Самые интересные интервью с дизайнерами интерьера. Дизайн интерьера: Как сделать свою жизнь радостнее и счастливее

Кристин Патон имеет классическое образование и работает в дизайне жилой и коммерческой недвижимости в течение двадцати лет. В дополнение к ее собственной практике проектирования в Лондоне и Бостоне, Кристин работала с такими маститыми дизайнеров и руководителями дизайнерских фирм как Уильям Ходжинс, Hadley Associates, МакМиллен Инк и Памела Бэнкер.
Кристин Патон имеет диплом Б.С. в интерьере и диплом колледжа изобразительного и исполнительского искусства школы Сиракузского университета, изучала архитектуру в Пьяцца Савонаролы во Флоренции, Италия.
После десяти лет работы в Лондоне, Кристин вернулась в Бостон и основала фирму "Кристин Патон Интерьеры" и совсем недавно открыла магазин "Кристин Патон Дом", роскошные предметы интерьера и интерьерные аксессуары, которые отражают ее эстетику. Магазин находится недалеко от Гарвардской площади в Кембридже, штат Массачусетс.


Джилл Литнер Каплан вовлечена в мир дизайна последние 20 лет.
Она имеет естественную страсть к моде, любит тонкие ткани и знает, как создать ассортимент.
Джилл действительно понимает, как создать среду, которая является уникальным выражением своих клиентов: с одной стороны, их стиль и предпочтения, и в то же время, придавая ему свои хорошо отточенное чувство вкуса и энергию.
Джилл путешествовала по разным странам и долго жила в Париже. Она несет свое ощущение мирового стиля и любви собирать искусство и интересные интерьерные объекты со всего Мира - во все свои проекты.
Джилл собрала уникальную команду профессиональных специалистов, которая обеспечивает комплексные услуги по проектированию, чтобы предоставить своим клиентам весь спектр услуг, и обеспечивает практические руководства к каждому из своих проектов.


В 1996 году Хайди Прибелл основала свою компанию "Хайди Прибелл Интерьеры" , дизайн-студия, базирующаяся в Кембридже, которая создает выразительные, вдохновленные интерьеры для взыскательных клиентов. Прибелл разработала новое современное направление в классическом дизайне, которое позволяет ей создавать уникальные интерьеры в классическом стиле, но с молодой, элегантной и утонченной привлекательностью.

После окончания Гарвардского университета и учебы в Нью-Йоркской Школе Дизайна интерьера, Прибелл работала дилером по продаже антиквариата, продавала предметы искусства и антиквариат в такие почтенные институты, как Музей изящных искусств в Бостоне, Музей округа Лос-Анджелес и Чикагский Институт искусств. Она продолжает находить исключительные предметы искусства, многие из которых можно найти в домах ее клиентов.

С 2008 года Хайди получила три последовательных награды "Лучший дизайнер Бостона", ее работы были широко представлены в журнале "Boston Home".

Хайди Прибелл является одним из самых востребованных талантов в Бостоне, благодаря ее смелым идеям, высоко профессионального подхода и тонким вниманием к деталям.

Философия дизайна от Хайди Прибелл

"Каждый завершенный мною проект по-своему уникален. Моя задача - интерпретировать идеи моего клиента и помочь ему определить свой собственный стиль. Мое понимание тонкостей дизайна интерьера и декора позволяет клиентам принимать обоснованные решения об их инвестициях".

"Моя работа сочетает современную эстетику со страстью к сочетанию цветов, текстур и узоров, найденных в природе".

"Это моя цель - предоставить клиентам глубокое удовлетворение при получении персонализированных жилых помещений исключительного качества и комфорта".


Первые ориентиры в профессии дизайнера Мария Ватолина получила будучи автором концептуальных съемок интерьеров. В качестве стилиста она работала для журналов ELLE Decor, AD, Wallpaper, Seasons, Salon Interior, Мезонин. Позже чувство стиля и любовь к интерьерному дизайну развились в профессию, и сегодня Мария самостоятельно реализует проекты домов и квартир. Мария Ватолина рассказала нам о том, каковы ее принципы работы и подход к дизайну.

Abitant: Вы работаете в очень позитивной стилистике. Он, видимо, складывается из Вашего жизнерадостного взгляда на жизнь и особой авторской позиции. Так ли это?

Мария Ватолина: Я не могу сказать, что я очень жизнерадостный человек, скорее, я эмоционально восприимчива, поэтому мои объекты получаются, если есть контакт с заказчиком, доверительные отношения и взаимная расположенность. Я хорошо чувствую людей, и вообще, обычно понимаю, что людям нужно из обычного бытового общения. На первой встрече с заказчиками я предпочитаю говорить не о том, каким они представляют свой будущий интерьер, т. к. есть большая опасность поддаться готовым сложившимся клише из журналов и альбомов по интерьеру, которые, как думают заказчики, им подходят. Мне гораздо интереснее составить для себя портрет людей, которые будут жить в будущем интерьере, узнать о членах семьи и их привычках, о домашних традициях. Это помогает мне абстрагироваться от конкретных предметов и стилей и предложить заказчику то,до чего он никогда не додумался бы сам, но как потом, выясняется, подсознательно всегда стремился.

А.: Есть ли у Ваших заказчиков общие черты, каков собирательный образ Вашего клиента?

М.В.: Мои заказчики удивительно не похожи друг на друга, как и интерьеры, которые я для них делаю. Раньше я очень удивлялась, когда на вопрос, что привело их ко мне, новые заказчики отвечали, что посмотрели все мои работы, они все такие разные, не нашли ничего конкретного, что их привлекло, но почувствовали, что я могу придумать именно то, что им нужно. Теперь я воспринимаю такие слова как ободрение, что я на правильном пути. Я делаю авторские индивидуальные интерьеры и не повторяюсь, а значит, двигаюсь вперед…

Стулья Kartell в обивке из ткани Missoni,

А: Обустраивая пространство интерьера, Вы часто подбираете нестандартные предметы и материалы отделки. Чем руководствуетесь в выборе продуктов?

М.В.: Я делаю подборку предметов по наитию, не люблю подбирать мебель комплектами, «гарнитурами», как раньше это называлось. У меня в проектах всегда много разных фабрик, что очень неудобно в работе, но интересно выглядит в результате. Всегда есть 2-3 знаковые стилеобразующие дизайнерские вещи, которые, сколько бы они не стоили, я обычно уговариваю своих заказчиков купить для будущего интерьера, и есть базовые, которые легко заменяются на подобные, за счет них стараемся сокращать бюджет при необходимости.

А: Каталоги и новинки каких производителей мебели и аксессуаров чаще всего просматриваете, за работой каких фирм следите?

М.В.: Из последних находок – марка Restoration Hardware, сейчас делаю проект с использованием этой мебели. Очень мне понравилась фабрика Marioni, у них необычно качественные и красивые аксессуары. Очень люблю обои De Gournay. При всем моем непостоянстве в интерьерах, в каждом из них находится место для удивительных произведений искусства ручной работы от De Gournay. Особенно мне нравятся марки, которые создают не мебель, а скорее интерьерные акценты, например, скульптуры от Kare Design, или Andrew Martin, недавно использовала в своем проекте интересные стеллажи из латунных трубочек от Cecotti, в которых функция вторична, а дизайн первичен.

Стеллажи из латунных трубочек Cecotti (3D-визуализация)

Обои с павлинами от De Gournay. 3D-визуализация интерьера, который сейчас находится в стадии реализации, окончание февраль-март 2014 года

Обои с павлинами от De Gournay. 3D-визуализация интерьера, который сейчас находится в стадии реализации, окончание - февраль-март 2014 года

А.: Вы сами проектируете мебель и предметы освещения. Что подтолкнуло Вас к освоению темы авторского предметного дизайна?

М.В.: Восемь лет назад я впервые занялась дизайном интерьера, до этого работала интерьерным стилистом для многих крупных интерьерных изданий. Мои первые заказы в области дизайна интерьера были на стыке дизайна и оформительства: витрины магазинов, выставочные стенды, декорирование офисов, сделанных «скучными» архитекторами без изюминки. Для этих проектов я впервые стала проектировать предметы, получалось… Потом был не слишком длинный период предметного дизайна, победы в конкурсах, выставки. В промышленное производство я углубляться не стала, у нас эта отрасль производства совсем не развита…увлеклась дизайном интерьера.

Matreshka, 2008 год

А.: Во многих своих проектах Вы часто используете смелые цветовые сочетания. Как Вам удается мотивировать заказчиков в вопросах выбора цветовой палитры. Что для Вас означают понятия «цвет» и «свет»?

М.В.: Одни заказчики приходят с просьбой «нам все самое смелое и безумно-дизайнерское», с ними легко, они уже готовы к моим смелым цветовым сочетаниям, другие говорят «нам нравятся ваши работы, но нам лучше поскромнее немного», тогда я делаю эскизы с использованием всех базовых нейтральных предметов и цветов, а в голове держу уже конкретные предметы и акцентные цвета, которые сделают этот интерьер живым. Когда интерьер по эскизу готов, заказчики смотрят и говорят, что чего-то не хватает, в этот момент я «достаю из рукава» все свои козыри и обычно получается все, как я задумала.

ЗD-визуализация хаммама для проекта частного дома, проект в стадии реализации

А.: Что, на Ваш взгляд, сегодня превалирует на рынке продуктов для интерьеров: креатив и эстетика, либо материал и технологичность. Какие тенденции прослеживаются на рынке?

М.В.: Мне кажется, сейчас в моде сочетание несочетаемого, например, новых материалов и технологий с антиквариатом и старинными поверхностями. В модных интерьерах легко можно встретить стыковку полов: в одной зоне пол выложен старинным паркетом, из французского замка, а рядом пол из микроцемента. Такая же эклектика в мебели, легко можно сочетать ультрасовременную кухню в стиле hi-tech с .

А: Удачный проект для Вас - что это?

М.В.: Удовольствие в процессе, удовольствие в финале, довольные заказчики. Приятно попадать в дом, который ты завершила уже несколько лет назад и видеть, что в нем гармония и счастье. Это главное подтверждение того, что проект удался.

Квартира на Мичуринском проспекте, 2012 год

Квартира в Москва-Сити, 2011 год

На днях мы встретились с молодым дизайнером, Катериной Вахе, очень энергичной, симпатичной девушкой, которая с 2006 года занимается дизайном интерьера. Работы Катерины очень разнообразны, возможно благодаря многообразию ее интересов, от фотографии до горнолыжного спорта.

О том, что вдохновляет и как чувствуют себя дизайнеры в России – рассказывает Катерина Вахе.

Катерина, у Вас очень интересные дизайнерские решения, Вы занимаетесь текстилем, и не только. Скажите, что вас побудило начать свою карьеру в дизайне, именно дизайне интерьера.

Наверное желание создавать красоту. Во-первых желание создавать, во- вторых желание создавать красоту. Создавать для людей то место, где они могли бы отдыхать душой.

Какой был Ваш первый проект, вы давно уже занимаетесь дизайном интерьера?

Я с 2006 года занимаюсь интерьером, и первый проект очень хорошо помню. Это была очень-очень хорошая семья, с двумя детишками,они делали комнату для своего мальчика, то есть он уже подрос и нужно было менять ему интерьер.

Но в итоге получилось так, что изменился весь интерьер квартиры. Потом им понравилось, и я сделала интерьер комнаты для девочки, потом гостиную, и спальню – в итоге получился целиком весь проект. Мне еще чем понравилось, очень душевные люди, хорошее общение, и после этого проекта ко мне пришло много друзей. Я уже и переделывала комнату девочки – девочка подросла.


Выходит, то что Вы им предложили, им сильно понравилось, а что вы сами любите больше всего в вашей профессии? Что безумно нравится в Вашей профессии?

Мне безумно нравится, когда люди счастливы жить в моих интерьерах.

Катерина, у Вас разные стили, как бы Вы сами описали свой стиль, свой любимый стиль.

Для себя, по крайней мере, можно создать в спокойных тонах. А почему разные стили на сайте, потому что в первую очередь для меня желания клиента — это закон, ему должно быть удобно в этом интерьере,а не какие- то там амбиции, «давайте сделаем так, а вот так модно…»

Желание клиента закон, и для кого вам нравится проектировать больше всего? Может быть для детей, для очень преуспевающих людей?

Я люблю очень разностороннее развитие для себя. Для детишек очень приятно делать — это весёлые моменты.

Как Ваши близкие, родители относятся к тому, чем вы занимаетесь? Поддерживают Вас?

У них была мысль « Вот… техническая специальность – на завод пойти работать». Они у меня старой закалки, но сейчас всесторонне поддерживают, постоянно звонят, спрашивают « какой новый проект, покажи фотографии, друзья постоянно спрашивают.»

С какими материалами нравится работать больше всего? И дизайн каких интерьеров нравится больше?

Естественно нравится работать с натуральными материалами.А нравится больше общественный интерьер, там есть больше вариантов для фантазии. То есть, в спальне действительно должно быть место, где человек совсем отдыхает (много тканей, чего-то мягкого, спокойного, круглого)…


Есть ли у Вас в дизайнерском искусстве – икона стиля? Кто является примером для подражания?

Я могу конечно привезти, как пример человека перевернувшего дизайн, тот же Гауди.

Катя, без вдохновения никуда, где Вы берете вдохновение?

Наверное оттуда, откуда пришло вдохновение стать дизайнером. В принципе можно сказать, я очень много езжу в путешествия, смотрю по сторонам широко открытыми глазами, люблю фотографировать.

По старой Европе вообще без фотоаппарата не хожу, смотрю как это все было оформлено. Какие-то нюансы совершенно неожиданные, смотрю, как их можно претворить во внутреннем пространстве дома, и это будет очень интересно, очень свежо..
Естественно регулярные журналы. Иногда смотришь в интерьере что-то такое «вау!» нужно тоже такое, возможно позже воплотить, внедрить эту идею.


Какие у вас планы на будущие?

Мне бы хотелось создать Экологичный дом, это достаточно популярная сейчас тема. Как человек, часто ходящий в походы, я сильно переживаю за нашу природу, и наверно поэтому хотелось бы создать дом, который сам себя обеспечивал, энергопотребление было бы снижено, батареи солнечные, нагрев воды, и так далее..

И полностью вписать его в существующий ландшафт. Не очень хорошо, когда все хотят какой-то уникальности. Например, стоит улица домов, и один в лес, другой по дрова. И получается такой китч, что все вместе совсем не смотрится, каждому хочется быть круче.

Была в таких местах, в Армении, в Греции, у них доме не кричащие, они не выходят из природы, они в нее входят. Если стоит дом на скале, то он с этой скалой сливается, но в то же время, он потрясающей красоты, и потрясающей красоты природа вокруг, и все это очень гармонично. Наверное отсюда и моя мечта, построить такой дом.

Какой бы интерьер,дизайн Вы сделали бы в этом доме?

Можно что-то эклектичное такое,совместить. Совсем уж минимализм, что бы два железных табурета и все, нет, хочется и на мягком диванчике посидеть. Но так как он будет вписан в ландшафт, и вся тема будет природная, то конечно это будет максимально природное оформление.

Натуральные материалы, и само оформление максимально приближено к самой природе, к виду природы — дерево, небо, солнце, вода.


Катя,что бы вы могли посоветовать читателям Домашнего очага, которые хотят сделать свой дом красивым и уютным.

Я бы могла посоветовать, закрыть глаза и представить себе,то место где вам будет очень уютно, уютно. Приходишь домой уставший, уставший, и вот, где сейчас прилягу, отдохну, и станет хорошо, это и будет то место, куда душа стремится..

А в самом интерьере, я бы посоветовала использовать максимально спокойные, природные тона, ни в коем случае что-то яркое, какие-то тенденции китчевые.

Чем проще, тем уютней жить. Это аксиома уже, светлее, натуральнее.. За много лет практики, уже поняла, было, когда хотелось сделать что-то такое «вау», но потом ведь людям там жить, а не «вау».


А вот если хочется бирюзы, яркой зелени, красный, жёлтый?

Пожалуйста, но сделайте это в какой-то общественной зоне, в гостиной, в прихожей. Это будет даже интересней выглядеть, например, яркий диван или яркий текстиль.

Но в спальне все таки, лучше поспокойнее. Ведь цветовые предпочтения, и физиологию никто не отменял, как глаз воспринимает это всё, в общем-то это обычная физиология.
В ярком интерьере тоже можно жить, но мозг будет всё время воспринимать, и не отдохнет. Например оранжевый и жёлтый — это для работы хорошо, в кабине сделайте желтым.

Оранжевое настроение-всегда будет хотеться работать, что бы силы были. В гостиной что-нибудь такое, для друзей, что нибудь выкинуть — лиловый, фиолетовый, что-то с элементами розового. При этом если будет что-нибудь черно-белое, то это всегда выигрышно-яркие акценты. Но при это обязательно должны быть качественные материалы, потому что яркий интерьер, скажем, при попытке закрыть дырки в обоях смотрится ужасно.

Получился интересный разговор, и Катерина любезно согласилась еще раз встретиться и ответить на различные вопросы, так что можете оставлять вопросы в комментариях, и при следующей встрече обязательно получите на них ответы.

О работе, интерьере и чувстве прекрасного

Сегодня мы поделимся с вами письменной записью интереснейшего разговора, который состоялся с дизайнерами компании «ОКей Дизайн».

Действующие лица:

Арт-директор

Стаж работы: 11 лет

Яркий, энергичный и ответственный человек. Нина считает, что главная задача дизайнера – довольный клиент, но помимо этого ей также небезразлична репутация компании. Поэтому предпочитает отказаться от заказа, если нужно сделать что-то объективно из рук вон плохое, а объяснить этого клиенту не удается.

Дизайнер

Стаж работы: 5 лет

По отзывам своих коллег, Евгения не боится трудностей и с готовностью берет на себя даже действительно сложные задания. Обладает большим опытом в рукоделии и отлично разбирается в технологии шитья. Больше всего любит работать над оформлением детских комнат.

Вопросы и ответы

О себе и профессии

Что вам больше всего нравится в вашей работе?

Нина: Мне нравится всё! И творческий процесс, и когда видишь, что твоей работой довольны, что клиент в восторге от результата.

Евгения: Безусловно, получаешь удовольствие и от процесса, и от результата. В процессе мне больше всего нравится взаимодействие с материалами – с фактурой ткани, ее формой. Ну и, конечно, нести красоту в массы очень приятно!

Какая главная трудность возникла, когда вы только начали работать в этой сфере?

Н: Изначально я самоучка, и когда приступала к работе, за спиной была серьезная теоретическая база. Сложность была только с тем, чтобы набить руку и реализовать все знания на практике.

Е: Для меня самым сложным было обрести умение наладить контакт с любым клиентом, уметь каждому донести свою точку зрения. Со временем способность понимать людей и дар убеждения значительно развились.

Чем вы увлекаетесь помимо работы? Есть ли какое-то хобби?

Н: Обожаю готовить. Я сама грузинка, но национальной кухней не ограничиваюсь – люблю экспериментировать. Как правило, когда начинаю готовить какое-то блюдо, импровизирую и не знаю заранее, что получится в результате.

Е: Мне нравится делать украшения из натуральных камней. Готовить, конечно, нравится, но необходимость делать это ежедневно иногда убивает энтузиазм.

Есть ли у вас какие-то профессиональные амбиции, какие-то планы на дальнейшую профессиональную деятельность?

Н: Хотелось бы расширить свою профессиональную деятельность, чтобы заниматься не только текстилем, но и дизайном интерьера в целом.

Е: У меня нет масштабных наполеоновских планов относительно своего профессионального будущего, но я знаю точно, что хочется постоянно совершенствоваться как специалист и становиться все более ценным и опытным дизайнером.

Какое лично ваше любимое стилевое направление в интерьере?

Н: Для меня это современная классика. Та, которая без ламбрекенов и всяческой бахромы.

Е: Скандинавский стиль. Мне нравится простота и минимализм.

Об интерьере и эстетике

Как вы оцениваете общий уровень эстетической культуры наших соотечественников в сфере интерьера?

Н: Раньше все было совсем плохо, но за последние 4 года общий уровень существенно поднялся. Думаю, тут оказал влияние массовый выход в интернет. Люди начали отдавать предпочтение натуральным тканям и чаще приобретать шторы на заказ, а не покупать их на рынке. Я вижу 3 главные причины шить изделия по индивидуальному заказу. Во-первых, этикетка товара на рынке нередко содержит неверные сведения. Во-вторых, ширина покупных штор часто не подходит, и их приходится перешивать, что суммарно иногда выходит дороже, чем изначально сшить эти шторы по индивидуальному заказу.

Е: Согласна с Ниной, что в последние годы уровень эстетической культуры значительно вырос. Раньше в интерьере квартир наших соотечественников было засилье турецких, египетских и китайских товаров. Сейчас люди стали больше путешествовать, больше видеть разных эстетических культур, и это обогатило их чувство прекрасного.

На какие детали интерьера вы обращаете внимание в первую очередь, когда впервые приходите к кому-нибудь в гости?

Н: На три вещи – люстру, шторы и сахарницу (смеется). Для меня люстра выдает вкус хозяина, шторы – его характер, а сахарница – чистоплотность и внимание к деталям. Не люблю, когда она грязная.

Е: Профессия, конечно, накладывает свой отпечаток. Обращаю внимание на то, как используется текстиль в интерьере. Также интересно, что вешают на стены, подбирают мебель простых или сложных форм. Но все равно главную роль играет впечатление в целом, атмосфера помещения.

Какую ошибку, по вашим наблюдениям, чаще всего допускают люди при оформлении интерьера своей квартиры?

Н: Люди не заморачиваются над тем, как в помещении будут устанавливаться карнизы. Им либо выделяют слишком мало места, либо не выделяют его вовсе. Для размещения карниза нужно сделать отступ минимум 20 см, но это еще зависит от батареи и подоконника. Люди не понимают, что если шторы будут слишком близко расположены к батарее, их ткань начнет стремительно портиться и на ней возникнут видимые дефекты.

Е: Избыточность. Обычно люди просто добавляют в интерьер любую понравившуюся вещь, не беспокоясь о том, как она впишется в стиль помещения, приживется ли она там визуально. Но в последнее время, опять же, этого становится меньше.

Как вы считаете, существует ли объективная красота? Можно ли сказать, что вот такие-то шторы объективно красивы, а такие-то нет?

Н: Нет, такого понятия не существует.

Е: Согласна.

Почему же интерьер, создаваемый профессиональным дизайнером, признается красивым бОльшим количеством людей, чем в тех случаях, когда оформлением занимается обычный человек?

Н: Существуют детали, которые влияют на наше восприятие в лучшую или худшую сторону. Это правила сочетаемости стилей, подбора ткани и так далее. Они приходят к дизайнеру с опытом, а потому, по сравнению с обычным человеком, он не допускает таких ошибок.

Е: Есть понятие гармонии и связанные с ней правила. Дизайнер изучает и нарабатывает собственной практикой все гармонические правила, которые позволяют правильно реализовать любую задумку. Но дизайн затачивается под субъективное восприятие клиента, и полученное изделие должно нравиться в первую очередь ему.

Можно ли развивать свое чувство прекрасного?

Н: Я считаю, что это возможно только в определенных рамках. Человеку все равно не перепрыгнуть свою максимальную планку, если ему этого не дано от природы.

Е: Да, можно. В данном случае речь идет именно о том, чтобы в голове отложились гармонические правила. Многое в этом плане не может быть сформулировано словами, и усваивается только в результате наработки нового эстетического опыта. К примеру, можно ходить в картинные галереи, обращать внимание на архитектуру зданий, больше путешествовать и вообще всячески обогащаться новыми впечатлениями.

Спасибо Нине и Евгении, что ответили на вопросы! Если вам понадобится консультация дизайнеров салона «ОКей Дизайн», звоните.

Филолог по образованию и дизайнер интерьеров по призванию Ирина Глик говорит, что никогда бы не поверила, если бы ей сказали, что у нее будет пятеро детей, а сейчас ей греет душу перспектива иметь 25 внуков.

Ирина, почему Вы решили сменить профессию и стать дизайнером интерьеров, ведь по специальности Вы - филолог?

Наверное, в детстве ошиблась с профориентацией. Я вообще не понимаю, как дети сразу после школы должны определиться с тем, чем они хотят заниматься в будущем. Я выбрала иностранные языки, потому что мне казалось, что это интересно. Когда я закончила институт, то поняла, что язык - тот самый инструмент, который позволяет открывать дополнительные двери на жизненном пути. Одна из дверей - дизайн интерьера показалась мне близкой, и я в нее вошла. Получила профессиональное образование, наработала хороший опыт, набивая шишки и ведя разведку боем. В тот момент эта ниша была пустая, передо мной лежало непаханое поле возможностей, мне было действительно интересно этим заниматься! И все получилось, как видите. Если бы я знала, что эта профессия требует тех знаний, которыми я обладаю сейчас, и человек, не владеющий ими, вряд ли сможет достичь в ней успехов, то, может быть, и не начала бы этим заниматься. Но я была молодой, смелой, уверенной в своих силах, и, самое главное, у меня было чутье, так что, выбрав этот путь, я не прогадала.

Сколько Вам было лет, когда у Вас родился первый ребенок?

Миша родился в 1995 году, мне было 23 года.

Сложно было?

Даже не знаю. У меня такой характер, что сложности быстро забываются. Мне казалось, что рождение детей и сопряженные с этим событием трудности -естественный процесс, некий эволюционный шаг в жизни семьи и, если этого не происходит, то могут начаться какие-то проблемы, появиться комплексы. Рождение сына было очень радостным моментом, мы хотели детей, хотя тогда я даже не подозревала, что их у меня будет так много (улыбается) .

Сейчас у Вас пятеро детей. Скажите, как менялись Ваше отношение к воспитанию и ощущения с рождением каждого следующего ребенка?

Это целая история, в двух словах не расскажешь. Рождение первых детей - это совершенно новый жизненный этап, ты к нему готовишься. Только что ты сама была ребенком, а теперь дети у тебя! Я собрала целый комплект пособий по кормлению, воспитанию и детским болезням. Инструкции, написанные в них, я, как и каждая мама, тщательно изучила и старалась играть по правилам. Я кормила Мишу каждые три часа, увлекалась бэби-йогой, сейчас и вспомнить страшно эти кульбиты, которые мы выполняли в присутствии зрителей - бабушек и дедушек. Ребенок даже не понимал, что происходит, пока я ловко жонглировала им, зато все понимали родственники - в их глазах был ужас. Мишу закаливали, учили нырять, мы попробовали все новые веяния в альтернативном подходе к воспитанию детей. Я никогда не была очень строгой мамой, но старших детей, все же, воспитывала. Мне важен был режим дня, я журила за шалости, а когда они выросли и у меня вновь появились малыши, я поняла, что самое важное в воспитании - постараться установить дружеские и доверительные отношения, и каждую задачу, каждую проблему решать, погружаясь в нее и максимально приложив усилия, чтобы понять ребенка. Мы стали более лояльными, потому что поняли, что детство - это такое чудесное и трогательне время, которое, к сожалению, очень быстро проходит. Только со временем ты начинаешь ценить его и хулиганить на пару с детьми. Эволюцию молодых родителей мы прошли со старшими, так что младшим досталось отношение, которое чаще бывает у бабушек и дедушек к внукам. Иногда мои старшие дети говорят мне: «Мама, ну посмотри, как они себя ведут!» А мне кажется, что ничего такого не происходит… Попрыгает, побегает и успокоится. Конечно, в рамках разумного! Какие-то принципиальные табу у меня существуют, например, нельзя делать то, что опасно для жизни, но расставлять запреты везде - просто бесполезно.

Пять - это окончательная цифра?

Думаю, что да. Важно не количество, а качество. Находясь в таком серьезном рабочем ритме, мы с мужем все равно должны умудряться находить время на детей, это важно и для них, и для нас. Надо рассчитывать силы. Я считаю, что то количество детей, которое у нас есть сейчас нам подходит. В сутках нельзя уместить еще парочку лишних часов, а помимо работы и детей нам еще хотелось бы успевать что-то делать для себя. С пятью детьми тоже весело, поверьте! Мне дети говорят: «Мама, представляешь, если у каждого из нас будет тоже по пять детей, то у тебя будет 25 внуков!» Честно говоря, мне эта перспектива очень греет душу, хочется однажды почувствовать себя бабушкой стольких внуков.

Вы много работаете, а часто удается вместе путешествовать?

Раньше удавалось чаще. Сейчас каникулы у детей не всегда совпадают, так что когда у нас получается свести все воедино, мы, конечно, планируем отдых всей семьей. Мы все так отравлены жизнью в мегаполисе, что органичным состоянием является общение на бегу и, когда ты вдруг выпадаешь из своего привычного графика, время, которое неожиданно сваливается на тебя, не всегда получается наполнить именно общением. Но проводить время все вместе мы очень любим, будь то длинные каникулы или короткие выходные, за которые, кстати, иногда удается отдохнуть даже лучше. Главное, чтобы всем было комфортно, потому что недовольство одного может напрягать всех остальных. Так что я за формат коротких концентрированных передышек. Мы с детьми, конечно, боремся с пожирателями времени - гаджетами, но есть в них и плюс: мы всегда на связи, всегда в курсе, что у кого происходит, часто переписываемся в WhatsApp. Когда общение лимитировано, его больше ценишь. Я стараюсь, чтобы не было никакого принуждения, чтобы дети сами тянулись к нам, и пока что у нас все получается.

На Ирине, Ане и Маше: рубашки MOS; на Еве: рубашка Aletta из Daniel Boutique

Каково это собрать в путешествие пятерых детей? Есть какие-то лайфхаки?

Миша учится в Англии. Почему Вы приняли решение отправить ребенка заграницу?

Сложный вопрос. Я до сих пор не уверена в том, что поступила правильно. Наверное, если бы я сейчас принимала это решение, то он остался бы в Москве. Малышей точно никуда отправлять не будем, я всегда по ним ужасно скучаю. Я вообще очень сентиментальна, даже если внешне этого не видно. В Англии не только Миша, там и Аня, и Маша. У этого шага есть и обратная сторона: дети тоже скучают, и с их отъездом мы стали даже дружнее. Дети сразу повзрослели и стали больше ценить семью. Почему Англия? Мы, как и все родители, старались сделать для них лучше. Хороший язык и достойное образование всегда пригодятся в жизни.

На Ирине: рубашка MOS

Дети уже решили, кем хотят стать?

Предварительное решение уже есть. Миша учится на математическом факультете, он без ума от математики. Как бы я не подталкивала его в сторону чего-то более утилитарного, я понимаю, что излишнее давление окажет, скорее, обратный эффект. Поэтому заняла нейтральную позицию в принятии решения, чтобы он мог сделать выбор самостоятельно. На данный момент в приоритете математика, причем академическая. Мы хотим, чтобы у детей была возможность выбрать профессию, в которой им комфортно, которая им интересна, тогда вся жизнь будет совершенно другого качества. Анечка, и я говорю это с гордостью, собирается пойти по моим стопам. При кажущейся простоте, профессия дизайнера интерьеров довольно сложная. Когда ты работаешь на хорошем уровне, это предполагает безумную ответственность, сильные психологические нагрузки, и творческую составляющую. Периодически я говорю ей об этом, но ей все равно нравится дизайн, архитектура, арт. Еще она безумно вкусно готовит, причем блюда из каких-то совершенно невероятных продуктов. Маруся пока в поиске. Она очень организованная, рациональная. При всей ее математическо-физической составляющей, она и лирик одновременно, так что очень интересно посмотреть, что из нее получится в будущем. Она с удовольствием учится и у нее достаточно амбиций, что тоже неплохо. Я не очень хорошо разбираюсь во всех увлечениях своих детей, но мне нравятся их попытки поиска себя. Когда я вижу, что они стараются, я всегда радуюсь. Ну а с малышами еще все неясно, пока они просто делают нашу жизнь прекраснее.

Как Вам удается совмещать многодетное материнство и успешную карьеру? Есть какое-то жесткое расписание, где определенные дни принадлежат только семье, а другие только работе или это просто круговорот?

Круговорот, особенно при нашей творческой работе. Специфика такова, что ты не можешь отработать 8 часов выключить тумблер и пойти отдыхать. Если ты какую-то идею не нашел, то ты будешь копать ее 24 часа в сутки: во сне, утром, собираясь на работу и укладываясь спать. Это сложно не переносить в семью, я стараюсь, но у меня не всегда получается. Если что-то на работе идет не так, по мне это всегда заметно, хотя я понимаю, что это неправильно и пытаюсь оставить рабочие дела за порогом дома. Приходится жить в бесконечном компромиссе. На себя ведь тоже нужно находить хоть немного времени. Я всегда стараюсь проводить с детьми утро, независимо от того, во сколько я легла спать, собираю и провожаю их в садик, школу. На работе у меня четкий график, ведь чем больше я успею сделать, тем свободнее проведу вечер. Дома я стараюсь не работать, но когда малыши укладываются спать, а я чувствую, что у меня еще есть силы, то открываю компьютер и доделываю свои дела.

Свой дом Вы сами оформляли?

Да. Но мы делаем это перманентно. Есть такие вещи, которые годами ждут, пока мы ими займемся. Наш дом всегда находится в состоянии легких перемен в плане интерьера. Я часто обещаю себе, что найду время и возьмусь за него, доделаю здесь, и вот там, переделаю кое что, но чаще всего это остается в планах.

Расскажите еще про дом. Каким Вы хотели его сделать?

Когда мы начинали строить дом, у нас уже были Миша и Аня, так что мы проектировали его с учетом двух детских, папиного кабинета, спальни и зоны отдыха внизу с гостевой комнатой. Потом у нас появилась Маруся и нам пришлось отдать ей папин кабинет, его рабочую зону перенесли на чердак, организовав кабинет-лофт. Когда появился Санек, а за ним и Ева, возникла необходимость переделать все кардинально, старшие девочки переехали в гостевую. Мы живем в постоянной нехватке мест и в доме каждый сантиметр занят полезной площадью, ведь у нас часто гостят бабушки и дедушки, хочется, чтобы у них тоже было место, где они могут комфортно переночевать. Я все время нахожусь в поиске, что бы еще освоить в качестве дополнительных квадратных метров. Нам хотелось бы иметь еще одну спальню и большой кабинет, иллюзия того, что это возможно, придает нам силы, так что мы не останавливаемся и строим далеко идущие планы.

У Вас есть любимый проект?

Их много. Проекты для меня как дети, выделяя одного можно задеть другого, а ведь я над всеми ими работала ответственно и серьезно и всех их люблю. Были легкие и сложные, чуть более или чуть менее удавшиеся, признанные и те, которые никто и никогда не увидит в силу определенных обстоятельств. Но всегда, когда я возвращаюсь домой, я понимаю - мой самый любимый проект здесь.

Может быть, вспомните какой-то проект, который Вам сложнее всего дался?

Есть сложности разного порядка, например, креативные - это когда ты находишься в таком эмоциональном состоянии, что творческий процесс не идет. Один из наших проектов - GQ Bar сочинился у меня за полчаса. А иногда бывает есть и время, и голова свободна, а придумать ничего не можешь. Когда проект вымученный - это тяжело. Бывают сложности другого рода, например, когда стройка в другой стране. Мы строили ресторан в Лондоне, и я тогда кормила Еву. Я летала в Лондон одним днем и это было очень тяжело физически. Мне не хотелось бросать кормление, это имело для меня сильное эмоциональное значение, в то же время, мне хотелось попробовать себя в таком крутом проекте. Но все сложности мгновенно забываются, когда ты видишь результат и понимаешь, что ради этого стоило поднапрячься. Наступает состояние эйфории, а затем и эмоциональная пустота. Накатывает какое-то непонятное чувство вины, что пока ты пахала, твои дети без тебя выросли. Сразу хочется скорее попасть домой, всех обнять, поцеловать, почувствовать, что мы - одно целое, ликвидировать этот дискомфорт. Во время таких остановок я всегда понимаю, что главное - все-таки, семья.

На Ирине: рубашка MOS, обувь Prada, юбка Юлия Николаева; на Ане: рубашка MOS, юбка Sandro, обувь Miu Miu; на Маше: рубашк MOS, юбка Sonia Rykiel, обувь Miu Miu; на Еве: рубашка Fendi, юбка Miss Grant - все из Daniel Boutique.

Если однажды Вы решите сменить сферу деятельности, чем Вы займетесь?

Я бы стала художником или ландшафтным архитектором. Во Франции такую профессию называют красивым словом – пейзажист. Также у меня есть некие утопические мысли и идеи насчет моей малой Родины. Я выросла в городе Богородицке, Тульской области. Там у нас потрясающий парк, заложенный еще в екатерининские времена, дворец и бесконечное количество требующих реконструкции мест, на которые ни у кого нет ни времени, ни денег, ни желания заниматься ими. Мои деревенские корни все время тащат меня к земле, наверное, возрастные сантименты. Но так как у меня сейчас и на этом берегу задач невпроворот, я понимаю, что все не охватишь.

Расскажите про свой гардероб. Какой у Вас любимый стиль одежды?

Я с детства не люблю серийную одежду. Мне всегда было интересно следить за модой, но в глубине души живет желание идти в противотоке. Я не люблю мейнстримы и не стремлюсь соответствовать чему-то. Лет пять назад я познакомилась с потрясающим русским дизайнером Юлией Николаевой и до сих пор готова рассыпаться ей в комплиментах. В детстве я шила себе одежду сама, без рисунков и выкроек, просто хотела что-то необычное! Я покупала отрезы ткани, строчила на машинках… Я до сих пор с трудом нахожу в магазинах одежду, в которой мне комфортно, но когда я познакомилась с Юлей, эта проблема решилась сама собой. Так что сейчас 80% моего гардероба - это авторские вещи, сшитые специально для меня, а остальные 20% - это белые рубашки и мужские ботинки. Из последних находок - российская марка MOS, в линейке которой можно легко найти рубашки как на деловую встречу, так и на романтический вечер. Я купила себе и старшим дочкам одинаковых рубашек разных моделей, но наш «triple dressed» никого нисколько не смущает.

На Ирине, Ане и Маше: рубашки MOS; на Еве: рубашка Aletta из Daniel Boutique