Старый мороз и молодой морозец. Литовская народная сказка
Жил старый Мороз, и был у него сынок - молодой Морозец. И такой хвастун был этот сынок, что и захочешь рассказать, да не расскажешь! Послушать его - так умнее и сильнее его на всём свете никого нет. Вот раз и думает этот сынок, молодой Морозец:
"Стар стал мой отец! Плохо своё дело делает. Я и молодой и сильный - куда лучше могу людей морозить! От меня никто не спасётся, со мной никто не справится: всех одолею!"
Пустился молодой Морозец в путь, принялся выискивать, кого бы это заморозить. Вылетел на дорогу и видит - едет в повозке на сытой лошадке пан. Сам пан толстый, шуба на пане меховая, тёплая, ноги ковром укутаны.
Осмотрел Морозец пана, засмеялся.
"Э, - думает, - кутайся не кутайся, всё равно от меня не спасёшься! Старик отец мой, может быть, н не пронял бы тебя, а я так пройму, что только держись! Ни шуба, ни ковёр не помогут!"
Подлетел Морозец к пану и давай его донимать: и под ковёр забирается, и в рукава влезает, и за воротник пробирается, и за нос щиплет.
Приказал пан своему слуге погонять лошадь.
Не то, - кричит, - замёрзну я!
А Морозец ещё пуще донимает, ещё больнее за нос щиплет, пальцы на ногах и руках леденит, дышать не даёт.
Пан и так, пан и сяк - и ёжится, и жмётся, и вертится на месте.
Погоняй, - кричит, - погоняй скорее!
Приехал пан в свою усадьбу, вынесли его из повозки чуть живого.
Полетел молодой Морозец к отцу, к старому Морозу. Стал перед ним хвастаться:
Вон я какой! Вон я какой! Где тебе, отец, за мной угнаться! Смотри, какого пана я заморозил! Смотри, под какую тёплую шубу я пробрался! Тебе под такую шубу ни за что не пробраться! Тебе такого пана ни за что не заморозить!
Усмехнулся старый Мороз и говорит:
Хвастунишка ты! Подождал бы своей силой да удалью хвалиться. Верно: заморозил ты толстого пана, влез к нему под тёплую шубу. Да большое ли это дело? Вон смотри - едет тощий мужик в дырявой шубёнке, на тощей лошадёнке. Видишь ты его?
Едет этот мужик в лес дрова рубить. Попробуй-ка ты его заморозить. Если заморозишь - поверю тебе, что и в самом деле ты силён!
Вот невидаль! - отвечает молодой Морозец. - Да я его в один миг заморожу!
Взвился Морозец, полетел мужика догонять. Догнал, напал и давай его донимать: то с одного боку налетит, то с другого, а мужик едет себе да едет. Стал Морозец его за ноги хватать. А мужик соскочил с саней и побежал рядом с лошадёнкой.
"Ну, - думает Морозец, - погоди! Уж я тебя в лесу заморожу!"
Приехал мужик в лес, достал топор и принялся ёлки да берёзы рубить - щепки во все стороны так и летят!
А молодой Морозец покою ему не даёт: и за руки, и за ноги хватает, и за ворот пробирается...
И чем больше старается Морозец, тем сильнее мужик топором размахивает, тем сильнее дрова рубит. Разогрелся так, что даже рукавицы снял.
Долго нападал Морозец на мужика, наконец устал.
"Ладно, - думает, - всё равно я тебя одолею! Проберу тебя до костей, когда ты будешь домой возвращаться!"
Подбежал к саням, увидел рукавицы, да и забрался в них. Сидит и посмеивается:
"Посмотрю-ка я, как это мужик свои рукавицы наденет: они так одеревенели, что в них и пальцы просунуть нельзя!"
Морозец в мужичьих рукавицах сидит, а мужик знай всё рубит да рубит.
До тех пор рубил, пока не наложил воз верхом.
Теперь, - говорит, - можно и домой возвращаться!
Взял тут мужик свои рукавицы, хотел было их надеть, а они как железные.
"Ну, что будешь делать?" - посмеивается про себя молодой Морозец.
А мужик, как увидел, что рукавицы надеть нельзя, взял топор и принялся бить по ним.
Мужик по рукавицам обухом тук да тук, а Морозец в рукавицах ох да ох!
И так крепко мужик помял бока Морозцу, что тот чуть жив убрался.
Мужик домой едет, дрова везёт, на свою лошадёнку покрикивает. А молодой Морозец к отцу ковыляет, сам охает. Увидел его старый Мороз, стал посмеиваться:
Что это ты, сынок, еле идёшь?
Уморился, пока мужика морозил.
А что это, сынок, молодой Морозец, так жалобно охаешь?
Да уж очень больно мужик бока намял!
Это тебе, сынок, молодой Морозец, наукой будет: с панами-бездельниками немудрено справиться, а вот мужика никогда и никому не одолеть! Запомни это!
Урок чтения 4 классе
Тема: Старый Мороз и молодой Морозец
Цель урока: создавать условия для формирования беглого, правильного, выразительного, осмысленного чтения.
Задачи урока :
1) Образовательные : формирование беглого, правильного, выразительного, осмысленного чтения; закрепление знаний полученных при работе над сказкой « Старый мороз и молодой морозец» 1 часть. Формирование умений читать целым словом без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Отрабатывание послогового орфографического чтения малознакомых слов со сложными слоговыми структурами. Обогащение словарного запаса учащихся.
2)Коррекционные : коррекция мыслительной деятельности, формирование зрительного и слухового восприятия, развитие периферийного зрения, формирование умения анализировать и обобщать при закреплении и знакомстве с новым текстом . Коррекция и развитие произносительной и содержательной стороны речи, речемыслительных способностей детей.. Коррекция функции самоконтроля
3)Воспитательные: воспитание усидчивости, познавательного интереса. Формирование адекватного эмоционального отношения к описанным событиям, действиям героев. Воспитание интереса к народному творчеству на основе работы с пословицами о труде, формирование положительного отношения к труду, воспитание доброжелательного отношения друг к другу на этапе работы в парах.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: умеют осознанно и правильно читать целыми словами, знают значение трудных по смыслу слов;
Личностные результаты: проводят самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, оценивают поступки героев сказки при помощи пословиц
Метапредметные результаты:
Познавательные: анализируют ситуации, действия в рассказе, определяют смысл пословиц, умеют находить необходимую информацию и ответы на вопросы в тексте, умеют работать с текстом (прогнозировать по описанию, названию, отвечают на вопросы по тексту, выделяют главную мысль произведения)
Регулятивные: определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя; оценивают свои действия
Коммуникативные: умеют слушать и слышать речь других, строят высказывания в устной форме, умеют сотрудничать при работе в парах
Оборудование: «Чтение» 4 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, мультимедийная презентация, карточки с заданиями:
- Словарная работа
- Ладошки и снежинки
- Таблицы на развитие зрительного восприятия
- Простые карандаши, листочки бумаги.
- Снежинки
- Карточки: НЕБО, ВЕТЕР, ПОГОДА.
Ход урока
I.Орг. момент.
СЛАЙД № 1 «Старый Мороз и молодой Морозец» (литовская сказка)
Здравствуйте ребята!
Долгожданный дан звонок
Надо нам начать урок!
Скажите поскорее мне
Какое у вас настроение?
Улыбнитесь друг другу. А сядет тот, кто правильно выберет и назовёт слова подходящие к уроку чтения
СЛАЙД № 2 (думать, вышивать, объяснять, читать, раскрашивать, вырезать, бегать, слушать, следить, рассказывать, размышлять, оценивать, петь, отвечать)
II.Актуализация опорных знаний.
1.Беседа
Ребята отгадайте загадку и вы узнаете какое время года наступит завтра
Неожиданно метели
С воем жутким налетели.
Осень в страхе убежала,
А она хозяйкой стала.
Какие зимние месяцы вы знаете? Декабрь, январь, февраль (снежинки)
Ну а зимние холода как вы знаете, пришли к нам уже давно.
Ребята давайте поиграем в игру «Назови признаки зимы». Я буду вам показывать карточку с названием предмета, а вы будете называть признаки этого предмета (на какой вопрос отвечает признак предмета?)
какой? какая? какое? какие?
Небо -хмурое, серое
Ветер – холодный, ледяной
Погода - снежная, морозная (снежинки)
С каким произведением мы с вами познакомились на прошлом уроке?
Какой жанр этого произведения?
Почему? Докажите
1.Дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика .
а)Дыхательная гимнастика:
Представьте, что мы с вами оказались в том самом зимнем лесу где резвились Старый Морозец и Молодой Морозец. А в зимнем лесу очень чистый и морозный воздух, давайте подышим им.
Правила дыхательной гимнастики: спина прямая, плечи развёрнуты, вдох носом, выдох через рот, губы трубочкой, щёки не раздуваем.
Вдох – носом, выдох – через рот.
Возьмите в руки ладошку, положите снежинку на край пальчиков, подуйте так как дует Молодой Морозец, не сильно. А теперь подуйте сильно как Старый Морозец, ведь он сильнее чем его юный друг
СЛАЙД № 3
б) Чистоговорка
Оз-оз-оз - на улице мороз Са-са-са - в лесу бегает лиса
Ом- ом-ом – катим снежный ком.
Ра-ра-ра - вьюга с самого утра.
Ул-ул-ул - ветерок подул.
СЛАЙД № 4
в) Скороговрка
В зимний холод всякий молод.
Всякий молод в зимний холод
(В медленном, среднем, быстром темпе)
СЛАЙД № 5
г) Повторение знаков препинания в конце предложения.
III .Проверка домашнего задания
Скажите что нам было задано на дом?
А сейчас я хочу проверить как внимательно вы читали сказку дома. Для этого выполним с вами следующее задание.
Конверт с таблицей
Чтение сказки по ролям (часть, выделить в учебнике)
Беседа по содержанию 1-й части текста:
Почему молодого Морозца считали хвастуном?
Как он заморозил богатого пана? Почему у него это легко получилось?
Опишите, как выглядел мужик.
IV.Физминутка
А сейчас мы на прогулку
В зимний лес пойдём
Через высокие сугробы
Дружно мы перешагнём,
Покатаемся на лыжах,
В сани сядем без проблем-
Очень весело нам всем
Что замёрзли???
Да, замёрзли!!!
Движения (похлопывание по плечам, растирание ушей, кистей рук)
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки.
Хлоп, хлоп, хлоп.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели.
Да, да, да.
Ножки тоже мы погреем,
Мы попрыгаем скорее.
Прыг, прыг, прыг.
Мы с морозом подружились,
Как снежинки закружились.
Так, так, так.
V. Работа над новым материалом
1 .Сообщение темы урока детьми
(СЛАЙД № 6) Картинка к сказке
Какая тема нашего урока?
Сегодня я вас опять приглашаю отправиться в сказку. Закроем глаза и послушаем:
(СЛАЙД № 7) Метель и хруст снега
Как вы думаете какая стоит погода?
Морозная
Морозная погода стоит потому, что старый Мороз и молодой Морозец ещё резвятся в лесу. Сегодня на уроке мы продолжим чтение сказки и узнаем, чем закончился спор двух Морозов.
2.Продолжение знакомства со сказкой. Чтение II части учителем.
Почему Морозцу было тяжело морозить мужика?
Объясните смысл пословицы:
(Слайд №8)
«Мороз не велик, а стоять не велит!»
Когда человек активно двигается, он согревается. Если же стоять неподвижно, то даже на небольшом морозе холодно...
Как смысл этой пословицы подтверждается в нашей сказке?
3.Словарная работа. Карточки с заданием
Взвился - поднялся высоко
Проберу тебя до костей – очень сильно заморожу
Одеревенели - стали твёрдыми как дерево
Обух – часть топора, где нет лезвия.
Ковыляет –идёт медленно, хромает.
Не мудрено - легко, доступно.
(Слайд№ 9)
4.Чтение 2 части учащимися самостоятельно.
1группа: (Лапикус, Попов, Хасбатуллин, Хинтов, Коржов, Кокорев)- чтение стр. 59-61
2группа: (Ерофеев, Кривчиков, Каулкин) – чтение, стр.59-60
5. Работа над трудными словами. (Слайд№10)
Взвил-ся - взвился
По-сме-и-ва-ет-ся - посмеивается
О-де-ре-ве-не-ли - одеревенели
У-мо-рил-ся - уморился
- Чтение сказки учащимися по «цепочке».
Зачем мужик приехал в лес?
Что он там стал делать?
VI.Зрительная физминутка “СНЕЖИНКА»
(Слайд№11)
VII. Осмысление и закрепление полученных знаний.
Беседа по вопросам по содержанию 2-й части текста:
Как решил заморозить Морозец мужика?
Получалось ли у него это сделать?
- Почему Морозцу было тяжело морозить мужика?
Потому что мужик двигался – работал.
(Слайд№12)
Объясните выражение мороза – отца: «… с панами – бездельниками не мудрено справиться, а вот мужика никому не одолеть!»
Греет не шуба, а работа
(Слайд№13)
1.Выборочное чтение.
Найдите и прочитайте из 2 части сказки, где молодой Морозец пытается заморозить мужика разными способами.
2. Работа над правильностью чтения (работа в парах, ученик фиксирует ошибки товарища )
VIII.Заключительная часть.
1 . Итоги урока.
Какую сказку читали на уроке?
Кто герои сказки?
Кто вам понравился? Почему?
Какая главная мысль сказки?
(С бездельниками не мудрено справиться, а вот мужика трудолюбивого никому не одолеть.)
2. Рефлексия. (Самоанализ, самооценка). Оценки за урок.
Что нового узнали на уроке?
Чему учились?
Кто из вас доволен уроком?
(Слайд№14) Молодцы!!!
Литовская сказка
Жил старый Мороз, и был у него сынок - молодой Морозец. И такой хвастун был этот сынок, что и захочешь рассказать, да не расскажешь! Послушать его - так умнее и сильнее его на всём свете никого нет. Вот раз и думает этот сынок, молодой Морозец:
"Стар стал мой отец! Плохо своё дело делает. Я и молодой и сильный - куда лучше могу людей морозить! От меня никто не спасётся, со мной никто не справится: всех одолею!"
Пустился молодой Морозец в путь, принялся выискивать, кого бы это заморозить. Вылетел на дорогу и видит - едет в повозке на сытой лошадке пан. Сам пан толстый, шуба на пане меховая, тёплая, ноги ковром укутаны.
Осмотрел Морозец пана, засмеялся.
"Э, - думает, - кутайся не кутайся, всё равно от меня не спасёшься! Старик отец мой, может быть, н не пронял бы тебя, а я так пройму, что только держись! Ни шуба, ни ковёр не помогут!"
Подлетел Морозец к пану и давай его донимать: и под ковёр забирается, и в рукава влезает, и за воротник пробирается, и за нос щиплет.
Приказал пан своему слуге погонять лошадь.
- Не то, - кричит, - замёрзну я!
А Морозец ещё пуще донимает, ещё больнее за нос щиплет, пальцы на ногах и руках леденит, дышать не даёт.
Пан и так, пан и сяк - и ёжится, и жмётся, и вертится на месте.
- Погоняй, - кричит, - погоняй скорее!
А потом и кричать перестал: голос потерял.
Приехал пан в свою усадьбу, вынесли его из повозки чуть живого.
Полетел молодой Морозец к отцу, к старому Морозу. Стал перед ним хвастаться:
- Вон я какой! Вон я какой! Где тебе, отец, за мной угнаться! Смотри, какого пана я заморозил! Смотри, под какую тёплую шубу я пробрался! Тебе под такую шубу ни за что не пробраться! Тебе такого пана ни за что не заморозить!
Усмехнулся старый Мороз и говорит:
- Хвастунишка ты! Подождал бы своей силой да удалью хвалиться. Верно: заморозил ты толстого пана, влез к нему под тёплую шубу. Да большое ли это дело? Вон смотри - едет тощий мужик в дырявой шубёнке, на тощей лошадёнке. Видишь ты его?
- Вижу.
- Едет этот мужик в лес дрова рубить. Попробуй-ка ты его заморозить. Если заморозишь - поверю тебе, что и в самом деле ты силён!
- Вот невидаль! - отвечает молодой Морозец. - Да я его в один миг заморожу!
Взвился Морозец, полетел мужика догонять. Догнал, напал и давай его донимать: то с одного боку налетит, то с другого, а мужик едет себе да едет. Стал Морозец его за ноги хватать. А мужик соскочил с саней и побежал рядом с лошадёнкой.
"Ну, - думает Морозец, - погоди! Уж я тебя в лесу заморожу!"
Приехал мужик в лес, достал топор и принялся ёлки да берёзы рубить - щепки во все стороны так и летят!
А молодой Морозец покою ему не даёт: и за руки, и за ноги хватает, и за ворот пробирается...
И чем больше старается Морозец, тем сильнее мужик топором размахивает, тем сильнее дрова рубит. Разогрелся так, что даже рукавицы снял.
Долго нападал Морозец на мужика, наконец устал.
"Ладно, - думает, - всё равно я тебя одолею! Проберу тебя до костей, когда ты будешь домой возвращаться!"
Подбежал к саням, увидел рукавицы, да и забрался в них. Сидит и посмеивается:
"Посмотрю-ка я, как это мужик свои рукавицы наденет: они так одеревенели, что в них и пальцы просунуть нельзя!"
Морозец в мужичьих рукавицах сидит, а мужик знай всё рубит да рубит.
До тех пор рубил, пока не наложил воз верхом.
- Теперь, - говорит, - можно и домой возвращаться!
Взял тут мужик свои рукавицы, хотел было их надеть, а они как железные.
"Ну, что будешь делать?" - посмеивается про себя молодой Морозец.
А мужик, как увидел, что рукавицы надеть нельзя, взял топор и принялся бить по ним.
Мужик по рукавицам обухом тук да тук, а Морозец в рукавицах ох да ох!
И так крепко мужик помял бока Морозцу, что тот чуть жив убрался.
Мужик домой едет, дрова везёт, на свою лошадёнку покрикивает. А молодой Морозец к отцу ковыляет, сам охает. Увидел его старый Мороз, стал посмеиваться:
- Что это ты, сынок, еле идёшь?
- Уморился, пока мужика морозил.
- А что это, сынок, молодой Морозец, так жалобно охаешь?
- Да уж очень больно мужик бока намял!
- Это тебе, сынок, молодой Морозец, наукой будет: с панами-бездельниками немудрено справиться, а вот мужика никогда и никому не одолеть! Запомни это!
Здравствуй, молодой литературовед! Хорошо, что ты решил читать сказку "Старый мороз и молодой морозец (Литовская сказка)" в ней ты найдешь народную мудрость, которой назидаются поколениями. Ознакомившись с внутренним миром и качествами главного героя, юный читатель невольно испытывает чувство благородности, ответственности и высокой степени нравственности. Мило и отрадно погрузиться в мир, в котором всегда одерживает верх любовь, благородство, нравственность и бескорыстность, которыми назидается читатель. Мировоззрение человека формируется постепенно, и такого рода произведения крайне важны и назидательны для наших юных читателей. Реки, деревья, звери, птицы - все оживает, наполняется живыми красками, помогает героям произведения в благодарность за их добро и ласку. Просто и доступно, ни о чем и обо всем, поучительно и назидательно - все входит в основу и сюжет данного творения. Все образы просты, обыденны и не вызывают юношеского непонимания, ведь мы сталкиваемся с ними ежедневно в нашем быту. Сказка "Старый мороз и молодой морозец (Литовская сказка)" читать бесплатно онлайн стоит всем, здесь и глубокая мудрость, и философия, и простота сюжета с хорошим окончанием.
Ж
ил старый Мороз, и был у него сынок — молодой Морозец. И такой хвастун был этот сынок, что и захочешь рассказать, да не расскажешь! Послушать его — так умнее и сильнее его на всём свете никого нет. Вот раз и думает этот сынок, молодой Морозец:
«Стар стал мой отец! Плохо своё дело делает. Я и молодой и сильный — куда лучше могу людей морозить! От меня никто не спасётся, со мной никто не справится: всех одолею!»
Пустился молодой Морозец в путь, принялся выискивать, кого бы это заморозить. Вылетел на дорогу и видит — едет в повозке на сытой лошадке пан. Сам пан толстый, шуба на пане меховая, тёплая, ноги ковром укутаны.
Осмотрел Морозец пана, засмеялся.
«Э, — думает, — кутайся не кутайся, всё равно от меня не спасёшься! Старик отец мой, может быть, н не пронял бы тебя, а я так пройму, что только держись! Ни шуба, ни ковёр не помогут!»
Подлетел Морозец к пану и давай его донимать: и под ковёр забирается, и в рукава влезает, и за воротник пробирается, и за нос щиплет.
Приказал пан своему слуге погонять лошадь.
— Не то, — кричит, — замёрзну я!
А Морозец ещё пуще донимает, ещё больнее за нос щиплет, пальцы на ногах и руках леденит, дышать не даёт.
Пан и так, пан и сяк — и ёжится, и жмётся, и вертится на месте.
— Погоняй, — кричит, — погоняй скорее!
А потом и кричать перестал: голос потерял.
Приехал пан в свою усадьбу, вынесли его из повозки чуть живого.
Полетел молодой Морозец к отцу, к старому Морозу. Стал перед ним хвастаться:
— Вон я какой! Вон я какой! Где тебе, отец, за мной угнаться! Смотри, какого пана я заморозил! Смотри, под какую тёплую шубу я пробрался! Тебе под такую шубу ни за что не пробраться! Тебе такого пана ни за что не заморозить!
Усмехнулся старый Мороз и говорит:
— Хвастунишка ты! Подождал бы своей силой да удалью хвалиться. Верно: заморозил ты толстого пана, влез к нему под тёплую шубу. Да большое ли это дело? Вон смотри — едет тощий мужик в дырявой шубёнке, на тощей лошадёнке. Видишь ты его?
— Вижу.
— Едет этот мужик в лес дрова рубить. Попробуй-ка ты его заморозить. Если заморозишь — поверю тебе, что и в самом деле ты силён!
— Вот невидаль! — отвечает молодой Морозец. — Да я его в один миг заморожу!
Взвился Морозец, полетел мужика догонять. Догнал, напал и давай его донимать: то с одного боку налетит, то с другого, а мужик едет себе да едет. Стал Морозец его за ноги хватать. А мужик соскочил с саней и побежал рядом с лошадёнкой.
«Ну, — думает Морозец, — погоди! Уж я тебя в лесу заморожу!»
Приехал мужик в лес, достал топор и принялся ёлки да берёзы рубить — щепки во все стороны так и летят!
А молодой Морозец покою ему не даёт: и за руки, и за ноги хватает, и за ворот пробирается…
И чем больше старается Морозец, тем сильнее мужик топором размахивает, тем сильнее дрова рубит. Разогрелся так, что даже рукавицы снял.
Долго нападал Морозец на мужика, наконец устал.
«Ладно, — думает, — всё равно я тебя одолею! Проберу тебя до костей, когда ты будешь домой возвращаться!»
Подбежал к саням, увидел рукавицы, да и забрался в них. Сидит и посмеивается:
«Посмотрю-ка я, как это мужик свои рукавицы наденет: они так одеревенели, что в них и пальцы просунуть нельзя!»
Морозец в мужичьих рукавицах сидит, а мужик знай всё рубит да рубит.
До тех пор рубил, пока не наложил воз верхом.
— Теперь, — говорит, — можно и домой возвращаться!
Взял тут мужик свои рукавицы, хотел было их надеть, а они как железные.
«Ну, что будешь делать?» — посмеивается про себя молодой Морозец.
А мужик, как увидел, что рукавицы надеть нельзя, взял топор и принялся бить по ним.
Мужик по рукавицам обухом тук да тук, а Морозец в рукавицах ох да ох!
И так крепко мужик помял бока Морозцу, что тот чуть жив убрался.
Мужик домой едет, дрова везёт, на свою лошадёнку покрикивает. А молодой Морозец к отцу ковыляет, сам охает. Увидел его старый Мороз, стал посмеиваться:
— Что это ты, сынок, еле идёшь?
— Уморился, пока мужика морозил.
— А что это, сынок, молодой Морозец, так жалобно охаешь?
— Да уж очень больно мужик бока намял!
— Это тебе, сынок, молодой Морозец, наукой будет: с панами-бездельниками немудрено справиться, а вот мужика никогда и никому не одолеть! Запомни это!
Тема . «Старый Мороз и молодой Морозец»
(Литовская сказка)
Цель: создавать условия для формирования навыков беглого выразительного и осознанного чтения.
Задачи:
Образовательные:
2. Отрабатывать послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами.
3. Формировать навык сознательного чтения: учить отвечать на вопросы по прочитанному.
4. Обогащать словарный запас учащихся.
Коррекционно-развивающие:
1. Коррекция и развитие произносительной и содержательной стороны речи, речемыслительных способностей детей.
2. Развитие и формирование фонематического слуха.
Воспитательные:
1. Воспитывать усидчивость, познавательный интерес.
2. Формировать адекватное эмоциональное отношение к описанным событиям, действиям героев, учить обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта.
Оборудование:
иллюстрации к сказке, шапочки с изображением героев сказки для ролевого чтения, мультимедийное устройство, презентация к уроку.
Ход урока:
Орг. момент:
1. Приветствие
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья!
К какому року приготовились?
Чему учимся на уроках чтения?
На уроке не молчим,
А красиво говорим.
Руку дружно поднимаем,
На вопросы отвечаем.
Выразительно, на «пять»!
2. Сегодня я приглашаю вас отправиться в сказку. Закроем глаза и послушаем: что вы слышали? (метель и хруст снега) (слайд 2)
Когда это бывает?
Какие ещё признаки зимы вы знаете? (Слайд 3)
Назовите зимние месяцы . Словарные слова на доску:
Какая сейчас стоит погода? (морозная) морозная погода
3. Сообщение темы урока:
Морозная погода стоит потому, что старый Мороз и молодой Морозец ещё резвятся в лесу. Сегодня на уроке мы продолжим чтение сказки и узнаем, чем закончился спор двух Морозов.
Актуализация опорных знаний:
Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения:
Дыхательная гимнастика:
В зимнем лесу очень чистый воздух, давайте подышим им.
Вдох – носом, выдох – через рот.
Вдох – задержка дыхания – выдох.
Вдох – выдох - задержка дыхания.
Задуть свечи: одну, две, три, четыре, пять.
Работа над чистоговоркой:
Су-су-су – очень холодно в лесу.
Са-са-са – в лесу бегает лиса.
Шо-шо-шо – на лыжах хорошо.
Оз-оз-оз – на улице мороз. (слайд 4)
Работа над скороговоркой;
Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всё понятно! (слайд 5)
Упражнения для развития высоты голоса: как воет метель?
Повторение знаков препинания в конце предложения. (слайд 6)
Проверка домашнего задания:
Беседа по вопросам:
Как называется раздел, который мы сейчас изучаем, вы вспомните, отгадав загадку:
Кто-то к дому подходил
И нигде не наследил!
Но забавные картины
Появились на окне:
Пьют медведи чай с малиной,
Едут зайцы на коне,
Кто же он, что ночь не спал
И на стеклах рисовал?
А что же рисует Мороз на стекле и на снегу? (Зимние узоры)
Какое произведение мы начали читать на прошлом уроке? (слайд 7)
Что было задано на дом? Читать 1 часть по ролям
Чтение 1 части текста:
Чтение по ролям;
Инсценирование отрывка части.
Беседа по вопросам по содержанию 1-й части текста:
Почему молодого Морозца считали хвастуном?
Как он заморозил богатого пана? Почему у него это легко получилось?
Опишите, как выглядел мужик.
Работа по теме урока:
Вступительная беседа учителя:
Объясните смысл пословицы:
«Мороз не велик, а стоять не велит!» (слайд 8)
Когда человек активно двигается, он согревается. Если же стоять неподвижно, то даже на небольшом морозе холодно...
Как смысл этой пословицы подтверждается в нашей сказке
Давайте и мы подвигаемся, чтобы снять усталость
(физминутка) (слайд 9 или приложение)
Работа над текстом:
Чтение текста учителем:
Словарная работа; (слайд 10)
Прослушивание текста
Чтение текста вслух по цепочке;
Беседа по вопросам по содержанию 2-й части текста:
Почему Морозцу было тяжело морозить мужика?
Потому что мужик двигался – работал.
Объясните выражение мороза – отца: «… с панами – бездельниками не мудрено справиться, а вот мужика…никому не одолеть!»
Мужика грела не шуба, а работа (слайд 11)
Оценки за урок.
Итог урока. Рефлексия.