Продавая ценные бумаги на открытом рынке. Операции на открытом рынке — это оперативный и действенный метод воздействия на денежную массу

ОПЕРАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

С. Р. МОИСЕЕВ

Московский государственный университет экономики,

статистики и информатики

В отличие от резервных требований операции на открытом рынке (OOP) являются весьма гибким инструментом денежно-кредитной политики, они используются на добровольной, а не на принудительной основе. OOP могут проводиться с любой регулярностью и объемом активов, в силу чего они выступают эффективным средством управления денежным предложением и ликвидностью банковского сектора. Кроме того, OOP являются неплохим средством поощрения конкуренции в финансовой системе.

ВВЕДЕНИЕ В ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ

Операции на открытом рынке ценных бумаг (open securities market operations) включают приобретение и продажу ценных бумаг с целью увеличения или сокращения объемов средств, находящихся в распоряжении финансовых институтов. В первую очередь, OOP влияют на банковские резервы, а также через эффект мультипликатора воздействуют на предложение кредита и экономическую деятельность в целом. OOP могут проводиться как на первичном рынке (через выпуски ценных бумаг), так и на вторичном. На первичном рынке операции проводятся, когда финансовые рынки еще недостаточно развиты. Постепенно со становлением и либерализацией финансовой системы основной упор в OOP переносится на вторичный рынок, который обеспечивает для центрального банка большую гибкость операций. Объектом OOP выступают рыночные ценные бумаги, такие как долговые обязательства государственного казначейства (министерства финансов), государственных корпораций, крупнейших национальных корпораций и банков.

В OOP используются различные технические процедуры, что позволяет составить их разнообразную классификацию:

По условиям сделок (прямая операция или купля-продажа на срок с обязательством обратного выкупа на заранее оговоренных условиях);

По объектам сделок (операции с государственными или частными бумагами);

По срочности сделок (кратко-, средне- и долгосрочные);

По контрагентам (банки, небанковские институты, финансовый сектор в целом);

По фиксации процентной ставки (денежными властями или рынком);

По фиксации объема OOP (денежными властями или рынком);

По инициативе заключения сделки (денежными властями или рынком).

Операции на открытом рынке являются главным инструментом денежно-кредитной политики в промышленных странах и в настоящее время становятся все более важными для развивающихся стран и переходных экономик. OOP позволяют центральным банкам по их собственной инициативе заключать сделки, то есть быть более гибкими в выборе времени и объемов денежно-кредитных операций. Кроме того, они поощряют безличные деловые отношения с участниками рынка и позволяют отойти от неэффективного прямого контроля. Развитие косвенных инструментов денежно-кредитной политики является одним из важнейших моментов в процессе экономического развития, в связи с тем, что по мере становления рынков страны прямые инструменты теряют свою эффективность, ведь рынки, в конечном счете, находят пути обхода ограничений, особенно, когда речь идет о международных операциях.

Операции на открытом рынке воздействуют на предложение денег и кредита через влияние на резервную базу банковской системы. В качестве тактики денежно-кредитной политики при управлении банковскими резервами OOP могут проводиться одним из двух способов: (1) активный: фиксация объема резервов и свободное определение цены ресурсов (то есть процентной ставки); или (2) пассивный: фиксация процентной ставки при варьировании объема резервов. Промышленные страны с хорошо развитыми денежными рынками обычно используют пассивный подход, хотя в прошлом существовали и исключения. Пассивный подход в настоящее время становится также нормой для возникающих рынков, которые достигли некоторого уровня развития. Тем не менее, на взгляд автора, в развивающихся странах имеются все основания для ис-

пользования активного подхода. В таких странах отсутствие эффективного вторичного или межбанковского денежных рынков, - предназначенных для трансмиссии эффектов денежно-кредитной политики, - может быть одной из причин использования активного подхода. Другой причиной является то, что активный подход позволяет центральному банку определять свою политику в русле транспарентности и открытости. Активный подход реализован во многих стабилизационных программах в развивающихся странах, поддержанных МВФ.

ОБЪЕКТЫ ОПЕРАЦИЙ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ

В ходе проведения OOP центральный банк предпочитает ценные бумаги, обладающие максимальной ликвидностью и минимальным кредитным риском. Ликвидность ценных бумаг является важным аспектом интервенции сразу по нескольким причинам. Для эффективной реализации денежно-кредитной политики, управления активами и пассивами, а также полноценного выполнения функций кредитора последней инстанции центральному банку необходимо, чтобы при проведении OOP искажения в курсах ценных бумаг были как можно меньше. Как правило, достаточной ликвидностью обладают любые активно обращающиеся на вторичном рынке бумаги. Из них для денежных властей наиболее подходят те, по которым кредитный риск незначителен, то есть вероятность невыполнения своих обязательств эмитентом крайне невелика. Учитывая оба критерия отбора ценных бумаг, большинство центральных банков остановило свой выбор на правительственных ценных бумагах. Они выполняют сразу несколько функций в деятельности центрального банка. Во-первых, бумаги используются в управлении ликвидностью финансовой системы. Во-вторых, они служат обеспечением, поддерживающим бесперебойную работу платежных и клиринговых систем. В-третьих, иностранные ценные бумаги выступают активом денежных властей, покрывающим эмиссию национальной валюты.

Кроме чисто операционных соображений на отбор ценных бумаг влияет также степень развитости финансовых рынков и независимости центрального банка. Во многих странах рынок ценных бумаг еще не развит в достаточной степени, чтобы можно было эффективно проводить OOP. В ряде промышленно развитых стран реализация программы по сокращению государственного долга или профицит бюджета позволяет обходиться без заимствований на долговом рынке. Согласно статистике ОЭСР объем рыночных ценных бу-

маг, выпущенных промышленными странами (за исключением Японии), сократился за 1995-1999 годы с 45 до 40% ВВП. Для того чтобы разрешить проблему нехватки объектов OOP, центральные банки выпускают собственные бумаги. Наибольшее распространение получили следующие типы обязательств, эмитируемых денежными властями:

> долговые сертификаты (Банк Нидерландов,

Национальный банк Дании, Банк Испании,

Европейский центральный банк);

> финансовые векселя (Банк Англии, шведский

Риксбанк, немецкий Бундесбанк, Банк Японии);

> облигации (Банк Кореи, Центральный банк

Чили, Банк России).

Однако большинство центральных банков отказывается от эмиссии собственных ценных бумаг по нескольким причинам. Они стремятся избежать возникновения рыночной фрагментации и поддерживают правительственные бумаги в качестве базового ориентира для участников финансовых рынков. Используя не свои бумаги, а обязательства фискальных властей, центральные банки тем самым изолируют себя от излишнего вмешательства в сферу финансового посредничества. Кроме того, денежные власти минимизируют риск, который может быть навязан частному сектору в форме искаженных цен на финансовые активы, появляющихся из-за выбора определенного актива в качестве объекта государственных вложений.

Другим немаловажным аспектом отбора объектов OOP является независимость центрального банка. В случае выбора в качестве объекта для интервенций неправительственных ценных бумаг центральный банк может быть обвинен в нелояльности и протекционизме по отношению к определенным эмитентам. Во избежание подобного рода скандалов денежные власти ограничивают свой выбор государственными бумагами.

Таблица 1 дает исчерпывающее представление об объектах OOP центральных банков. Ценные бумаги правительства, используемые в ходе интервенций, числятся в активах центральных банков, а собственные ценные бумаги - в пассивах. Фондовый портфель большинства центральных банков составляют долговые обязательства иностранных правительств и внутренних фискальных властей, наднациональных агентств и финансовых институтов. Все они активно обращаются на рынке и имеют высокий кредитный рейтинг. С точки зрения OOP, на структуру баланса центральных банков влияет два фактора. Во-первых, открытость экономики и ее зависимость от динамики обменного курса национальной валюты ведут к большей доли иностранных резервов в

Таблица I

Структура баланса центральных банков ведущих стран мира, %

Источник: Zelmer М. Monetary Operations and Central Bank Balance Sheets in a World of Limited Government Securities. IMF Policy Discussion Paper № 7, 2001. - P. 6.

Центральный банк Чистые Долговые ценные бумаги, выпушенные Кредит финансовым Прочие

иностранные институтам кредиты

активы правительством финансовыми институтами другими учреждениями Репо Ломбардные кредиты

Резервный банк 65 9 0 0 26 1 0

Австралии

Банк Канады 4 85 4 0 4 2 0

Национальный банк 52 7 11 0 0 29 1

Европейский 39 10 1 1 47 0 2

центральный банк

Центральный банк Исландии 23 5 4 0 64 3 1

Банк Японии 4 60 0 12 19 1 4

Резервный банк 3 50 0 0 47 0 0

Новой Зеландии

Центральный банк 94 2 0 0 0 4 0

Норвегии

Шведский Риксбанк 66 13 0 0 21 0 0

Швейцарский 75 1 1 2 21 0 0

национальный банк

Банк Англии 0 5 0 2 53 2 39

ФРС США 5 88 0 0 7 0 0

Центральный банк Наличные деньги Депозиты Собственные Прочие

в обращении финансовых правительства других ценные нетто-статьи

институтов учреждений бумаги

Резервный банк 47 1 27 1 0 24

Австралии

Банк Канады 96 5 0 1 0 -1

Национальный банк 20 20 17 3 23 16

Европейский 43 30 6 0 0 21

центральный банк

Центральный банк 12 34 15 6 0 32

Исландии

Банк Японии 60 6 23 0 5 6

Резервный банк 46 1 42 1 0 9

Новой Зеландии

Центральный банк 8 4 80 0 0 9

Норвегии

Шведский Риксбанк 45 2 0 0 0 53

Швейцарский 30 5 9 0 0 56

национальный банк

Банк Англии 78 6 1 13 0 2

ФРС США 95 3 1 0 0 1

активах и, как следствие, к значительной доли иностранных долговых обязательств в портфеле центральных банков. Наиболее яркие примеры демонстрируют денежные власти Норвегии, Австралии и Дании. Во-вторых, в зависимости от специфики краткосрочного рефинансирования финансовой системы в активах денежных властей больше кредитов или ценных бумаг. Особенно-

сти функционирования платежных систем, эффективность денежного рынка и традиция рефинансирования определяют, будет ли проходить регулирование финансового сектора через рынок ценных бумаг или дисконтное окно. В Дании, еврозо-не и Исландии рефинансирование проводится через дисконтное окно, а в Японии, Канаде, США - через фондовый рынок.

Таблица 2

Операции на открытом рынке центральных банков ведущих стран мира

Источник: Zelmer М. Monetary Operations and Central Bank Balance Sheets in a World of Limited Government Securities. IMF Policy Discussion Paper № 7, 2001. - P. 7.

Центральный банк Peno Прямая сделка Учет векселей Валютный своп Ломбардная ссуда Эмиссия собственных ценных бумаг

Резервный банк Австралии Да Нет Нет Да Да Нет

Банк Канады Да Да Нет Нет Да Нет

Национальный банк Дании Нет Нет Нет Нет Да Да

Европейский центральный банк Да Нет Нет Нет Да Нет

Центральный банк Исландии Да Нет Нет Нет Да Нет

Банк Японии Да Да Да Нет Да Да

Резервный банк Новой Зеландии Да Нет Нет Да Да Нет

Центральный банк Норвегии Да Нет Нет Нет Да Нет

Шведский Риксбанк Да Нет Нет Нет Да Нет

Швейцарский национальный банк Да Нет Нет Да Да Нет

Банк Англии Да Да Нет Нет Нет Нет

ФРС США Да Да Да Нет Нет Нет

В табл. 2 приведены основные OOP, проводимые центральными банками развитых стран. Как из нее следует, большинство центральных банков предпочитает вместо прямых сделок (операций «аутрайт») использовать peno и ломбардный кредит. В обоих случаях финансовые институты отдают денежным властям финансовые активы в залог или временно передают на них право собственности. Различия между операциями peno и ломбардным кредитом носят преимущественно правовой, нежели экономический характер. Например, в Европейской системе центральных банков OOP могут быть определены как peno или ломбардный кредит в зависимости от юридического статуса финансового института. Например, в Германии все OOP имеют форму залога ценных бумаг, в то время как во Франции те же операции идентифицируются как сделки peno.

Большинство центральных банков предпочитают в операциях peno использовать правительственные ценные бумаги или обязательства, гарантированные правительством (табл. 3). Как правило, денежные власти предпочитают не создавать рынок peno «с нуля», а прибегают к частному рынку peno, где уже активно заключаются сделки с госбумагами. Помимо правительственных обязательств центральные банки в ломбардных и переучетных операциях денежные власти используют частные бумаги. Отчасти это отражает тот факт, что большинство сделок заключается на один

день. С помощью сверхкраткосрочных кредитов банки сглаживают дефицит или избыток денежных средств при завершении расчетов платежных систем в конце каждого рабочего дня. Для операций овернайт, где финансовые риски минимальны, вполне подходят и частные, а не правительственные бумаги.

Во всех операциях, где банки отдают денежным властям в залог ценные бумаги, объем обеспечения должен быть больше размера кредита. Первоначальная маржа защищает центральный банк от нежелательного изменения курса заложенного финансового актива. Чтобы возможные неблагоприятные последствия для денежных властей были как можно меньше, по частным бумагам установлены дополнительные требования. Ими могут быть минимальный внешний кредитный рейтинг (Канада и Япония) или минимальный порог надежности, установленный в рамках внутренней системы кредитного анализа центрального банка (Европейская система центральных банков). В ряде случаев денежные власти заранее определяют перечень ценных бумаг, пригодных в качестве обеспечения (Швеция, Великобритания).

Не все центральные банки прибегают к классическим OOP с ценными бумагами. Денежные власти в открытых экономиках вынуждены оперировать также на валютном рынке. К примеру, резервные банки Австралии и Новой Зеландии используют валютные свопы помимо традицион-

Таблица 3

Объекты операций на открытом рынке центральных банков ведущих стран мира

Источник: Zelmer М. Monetary Operations and Central Bank Balance Sheets in a World of Limited Government Securities. IMF Policy Discussion Paper № 7, 2001. - p. 8.

Центральный банк Правительственные ценные бумаги Ценные бумаги правительственных агентств Ипотечные ценные бумаги Ценные бумаги финансовых институтов Ценные бумаги промышленного частного сектора Иностранные I ценные бумаги

Резервный банк Австралии Да Да

Банк Канады Да

Европейский центральный банк Да Да Да Да Да

Центральный банк Исландии Да Да

Банк Японии Да

Резервный банк Новой Зеландии Да

Шведский Риксбанк Да Да Да

Швейцарский национальный банк Да Да Да Да

Банк Англии Да Да Да Да

ФРС США Да Да Да

Ломбардная ссуда |

Центральный банк Правительственные ценные бумаги Ценные бумаги правительственных агентств Ипотечные ценные бумаги Ценные бумаги финансовых институтов Ценные бумаги промышленного частного сектора Иностранные ценные бумаги

Банк Канады Да Да Да Да Да Нет

Национальный банк Дании Да Да Да Нет Нет Нет

Европейский центральный банк Да Да Да Да Да Нет

Центральный банк Исландии Да Да Нет Нет Нет Нет

Банк Японии Да Да Нет Нет Да Да

Резервный банк Новой Зеландии Да Да Да Да Да Да

Шведский Риксбанк Да Да Да Да Да Да

Швейцарский национальный банк Да Да Да Да Да Да

Прямая сделка

Центральный банк Правительственные ценные бумаги. Ценные бумаги правительственных агентств Ипотечные ценные бумаги Ценные бумаги финансовых институтов Ценные бумаги промышленного частного сектора Иностранные ценные бумаги

Банк Канады Нет Нет Нет Да Нет Нет

Банк Японии Да Нет Нет Нет Нет Нет

Банк Англии Да Да Нет Да Нет Нет

ФРС США Да Да Нет Нет Да Нет

ных залоговых инструментов. В прошлом, когда статочным, с валютными свопами оперировали национальные денежные рынки были еще недо- также Швейцарский национальный банк и Банк статочно развиты, а предложение госбумаг недо- Норвегии.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОПЕРАЦИЙ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ С ДРУГИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Для того чтобы OOP стали неотъемлемой частью национальной денежно-кредитной политики, другие денежно-кредитные инструменты должны быть соответствующим образом адаптированы, а рыночная инфраструктура - трансформирована. Рассмотрим, как OOP связаны с другими денежно-кредитными инструментами. Если OOP должны стать основным инструментом политики денежных властей, другим денежно-кредитным инструментам следует придать меньшую значимость, особенно дисконтному окну, посредством которого банковская система получает резервы, беря взаймы у центрального банка. Для того чтобы OOP были эффективными, необходимо ввести ограничения на доступ банков к кредитам центрального банка. Без таких ограничений OOP не могут использоваться как основной инструмент денежно-кредитной политики управления ликвидностью финансового сектора экономики. По этой причине дисконтное окно должно быть настроено особым образом, чтобы доступ рынка к кредитам последней инстанции стал менее привлекательным, например через высокую ставку пени или ограничительные директивы по получению кредита. Некоторые страны, такие как Германия, используют механизм двойной ставки, включающей основную дисконтную ставку и штрафную ломбардную ставку, препятствующую злоупотреблению ссудой.

В то же время ограничения на дисконтное окно следует применять с осторожностью. Если штрафная ставка установлена намного выше текущей рыночной конъюнктуры, система рефинансирования не сможет достаточно быстро реагировать на внезапный спрос на ликвидность. Принципы краткосрочного рефинансирования, учитывающие ограниченный доступ к окну, должны предусматривать постепенную, гладкую адаптацию к условиям дефицита резервов. Например, можно разделить ссуды центрального банка на сверхкороткие займы, устраняющие нехватку ликвидности, и долгосрочные структурные займы через дисконтное окно, которые, среди всего прочего, позволяют банковским учреждениям в критической ситуации получить необходимые средства.

Помимо дисконтного окна центральные банки традиционно используют резервные требования как средство денежно-кредитного регулирования. Резервные требования могут рассматриваться либо как альтернатива OOP, либо как инструмент увеличения их эффективности с точки зре-

ния целей денежно-кредитного регулирования. С тех пор как использование OOP стало повсеместно распространенным, центральные банки гораздо меньше прибегали к изменению нормы резервирования. Во многих странах они были постепенно снижены и в некоторых случаях полностью отменены, поскольку резервные требования делают банки менее конкурентоспособными по сравнению с другими финансовыми учреждениями.

Минимальный, но не нулевой уровень обязательных резервов может быть необходим для оценки влияния OOP на процентные ставки и денежное предложение. Опыт некоторых стран, таких как Великобритания, которые не прибегали к резервным требованиям, позволяет говорить о том, что они не являются абсолютно необходимыми. С другой стороны, финансовые кризисы, наподобие мексиканского кризиса в конце 1994 года, показали, что резервные требования все еще полезны для стабилизации рыночной конъюнктуры. Даже в США с их высокоразвитым денежным рынком резервные требования остаются обязательными для операционных депозитов.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГОВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Очевидно, что решения правительства в области долгового менеджмента и управления депозитными балансами влияют на OOP. Иногда они могут облегчить операции, а в других случаях - затруднить. Во всех странах казначейство и центральный банк координируют свои действия, хотя и с разной степенью интенсивности и усилий. В большинстве случаев окончательное решение об управлении долгом принимает казначейство, а центральный банк выступает его агентом. В областях, где правительственные операции имеют прямой эффект на банковские резервы, центральный банк имеет большой вес слова. Рабочие отношения могут отличаться в зависимости от традиций и финансовой истории страны.

В любом случае OOP будут наиболее эффективны там, где центральный банк контролирует факторы, влияющие на резервную базу банковской системы. В целях поддержания четкого разделения операций денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики желательно, чтобы государственный долг, выпущенный под нужды бюджета, продавался на рынке казначейством, во избежание любого конфликта между управлением государственным долгом и потребностями денежно-кредитной политики. Такие выпуски должны проходить в форме аукционов, помогая развитию конкурентоспособной, дерегулированной рыночной системы. Это также позволяет избежать дав-

ления на центральный банк в плане поддержки размещения бумаг на первичном рынке по предопределенной ставке. С точки зрения OOP, для центрального банка особенно важно влиять, - если не контролировать, - на операционный баланс казначейства, колебание которого воздействует на предложение банковских резервов.

Для центрального банка дискреционная возможность регулирования правительственных депозитов крайне необычна, однако в мире существует ряд таких примеров. Банк Канады, например, имеет право трансферта правительственных депозитов между собственным балансом и балансом коммерческих банков. Для малазийского Банка Негара аукционы правительственных депозитов выступают традиционным инструментом денежно-кредитной политики. Немецкий Бундесбанк имеет право «вето» на правительственное решение о размещении депозитов вне его баланса.

В целом OOP будут функционировать эффективно, когда правительство соблюдает, а общество верит в четкое разделение долгового менеджмента и операций денежно-кредитной политики. На практике это обычно подразумевает соглашение, нейтрализующее денежный эффект баланса казначейства или делегацию управления им центральному банку. Фактически во всех странах решения, касающиеся управления долгом, реализуются через центральный банк, как формально, так и неофициально.

ВНЕДРЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ

По мере роста национальной экономики, финансовые рынки расширяются и углубляются. Их становление, как правило, активно нуждается в руководстве правительства и денежных властей. Связанное со становлением финансового рынка развитие инструментов денежно-кредитной политики на открытом рынке обычно происходит в два этапа. Сначала через аукционы новых эмиссий ценных бумаг на первичном рынке происходит сдвиг от прямого контроля к использованию OOP, На втором этапе с развитием вторичных рынков происходит полный переход на гибкие двусторонние операции с обращающимися ценными бумагами на вторичном рынке.

Идеальные условия для эффективного проведения OOP существуют лишь в немногих развивающихся странах и переходных экономиках. Тем не менее OOP того или иного вида могут и должны проводиться на рынках, которые полностью еще не готовы и находятся на стадии трансформации. В таких случаях OOP необходимо ог-

раничивать в размере или использовать на вне-периодической, а не на регулярной основе. Участие центрального банка в становлении финансовой системы, с одной стороны, должно ускорять развитие рынка, и с другой стороны, не должно подвергать рискам его баланс, что может уменьшить доверие к денежным властям. Центральный банк сможет добиться успеха в интервенциях, если рынки уверены в том, что его портфель активов высоколиквиден и свободен от риска.

Наиболее подходящими рынками для OOP в развивающихся странах обычно являются те, на которых обращаются краткосрочные инструменты. Хорошо развитые рынки характеризуются большим и продолжительным объемом торгов с участием разнообразных игроков, включая правительство, финансовые учреждения и другие предпринимательские структуры. Три сектора представляют наилучшие возможности для эффективных OOP. Это рынки ценных бумаг правительства и центрального банка, межбанковский долговой рынок и краткосрочные инструменты, эмитируемые финансовыми учреждениями и другими корпорациями, включая коммерческие и финансовые векселя, а также банковские депозитные сертификаты. Учитывая возможность правительства манипулировать налогово-бюджетной политикой и в случае необходимости оперативно повышать свои доходы, государственный рынок ценных бумаг обычно рассматривается как наиболее благоприятная среда для OOP в развивающихся странах. Нестабильные политические и экономические условия, однако, могут сделать невозможным нормальное функционирование рынка долговых обязательств государства. Для эффективного проведения OOP критически важно, чтобы правительство точно соблюдало выплаты процентов по долгу, а также погашение задолженности. Правительственный рынок ценных бумаг может быть ввергнут в коллапс не только из-за отказа выполнять договорные обязательства, но и из-за проинфляционной политики денежных властей, которая ведет к бегству инвесторов с рынка.

Краткосрочный частный долг, включая межбанковские обязательства, менее пригоден для OOP. В развивающихся странах он характеризуется специфическими кредитными рисками. Кроме того, использование частных бумаг как объекта интервенций заставляет центральный банк делать сложный выбор при проведении денежно-кредитной политики. Если центральный банк будет скупать частные долги, коммерческие структуры могут захотеть эмитировать более рискованные ценные бумаги. И если центральный банк внезапно откажется их покупать, игроки могут

полностью отвернуться от таких бумаг, что спровоцирует кризис денежного рынка. Один их вариантов решения данной проблемы - это ограничение денежными властями своих операций ценными бумагами, которые имеют максимальный кредитный рейтинг, установленный независимым рейтинговым агентством. В условиях, когда объем правительственного долга мал или быстро снижается, центральный банк может обнаружить, что ему ничего не остается как перейти на частные инструменты денежного рынка. Когда такое происходит, операции с инструментами коммерческих банков или межбанковскими обязательствами гораздо менее проблематичны с точки зрения кредитного риска, нежели операции с другими частными инструментами. Если правительственный долговой рынок еще не достиг необходимого объема, центральный банк может влиять на банковскую систему через специализированные эмиссии правительственных бумаг, предназначенные только для целей денежно-кредит-ной политики.

Центральный банк может также способствовать развитию рынка через введение принципов деятельности или кодексов для своих контрагентов. Прежде всего, необходимо, выделить круг деловых партнеров. Критерий деловых отношений с центральным банком может включать членство в группе дилеров. Множество стран проводит OOP через первичных дилеров, которые имеют обязательство выставлять котировки спроса и предложения на ценные бумаги, когда центральный банк выходит на рынок и во время аукционов казначейства. Бразилия, Чехия, Индия, Малайзия, Филиппины, Польша и Россия (до 1998 года), например, ввели системы первичных дилеров. Для более эффективного выполнения своих функций дилеры должны искать розничных клиентов, таким образом они помогают развитию широкого и более ликвидного рынка.

В малых странах создание системы первичных дилеров, где число участников может быть недостаточным, является проблематичным и часто непрактичным. Однако, когда рынок становится достаточно большим, существует много предпосылок для ограничений операций группы дилеров, например через требование к минимальному уровню собственного капитала. Чтобы избежать обвинений в фаворитизме, группе дилеров, вероятно, придется быть достаточно большой. Учреждая дилерскую группу, центральный банк выиграет с точки зрения поощрения дилеров в применении лучших стандартов по маркет-мей-кингу, таких как минимальный размер операции для сделок по котировочным ценам.

Как уже упоминалось, для проведения эффективных OOP как центральный банк, так и правительство нуждаются в развитой инфраструктуре рынка государственных ценных бумаг. Он должен обладать достаточной транспарентностью для широкого участия в нем различных категорий игроков, а также минимальными рисками контрагента. Для достижения подобного качества рынка центральному банку необходимо установить стандарты деятельности его участников. Для этого ему естественным образом понадобится наблюдать за рынком посредством сбора статистики и публикации сводных сведений о рынке. Конечно, центральный банк может обойтись без дополнительных функций, если прибегнет к прямому регулированию и обязательному надзору за рынком. Однако такие шаги заставят его увеличить штат сотрудников, пойти по пути забюрок-рачивания и, в конечном счете, потери эффективности и доверия. Решение проблемы состоит в четком разделении полномочий и обязанностей, относящихся к операциям денежно-кредитной политики (ответственность денежных властей) и операциям регулирующих органов (ответственность некоторого другого агентства или, если в рамках центрального банка, то департамента, отдельного от департамента OOP).

СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Любой центральный банк предпочитает работать на эффективном рынке, на котором торговля происходит непрерывно и где высока скорость ответной реакции рынка. Денежные власти могут предпринять определенные шаги для развития межбанковского рынка, инжиниринга рыночных инструментов и торговой инфраструктуры, обеспечения средств обслуживания финансирования, установки критериев дилинга, сбора и распространения статистики, а также стимулирования безопасного платежного и клирингового механизма.

Центральный банк является центром сбора и распространения рыночной статистики. Процесс сбора данных, включая ежедневные сведения о позициях, объеме сделок и финансировании по типу эмиссии, должен начаться на ранних стадиях развития рынка. Статистические данные обеспечивают основу для наблюдения. Позже, когда число участников настолько достаточно, что данные об отдельной компании или банке не могут быть опубликованы, центральный банк должен обнародовать совокупные данные о рыночной активности. Публикацию необходимо задерживать с достаточным лагом, например на неделю или

месяц, в зависимости от инструмента, чтобы избежать чрезмерной реакции рынка.

Центральный банк должен также взять на себя на ранней стадии развития рынка инициативу введения стандартов оплаты и поставки. Ни один рынок не функционирует без гарантии, что ценные бумаги будут поставлены вовремя и оплачены по договоренности. Хотя скорость и надежность клиринговой и платежных систем, очевидно, зависят от технологических возможностей рынка и институциональных соглашений, центральный банк может играть большую роль в гальванизации таких эффектов благодаря рычагам кредитора последней инстанции. Он может также работать с казначейством для введения современных технологий на рынке государственных ценных бумаг, вроде системы реестра, делающей запись по счету о собственности безопасной и обеспечивающей одновременную процедуру «поставки против платежа» через депозитные счета центрального банка. Денежные власти должны гарантировать, что клиринговые учреждения получат необходимые кредитные линии от банков в момент отказов в поставке и оплате.

Межбанковский рынок особенно важен для денежно-кредитной политики, поскольку он помогает выяснить подходящее время проведения и объем OOP. Многие страны специально приспосабливают инструменты денежно-кредитной политики к межбанковскому рынку. Центральный банк совместно с казначейством должен взять на себя инициативу поощрения рыночных методов на межбанковском рынке, способствующих конкурентоспособной торговле. Это может быть, например, внедрение компьютерных систем анонимной торговли ценными бумагами. Для поощрения рыночной транспарентности власти также должны препятствовать торговле вне организованных рынков. Казначейству необходимо проявить особый интерес к конкурентоспособной торговле, учитывая, что бремя национального долга должно снижаться во времени, в связи с тем, что государственные ценные бумаги становятся все более ликвидными.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ

Дерегулирование финансовых рынков делает неэффективным административный контроль над банковской системой. Международный опыт в этой области показывает, что в условиях глобализации странам ничего не остается, как начать переход к косвенному регулированию. Страны, где центральный банк затягивает рыночный переход, в последующем сталкиваются с прова-

лами в достижении целей денежно-кредитной политики. С другой стороны, как показывает кризисный опыт Юго-Восточной Азии в конце 1990-х годов, применение рыночных инструментов вовсе не гарантирует успеха денежно-кредитной политики. Наличие арсенала косвенных инструментов является необходимым, но недостаточным условием высокой эффективности действий денежных властей.

Большинство развивающихся стран и государств с переходной экономикой начало применять резервные требования совместно с OOP. Они также ограничили доступ к дисконтному окну, которое, тем не менее, осталось открытым в качестве «клапана безопасности» банковского сектора. В то же время для большинства развивающихся рынков и переходных экономик, склонных к кризисам ликвидности и внезапным оттокам капитала, объединение всех инструментов денежно-кредитной политики без опоры на какой-то один их них может быть оптимальным выбором с точки зрения эффективности. Преобразование рынка в ходе становления OOP обычно происходит в две стадии: организация первичного рынка, а затем развитие вторичного рынка.

Центральному банку сложно ускорить развитие финансового рынка только через OOP, поскольку он рискует доминировать на рынке и вытеснить частные займы государственными. Сделки peno и обратное peno являются наиболее эффективными инструментами для поощрения развития рынка на начальной стадии. В то же время центральный банк должен активно способствовать созданию полноценного межбанковского рынка, который в последующем будет выполнять сигнальную функцию для денежно-кредитной политики. Однако, если центральный банк чрезмерно полагается на операции с частными бумагами, он подвергается кредитному риску и риску ликвидности. В отсутствие нормального рынка государственных ценных бумаг использование центральным банком собственных эмиссий или специальных эмиссий казначейства, строго предназначенных для целей денежно-кредитной политики, может рассматриваться как альтернативный вариант объектов интервенций.

(Публикация подготовлена по материалам Международного валютного фонда)

Фондовый рынок является не только средством заработка для инвесторов и местом размещения собственных акций для эмитентов, но и выполняет функции важного государственного экономического регулятора.

При помощи , процессы вложения инвестиционных средств в тех или иные структуры если не абсолютно равномерны, то, по крайней мере, подпитывают некоторые отрасли. Продажа ценных бумаг также позволяет государству пополнять свою бюджет. Происходит это посредством размещения облигаций – ценных бумаг представляющих собой определенное долговое обязательство.

Определяется обязательство суммой и сроками. Сумма характеризуется конкретным вложением за одну единицу облигаций, а сроки указываются контрактом, чаще всего от нескольких месяцев до нескольких лет. Существует бессрочный вариант.

Инвестор получает свой доход как методом перепродажи облигации на вторичной торговой площадке, так и благодаря закрытию долгового обязательства эмитентом и уплатой назначенных процентов, которые были оговорены в процессе проведения долга.

Национальный посредник

Размещение государственных на рынке проводится при помощи соответствующего органа. В России данные функции берет на себя Банк России – центральный финансовый институт страны.

Стоит отметить, что помимо представительства, эдакого национального брокера, БР еще и берет на себя контроль и мониторинг выполнения законодательной базы участниками торгов. Также он проводит аттестацию и регистрацию всех лиц, которые хотят принимать участие в торгах в качестве профессионалов. Сюда входят брокеры, регистраторы, депозитарии и другие лица.

Конечно, на этом список задач не заканчивается. Банк России является ответственным лицом за выпуск денежных знаков. В том числе и контроль ее, нормализация инфляции и другой функционал экономического значения.

Продавая ценные бумаги государственного значения, БР пополняет тем самым бюджет страны. Помимо всего вышеперечисленного, деятельность БР как регулятора экономических отношений не заканчивается.

Регулятор банковской сферы

Крайне важное значения для экономического здоровья государства остается параметр банковской деятельности. Финансовые институты в разные периоды могут оказываться распорядителями слишком больших финансовых масс. Либо могут испытывать острую недостатку финансовой подпитки.

И ту, и другую проблему способен решать центральный банк. Его действия часто могут напоминать спасение определенных банков. В такой ситуации ЦентроБанк выкупает определенное количество облигаций банка, которые размещены им на фондовой бирже.

Таким образом, бедственное финансовое учреждение получает новую порцию оборотного капитала, которую может реализовать посредством собственных инвестиций, либо выдачей кредитов и задолженностей по депозитарным накоплением своих клиентов.

Обратная ситуация возможна путем выкупом богатым банком довольно крупной суммы определенных государственных облигаций. В таком масштабе банк передает денежную массу в пользование государственного бюджета. Осуществляется покупка долговых обязательств. Подобные мероприятия называются банковскими операции на открытом рынке ценных бумаг.


Открытый рынок

В широкой теоретической трактовке, открытый рынок представляет собой свободное от большинства ограничений торговое пространство. Здесь могут проводиться любые сделки. Касаемо биржевого дела – покупка и продажа ценных бумаг.

Теоретика сторонников открытого рынка гласит, что отсутствие ограничений позволит рынку максимально капитализироваться и обрести решающее значение в экономике. Такая концепция предполагает снятие всех ограничений по налогам, регистрациям, биржевой марже и тарифам. Исключение по ограничениям организуются лишь в ситуациях, противоречащих моральным и законодательным ценностям.

Данная идея была внесена как базовая в некоторые современные экономические теории, утверждающие, что самоуправление рыночных вопросов вполне возможно собственноручно решить путем действий самого рынка.

Такая теория становится открывает дорогу новому витка капиталистической структуры, на которой можно купить все и всех. Часто проводятся параллели с популярными идеалистическими концепциями, в которых все граждане получают доступ к неограниченной торговле на финансовой бирже. Таким образом формируя пассивный доход для себя с отказом от трудовой занятости.

В более материальном, узком понимании, открытый рынок являет собой описание торговой деятельности между ЦентроБанком и другими финансовыми институтами, представленными на одной торговой площадке с ним.

Банки на открытом рынке

БР, выходя на торговую площадку, чаще всего имеет одну из следующих мотиваций:

  • Операции на открытом рынке проводятся для регулирования всей банковской деятельности. Происходит это путем покупки в других банковских структурах и заполнения их резервных счетов. В подобной ситуации ЦентроБанк снижает объемы собственных резервов и получает шанс расширить объем активных сделок банков с их .
  • БР может увеличить количественную массу средств в собственном фонде. Происходит это путем продажи государственных ценных бумаг на бирже. Итогом становится падение объема средств в банковской системе. Но таким методом наращивается государственный бюджет, идущий на выполнение обязательств перед населением. Посредством корректировки спроса и предложения на активы ЦБ может воздействовать не только на объем резервов других банков и их способность к предоставлению займа, но и на общий объем денег в обороте (для конкретного региона).

Виды операций

Операции на открытом рынке в зависимости от условий сделок подразделяются на прямые сделки (купля-продажа за наличные) и срочные сделки (купля-продажа на срок с обязательной обратной продажей - операции РЕПО). Объекты сделок - операции с государственными или частными ценными бумагами. При прямых сделках купля-продажа ценных бумаг совершается с немедленной поставкой, а процентные ставки устанавливаются на аукционе.

Выполняются репо-сделки на условиях соглашения обратного выкупа. При этом различают прямые сделки РЕПО и обратные (или парные). В данной ситуации, прямые означают покупку активов центральным банком с обязательством дилера или коммерческого банка выкупить их обратно через определенный срок. При заключении обратных сделок РЕПО центральный банк продает бумаги и принимает на себя обязательства выкупить их у дилера или коммерческого банка через определенный срок.

Еще по одному параметру, по целям проведения операции открытого рынка делятся на защитные и на динамические. Динамические операции используют прямые сделки и направлены на изменение уровня банковских резервов и денежной базы. Защитные же используют сделки РЕПО и проводятся для корректировки резервов в случае их неожиданных отклонений от заданного уровня.

Купля-продажа ценных бумаг позволяет не только контролировать количество денег в обращении, но и изменять его в необходимых параметрах.


Процентное регулирование

Одним из таких параметров является регулирование процентных ставок. Отражение свое они находят также и среди граждан, в потребительских кредитах и депозитах. Называется данный инструмент ставкой рефинансирования, или, как еще говорят, учетной ставкой.

Формально данной ставкой считается та, под которую сам ЦентроБанк выдает кредиты коммерческим финансовым учреждениям. Те, в свою очередь, переносят ее на свои потребительские товары – выдачу кредитов и депозитов. При этом коммерческие банки немного (в разрешенных БР пределах) увеличивают ставки по кредитам и снижают по депозитам, тем самым формируя свою собственную прибыль.

Применение данного инструмента разнообразно:

  • Выполняет роль ориентира для рыночных процентных ставок по депозитам и кредитам. Это своего рода индикатор намерений Центрального Банка.
  • Является индикатором в подоходном налогообложении граждан, в процессах расчета подоходного налога с материальной выгоды, образующейся по кредитным договорам, при выплате страхового возмещения, при начислении процентного дохода по депозиту; используется также при налогообложении конкретной прибыли.
  • Является одним из факторов котировок национальной валюты.
  • Становится инструментом регулирования плавающего валютного курса.
  • Может быть использован как прогноз центрального банка по инфляции.

В целом, при помощи данной ставки правительство может гибко регулировать объем денежной массы в используемом обращении. Вместе с тем изменение ставки рефинансирования может иметь неоднозначные экономические последствия.

К примеру, существенное повышение ставки рефинансирования часто используется как антиинфляционная мера. В то же время увеличение ставки рефинансирования при бюджетном дефиците увеличивает государственный долг за счет растущих процентных выплат по государственным ценным бумагам, что в конечном счете способно раскрутить инфляционный процесс (особенно если бюджетный дефицит значителен).

Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг. Покупая и продавая ценные бумаги, Центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку, и, следовательно, на предложение денег.

Для увеличения денежной массы он начинает покупать ценные бумаги у коммерческих банков и населения, что позволяет коммерческим банкам увеличить резервы, а также выдачу ссуд и увеличить предложение денег (политика “дешевых денег”).

Если количество денег в стране необходимо сократить, Центральный банк продает государственные ценные бумаги, что ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы (политика “дешевых денег”).

Операции на открытом рынке являются наиболее важным, оперативным средством воздействия Центрального банка на кредитно–денежную сферу.

В зависимости от состояния экономики страны Центральный банк может выбрать следующие типы кредитно–денежной политики и определенные цели. В условиях инфляции проводится политика “дорогих денег”, направленная на сокращение денежной массы: 1) повышение учетной ставки, 2) увеличение нормы обязательного резерва, 3) продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке. Политика “дорогих денег” является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика “дешевых денег”. Оно заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк:
1) снижает учетную ставку;
2) сокращает резервную норму;
3) покупает государственные ценные бумаги.

Банки: их виды и функции.

Банки - особые экономические институты, их виды являющиеся центрами кредитных отношений. Их основная функция - сосредоточивать у себя денежные средства и предоставлять их в ссуду. Банки накапливают у себя также денежные доходы и сбережения населения, средства государственных, общественных и других организаций. Сами по себе эти суммы предназначены для расходования в качестве покупательного или платежного средства. Между тем, когда они попадают в руки бизнесменов, то используются для извлечения прибыли.

Банки выпускают также кредитные средства обращения - знаки стоимости, которые выполняют роль денег в товарообороте и платежах (наличные деньги, банкноты).

Банки выполняют свои функции в двух взаимосвязанных видах операций: пассивных - операциях по формированию банковских ресурсов и активных - операциям по их размещению и использованию (рис. 12.2.).



Денежные средства банков складываются из их собственных капиталов (они образуют, как правило, незначительную часть всех средств: в США, например, 8 %) и депозитов - вкладов клиентов. Депозиты делятся на срочные (вложения на заранее установленный срок и не подлежащие изъятию до его наступления) и до востребования (вклады на текущие счета, которые банк обязан выдать по первому требованию вкладчика).

Рис.12.2. Функции банков

В активные операции входят разнообразные ссуды: вексельные, фондовые, подтоварные, бланковые. Наиболее распространенным является учет векселей. Банк покупает вексель у предпринимателя, если тот стремится превратить его в деньги еще до наступления срока платежа. При выдаче наличных денег из обозначенной на векселе суммы удерживается учетный процент - плата за предоставление денежной суммы. При наступлении срока платежа по векселю банк предъявляет его к оплате тому, кто выдал долговое обязательство. Величина учетной ставки может сильно изменяться. Так, самая высокая учетная ставка английского банка с 15 ноября 1979 г. по 3 июля 1980 г. составила 17 %. Самая низкая была на уровне 2 % с 26 октября 1939 г. по 7 ноября 1951 г.

Банки ведут фондовые операции - дают ссуды под залог ценных бумаг - акций, облигаций, закладных и т.п., а также покупают такие бумаги. Подтоварные ссуды предоставляются под залог продукции, находящейся на складах, в пути, в торговом обороте. Если ссуды не погашаются в срок, то заложенные ценные бумаги и товарно-материальные ценности переходят в собственность банков. Наиболее крупным предпринимателям, платежеспособность которых не вызывает сомнений, предоставляется бланковый кредит: ссуду выдают без всякого обеспечения.



Кроме пассивно-активных операций и расчетов, банки занимаются торгово-комиссионной деятельностью -, покупают и продают золото, обменивают национальную валюту на иностранную, размещают займы, распродают акции и облигации и т.п.

В зависимости от характера выполняемых функций и операций банки делятся на три основных вида: центральные, коммерческие и специализированные (рис. 12.3.).

Рис.12.3. Виды банков.

Ни одна кредитная организация не застрахована на сто процентов от незапланированных финансовых потерь, поэтому в процессе своего функционирования и регулирования банковского риска, финансовый институт должен отводить важную роль формированию резервов банка.

В целях обеспечения своей финансовой надежности, банк обязан создавать разного рода резервы на покрытие возможных убытков, порядок формирования и использования которых устанавливается в большинстве случаев Банком России и законодательными актами. Минимальные размеры резервов банка определяются Центральным Банком РФ . Размеры отчислений в резервы банка из прибыли до налогообложения устанавливаются федеральными законами о налогах.

Банковский мультипликатор представляет собой процесс увеличения (мультипликации) денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому.

Банковский мультипликатор характеризует процесс мультипликации с позиции субъектов мультипликации. Здесь дается ответ на вопрос: кто мультиплицирует деньги? Такой процесс осуществляется коммерческими банками. Один коммерческий банк не может мультиплицировать деньги, их мультиплицирует система коммерческих банков.

Открытый рынок - это операции Центрального банка по купле-продаже правительственных ценных бумаг на вторичном рынке. Покупки на открытом рынке оплачиваются Центральным банком увеличением резервного счета банка продавца. Суммарные денежные резервы банковской системы увеличиваются, что, в свою очередь, приводит к росту денежной массы. Продажи Центральным банком бумаг открытого рынка приведут к обратному эффекту: суммарные резервы банков уменьшаются и уменьшается при прочих равных условиях денежная масса. Поскольку Центральный банк является крупнейшем дилером открытого рынка, постольку увеличение объема операций по купле-продаже приведет к изменению цены и доходности бумаг. Следовательно, Центральный банк может влиять таким образом на процентные ставки. Это самый лучший инструмент, однако его эффективность снижается тем, что ожидания участников рынка не вполне предсказуемы. Преимущества данного метода:
Центральный банк может контролировать объем операций;
операции довольно точны, можно изменить банковские резервы на любую заданную величину;
операции обратимы, поскольку любая ошибка может быть исправлена обратной сделкой;
рынок ликвиден и скорость проведения операций высока ине зависит от административных проволочек.
На открытом рынке центральные банки используют два основных вида операций:
прямые сделки - покупка-продажа бумаг с немедленной поставкой. Процентные ставки устанавливаются на аукционе. Покупатель становится собственником бумаг, которые не имеют срока погашения;
сделки репо - проводятся на условиях соглашения обратного выкупа. Такие сделки удобны тем, что сроки погашения могут варьировать.
По типам операции открытого рынка делятся:
динамические операции - направлены на изменение уровня банковских резервов и денежной базы. Носят постоянный характер, и при их проведении используются прямые сделки;
защитные операции - проводятся для корректировки резервов в случае их неожиданных отклонений от заданного уровня, т. е. направлены на поддержание стабильности финансовой системы и банковских резервов. Для такого рода операций используются сделки репо.
Применение операций открытого рынка зависит от уровня развития, институциональной среды и степени ликвидности рынка государственных ценных бумаг. В качестве аналога операций на открытом рынке Банк России использует также валютные интервенции.
Валютные интервенции - покупка-продажа иностранной валюты на внутреннем рынке для увеличения или стерилизации денежной массы. Они воздействуют на курс рубля по отношению к доллару. Продажа долларов Центральным банком приведет к повышению курса рубля, покупка - к его понижению. Если Центральный банк проводит валютные интервенции с целью корректировки краткосрочных колебаний валютного курса, тогда он теряет контроль над банковскими резервами и соответственно над предложением денег. Банк России планирует помимо валютных интервенций использовать более гибкий инструмент - валютные свопы.
Валютные свопы - это операции купли-продажи валюты на условиях немедленной поставки с одновременной обратной срочной сделкой. Они позволяют корректировать уровень ликвидности валютного рынка, не создавая дополнительного давления на курс рубля.
Что такое рефинансирование банков?
Рефинансирование банков - инструмент денежно-кредитной политики, когда Центральный банк предоставляет ссуду банку, счет этого банка в Центральном банке кредитуется. Пассивная часть баланса Центрального банка увеличивается, и суммарные резервы в банковской системе возрастают. Увеличиваются активы Центрального банка на сумму ссуды. В итоге прирост объемов рефинансирования увеличивает объем заимствованных резервов в банковской системе, денежную базу и предложение денег, сокращение - уменьшает.
Центральный банк может влиять на объем рефинансирования двумя способами:
воздействуя на величину процентной ставки по кредитам;
воздействуя на величину кредитов при данной процентной ставке при помощи политики рефинансирования.
Политика рефинансирования воздействует на объемы кредитования банков через механизм выдачи ссуд и предполагает определение Центральным банком целей, форм, условий и сроков кредитования. Кредитное рефинансирование также используется как инструмент стабилизации
банковской системы. Это наиболее эффективный способ предоставления дополнительных резервов и соответственно ликвидности банкам в период кризисных потрясений.
Традиционная форма рефинансирования - пересчет векселей Центральным банком, смысл которого состоит в том, что Центральный банк покупает векселя, уже учтенные банками.
Объем рефинансирования зависит от уровня ставки рефинансирования (стоимости кредитов Центрального банка). Но все-таки ставку рефинансирования принято рассматривать как индикатор намерений Центрального банка. Изменяя ставку рефинансирования, Центральный банк объявляет о своих намерениях относительно денежно-кредитной политики.
Политика рефинансирования обладает меньшим прямым воздействием на денежную систему. Можно непосредственно определить требуемое изменение заемных резервов, но неизвестно, на сколько необходимо изменить ставку рефинансирования, для того чтобы банки обращались за кредитами в Центральный банк. Издержки банков по использованию ставки рефинансирования высоки и изменение ставки рефинансирования оказывается неэффективным инструментом в силу неоднозначности воздействия на финансовые рынки.

Государственное управление рыночной экономикой предполагает гарантированное поддержание Центральным банком России деятельности коммерческих банков. Это связано с тем, что последние являются рабочим звеном денежно-кредитной системы, непосредственно организующим кредитные отношения в народном хозяйстве в реальном секторе экономики.

Рассмотрим основные инструменты, с помощью которых Центральный Банк проводит свою политику на открытом рынке. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

Если говорить о рефинансировании, то под рефинансированием понимается кредитование Центральным Банком России банков и кредитных учреждений для регулирования ликвидности банковской системы.

Формы, порядок, сроки, условия и лимиты рефинансирования устанавливаются Банком России. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 03.02.1996 г.

Ставка рефинансирования является инструментом денежно-кредитного регулирования, с помощью которого Центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка, а также ставки по депозитам юридических и физических лиц и кредитам, предоставляемым им кредитными организациями.

Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

  • - условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - обратные операции;
  • - объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;
  • - срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;
  • - сферы проведения операций: только на банковском секторе рынка ценных бумаг или и на небанковском секторе рынка;
  • - способа установления ставок: определяемых или Центральным банком или рынком.

Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.

По форме проведения рыночные операции Центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная операция заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций Центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности Центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Таким образом, операции на открытом рынке - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики Центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Фактически Центральный Банк России выполняет функции агента Министерства финансов Российской Федерации по обслуживанию, а также органа регулирования и контроля.

Центральный банк России обеспечивает «организационную» сторону функционирования рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО): проводит аукционы, погашение, подготовку необходимых документов, перечисление необходимых денежных средств на счет Министерства финансов Российской Федерации. Кроме того он активно участвует в работе рынка ГКО в качестве дилера, что дает возможность оказывать целенаправленное экономическое воздействие на рынок в зависимости от событий, которые происходят непосредственно при нем и вокруг него, и в соответствии с текущей политикой ЦБР.

При этом Банк России не ставит своей целью извлечение прибыли от операций на рынке. Центральный Банк ориентирован на поддержание определенного уровня некоторых показателей рынка ГКО, что определяет привлекательность рынка ГКО для инвесторов.

Основополагающей целью операционной деятельности Центрального банка на открытом рынке является помощь экономике России в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен.

Центральный Банк, пользуясь поддержкой государства, имеет возможность обеспечить платежную систему мощными средствами телекоммуникаций, необходимыми для осуществления расчетов участниками рынка. Центральный банк в состоянии регистрировать все платежные операции, происходящие между банками, и качественно проводить зачет взаимных обязательств банков.

Центральный Банк проводит политику учетной ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли «заимодателя в последней инстанции». Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Федеральная резервная система (ФРС) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть ссуды мелким банкам для удовлетворения их сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении и нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего баланса.

Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции.

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля (статья 37). Федеральный Закон о Центральном банке РФ (Банке России) (в ред. Федеральных законов от 26.04.95 №65-ФЗ, от 27.12.95 №210-ФЗ, от 27.12.95 №214-ФЗ, от 20.06.96 №80-ФЗ, от 27.02.97 №45-ФЗ).

Осуществляя макроэкономический надзор за функционированием банковской системы в целом, а так же надзор за деятельностью каждого банка в отдельности, ЦБР может оперативно предпринимать превентивные меры по стабилизации финансового положения участников рынка платежных услуг и осуществлять санацию того или иного проблемного банка с целью недопущения разрыва звеньев расчетной цепи из за банкротства или неликвидности ее участников.

Главной задачей денежно-кредитной политики на открытом рынке Центральный Банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения.