической резьбой.
Гребенка группы безопасности предусматривает свой отвод.
Но воздухоотводчик течет, — как же его разбирать, не спуская теплоноситель с системы?

Применение отсечных клапанов

Автоматический воздухоотводчик- прибор частого обслуживания. Его нужно разбирать и очищать, чтобы предотвращать течи. Но спускать теплоноситель, уменьшать давление в системе при этом вовсе не обязательно.

Достаточно установить под прибор отсечной клапан.
Воздухоотводчик вкручивается в его корпус, надавливает на рычаг, мембрана клапана проседает и устройство сообщается с системой. Когда же нужно снять, он вывинчивается, а отсечной клапан перекрывает отверстие.
Рекомендуется не экономить и применять отсечные клапана.

Сегодня нам предстоит выяснить, для чего нужна установка воздухоотводчика в системе водоснабжения. Кроме того, мы узнаем, в какой части контура водоснабжения возможен его монтаж, какие именно воздухоотводчики могут там применяться и как решить проблему воздуха в водоснабжении без воздушника. Приступим.

О горячем водоснабжении

Вначале давайте выясним, почему происходит завоздушивание системы водоснабжения и чем оно мешает. Начнем издалека.

Всегда имеет тупиковую разводку: розлив переходит в стояки, те ветвятся на подводки, а подводки заканчиваются кранами сантехнических приборов. Вода движется в тупиковом контуре только за счет водоразбора.

Тупиковая схема ГВС

Примерно до 70-х годов прошлого века, системы горячего водоснабжения (ГВС) во всех строящихся домах были организованы так же.

Однако такая разводка имеет два серьезных недостатка:

  1. Открыв кран горячей воды, владелец жилья вынужден в течение нескольких минут ждать ее нагрева. Особенно долгим его ожидание оказывается ночью и по утрам, когда в отсутствие водоразбора остывают стояки и розливы ГВС. Это не только неудобно, но и способствует неоправданно большому расходу воды;

Обратите внимание: при регистрации расхода горячей воды по механическому водосчетчику, вы вынуждены оплачивать весь проходящий через него объем. Фактически же существенная часть этого объема не соответствует требованиям действующих эксплуатационных нормативов: температура ГВС должна укладываться в диапазон +50 - +75°С.

  1. Обогрев ванных комнат и совмещенных санузлов в многоквартирных домах, обеспечивается полотенцесушителем, запитанным от системы горячего водоснабжения. Понятно, что в отсутствие водоразбора в тупиковой системе он будет остывать. Для владельца квартиры это означает сырость и холод в ванной, а в долгосрочной перспективе - большую вероятность поражения стен грибком.

Циркуляционная схема

С конца 70-х - начала 80-х годов, горячее водоснабжение в новостройках постепенно стало становиться циркуляционным.

Как оно реализовано:

  • По подвалу или подполу дома прокладывается два розлива ГВС;
  • Каждый розлив имеет независимую врезку в элеваторный узел;
  • Стояки горячего водоснабжения подключаются поочередно к обоим розливам и соединяются перемычками на верхнем этаже или на чердаке. В группы, связанные циркуляционными перемычками, может объединяться от 2 до 7 стояков.

Обратите внимание: монтаж перемычек на чердаке крайне неразумен в условиях холодного климата. Автор столкнулся с ним на Дальнем Востоке: при температуре в помещении холодного чердака в -20 - -30 градусов остановка циркуляции в системе ГВС (например, при аварийном отключении горячей воды) вызывает замерзание воды в перемычке в течение часа.

Для того чтобы вода непрерывно циркулировала через стояки и розливы, между ними нужно создать перепад давления. В элеваторном узле и далее, в запитанном от него отопительном контуре, циркуляция обеспечивается разницей давлений между подающим и обратным трубопроводами теплотрассы. Очевидный способ запитки ГВС - между врезками в подачу и обратку.

Однако в этом случае нас ждет неприятный сюрприз: байпас между нитками трубопровода будет катастрофически снижать перепад на водоструйном элеваторе, препятствуя работе отопления.

Проблема решается просто и изящно:

  • ГВС врезается в подачу до элеватора в двух точках. Каждая из врезок снабжается запорной арматурой;
  • Фланец между врезками оснащается подпорной шайбой. Так называется стальной блин, в котором по центру просверлено отверстие диаметром на 1 мм больше диаметра сопла. При штатной работе элеватора и связанном с ней движении воды по подающей нитке такая шайба создает перепад между врезками примерно в 1 метр водяного столба (0,1 атмосферы);
  • На обратом трубопроводе монтируются точно такие же две врезки с такой же подпорной шайбой.

У элеватора с циркуляционными врезками ГВС есть три режима работы:

  1. Горячая вода циркулирует из подачи в подачу . Эта схема используется весной и осенью, при сравнительно низкой (до 80 градусов) температуре теплоносителя в прямой нитке теплотрассы;
  2. Из обратки в обратку. В этот режим ГВС переключается на зиму, когда температура подачи переваливает за 80°С;
  3. Из подачи в обратку. Так система горячего водоснабжения с циркуляцией запитана летом, когда отопление отключено, а перепад между нитками теплотрассы минимален или отсутствует.

Воздух! Воздух!

Стояки, а то и контур ГВС целиком время от времени приходится сбрасывать.

Причин для этого несколько:

  • Сезонные ремонтные работы (ревизия запорной арматуры, плановые испытания теплотрасс и т.д.);

  • Аварийные работы (устранение порывов, течей стояков и розливов);
  • Работы в квартирах при неисправных вентилях (в частности, замена этих вентилей).

А теперь давайте представим себе, что произойдет при сбросе и последующем запуске пары соединенных перемычкой стояков:

  1. Стоит перекрыть вентиля на стояках, открутить заглушки и открыть любой кран на любом сантехническом приборе, как вода полностью сольется из парных стояков, и они заполнятся воздухом;

  1. При запуске парных стояков воздух будет вытеснен давлением воды в верхнюю часть замкнутого контура - в перемычку;
  2. Поскольку перепад давлений, приводящий в движение воду, минимален, воздух в системе водоснабжения полностью остановит циркуляцию на этом ее участке. Очевидные последствия - те самые долгий нагрев воды при водоразборе и холодные полотенцесушители.

Узнать больше о том, как убрать воздух из системы водоснабжения, вам поможет видео в этой статье.

Ручные и автоматические воздушники

Как выгнать воздух из системы водоснабжения после ее сброса? Самое логичное решение - стравить воздух через воздухоотводчик, установленный непосредственно на перемычке между стояками.

Там можно обнаружить воздушник, относящийся к одному из двух типов:

Изображение Описание

Ручной (кран Маевского) - заглушка с выкручивающимся клапаном под ключ или отвертку. Чтобы устранить завоздушивание системы горячего водоснабжения, клапан достаточно открутить на пару оборотов, дождаться, пока выходящий из отверстия на кране воздух сменится водой, и завернуть клапан. Иногда стравливать воздух приходится два-три раза по мере того, как вода вытесняет в верхнюю часть контура новые пузыри воздуха.

Автоматический воздухоотводчик для водоснабжения делает то же самое без участия владельца. При заполнении его камеры воздухом, поплавок, связанный с золотником, опускается — после чего давление воды вытесняет воздушную пробку. Всплывший поплавок герметично закрывает золотник.

Полезно: при самостоятельном монтаже перемычки на ГВС, кран Маевского можно заменить винтовым вентилем или водоразборным краном. Они не столь компактны, зато удобнее в использовании, поскольку открываются без применения каких-либо инструментов.

Очевидное достоинство крана Маевского - дешевизна. Именно поэтому, в домах советской постройки использовались исключительно ручные воздушники.

Однако с точки зрения удобства эксплуатации, они сильно проигрывают автоматическим воздухоотводчикам:

  • Часть жильцов верхних этажей просто-напросто боится пользоваться незнакомой им запорной арматурой;
  • Ключи от кранов Маевского с клапанами сложной формы постоянно теряются;

  • Проявления избыточного энтузиазма жильцов, вкупе с технической безграмотностью часто приводят к затоплению квартир. Дело в том, что выкрученный полностью клапан (а тем более - сам кран) практически невозможно вкрутить под давлением. Особенно в том случае, когда из отверстия хлещет обжигающе горячая вода.

Без воздушника

Как удалить воздух из системы водоснабжения своими руками, если у вас нет доступа к воздушнику или если он неисправен?

Инструкция проста до смешного:

  1. Перекройте один из соединенных перемычкой стояков ГВС;
  2. Полностью откройте один или два крана на горячей воде в любой квартире по этому стояку. Через очень короткое время воздушная пробка вылетит на фронте потока воды, а идущая на сброс вода нагреется;
  3. После того, как весь воздух выйдет, закройте краны и откройте вентиль на стояке.

Частный дом

Нужен ли воздушник в системе ГВС частного дома?

Ответ довольно очевиден. Воздухоотводчик необходим, если ваша использует рециркуляцию, и в ее верхней точке нет сантехнических приборов, через которые может выйти воздух.

Заметьте: наличие создающего большой напор циркуляционного насоса, вкупе с небольшой высотой контура означают, что вы можете не опасаться остановки циркуляции. Однако воздух в системе ГВС часто становится причиной раздражающих гидравлических шумов.

Заключение

Как видите, проблемы в работе системы ГВС зачастую имеют очень простые решения. Узнать больше о том, как убрать воздух из системы водоснабжения, вам поможет видео в этой статье. Успехов!

Воздушные пробки - самая простая и, тем не менее, самая частая причина аварий систем отопления. Желательно еще на стадии проектирования предусмотреть установку воздушного клапана для отопления, чтобы избежать внезапных проблем.

Причины и последствия воздушных пробок в открытой системе отопления с естественной циркуляцией

Если в системе правильно спроектированы уклоны труб, то весь воздух будет стравливаться через открытый расширительный бачок, который находится в верхней точке отопительного контура. Причин для воздушной пробки может быть несколько:

  • После ремонта в радиаторах отопления остался воздух;
  • Неправильное (слишком быстрое) заполнение системы при пуске;
  • Контур заполняется водой через расширительный бак;
  • При нагревании из воды начинает выделяться воздух, который до этого был в растворенном состоянии;
  • Вода при заполнении контура подавалась сверху.

Последствия предугадать нетрудно - остановка циркуляции, холодные батареи, быстрое коррозирование внутренней поверхности элементов системы. Чтобы этого избежать, достаточно на всех радиаторах поставить ручные воздухоотводчики - краны Маевского.

Причины и последствия воздушных пробок в закрытой системе отопления с принудительной циркуляцией

H2_2

Причины те же, что и для открытой системы, а также:

  • Разболтанная крыльчатка циркуляционного насоса может «хватать» воздух в процессе работы;
  • Если горячая вода подводится к расширительному баку сверху, то воздух может попадать в систему через трещины или разрывы в мембране бака.

Воздушная пробка в замкнутом контуре приведет к повышению давления в системе и срабатыванию предохранительного клапана. Клапан раз за разом будет стравливать воду, пока не прогорит котел или не разорвет трубы отопления. Поэтому требования безопасности к закрытым системам значительно строже. В частности, для спуска воздуха замкнутый контур оборудуется не только ручными кранами Маевского, но и автоматическими воздушниками. Один из таких автоматических клапанов входит в группу безопасности. Группа ставится на подаче воды, сразу после котла.

Важно! Прохудившийся трубопровод или радиатор не могут стать причиной воздушной пробки. Работающая система, что замкнутого, что открытого типа, находится под давлением. Воздух никогда не пойдет в сторону более высокого давления - это противоречит всем законам физики.

Автоматический воздухоотводчик

На рынке представлены в основном итальянские и немецкие модели автоматических воздушников. Это – Caleffi, Pettinaroli, Valtec, Watts, Oventrop и Flamco. В основном встречаются воздушные клапаны так называемого поплавково-клапанного типа.

Конструкция

В корпусе из латуни или нержавеющей стали находиться поплавок. К нему одним из краев присоединен простейший шарнирный механизм, который имеет название «коромысло». К другому краю механизма прикреплена игла (стержень). Когда корпус заполнен водой, то игла находится в спокойном состоянии и клапан остается перекрыт. Но как только в корпусе воздухоотводчика накапливается воздух, то уровень воды, а вместе с ним и поплавок, опускается. Игла вместе с «коромыслом» приходит в движение. Когда игла заходит в подпружиненный золотник, то нажимает на шток, который перемещаясь, открывает отверстия для выпуска воздуха. Так работает автоматический воздушник.

Монтаж

Дополнительно к воздушному клапану, который входит в группу безопасности котла, следует установить автоматический воздухоотводчик в самой верхней точке контура. Монтаж можно производить как на вертикальном, так и горизонтальном трубопроводе. Для этого подвод теплоносителя в воздухоотводчик производитель делает как нижним торцевым, так и нижним радиальным. Рабочее положение автоматического воздушника всегда вертикальное.

Чтобы была возможность снять автоматический воздухоотводчик, не опорожняя всю систему, его резьбовую часть (G1/2″, G1/4″) присоединяют к трубе отопления через клапан-отсекатель.

Это несложное устройство представляет собой бобышку с пластиковой заслонкой. При ввинчивании воздухоотводчика заслонка автоматически открывается, при вывинчивании - закрывается.

При монтаже воздухоотводчика используют обычный рожковый ключ, нижняя часть корпуса воздушника выполнена в форме шестигранника. Во время установки колпачок воздушного ниппеля должен быть перекрыт.

Неисправности клапана и способы их устранения

Из-за высокого солесодержания теплоносителя игла может обрастать накипью и воздухоотводчик начинает протекать. Чтобы очистить от накипи и ржавчины воздушник, его выкручивают, предварительно изолировав и слив воду с части трубопровода. Если на штуцере стоит отсекатель, то воду не сливают. Клапан разбирают, промывают, аккуратно очищают иглу. В процессе сборки уплотняют между собой части корпуса.

Чтобы автоматический воздухоотводчик не засорялся, имеет смысл поставить непосредственно перед ним механический фильтр.

Очень часто воздухоотводчик делают разборным. Соединение корпуса и крышки происходит через специальное кольцо. Если оно разрушается, то это приводит к протечке. Купить такое кольцо в розницу вряд ли получиться. Проще воспользоваться фум-лентой или силиконовым герметиком.

Если воздушник смонтирован с отклонением от вертикали, то он будет подтекать. Тут одно спасение - демонтировать, заглушить штуцер и установить в новом месте строго вертикально.

Причиной течи может быть перекосившийся поплавок. Его легко поправить самому, при разборке.

Конструкция и принцип работы ручного воздушного клапана

Игольчатый ручной воздушный клапан также называют краном Маевского. Его устройство:

  • Латунный корпус (пробка) с наружной резьбой 1/2 // или 3/4 // для подсоединения к радиатору. В корпусе два отверстия для выпуска воздуха Ø 2 мм - одно в торце корпуса, второе - на боковой стенке;
  • Латунный запорный винт. С одной стороны винта - паз под шлицевую отвертку, с другой стороны винт обработан под конус, закрывающий воздушное отверстие (положение «закрыто»);
  • Пластиковый кожух.

В продаже можно встретить так называемый «кран под руку». Чтобы им пользоваться не нужен ни ключ, ни отвертка - пробка легко откручивается рукой.

Для отвода воздуха из корпуса нужно выкрутить винт. Для этого можно, конечно, воспользоваться отверткой, но есть специальные ключи, которые чаще всего идут в комплекте. После нескольких оборотов конус винта выходит из торцевого отверстия и в полость корпуса поступает воздух, который сразу же стравливается через второе боковое отверстие. Главное - не спешить перекрывать кран. Около 30 - 40% воздуха должно выйти с водой, так что нужно запастись временем, тазиком и тряпками. После того как будет выпущен воздух, нужно долить в систему потерянную воду.

Монтаж

В современных алюминиевых или биметаллических радиаторах отопления уже предусмотрено отверстие под установку крана Маевского. Его можно найти на стороне противоположной подаче теплоносителя, сверху. Скорее всего, там уже стоит гайка под установку. В нее вкручена пластиковая заглушка. После ее удаления на это место монтируют воздушный клапан. Перед этим резьбу крана необходимо уплотнить резиновой или силиконовой прокладкой.

Установка крана Маевского на чугунную батарею значительно сложнее. Начнем того, что эти клапаны значительно мощнее тех, что стоят на алюминиевых радиаторах - они выдерживают давление до 16 атмосфер и температуру 150 С°. Последовательность действий:

  1. Слить воду с радиатора;
  2. В верхней заглушке чугунной батареи прорезать отверстие и нарезать резьбу, ответную наружной резьбе воздухоотводчика;
  3. Вкрутить кран Маевского;
  4. Добавить воду в систему.

Неисправности и способы их устранения

В случае неисправности крана появляется течь. Причин тому может быть несколько:

  • Заводской брак. Один из пятидесяти кранов вообще не держит давление. Единственный выход – замена;
  • Слишком короткий винт. В этом случае его коническая часть не может полностью перекрыть отверстие, поэтому нужно приложить определенное усилие, чтобы ввернуть винт до упора;
  • Твердые частички мусора, попадая между винтом и корпусом, могут повредить внутреннюю резьбу. Одноразово здесь может помочь фум-лента, но позже все равно придется менять кран.

Наличие воздуха и микропузырьков в системе отопления приводит к снижению эффективности и нарушениям в ее работе:

Автоматический воздухоотводчик, макс. температура 110 °С, 10 bar.

  • Снижается теплоотдача радиаторов. Воздух заполняет верхнюю часть радиатора, в результате чего она становиться холодной;
  • Кислород, присутствующий в воздухе, способствует коррозии внутренних стенок оборудования;
  • Снижается или полностью прекращается циркуляция теплоносителя;
  • Лопасти и подшипники подвержены повышенной нагрузке, в результате чего насос может преждевременно выйти из строя;
  • Присутствуют постоянные шумы в радиаторах, трубах и циркуляционном насосе.

Одним из наиболее эффективных устройств, способных решить все вышеперечисленные проблемы является автоматический воздухоотводчик – прибор, предназначенный для автоматического спуска воздуха из системы отопления.

Устройство автоматического воздухоотводчика

Автоматический воздухоотводчик представляет собой герметичный латунный корпус, как правило, цилиндрической или конусообразной формы. В корпусе расположен пустотелый поплавок, выполненный из полипропилена или высококачественного тефлона, который связан при помощи рычага со спускным клапаном. Спускной клапан оснащается пластиковым запирающим колпачком-заглушкой, который предотвращает утечку теплоносителя в случае поломки устройства.

Примечание! Воздухоотводчик будет работать только при открытом запирающем колпачке. Производители поставляют воздухоотводчики с полностью закрученными колпачками, это делается для исключения попадания загрязнений внутрь корпуса. Для начала работы устройства колпачок следует открутить на несколько оборотов.

Существуют 3 типа автоматических воздухоотводчиков:

  1. Прямые традиционные (монтаж осуществляется вертикально);
  2. Угловые (под углом 90°). Используются как радиаторные вместо или в тех случаях, когда устройство отопительной системы не позволяет использовать прямой воздухоотводчик;
  3. Специальные воздухоотводчики для радиаторов.

Как работает автоматический воздухоотводчик?

Принцип работы автоматического воздухоотводчика можно описать несколькими «шагами»:

  • Скапливающийся в корпусе устройства воздух оказывает давление на поплавок, благодаря чему поплавок постепенно опускается вниз;
  • Опускаясь вниз поплавок тянет за собой рычаг и спускной клапан открывается, выпуская воздух наружу;
  • По мере выхода воздуха из корпуса, поплавок вновь поднимается наверх, одновременно закрывая спускной клапан.

Старый автоматический воздухоотводный клапан.

К недостаткам автоматических поплавковых воздухоотводчиков относится их требовательность к чистоте теплоносителя. Из-за некачественного теплоносителя частично или полностью забивается воздухоотводное отверстие, что приводит к неплотному запиранию выпускного клапана. В результате этого, начинается течь теплоносителя. Для решения этой проблемы приходится разбирать воздухоотводчик и очищать запирающий механизм.

Еще одной проблемой автоматических воздухоотводчиков является течь в районе резьбового соединения между верхней крышкой и корпусом устройства. Течь происходит из-за разрыва уплотнительного кольца, которое установлено между корпусом и верхней крышкой. Вышедшее из строя кольцо следует заменить на новое, либо подмотать резьбу Tangit-ом Uni-Lock или льном.

Технические характеристики:

Установка

Автоматические воздухоотводчики монтируются вертикально (так, чтобы колпачок был направлен вверх) в наивысших точках отопительной системы (верхние участки стояков, приборов отопления, котлов и т.д.). Угловые модели также устанавливаются колпачком вверх.

Автоматический воздухоотводчик в ЦТП (центральном тепловом пункте).

Причины появления воздуха и воздушных пробок в системе отопления

  • Часто в закрытых системах отопления в качестве теплоносителя применяется обычная водопроводная вода, которая содержит растворенный кислород. При нагревании такой воды, она выделяет кислород в виде большого количества микропузырьков. Через какое-то время, по мере накопления, пузырьки образуют воздушную пробку.
  • При заполнении системы, теплоноситель «подавался» с большой скоростью, в результате чего воздух не успевал стравливаться. Система должна заполняться постепенно, без спешки, (на заполнение 1 этажа разветвленной системы отопления должно уходить около 1 часа).
  • В отопительной системе есть утечка теплоносителя или какие-то соединения закручены неплотно, в результате чего в систему поступает воздух.
  • В системе используются полимерные трубы без антидиффузионного покрытия стенки которых кислородопроницаемы.
  • Ошибки в монтаже системы также могут стать причиной образования воздушных пробок. В особой степени это касается несоблюдения необходимых уклонов труб, в результате чего воздух «застаивается» на определенном участке трубопровода и не доходит до воздухоотводчика. В этом случае рекомендуется сделать врезку на проблемный участок и установить автоматический воздухоотводчик.
  • Воздух попал в систему после проведения ремонтных работ.

Видео

Отопление представляет собой сложную схему обогрева производственных зданий и жилых помещений, основанную на постоянном поддержании комфортного микроклимата. Вопросы с ее правильной эксплуатацией могут возникнуть еще в самом начале отопительного сезона, когда появляется необходимость узнать, как спустить воздух из батареи. Эта статья поможет разобраться в подобных нюансах и эффективно подготовиться к холодному периоду.

Почему завоздушивается система отопления

В системе всегда накапливается воздух, при этом нет никакой разницы, функционирует она централизованно или автономно. Особо актуальным вопрос, как развоздушить систему отопления, становится летом, когда из нее сливают всю воду, а также в аварийных и ремонтных случаях, которые, учитывая длительность теплотрасс, случаются у нас довольно часто.

Иногда причиной появления воздуха является выделение в результате определенных химических реакций водорода из воды.

Но на самом деле причин может быть гораздо больше. Это:

  1. Некорректное заполнение системы водой или нарушение последовательности процессов, что приводит к пробкам из воздуха.
  2. Образование коррозии металла на внутренних отопительных элементах.
  3. Отсутствие таких важных комплектующих, как воздухоотводчики для разных систем отопления.
  4. Недостаточная надежность запорной арматуры (клапанов и др.).
  5. Нарушение требований при монтаже: несоблюдение уклонов труб и т. д.
  6. Применение в качестве носителя тепла свежей воды, которая изначально содержит в себе воздух, образующий пробки при повышении температуры внутри труб.

Наличие воздуха в системе отвечает на вопрос - почему трубы без видимых повреждений протекают или издают булькающие звуки.

Чем опасен воздух в системе отопления

В результате появления завоздушенности уменьшается циркуляция воды, а по причине перерасхода топлива снижается общая эффективность теплосистемы. Также вибрация от циркулирующей воды способна ослабить соединения труб и радиатора, даже вызвать при этом разрушения в точках сварки.


Попадающий на внутренние металлические элементы воздух способствует появлению ржавчины, чем снижает срок их эксплуатации. Кроме того, может произойти размораживание системы. Что же делать в этих случаях?

С целью решения подобных проблем обязательна установка воздухоотводчиков, применяемых для того, чтобы качественно стравить воздух из системы.

Классификация воздухоотводчиков

Приборы для отвода воздуха бывают 2 типов:

  • ручные (также носят название кранов Маевского);
  • автоматические.


Кроме того, они могут быть прямыми, угловыми, радиаторными, а также игольчатыми и шаровыми. Целесообразность использования конкретного типа детали определяется специалистом.

Особенности автоматических воздухоотводчиков

Эти элементы работают соответственно своему названию: уровень воздуха регулируется автоматами и не требует участия человека. Чаще всего их изготавливают из нержавейки или бронзы. Автоматические отводчики состоят из корпуса с полудюймовым присоединительным размером, их монтируют без отсекающего клапана или с ним. Именно отсекающий клапан гарантирует быструю замену детали при необходимости ремонта.


Практически это выглядит так: накрученный на отсекающий клапан воздухоотводчик открывает доступ к отопительной системе, надавливая на пластмассовый флажок.

При необходимости откручивания детали этот флажок перемещается вверх, чем блокирует утечку носителя тепла.

Монтаж автоматических отводчиков

Воздухоотводчики ставят там, где происходит постоянное скопление воздуха и бывает проблематично вручную убрать воздушные пробки из системы. Это верхние точки котлов, коллекторов и контуров отопления.


Делать монтаж этих элементов необходимо, соблюдая их строго вертикальное расположение. В случае острой необходимости можно приобрести детали с горизонтальным расположением выпускного отверстия.

Нельзя допускать загромождения отверстия для сброса воздуха.

Краны Маевского: принцип и нюансы работы

Для удаления воздушной пробки из стандартного радиатора в подавляющем большинстве случае применяют кран Маевского, или ручной воздухоотводчик.

Деталь состоит из латунного корпуса и винта, имеющего форму конуса. Отверстие, с помощью которого можно выпустить воздух, находится сбоку на корпусе. Расположение кранов зависит от типа обогревающей системы. В горизонтальной их монтируют на каждый радиатор, а в вертикальной – в приборы, находящиеся на верхнем этаже дома.


Главное условие их нормальной работоспособности – правильный подбор деталей с учетом размеров резьбы. Ручные краны элементарны в эксплуатации, не требуют от пользователей никаких особых навыков, почему и получили распространение. Достаточно время от времени прочищать загрязнения на корпусе или пластиковой прокладке.

Нюансы установки воздухоотводчиков на радиаторах старого образца

На старых радиаторах, функционирующих в централизованной системе, лучше не ставить автоматические отводчики воздуха. Это повлечет за собой необходимость слишком частого удаления завоздушенностей по причине многолетней эксплуатации элементов, их загрязнения или отключения отопления.


Гидравлические удары, возможные в центральной схеме обогрева, требуют применения специальных автоматических воздухоотводчиков, способных выдержать температуру теплоносителя выше 150 градусов. Это могут быть детали, имеющие маркировку МС-140 или ОМЕС.

Если на старые радиаторы монтировать кран Маевского, то сначала необходимо на самой верхней заглушке просверлить отверстие, а потом нарезать резьбу, с помощью которой вкручивается воздухоотводчик.

Особенности удаления воздуха вручную

Завоздушивание отопительной схемы грозит пользователям серьезными неприятностями, поэтому необходимо регулярно прочищать ее и в процессе удаления воздуха следовать общим рекомендациям:


  • сначала визуально осмотреть элементы отопительной системы, проверить все стыки на предмет возможности протекания, а при необходимости произвести ремонтные работы;
  • при наличии циркуляционного насоса важно проверить его работоспособность и также подготовить к работе, произведя предварительное смазывание и тестовое включение.

Этапы

По окончании подготовительных работ следует запастись ключом, отверткой, а также емкостью для слива воды и выполнить работу, придерживаясь следующего алгоритма:

  1. Отключается электроэнергия.
  2. Блокируется подача теплоносителя.
  3. С помощью отвертки или ключа открываются до максимума термостат и кран Маевского, в результате чего слышится шипение воздуха (так выходят пробки).
  4. Затем начинает идти вода, которую сливают в канализацию или емкость. Важно следить за промывкой и отключить воду лишь после того, как она станет чистой, без воздушных пузырьков.

На увеличение скорости процесса влияют клапаны, открытые на радиаторах, расположенных на верхних этажах.

Заполнять развоздушенную систему следует, начиная с бойлера. При этом рекомендуют добавлять вещество, подавляющее образование ржавчины. Это делают через верхний клапан. По количеству воды в предохранительном баке регулируют полноту заполнения системы.

Если ручной прочистки отопительных элементов бывает недостаточно, используют химическую или пневмогидравлическую очистку труб.


Важным условием нормального функционирования системы отопления считается постоянный контроль за работоспособностью ее элементов, в том числе – воздухоотводчиков. Удаление воздуха из системы отопления с учетом всех правил и тонкостей – залог ее долгосрочной надежной работы.