Основные планировочные решения жилых зданий входной узел. Объемно-планировочные решения жилых домов

Участок, на котором проектируется данное здания находится на территории существующего завода в городе Житомир. Участок имеет прямоугольную форму и имеет следующие размеры: в длину 313,6м, в ширину 241,48м.

На территории промышленного предприятия располагаются следующие здания по назначению׃

    проходная;

    заводоуправление;

    лаборатория;

    техническое училище;

    клуб-столовая;

    площадка для отдыха;

  • модельный цех;

    механический цех;

    кузнечно-штамповочный корпус;

    литейный цех;

    склад леса;

    склад моделей;

    склад шихты;

    площадка для складирования изделий;

    котельная;

    склад угля;

    административно-бытовой корпус;

    железнодорожные пути.

Компоновка генерального плана осуществляется так, чтобы связь между отдельными зонами соответствовала технологическому процессу.

Территория промышленного предприятия ограждена забором и имеет контрольно-пропускной пункт. Ширина дорог составляет – 3,5м. На территории проведены мероприятия по благоустройству и озеленению, устройству отмосток и тротуаров.

4. Объемно-планировочное решение объекта

Объемно-планировочное решение любого промышленного здания зависит от характера технологического процесса, располагаемого внутри здания и должно, по возможности, допускать в будущем изменение технологического процесса. Несмотря на разнообразие технологических процессов, при проектировании промышленных зданий есть возможность использовать типовые и унифицированные объемно-планировочные и конструктивные решения, основанные на применении единой модульной системы.

Корпус двигателей состоит из трех пролетов 24 м, 24 м, 24 м. Шаг колонн крайних и средних рядов составляет 6м. Высота этажа (до низа несущей конструкции) – 7,2, длина здания – 108м. Полная высота здания составляет 10,8 м.

5. Конструктивное решение объекта

Конструктивная система - каркасная (с полным каркасом)

При проектировании промышленных зданий каркас и наружные ограждающие конструкции компонуются из типовых элементов, изготавливаемых на заводах строительных конструкций, при этом обеспечивается широкая взаимозаменяемость конструкций. Применение для зданий типовых конструкций требует строго определенного их расположения относительно разбивочных осей. Несущие конструкции промышленного здания железобетонные. Для восприятия горизонтальных продольных усилий от ветровой и крановой нагрузок в каждом температурном блоке по колоннам устанавливаются вертикальные крестовые связи.

Фундаменты под колоны ступенчатые, монолитные, стаканного типа. Фундаменты здания - отдельностоящие монолитные железобетонные, на естественном основании. Тело фундамента покрывают битумной мастикой для гидроизоляции. Фундаментные балки - сборные железобетонные. Устраиваются для передачи нагрузок от них на фундамент. Устанавливаются на ЖБ столбики, располагаемые на уступах фундаментов.

В здании применен температурный шов, который служит для устранения внутренних термонапряжений в конструкциях при температурных деформациях здания

Колоны промышленного здания железобетонные сплошного сечения. Колоны устраиваются в стакан фундамента, при этом низ колоны устанавливают на 50 мм выше дна стакана, после монтажа стакан бетонируют и для лучшего сцепления с фундаментом устраиваются шпонки, на боковых гранях. Для сопряжения с другими конструктивными элементами на колонах предусмотрены закладные детали. По линии торцовых стен устраиваются фахверковые колоны. Они закрепляются в самостоятельных фундаментах и предназначены для крепления стеновых панелей.

Подкрановые балки предназначены для опирания на них крановых рельсов. Здание оборудовано мостовыми кранами, грузоподъемностью 15т. Исходя из этого, балки оборудованы закладными деталями для крепления подкрановых путей. Несущая балка мостового крана железобетонный двутавр высотой в сечении 1400мм.

В качестве покрытия приняты сборные железобетонные ребристые плиты, ширина плит – 3000мм, длина соответствует длине пролётов. Нагрузка воспринимаемая плитой передаётся на опорную железобетонную ферму, проходящую по верху колон вдоль всей ширины здания. Состав покрытия следующий׃ ребристые плиты, пароизоляция, эффективный утеплитель, цементно-песчаная стяжка 25мм, 4 слоя рубероида.

При проектировании выходов из производственного здания, должны учитываться – технологическая схема производства и пожарные нормы. Исходя из этих требований, в здании приняты распашные металлические ворота размером 4 м.

Полы в здании проектируются с учетом специальных требований׃ устойчивость к ударным воздействиям, стойкость к высоким механическим нагрузкам, устойчивость к химически агрессивным веществам.

Наливной полиуретановый пол, бетонная подготовка В20, бетонная подготовка В10, щебень втрамбованный в грунт, естественный грунт.

Введение.

Глава 1. Анализ опыта применения многоэтажных гаражей.

1.1. Объемно-планировочные решения многоэтажных гаражей. Область применения. Частота использования.

1.2. Анализ конструктивных решений существующих многоэтажных гаражей.

Выводы по главе 1.

Глава 2. Совершенствование объемно-планировочных решений многоэтажных гаражей.

2.1. Основные требования, предъявляемые к объемно-планировочным решениям многоэтажных гаражей.

2.3. Типологическая классификация гаражей. Взаимосвязь функциональных, объемно-планировочных и конструктивных решений многоэтажных гаражей.

Область их применения.

Выводы по главе 2.

Глава 3. Эффективные конструктивные решения многоэтажных гаражей.

3.2. Конструктивное решение многоэтажного гаража с использованием сборных железобетонных конструкций.

3.3. Конструктивное решение гаража-стоянки с использованием быстромонтируемых сборных железобетонных панелей. Стыковое соединение элементов сборного многопролетного здания.

3.4. Конструктивное решение малоэтажного сборно-разборного гаража с несущими конструкциями каркаса из металла и сборными железобетонными перекрытиями.

3.5. Совершенствование конструкции покрытия полов применяемых при проектировании гаражей.

Выводы по главе 3.

Глава 4. Экономическая эффективность применения предложенных объемно-планировочных и конструктивных решений многоэтажных гаражей.

Рекомендованный список диссертаций

  • Методика разработки конструктивных решений и номенклатура изделий, с уточненными расчетными длинами колонн, для физкультурно-оздоровительных комплексов 2009 год, кандидат технических наук Келасьев, Николай Геннадьевич

  • Методы и принципы формирования многоэтажных гаражей-стоянок, размещаемых в нефункционирующих промышленных комплексах 2003 год, кандидат архитектуры Пекин, Олег Алексеевич

  • Новые конструктивные решения несущей системы каркасно-панельных зданий и нелинейные методы их расчета 1998 год, доктор технических наук Карабанов, Борис Владимирович

  • Влияние геометрических погрешностей сборных каркасов на работу конструкций многоэтажных зданий 1981 год, кандидат технических наук Сно, Владилен Евгеньевич

  • Формирование системы хранения индивидуального автотранспорта в микрорайонах крупных городов на примере Москвы 2004 год, кандидат технических наук Семенова, Ольга Сергеевна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исследование и разработка эффективных объемно-планировочных и конструктивных решений многоэтажных гаражей»

Автомобильный транспорт оказывает существенное влияние на развитие городов. Их планировка и благоустройство в значительной степени определяются условиями движения автомобилей. Несоответствие в развитии города и его автомобильного парка нарушают нормальную жизнь города. В настоящее время многие крупные города России не в состоянии вместить огромную массу автомобилей и обеспечить надлежащие условия для их хранения.,

Это связано с недостатками проводимой градостроительной политики, в которой вопросам хранения автомобилей не уделялось должного внимания.

При многообразии задач, решаемых автомобильным транспортом в экономической жизни города, потребность в автостоянках различна в отношении длительности хранения: от кратковременной остановки на несколько минут до многочасовой стоянки. ,,

Площадь автомобильных магистралей в центральных и жилых зонах большинства городов уже давно недостаточна для беспрепятственного развития уличного движения. Неподвижный транспорт занимает все большие площади и часто представляет собой существенное препятствие для движущихся автомобилей. В тоже время необходимое расширение площади транспортных магистралей почти всегда ограничено жесткими рамками не только финансовых, но также технических и градостроительных соображений. Поэтому хранение легковых автомобилей является важным вопросом перспективы развития городов.

Анализ литературных источников по вопросу развития автомобильного транспорта, в особенности данных о неподвижном транспорте и о мероприятиях по организации хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, показали, что многоэтажные гаражи, надземные, подземные или комбинированные, могут стать важным средством для решения проблемы хранения автомобилей в крупных городах. Выборочное сравнение технико-экономических показателей типичных представителей существующих гаражей-стоянок различных типов показал, что стоимость строительства (без учета стоимости земли) надземных многоэтажных гаражей-стоянок рампового типа на 25 -г- 30 % ниже, чем механизированных, и в 2-3 раза ниже подземных.

Исследования структуры транспорта и проблем хранения автомобилей, принадлежащих гражданам, проведенные более 20 лет назад, позволили сделать четкие выводы, которые могут быть сформулированы следующим образом: , ,

1. Недостаток мест хранения затрудняет движение транспорта на улицах. Задержки и заторы транспорта ведут к затруднениям в организации жизни города.

2. Во многих районах города уже практически нельзя покрыть растущую потребность в местах хранения, традиционными методами (строительство одноэтажных боксов, временных укрытий).

3. Возможности создания мест хранения и пропускная способность подъездных улиц к городским районам должны быть приведены в соответствие между собой.

4. Новые и дополнительные возможности организации хранения автомобилей могут возникать:

В ограниченном объеме при расширении улично-дорожной сети;

При создании мест хранения автомобилей на участках жилой застройки, прежде всего в новых, а также реконструируемых и расширяемых районах;

Вне проезжей части улично-дорожной сети на неиспользуемых площадях:

На полосах отвода железных дорог;

Под проезжей частью автомобильных дорог, мостов;

В санитарно-защитных зонах промышленных предприятий;

5- на земельных участках под опорами ЛЭП.

В настоящее время проблема хранения легкового транспорта, принадлежащего гражданам, особо остро стоит в г. Москве и других крупных городах страны.

Парк автомобилей в г. Москве растет стремительными темпами. Сегодня он составляет 1,49 млн. единиц, а к 2010 году предположительно достигнет 2,6 млн. единиц, из них 2,4 млн. частных автомобилей.

По данным ГИББД г. Москвы, парк легкового автотранспорта в последние годы ежегодно увеличивается на 300-^400 тысяч единиц, и только 470 тысяч автомобилей обеспечены местами паркования.

Правительством г. Москвы в последние годы принят ряд Постановлений и программа, направленные на упорядочение системы организации хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам.

За последние годы реализации программы введено в действие порядка 100.000 машино-мест. К 2001 году предусматривается построить современные многоуровневые гаражи-стоянки на 500.000 машино-мест.

Организация движения и необходимость создания современных мест хранения и паркования автомобилей в таком мегаполисе, как Москва, определили программу как одно из приоритетных направлений.

Эффективные решения проблемы хранения автомобилей невозможны без нормативной базы для разработки проектов гаражей-стоянок и сопутствующих им объектов сервисного обслуживания. В настоящее время такой системной базы нет. Большое количество действующих нормативов не способствует высокому качеству принимаемых проектных решений ввиду сложности, а иногда и противоречивости различных документов.

Все это говорит о том, что для успешного решения проблемы хранения легковых автомобилей необходимо тщательно проанализировать существующие нормативные документы и при необходимости скорректировать или разработать новые, а также сформулировать свод норм, правил и рекомендаций по данной тематике. При этом целесообразно учесть нормативы, действующие в зарубежных странах.

Кроме устаревшей нормативной базы более широкому применению эффективных объемно-планировочных решений гаражей-стоянок различных типов препятствует применяемый ограниченный набор конструктивных решений и элементов. Поэтому для выполнения программы массового строительства гаражей-стоянок была бы оправдана разработка эффективных конструктивных систем и производства конструкций для них, что резко ускорило бы время их возведения, и повысило качество проектных решений.

С применением высококачественной щитовой и туннельной опалубки кроме металлических и сборных железобетонных конструкций, появилась возможность возводить монолитные гаражи-стоянки. , , ,

После ввода в действие в США (шт. Нью-Йорк), Великобритании, Германии и ряде других странах противопожарных норм, отменяющих требования обязательного применения несгораемой облицовки стальных конструкций, расширено применение при проектировании гаражей-стоянок металлического каркаса. Так, например, по нормам Великобритании при определенных параметрах здания гаража-стоянки стальные конструкции достаточно покрывать огнестойкой краской. При этом расход стали, на одно машино-место, в среднем составляет 0.7-И).9 тонны. ,

В 1970 году на симпозиуме "Пожар и многоэтажные стоянки" (Великобритания) было отмечено, что стальные конструкции для гаражей-стоянок не менее надежны, чем железобетон. ,

Начиная с 1969 года, в Германии, широкое распространение получили гаражи-стоянки смешанной конструкции из серийно изготовляемых стальных и железобетонных конструкций. Применение таких решений позволяет существенно снизить стоимость машино-места и срок строительства. ,

В нашей стране и за рубежом, в последние годы, наблюдается тенденция увеличения объемов строительства быстромонтируемых зданий гаражей-стоянок. Здания из таких конструкций обычно возводят: в деловых районах города, где стоимость земли очень высока, на временно арендуемых участках или на территориях предназначенных в будущем для других сооружений. В отечественной и зарубежной практике разработаны различные системы быстромонтируемых стоянок. , ,

Повышение эффективности строящихся зданий гаражей-стоянок невозможно без детального рассмотрения элементов и объемно-планировочной структуры в целом, учета всех технологических требований, а также разработки конструктивных систем и их элементов для гаражей-стоянок.

Ученые разработавшие основные принципы формирования объемно-планировочных и конструктивных решений многоэтажных гаражей-стоянок: Афанасьев Л.Л., Голубев Г.Е., Давидович JI.H., Орловский Б.Я., Лысогорский A.A., Шестокас В.В., Отто Штилл, Хевелев Э.М. и другие.

Произошедшие в последнее время во всех сферах жизни страны изменения привели к необходимости уточнения основных положений системы архитектурно-строительных решений гаражей-стоянок на современном этапе научно-технического прогресса. По данной проблеме в настоящее время работают: Блинков C.B., Гамбаров Г.А., Гранев В.В., Кайгородов М.А., Кодыш Э.Н., Леонтьев В.В., Лунева Т.П., Мельников В.М., Рабинович Р.И., Старцев В.И. и другие.

Изменения, происходящие в последнее время во всех сферах жизни страны, привели к необходимости уточнения основных положений системы архитектурно-строительных решений многоэтажных гаражей на современном этапе научно-технического прогресса.

По данной проблеме в настоящее время работают: Блинков C.B., Гамбаров Г.А., Гранев В.В., Кайгородов М.А., Кодыш Э.Н., Леонтьев В.В., Лунева Т.П., Мельников В.М., Старцев В.И. и другие.

Данная работа посвящена совершенствованию применяемых объемно-планировочных решений, разработке унифицированных габаритных схем и номенклатуры конструкций многоэтажных гаражей-стоянок, которые могут быть использованы при проектировании надземных многоэтажных рамповых гаражей с боксовой или манежной организацией хранения.

Цель работы, состоит в исследовании и разработке научно-обоснованных объемно-планировочных и конструктивных решений многоэтажных гаражей для хранения легковых автомобилей, с учетом технологических особенностей сооружений данного типа.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

Исследовать объемно-планировочные и конструктивные решения существующих и проектируемых многоэтажных гаражей;

Определить основные требования, предъявляемые к объемно-планировочным решениям многоэтажных гаражей;

Рассмотреть существующую нормативную базу, регламентирующую проектирование многоэтажных гаражей, и разработать предложения по ее совершенствованию;

Предложить классификацию легковых автомобилей, на основе анализа автомобильного парка эксплуатируемого в России;

Выявить эффективные параметры элементов объемно-планировочной структуры многоэтажных гаражей для различных классов легковых автомобилей;

Составить типологическую классификацию многоэтажных гаражей, установить взаимосвязь функциональных, объемно-планировочных и конструктивных решений автостоянок;

Установить оптимальное количество габаритных схем многоэтажных гаражей и область их применения;

Предложить рациональные конструктивные решения гаражей, определить их основные параметры;

Разработать номенклатуру сборных железобетонных конструкций многоэтажных гаражей;

Проанализировать конструкцию пола применяемого в многоэтажных гаражах;

9- провести технико-экономическое обоснование полученных решений.

Объектом исследования являются надземные многоэтажные рамповые гаражи с боксовой или манежной организацией хранения, предназначенные для хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам.

Предмет исследования - элементы объемно-планировочной структуры, габаритные схемы и конструктивные решения, в частности номенклатура конструкций многоэтажных гаражей, а также методика выбора рациональных объемно-планировочных решений автостоянок.

Методы исследований:

Анализ научных исследований проблемы по литературным источникам;

Анализ отечественных и зарубежных проектных материалов по архитектурно-строительным решениям многоэтажных гаражей, а также нормативных документов;

Обобщение и статистическая обработка данных анализа;

Определение эффективных параметров элементов объемно-планировочной структуры гаражей;

Разработка методики выбора рационального объемно-планировочного решения многоэтажных гаражей;

Разработка номенклатуры сборных железобетонных конструкций многоэтажных гаражей;

Технико-экономическое сравнение вариантов.

Научной новизной работы является:

Разработка классификации легковых автомобилей;

Разработка научно-обоснованных параметров элементов объемно-планировочной структуры, габаритных схем многоэтажных гаражей с учетом различных вариантов организации технологического процесса;

Разработка методики выбора рациональных объемно-планировочных решений гаражей;

Выявление рациональных конструктивных решений гаражей;

10- разработка номенклатуры сборных железобетонных конструкций многоэтажных гаражей;

Разработка предложений по совершенствованию нормативных документов регламентирующих проектирование многоэтажных гаражей.

Практическое значение работы состоит в том, что разработанные габаритные схемы, рекомендуемые конструктивные решения и предложенная номенклатура железобетонных конструкций, а также методика выбора рационального объемно-планировочного решения, позволяет активно их использовать в процессе реального проектирования многоэтажных гаражей различных типов. Это подтверждается включением результатов данной работы в пособие по проектированию: "Гаражи-стоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам", разработанное в ЦНИИпромзданий.

Классификация легковых автомобилей;

Эффективные параметры элементов объемно-планировочной структуры многоэтажных гаражей;

Методика выбора рационального объемно-планировочного решения многоэтажных гаражей;

Апробация полученных результатов. Диссертационная работа выполнена в АО ЦНИИпромзданий. Результаты исследований докладывались на научно-техническом совете в ЦНИИпромзданий, на секции "Строительные конструкции зданий", на научно-технических конференциях в Российском государственном открытом техническом университете путей сообщения и Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете.

Основные теоретические положения данных исследований использованы при проектировании ряда многоэтажных гаражей в г. Москве и Московской области.

Данные анализа отечественного и зарубежного опыта проектирования многоэтажных гаражей-стоянок, а также использование корректных методик расчета подтверждают обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций, изложенных в диссертационной работе.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 6 статей и Пособие по проектированию гаражей.

Объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, основных выводов и списка литературы из 150 источников и изложена на 175 страницах, из них 108 страниц машинописного текста, 42 рисунка и 36 таблиц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Строительные конструкции, здания и сооружения», 05.23.01 шифр ВАК

  • Пространственная работа несущих элементов каркасной системы с учетом нелинейности и податливости узловых сопряжений 2003 год, доктор технических наук Трекин, Николай Николаевич

  • Разработка комплексных технологий возведения многоэтажных каркасных зданий 2000 год, кандидат технических наук Привин, Владимир Иосифович

  • Определение эффективности развития гаражных комплексов в крупных городах 2001 год, кандидат экономических наук Аксенова, Майя Вячеславовна

  • Напряженно-деформированное состояние, трещиностойкость и прочность опорных зон предварительно напряженных многопустотных плит с подрезками 1995 год, кандидат технических наук Амжад Сулейман Акиль Аль-Нахди

  • Системная оценка параметров технологий возведения жилых многоэтажных зданий 2009 год, кандидат технических наук Дьячкова, Ольга Николаевна

Заключение диссертации по теме «Строительные конструкции, здания и сооружения», Барабаш, Игорь Валерьевич

Основные выводы

Настоящая диссертационная работа является научным трудом, в котором на основании выполненных автором исследований решена задача по определению эффективных объемно-планировочных и конструктивных решений многоэтажных гаражей и создана методика определения геометрических параметров элементов объемно-планировочной структуры гаража.

По работе сделаны следующие выводы:

1. Целесообразно использовать, для решения проблемы хранения легковых автомобилей, следующие типы автостоянок:

В зоне общегородского значения - многоэтажные гаражи с временным хранением автомобилей;

В коммунальных и других нежилых зонах - многоэтажные гаражи с постоянным хранением автомобилей;

В жилой зоне - малоэтажные гаражи с постоянным хранением автомобилей;

В зоне городского транспорта (площади, улицы, транспортные развязки, мосты), в том числе ниже уровня движения транспорта -малоэтажные гаражи с временным хранением автомобилей.

2. На объемно-планировочные решения гаражей оказывают существенное влияние функционально-технологические, санитарно-гигиенические и противопожарные требования.

3. Проведен анализ существующего автомобильного парка и предложена классификация легковых автомобилей с учетом зарубежного опыта.

4. На основе предложенной классификации легковых автомобилей по их геометрическим параметрам произведен расчет параметров мест хранения автомобилей (для боксовой и манежной организации хранения), ширины внутригаражных проездов и параметров рамповых устройств (криволинейных и прямолинейных двухпутных рамп). Определены основные параметры элементов объемно-планировочной структуры гаражей (зоны хранения, зоны перемещения автомобилей). Рассмотрена взаимосвязь функциональных, объемно-планировочных и конструктивных решений многоэтажных гаражей.

4.7+5.5+5.7) с шагом 5.1, 7.5 м; высота этажа: первый этаж - 2.8, 3.0, 3.3, 3.6 м; верхние этажи - 2.8, 3.0 м. Общее количество габаритных схем - 188. Определена область их рационального применения.

I тип - каркасное здание с несущими конструкциями из сборного железобетона;

II тип - здание из сборных железобетонных панелей;

III тип - каркасное здание с несущими конструкциями из металла и сборными железобетонными или монолитными перекрытиями;

7. Определено, что для большинства габаритных схем рационально использование конструктивного решения из сборного железобетона по серии 1.020. Номенклатура сборных железобетонных конструкций многоэтажных гаражей разработана с учетом существующего парка опалубочных форм. Установлена рациональная область применения номенклатуры сборных железобетонных конструкций гаражей. Показана целесообразность применения при проектировании и строительстве 2+3 этажных гаражей конструктивных решений с использованием системы крупноразмерных быстровозводимых элементов.

При анализе области применения конструктивных решений автостоянок с использованием металлических конструкций установлено, что наибольшая эффективность достигается при проектировании и строительстве малоэтажных быстровозводимых сборно-разборных гаражей.

8. Проанализированы типы полов, применяемые в настоящее время в гаражном строительстве. Выявлены их недостатки. Сформулированы требования, предъявляемые к конструкции пола гаража. Приведены рекомендуемые типы полов. Рассмотрен вопрос применения дополнительного гидроизоляционного слоя в конструкции пола и даны рекомендации по типу применяемой гидроизоляции.

9. Эффективность предлагаемых объемно-планировочных и конструктивных решений подтверждена сравнительным анализом сметной стоимости строительно-монтажных работ для трех вариантов объемно-планировочных решений. Установлено, что применение рекомендуемых объемно-планировочных и конструктивных решений гаражей снижает затраты на 10-И 5% по сравнению с традиционными решениями.

10. Подтверждена целесообразность пересмотра подхода к определению основных параметров объемно-планировочных решений гаражей. Разработаны предложения по корректировке нормативных документов, регламентирующих проектирование гаражей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Барабаш, Игорь Валерьевич, 2000 год

1. Автомобильные перевозки и организация дорожного движения (справочник). Пер. с англ., М., Транспорт, 1981 г., 592 е.;

2. Абрамов Е.И, Кодыш Э.Н. "Монолитные железобетонные каркасные конструкции многоэтажных промышленных зданий. / Обзор. М.: ВНИИНТПИЮ, 1989. - 73 е.;

3. Адомавичюс В.П., Шестокас В.В. "Проблемы паркования и хранения легковых автомобилей в городах Литовской ССР", Вильнюс, 1977 г., 49 е.;

4. Андресен Б., Бентфельд Г., Бенеке П., под редакцией Голубева Г.Е. "Гаражи: проектирование и строительство", М., Стройиздат, 1986 г., 391 е.;

5. Аррак А. "Социально-экономическая эффективность пассажирских перевозок", Таллин, 1982 г., 198 е.;

6. Астафьева Е.И., Степанов В.К. "Подземный гараж на 530 автомашин в Женеве", М., Центр научной и технической информации по гражданскому строительству и архитектуре, 1969 г., 68 е.;

7. Афанасьев Л. Л., Маслов A.A. "Гаражи и станции технического обслуживания автомобилей", 3-е издание переработанное и дополненное, М., Транспорт, 1980 г., 216 е.;

8. Барабаш И.В., Кайгородов М.А., Кодыш Э.Н., Лунева Т.П. "Гаражи-стоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам" // Пособие для проектирования.-М., 1998 г., 138 с.

9. Барашков И.В., Чепурных В.Д. "Организация технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей", М., Высшая школа, 1971 г., 143 е.;

10. Бордунов И.В., Архангельский Л.В. "О перспективах автомобилизации городов", Киев, Будивельник, 1966 г., 123 е.;-15311. Валефельд Р., Жак Ф. "Гаражи и автозаправочные станции",

11. Проектирование, строительство и оборудование, пер. с нем. инж.

12. Клейнермина Ю.А., М., Автотрансиздат, 1957 г., 259 е.;

13. Ванникова Е.М. "Многоэтажные подземные и надземные гаражи-стоянки", М., 1978 г., 156 е.;

14. Верещак Ф.П., Абелевич Л.А. "Проектирование авторемонтных предприятий", М., Транспорт, 1973 г., 78 е.;

15. ВСН 01-89 (Минавтотранс РСФСР) "Ведомственные строительные нормы. Предприятия по обслуживанию автомобилей".15. ВСН 2-85.

16. Герасимов А.Н., Романов А.Г. "Некоторые закономерности паркования автомобилей в центральном районе Риги", В кн.: Сб. науч. трудов ВНИИБД, М, Транспорт, 1981 г., с. 65-72;

17. Го Дэюнъити "Многоэтажный гараж", жур. "Изобретение стран мира" Наземное строительство, М., 1992 г., вып. 60, № 2, 50 е.;

18. Голубев Г.Е. "Автомобильные стоянки и гаражи в застройке городов", М., Стройиздат, 1988 г., 252 е.;

19. Гордон А.Л. "Роторная стоянка", жур. "Архитектурный вестник", 1996 г., № 2, с. 77-78;

20. ГОСТ 12.1.004 "Пожарная безопасность. Общее требования".

21. ГОСТ 12.1.004-85 "Пожарная безопасность"

22. ГОСТ 17.2.03.02-78 "Охрана природы. Атмосфера".

23. ГОСТ 2874-82 "Вода питьевая".

24. Гранев В.В., Ватман Я.П. Унификация и типизация объектов промышленного строительства. / Обзор.-М.: ВНИИНТПИ, 1989.- 152 е.;

25. Давидович JI.H. "Проектирование предприятий автомобильного транспорта", М., Транспорт, 1967 г., 387 е.;

27. Инструкция по размещению и эксплуатации гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих гражданам, в охранных зонах воздушных линий электропередачи напряжением свыше 1 кВ: РД 32.02.201-91, Утв. Главтехуправлением Минэнерго, М., 1994 г., 8 е.;

28. Исханов Х.И., Каминский Я.Н., Пахомов A.B. "Пожарная безопасность автомобиля", М., Транспорт, 1987 г., 86 е.;

29. Караиванов Д., Никонов Б. "Многоэтажные гаражи-паркинги. Многоэтажные гаражи-стоянки", жур. "Строительные конструкции и изделия", 1985 г., № 6-7, с. 8-16;

30. Карташов В.П. "Технологическое проектирование автотранспортных предприятий" М., Транспорт, 1981 г., 175 е.;

31. Каталог "Автомобиль-Ревю" выпуск 52. Берн, 1998, 455 е.;

32. Каталог гаражного оборудования, ВНИИ комплексной информации по стандартам и качеству, М., 1990 г., 182 е.;

33. Кодыш Э.Н. Промышленные многоэтажные здания из сборных железобетонных конструкций. Обзор.-М.: ВНИИНТПИ, 1989 г., 84 е.;

34. Кодыш Э.Н., Барабаш И.В. Малоэтажные сборно-разборные здания гаражей // Актуальные проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта / Тез. докл. 3-й научно-техн. конф. РГОТУПС.-М., 1998 г.

35. Кодыш Э.Н., Барабаш И.В. Многоэтажные гаражи // Актуальные проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта / Тез. докл. 2-й научно-техн.конф. РГОТУПС.-М., 1997 г.

36. Кодыш Э.Н., Барабаш И.В. Совершенствование габаритных схем гаражей-стоянок. // Промышленное и гражданское строительство.-М., №1999 г.

37. Кодыш Э.Н., Барабаш И.В. Совершенствование методики определения ширины внутригаражных проездов. // Сборник трудов АО ЦНИИпромзданий (юбилейный к 40-летию института).-М., 2000 г.;

38. Колесников Э.П. "Организация городского движения.", Киев, Будивельник, 1971-1972 г.,ч. I, 165 е., ч. И-А, 63 е., ч. И-Б, 111 е.;

39. Колисский B.C., Манзон А.И., Кагула Г.Е. "Автомобиль категории С", М., Транспорт, 1987 г., 49 е.;

40. Куланов Ю.Д. "Многоуровневые автомобильные стоянки", жур. "Механизация строительства", 1995 г., № 7, с. 53-54;

41. Легковой автомобиль от А до Я, пер. с нем. под. ред. Кирше Х.И., М., Транспорт, 1988 г., 176 е.;

42. Лысогорский A.A. "Городские гаражи и стоянки. Формирование и хранение индивидуального автопарка в крупных городах", М., Стройиздат, 1972 г., 364 е.;

43. Маковский Л.В. "Опыт проектирования, строительства и эксплуатации подземных автостоянок и гаражей в крупных городах за рубежом", М., ГосИНТИ, 1974 г., 103 е.;

44. Марьясина И.Е. "Архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий для автомобильного транспорта", М., МАДИ, 1984 г., 98 е.;

45. МГСН 1.01-94 "Временные нормы и правила проектирования планировки и застройки Москвы" (Корректировка и дополнения);

46. МГСН 1.01-97 часть I "Временные нормы и правила планировки и застройки г. Москвы";

47. МГСН 4.04-94 "Многофункциональные здания и комплексы";

48. МГСН 5.01-94* "Стоянки легковых автомобилей";

50. Методические рекомендации по использованию ЭВМ при разработке схем генеральных планов промышленных узлов, ЦНИиПЭИ по методологии, организации, экономики и автоматизации проектирования инженерных изысканий, М., 1982 г., 32 е.;

52. Научно-технический прогресс в проектировании и строительстве промышленных зданий /C.B. Блинков, С.М. Гликин, В.В. Гранев и др.; под ред. Ю.Н. Хромца, ЦНИИПЗ-М., Стройиздат, 1987, 200 е.;

53. Николаев В.А. "Безгаражное хранение автомобилей", М., Высшая школа, 1973 г., 83 е.;

54. Ниссей К.К. "Многоэтажный гараж замкнутого типа", жур. "Изобретение стран мира" Наземное строительство, М., 1992 г., вып. 60, № 2, 50 е.;

55. Нормы проектирования планировки и застройки Москвы, ВСН 2-85, М., 1986 г., 68 е.;

56. НПБ 105-95 "Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности".

57. НПБ 239-97 "Клапаны, противопожарные системы вентиляции зданий и сооружений. Методы испытаний на огнестойкость".

58. НПБ 240-97 "Воздуховоды. Метод испытаний на огнестойкость".

59. НПБ-110-96 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками тушения и обнаружения пожара".

60. Общесоюзные нормы технологического проектирования авторемонтных предприятий, ОНТП 02-86, Минавтотранс РСФСР, ин-т Гипроавтотранс, М., 1986 г., 129 е.;

61. Овечников Е.В., Фишельсон М.С. " Городской транспорт", М., Стройиздат, 1976 г., 352 е.;

62. ОНТП 01-91 (Росавтотранс) "Отраслевые нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта".

63. ОНТП 24-86 (МВД СССР) "Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной опасности".-15872. Орехов В.М. "Строительство гаражей-стоянок на сложном рельефеместности", Госстройиздат, 1962 г., 74 е.;

64. Орловский Б.Я. "Учебное пособие по проектированию городских гаражей", под редакцией д.т.н. проф. Михайлова Б.П., М., 1966 г., 86 е.;

65. Орловский Б.Я., Орловский Я.Б. "Архитектура гражданских и промышленных зданий. Промышленные здания", М., Высшая школа, 1991 г., 304 е.;

66. Пихлак И. "Расчет перспективного уровня строительства", В кн.: Тезисы докладов республиканской научно-технической конференции, Таллин, 1976 г., с. 58-59;

67. Планида В.Е., Ткаченко И.Н. "Основы проектирования автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания автомобилей", Воронеж, 1981 г., 125 е.;

68. Поляков A.A. "Транспорт крупного города", М., Знание, 1967 г., 93 е.;

69. Пособие 15-91 к СНиП 2.04.05-91* "Противодымная защита при пожаре и вентиляция подземных стоянок легковых автомобилей",

70. Пособие к МГСН 5.01.94* "Стоянки легковых автомобилей" Выпуск 1.

71. Пособие по размещению автостоянок, гаражей и предприятий технического обслуживания легковых автомобилей в городах и других населенных пунктах (к СНиП П-60-75*), КиевНИИП градостроительства, М., Стройиздат, 1984 г., 108 е.;

72. Правила устройства электроустановок / Минэнерго России.-М., Энергоатомиздат, 1998, 640 с.;А88

73. Предприятия по обслуживанию автомобилей, ВСН 01-89, Минавтотранс РСФСР, ин-т Гипроавтотранс, М., 1990 г., 52 е.;

75. Рекомендации по определению сметной стоимости строительно-монтажных работ для Москвы в текущем уровне цен, выпуск 6/99, М.;-15985. Рекомендации по проектированию полов (в развитие СНиП 2.03.13-881. Полы") МДС 31-1 -98.

77. Савченко A.M. "Применение блок-элементной методики для проектирования гаражей", В кн.: Строительство и архитектура, вып. 17, Киев, Будивельник, 1981 г., с. 54-58;

78. Салов А.И. "Техника безопасности при эксплуатации и ремонте автомобилей", М., Автотрансиздат, 1961 г., 34 е.;

79. Самойлов Д.С. "Городской транспорт", изд. 2-е, М., Стройиздат, 1983 г., 384 е.;

80. Сборник материалов по проектированию автотранспортных и авторемонтных предприятий, М., БТИ, 1967 г., 25 е.;

81. Сводный перечень гаражного оборудования разработанного ПТБ, М., 1978 г, 45 е.;

82. Седов А.П. "Автостоянки и гаражи для легковых автомобилей за рубежом", М., Транспорт, 1961 г., 38 е.;

83. Сигаев A.B. "Автостоянки общественных центров"1, М., Стройиздат, 1968 г., 38 с.;

84. Синицын Н.И., Жоров С.М. "Техника безопасности при эксплуатации легковых автомобилей индивидуальными владельцами", М., Транспорт, 1981 г, 48 е.;

85. Син-Татикава Кокуни К.К. "Двухэтажный гараж со сдвоенными стенами", жур. "Изобретение стран мира" Наземное строительство, М., 1992 г., вып. 60, №2, с. 49;

86. Смирнов С.Г., Зущик A.B., Пастушков Г.П., Бусков П.И. "Из опыта строительства железобетонного гаража", жур. "Промышленное строительство", 1989 г., № 12, с. 33-35;

87. СНиП 01.02-85* "Противопожарные нормы".-16098. СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве.1. Основные положения".

88. СНиП 11-12-77 "Защита от шума".

89. ЮО.СНиП 2.01.02-85* "Противопожарные нормы";101.СНиП 2.03.13-88 "Полы".

90. СНиП 2.04.01-85* "Водопровод и канализация зданий".

91. СНиП 2.04.02-85 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".

92. СНиП 2.04.03-85* "Канализация. Наружные сети и сооружения".

93. СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляция и кондиционирование".

94. Юб.СНиП 2.04.09-84 "Пожарная автоматика зданий и сооружений".

95. СНиП 2.04.09-84 "Пожарная автоматика зданий и сооружений";

96. СНиП 2.07.01-89* "Планировка и застройка городских и сельских поселений".

97. СНиП 2.09.02-85 "Производственные здания".

98. ПО.СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений".

99. СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение";

100. СНиП 3.05.07-85 "Системы автоматизации".

101. Соболь И.А., Белинский А.Ю. "Организация движения и паркирования легкового транспорта в пригородной зоне большого города", М., Стройиздат, 1980 г., 27 е.;

102. CT СЭВ 383-87 "Пожарная безопасность в строительстве. Термины и определения";

103. И 5.CT СЭВ 446-77 "Противопожарные нормы строительного проектирования. Методика определения расчетной пожарной нагрузки";

104. Иб.Страментов А.Е., Сосянц В.Г., Фишельсон М.С. "Городской транспорт", изд. 2-е, М., Транспорт, 1969 г., 423 е.;

105. Технический отчет о строительстве подземного гаража в Москве способом стена в грунте, М., 1987 г., 36 е.;

106. Транспорт и планировка городов, пер. с нем. арх. Алекандера К.Э., под ред. Полякова A.A., М., Госстройиздат, 1960 г., 317 е.;

107. Хевелев Э.Н. "Проектирование городских гаражей", JL, Госстройиздат, 1961 г., 183 е.;

108. ЦНИИПградостроительства "Жилой район и микрорайон (пособие по планировке и застройке)", М., Стройиздат, 1971 г., 65 е.;

109. Черепанов В.А. "Транспорт в градостроительстве", М., Стройиздат, 1964 г., 114 с.;

110. Черепанов В.А. "Транспорт в планировке городов", изд. 2-е, М., Стройиздат, 1981 г., 216 с.;

111. Черупный В.Д. "Проектирование автотранспортных предприятий", М., Высшая школа, 1967 г., 80 е.;

112. Шестокас В.В. "Гаражи и стоянки", М., Стройиздат, 1984 г., 214 е.;

113. Шестокас В.В. "Город и транспорт", М., Стройиздат, 1983 г., 345 е.;

114. Щеглов В.А. "Организация хранения автомобилей в гаражах", М., Транспорт, 1980 г., 38 е.;

115. Юхименко В.Г. "Пожарная безопасность индивидуальных гаражей", М., Стройиздат, 1989 г., 30 е.;

116. AutosiIo Basel. In: Orion-Zeitschrift für Natur und Technik, Nr. 7/1958. Franzke, K. D.: Pkw-Einstellplatze und Parkbauten für Büro- und Verwaltungsgebäude mit grossem Parkftachenbedarf. - Braunschweig: Technische Hochschule 1965 Dissertation.

117. Bentfeld: Einfluss des Angebots an Parkmoglichkeiten auf die Vekehrs-mengen. General Report zum Thema IV der internationalen OTA-Tagung Rotterdam 1970.

118. Bentfeld: Park and Ride in Deutschland. Beitrag zur Tagung der International Road Federation München 1973.

119. Bentfeld: Schätzung des Parkbedarfs usw. Beitrag zum XII. internationalen Strassenkongress Rom r964. in: Hefl 35 1965 der Schriftenreihe Strassenbau und Strassenverkehrstechnik.

120. Bundesmtnisler für Verkehr 1974 Forschungs-arbeit.

121. Daub, K.-V.: Wirtschaftsverkehr und Parkprobleme in Ballungsräumen. In: Internationales Verkehrswesen, Nr. 3-4/1976.

122. Forschungsgesellschaft fur das Strassenwesen e. V.: Richtlinien fur Aniagen des ruhenden Verkehrs (RAR) Ausgabe 1975.

123. Heft 1091970 der Schriftenreihe Strassenbau und Strassenverkehrstechnik.13 6. Holl atz/Tamms:"" Die kommunalen Verkehrsprobleine in der Bundesrepublik Deutschland (Sachverstandigenbericht).-Essen: Vr.lk-Verlag 1966.

124. International Municipal Parking Congress. Berichte zur 12. Arbeitstagung und Jahresversammlung 1966 in Tampa, Fa.

125. Kleppe-H.: Parke und kaufe m der Innenstadt. In: Der Stadtetag, Nr. 11/1959.S. 54 Iff.

126. Monheim: Fussgangerbereiche, Bestand und Entwicklung. Reihe E, Heft 4 der Beitrage zur Stadtenfwicklung des Deutschen Stadtetages, Kom 1975.

127. Muller, G.: Garagen in ihrer Bedeutung fur Kraftverkehr und Stadtebau. - Berlin: Verlag J. Springer 1937.

128. Schiller und Heinze: Untersuchungen über Parkprobleme in Städten. In:

129. Sill O.: Die Rolle des Automobils in Städten.-Boston: World Traffic-Engineering Conference 1965 Beitrag.

130. Sill O.: Von der Schafstatt zur Werkstatt. In: Wo wohm-n-wo bauen?- Dusseldorf: Econ-Veliag 1978.

131. Sill/Benecke/Panten/Schroder: Untersuchung über Entlastung der Strassen durch zweckmassigen Bau und Betrieb von Parkbauten. - Bonn:

132. Sill/Lapp/Nedderhut: Untersuchimg über den Stellplatzbedarf fur Personenwagen m Bürogebäuden fur Dienstleistungsbetriebe. - Bonn: Bundesminister fur Verkehr 1972 Forschungsarbei.

133. Sill/Wrede: Auto, Emstellplatz und Wohnuns. In: Neue Heimat, Nr. 5/1955.

134. Sill: Entlastung der Strassen durch zweckmassigen Bau und Betrieb von Parkbauten.-Forschungsarbeit im Auftrage des Bundesministers fur Verkehr

135. Sill: Parkbauten, 2. Aufl.-Wiesbaden und Berlin: Bauverlag GmbH 1968.-163

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Экспертиза объемно-планировочных решений здания.

Все противопожарные требования норм к объемно – планировочным решениям здания должны войти в перечень подлежащих проверке решений, который составляется после написания краткой характеристики планировочных решений здания.

Экспертизу удобно выполнять, используя таблицу 2.2.

Методика проверки и порядок заполнения таблицы аналогичны проверке противопожарных преград.

В общем случае экспертизе подлежат решения:

    этажность;

    вместимость здания (если требуется);

    площадь пожарных отсеков;

    членение отсека на пожарные секции и помещения;

    площадь помещения;

    размещение взрыво- и пожароопасных помещений в подвальном, цокольном, верхнем и других этажах;

    высота этажа или помещений с массовым пребыванием людей;

    допустимость размещения (встройки) помещений другого назначения в здании;

    допустимость пристройки помещений (зданий) другого назначения к зданию;

    допустимость смежного (над, под, рядом) размещения помещений разного назначения и пожарной опасности;

    размещение технологических операций или функциональных процессов в плане и по высоте здания;

    высота этажа;

    изоляция подвальных и цокольных этажей, лестничных клеток и чердака в здании.

В графу 3 табл. 2.2 заносятся принятые проектом технические решения, соответствующие каждому вопросу.

Требования соответствующих нормативных документов по пожарной безопасности по каждому вопросу заносятся в графу 5, а в графу 6 – ссылка на пункты, таблицы, примечания нормативных документов.

При сравнении принятых в проекте и требуемых по нормам технических решений делается вывод об их соответствии требованиям пожарной безопасности, который отражается в графе 7.

После проведения экспертизы объемно-планировочных решений здания необходимо сделать вывод, в котором перечисляются обнаруженные нарушения.

2.6. Экспертиза эвакуационных путей и выходов.

Экспертизу эвакуационных путей и выходов следует начинать после изучения соответствующих разделов, пунктов и таблиц специализированных и отраслевых норм.

Перед таблицей экспертизы необходимо дать краткое описание наличия и количества эвакуационных путей и выходов в данном здании, а также маршрутов движения людей при пожаре. Если в здании несколько функциональных процессов, то описание нужно составить для каждого из них. Например, при экспертизе проекта дома культуры необходимо описать эвакуационные пути и выходы для сценической части здания, для зрительного зала и фойе (на случай эксплуатации в качестве кинозала, для театральных постановок и собраний). С этой целью обучаемый должен мысленно пройти весь путь посетителя по зданию.

Все это поможет более четко представить себе наличие эвакуационных выходов из каждой части здания, протяженность путей эвакуации, маршруты движения эвакуирующихся, правильность расположения эвакуационных выходов и т.п.

Данную экспертизу удобно выполнять в виде табл. 2.1, озаглавленной «Экспертиза эвакуационных путей и выходов».

Методика экспертизы и порядок заполнения таблицы аналогичны экспертизе объемно-планировочных решений здания.

Протяженность эвакуационных путей должна соответствовать требованиям пожарной безопасности:

L ф ≤ L тр (2.6.1),

где L ф и L тр – соответственно, фактическая и требуемая протяженность

пути эвакуации.

Требования пожарной безопасности по ширине эвакуационных путей выполняются, если:

σ тр. min ≤ σ ф ≤ σ тр. max , (2.6.2)

σ ф ’ ≥ σ тр. ’ , (2.6.3)

где σ ф – фактическая ширина эвакуационного выхода;

σ тр. min , σ тр. max – соответственно, минимально и максимально допустимые значения ширины эвакуационного выхода;

σ ф ’ , σ тр. ’ – соответственно, фактическое и требуемое значение суммарной ширины эвакуационных выходов.

Экспертиза эвакуационных путей и выходов должна включать следующие вопросы:

    Наличие и количество эвакуационных выходов из здания, этажей и отдельных помещений.

    Рассредоточенность эвакуационных выходов.

    Протяженность путей эвакуационных выходов:

    на первом этаже;

    на втором и последующих этажах (от двери наиболее удаленного помещения до ближайшего выхода наружу из здания).

    Ширина эвакуационных путей и выходов:

    в помещениях;

    на этажах;

    в лестничных клетках;

    выходов наружу из зданий.

    Конструктивно-планировочные решения путей эвакуации:

    высота проходов, выходов;

    направление открывания дверей;

    уклон проходов;

    уклон коридоров;

    наличие выступающих частей, сужений или местных

расширений, порогов;

    наличие освещения:

    естественного;

    искусственного;

    аварийного;

    пожарная опасность материалов отделки ограждающих конструкций;

    незадымляемость.

    Конструктивное оформление лестниц:

    наличие и количество эвакуационных лестниц;

    огнестойкость лестничных площадок, лестничных маршей (косоуров), а также класс их пожарной опасности;

    наличие и допустимость устройства открытых лестничных клеток;

    уклон лестницы;

    количество ступеней в марше и их размер;

    наличие в лестничной клетке выступающих частей на уровне менее 2 м;

    наличие и величина зазора между маршами лестницы;

    наличие в конструкции лестницы:

    забежных ступеней;

    местных сужений и расширений;

    разрезных площадок;

    перил и ограждений.

    Противодымная защита лестничных клеток:

    защита проемов во внутренних стенах лестничных клеток;

    наличие механизмов самозакрывания дверей;

    наличие уплотнений в притворах дверей;

    наличие естественного освещения лестничной клетки;

    наличие аварийного освещения в лестничной клетке;

    наличие сгораемой отделки стен лестничной клетки, площадок и ступеней лестниц;

    наличие и площадь открывающихся оконных переплетов в наружных стенах лестничной клетки;

    наличие непосредственного выхода наружу или через вестибюль;

    изоляция вестибюля от смежных помещений, от коридоров;

    изоляция лестниц от чердаков и подвалов;

    наличие системы подпора воздуха в лестничную клетку.

    Наружные эвакуационные лестницы:

    наличие и допустимость устройства наружных эвакуационных лестниц;

    ширина лестниц и их уклон;

    наличие и высота ограждения лестниц;

    размещение эвакуационных лестниц в глухих простенках здания;

    огнестойкость глухих простенков здания в местах прохождения эвакуационных лестниц, а также их классов пожарной опасности.

Вышеназванные вопросы проверяются на каждом этапе эвакуации: в помещениях, в коридорах и лестничных клетках.

По завершении экспертизы эвакуационных путей и выходов необходимо сделать вывод, в котором перечисляются обнаруженные нарушения требований пожарной безопасности.

2.7. Экспертиза противодымной защиты.

Противодымная защита зданий предназначена для удаления дыма из горящего помещения в желательном направлении, обеспечение незадымляемости смежных помещений и путей эвакуации, регулировки температурного режима и газообмена в здании, где возник пожар. Противодымная защита зданий достигается объемно-планировочными, конструктивными и специальными техническими решениями. В качестве дымоудаляющих устройств применяются открывающиеся оконные переплеты и светоаэрационные фонари, дымовые люки, вентиляционные установки.

Основным нормативным документом по проверке противодымной защиты зданий является СНиП 23. Некоторые требования к противодымной защите заложены в специализированных и отраслевых нормативных документах.

Площадь дымоудаляющих устройств будет соответствовать требованиям пожарной безопасности, если соблюдается условие:

S ф ≥ S тр (2.7.1),

где S ф и S тр , соответственно, фактическая и требуемая площадь устройств дымоудаления.

Данная экспертиза выполняется аналогично вышеперечисленным с использованием табл. 2, озаглавленной «Экспертиза противодымной защиты».

При экспертизе противодымной защиты следует проверить следующие вопросы:

    защита цокольных и подвальных этажей;

    защита лестничных клеток, коридоров от задымления;

    защита лифтовых холлов и шахт от задымления;

    защита помещений от проникновения дыма;

    герметичность дверей, их количество и конструкция;

    герметичность перекрытий и мусоропровода;

    необходимость устройства и наличие дымоудаляющих проемов в помещениях, а также их суммарная площадь;

    место размещения и конструктивное исполнение дымоудаляющих устройств;

    горючесть материалов, применяемых при изготовлении шахт;

    способ открывания и предел огнестойкости клапанов;

    площадь сечения дымовых шахт;

    наличие установок для подпора воздуха в лифтовые шахты, лестничные клетки и тамбур-шлюзы;

    выброс дыма в атмосферу;

    выбор места воздухозабора и его места подачи при подпоре;

    наличие установок для принудительного удаления дыма;

    количество шахт дымоудаления и требования пожарной безопасности к ним;

    производительность и тип вентилятора, наличие на тракте дымоудаления запорно-регулирующих устройств, сечение клапанов и шахт;

    включение устройств противодымной защиты;

    размещение вентагрегатов систем дымоудаления и подпора воздуха.

Для зданий повышенной этажности:

    количество и тип незадымляемых лестничных клеток с поэтажными входами через наружную воздушную зону по балконам, лоджиям, открытым галереям;

    конструктивное исполнение незадымляемых лестничных клеток 1-го типа:

    огнестойкость ограждающих конструкций, наличие и защита внутренних проемов;

    расстояние между дверями воздушной зоны;

    высота ограждения воздушной зоны;

    выход из лестничной клетки непосредственно наружу;

    обеспечение незадымляемости лестничных клеток 2-го и 3-го типа;

    обеспечение незадымляемости лифтовых шахт;

    устройство и эффективность систем дымоудаления на этажах;

    способы включения дымоудаления и систем подпора воздуха.

По завершении экспертизы противодымной защиты необходимо сделать вывод, в котором перечисляются выявленные нарушения требований пожарной безопасности.

2.8. Экспертиза вентиляционных систем.

Вентиляционные системы являются надежным техническим решением, обеспечивающим улавливание взрыво- и пожароопасных аэрозолей, пылей, волокон и других горючих материалов и удаление их за пределы помещений и здания. Однако при неправильном устройстве вентиляционные системы могут стать причиной возникновения пожара (взрыва) и его быстрого распространения по зданию.

Экспертиза вентиляционных систем обычно рекомендуется для производственных и сельскохозяйственных зданий категорий А, Б и В, а иногда и для многоэтажных общественных и жилых зданий. Рабочие чертежи вентиляционных систем, как правило, размещаются в альбомах проекта, именуемых «Санитарно-технические устройства», «Отопление и вентиляция», «Инженерные системы и оборудование».

Контроль над выполнением противопожарных требований в рабочих чертежах систем вентиляции необходимо осуществлять после изучения технологической, электротехнической и строительной частей проекта. При изучении технологической части проекта выясняют пожароопасные свойства применяемых веществ, категории помещений и зданий по взрывопожарной опасности, наличие технологического оборудования с местными отсосами и размещений его в пределах здания. При изучении электротехнической части проекта устанавливают категории помещений и группы всех взрывоопасных смесей, подлежащих удалению системами общеобменной, местной и аварийной вентиляции; класс взрывоопасных зон, обслуживаемых системами вентиляции; наличие в зданиях категорий А и Б помещений распределительных устройств, подстанций и других электротехнических помещений, электродвигателей и щитов управления в продуваемом исполнении. При рассмотрении строительной части проекта определяют назначение, этажность и требуемую степень огнестойкости здания; пределы огнестойкости междуэтажных перекрытий, стен, перегородок, наличие противопожарных стен, газонепроницаемых ограждающих конструкций, тамбур-шлюзов, технологических проемов в перекрытиях и стенах.

После изучения технологической, электротехнической и строительной части проекта приступают к рассмотрению чертежей вентиляционных систем. В состав рабочих чертежей вентиляции входят общие данные (планы, разрезы, схемы) и чертежи установок систем. Каждая система имеет обозначение, состоящее из марки и порядкового номера системы (например, В1, П2). Системы принудительной вентиляции обычно обозначаются следующим образом: П – приточные системы; В – вытяжные системы; У – воздушные завесы; А – агрегаты отопительные.

Системы естественной вентиляции обозначаются: ПЕ – приточные системы; ВЕ – вытяжные системы.

Чертежи вентиляции включают план и разрез вент. системы (показанной на контуре здания), а также схемы систем вентиляции (выполненной в аксонометрической фронтальной изометрической проекции). Характеристики вентиляционных систем (диаметры воздуховодов, тип, исполнение и технические данные вентиляторов, электродвигателей, фильтров и др.) изображаются на схемах систем, а также в таблицах спецификации вентоборудования. Ниже прилагается примерный перечень вопросов для проверки соответствия противопожарным требованиям систем вентиляции и кондиционирования.

        Системы механической вентиляции и кондиционирования воздуха.

    Наличие систем вытяжной общеобменной вентиляции с механическим побуждением для удаления взрывоопасных газов и паров.

    Наличие систем местных отсосов для удаления пожаро- и взрывоопасных веществ от мест их выделения.

    Наличие систем аварийной вентиляции и производственных помещений, где возможно внезапное поступление больших количеств взрывоопасных газов или паров.

    Необходимость устройства и наличие отдельных систем вентиляции, кондиционирования воздуха для каждого помещения и местных систем для технологического оборудования.

    Соответствие принятого расхода приточного воздуха расчетному расходу, обеспечивающему пожаровзрывобезопасность в помещениях категорий А и Б.

    Возможность применения общих систем вентиляции и кондиционирования воздуха для групп помещений и схема воздуховодов общих систем для производственных, вспомогательных, жилых и общественных зданий.

    Наличие централизованного отключения систем вентиляции и кондиционирования воздуха при пожаре в общественных зданиях и в помещениях категорий А, Б, В.

    Порядок включения аварийной вентиляции.

    Наличие приборов контроля и сигнализации за действием вентоборудования систем вентиляции с механическим побуждением, обслуживающих помещения категорий А и Б и помещений общественных зданий.

    Наличие приточных систем для подачи воздуха в тамбур-шлюзы помещений категорий А и Б .

2.8.2. Воздухоприемные устройства для наружного воздуха.

    Размещение приемных устройств для наружного воздуха в местах, где исключена возможность попадания горючих газов и паров.

    Наличие отдельных приемных устройств для приточных систем вентиляции и кондиционирования воздуха, предназначенных для помещений категорий А и Б , и отдельных устройств для систем, обслуживающих помещения категорий В, Г и Д .

2.8.3. Помещения для вентиляционного оборудования.

    Место размещения венткамер.

    Высота помещений для вентоборудования.

    Ширина проходов в помещении для вентоборудования.

    Наличие вентиляции в помещениях для оборудования вытяжных и приточных систем, обслуживающих помещения категорий А и Б .

    Прокладка труб с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями и газами, а также канализационных труб через помещения для вентоборудования.

2.8.4. Вентиляционное обслуживание.

    Место размещения вентоборудования систем приточной и вытяжной вентиляции и кондиционирования воздуха, обслуживающих помещения категорий А, Б, В, Г или Д , а также систем вентиляции жилых и общественных зданий.

    Выбор вентиляторов, пылеуловителей, фильтров, запорно-регулирующей арматуры с учетом характера перемещаемой взрывоопасной среды.

    Наличие заземления вентоборудования, предназначенного для помещений категорий А и Б, а также оборудования местных отсосов для удаления взрывоопасных веществ.

    Необходимость в резервных вентиляторах, автоматически включающихся при остановке основных для приточных систем вентиляции и кондиционирования воздуха и вытяжных систем общеобменной и местной вентиляции.

2.8.5. Воздуховоды и коллекторы.

    Предел огнестойкости воздуховодов и коллекторов систем механической и естественной вентиляции.

    Предел распространения огня по воздуховодам и коллекторам.

    Наличие огнезадерживающих клапанов в воздуховодах при пересечении противопожарных преград.

    Место размещения коллекторов общих приточных или вытяжных систем вентиляции.

    Размещение воздуховодов с вертикальным и горизонтальным коллекторами, а также с огнезадерживающими и обратными клапанами общих систем для групп помещений.

    Порядок прокладки воздуховодов систем вентиляции, обслуживающих помещения категорий А, Б или В, а также воздуховодов систем местных отсосов взрывоопасных веществ.

    Наличие устройств для чистки воздуховодов.

2.8.6. Воздуховытяжные устройства.

    Размещение воздуховытяжных устройств систем общеобменной и местной вентиляции с учетом плотности поступающих взрывоопасных газов или паров.

    Расстояние от мест выброса в атмосферу взрывоопасных веществ до приемных устройств для наружного воздуха систем приточной вентиляции.

    Наличие отдельных труб или шахт для вытяжных систем вентиляции, если в них возможно отложение горючих веществ или образование взрывоопасных смесей при смешивании выбросов.

2.9. Экспертиза противовзрывной защиты здания.

Во всех производственных зданиях, а также помещениях общественных зданий, где возможно образование взрывоопасной концентрации горючих пылей, газов и паров жидкостей с воздухом, необходимо проектировать легкосбрасываемые ограждающие конструкции. В качестве легкосбрасываемых конструкций используют остекление оконных проемов и фонари (при соответствующем конструктивном исполнении), легконарушаемые панели стен и покрытий зданий. Легкосбрасываемые ограждающие конструкции при взрыве в здании должны разрушаться в первую очередь и стравливать через образовавшиеся отверстия избыточный объем продуктов сгорания взрывоопасной смеси. Расположение этих проемов должно быть таким, чтобы выходящие через них продукты сгорания не могли вызывать разрушений и пожара в соседних помещениях.

Согласно требованиям пожарной безопасности для противовзрывной защиты должно выполняться следующее условие:

S ф ≥ S тр (2.9.1),

где S ф и S тр - фактическая и требуемая площадь легкосбрасываемых конструкций соответственно.

Необходимые расчеты для выполнения проверки следует отражать в таблице по тексту.

Данную экспертизу выполняют, как и предыдущие, озаглавив таблицу «Экспертиза противовзрывной защиты здания».

Вопросы, подлежащие проверке при экспертизе противовзрывной защиты здания, следующие:

    необходимость устройства и наличие легкосбрасываемых конструкций;

    вид легкосбрасываемых конструкций и их площадь;

    место размещения легкосбрасываемых конструкций;

    конструктивное исполнение легкосбрасываемых конструкций:

    размер элементов остекления;

    нагрузка от массы легкосбрасываемых конструкций покрытия;

    наличие и устройство разрезных швов;

    площадь покрытия, ограниченная разрезными швами;

    площадь и объем помещения.

По завершении экспертизы противовзрывной защиты необходимо сделать вывод, в котором перечисляются обнаруженные нарушения требований пожарной безопасности.

2.10. Проверка генерального плана объекта.

Генеральная планировка населенного пункта города или промышленного предприятия должна способствовать успешному маневрированию пожарных подразделений при тушении пожара и препятствовать распространению огня с одного здания на другое, с одного объекта на смежные.

Перед проведением экспертизы генерального плана объекта необходимо изучить противопожарные требования 33, 34, а также соответствующих ведомственных нормативных документов.

Частная методика экспертизы генерального плана объекта проводится аналогично с предыдущими проверками, используя табл. 2, но озаглавив ее «Проверка генерального плана объекта».

Перечень вопросов при проверке следующий:

    членение территории объекта на зоны или функциональные территории;

    учет рельефа местности;

    учет господствующего направления ветра;

    наличие въездов, подъездов, дорог;

    количество въездов на территорию объекта и расстояние между ними, ширина ворот для въезда автотранспорта;

    подъезды к зданиям, расстояние от дорог до зданий;

    наличие подъездов к пожарным водоемам;

    расстояние до пожарных гидрантов от дорог и зданий;

    пожарное депо: наличие, радиус обслуживания;

    противопожарные разрывы между зданиями и сооружениями.

По завершении экспертизы генерального плана объекта следует сделать вывод, в котором перечисляются обнаруженные нарушения требований пожарной безопасности.

2.11. Проведение проверки технических решений, обеспечивающих успешную работу пожарных

Одним из направлений противопожарных мероприятий, предусматриваемых в проектах зданий, является создание условий для успешной работы пожарных. Здесь следует рассмотреть те конструктивные, планировочные и специальные технические решения, способствующие успешному тушению пожара в случае его возникновения, которые не рассматривались в предыдущих таблицах экспертизы.

Проверка запроектированных решений данного направления должна включать в себя следующие вопросы:

    необходимость устройства наружных лестниц, их наличие и исполнение;

    наличие и необходимость устройства лифтов для подъема пожарных подразделений и их количество;

    защита подвальных и цокольных этажей зданий;

    защита технических этажей;

    защита чердаков;

    технические решения, способствующие тушению пожаров в здании на покрытиях и чердаках;

    другие технические решения (установка сухотрубов с головками для подключения пожарных рукавов, наличие селекторной связи и т.п.);

    наличие ограждения на кровле;

    наличие выходов на покрытие.

По результатам проверки делается вывод о соответствии требованиям норм.

3. Проведение инженерного расчета.

После проведения экспертизы проектных материалов необходимо провести инженерный расчет. При этом используются данные, приведенные после таблицы в приложении 6 в варианте учебного проекта, выбранного согласно предпоследней цифре зачетной книжки.

1. Требования, предъявляемые к зданиям.

2. Объемно-планировочные параметры зданий.

3. Отдельные элементы зданий.

4. Вертикальные и горизонтальные коммуникации.

Требования, предъявляемые к зданиям.

Существуют обязательные условия, которым должно соответствовать здание. Такие условия называются требованиями .

Требования выражаются в виде общепринятых норм. Нормы фиксируются в печатной форме. Например, СНиПы, ГОСТы.

Эти требования и нормы меняются в связи с развитием экономики и техническим прогрессом.

Любое здание создается на основе нескольких видов требований:

. функциональных — зависят от назначения здания и обеспечивают его эксплуатацию в соответствии с этим назначением;

. технических — это обеспечение защиты помещений от воздей-ствия внешней среды, прочность, устойчивость, огнестойкость, долговечность;

. противопожарных — это такой выбор конструктивных элементов зданий, которые способны сохранять свои несущие и ограждающие способности при пожаре;

. эстетических — это создание художественного облика здания и окружающего его пространства за счет выбора строи-тельных материалов, конструктивной формы, цветовой гаммы;

. экономических — это обеспечение минимальных затрат на проектирование, строительство, эксплуатацию здания - это финансовая часть, затраты труда, сроки проектирования, строительства.

Функциональные требования включают в себя:

Состав помещений для жилых, общественных и вспомога-тельных зданий,

Нормы их площадей и объемов,

Качество наружной и внутренней отделки,

Состав необходимого технического и инженерного оборудования (вентиляция, сантехнические и электротехнические устройства и др.) для обеспечения санитарно-гигиенических условий в помещениях;

Для производственных зданий определяются размеры пролетов помещений, техническая оснащен-ность, установка специального оборудования и т.п.

Функциональные требования определяют- и взаимо-связь помещений между собой, которая должна обеспечить удобство эксплуатации здания.

Например :

В жилом доме должны быть проветриваемые светлые ком-наты, площади и размеры их соответствуют числу и составу семьи, для которых они предназначены, удобные кухни и санитарно-технические узлы (ванные, уборные);

Состав семьи и площади квартир

В зда-нии школы должно быть большое число просторных светлых классных поме-щений, рекреаций, лабораторий, должны быть спортивный и актовый залы, обслужи-вающие помещения, соответствующие числу учащихся, на которое рассчитано здание;

В магазине или торговом центре должны быть размещены удобные торговые залы, складские и торговые помещения и т. д.


Все нормативные значения требований указываются в соответствующих СНиПах:

СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные»;

СНиП 31-02-2201 «Дома жилые одноквартирные»;

СНиП 2.08.01-89 «Общественные здания»;

СНиП 31-01-2001 «Производственные здания»;

СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания».

Функциональные требования зависят от класса здания.

На основе функциональных требований раз-рабатывается наиболее приемлемое объемно-планировоч-ное решение - это:

Установление пропорцио-нальных размеров помещений,

Их взаимного расположения,

Этажности здания,

Высоты этажей,

Путей движения людей к месту их пребывания и эвакуации из помещений,

Определение внешнего облика здания и характера его интерьеров.

В соответствии с назна-чением здания и его помещений обеспечиваются для каж-дого помещения санитарно-гигиенические условия .

Санитарно-гигиенические условия - это создание комфортных физических качеств среды для пребыва-ния человека и эксплуатации здания:

Температура и влажность воздуха в помещении,

Естественное и искусственное освещение,

Звукоизоляция и звукопоглощение,

Инсоляция и другие требова-ния.

Эти требования зависят от природно-климатических факторов и могут устанавливаться только в связи с ними.

Например :

При пониженной температуре воздуха имеет значение теп-лоустойчивость ограждающих конструкций;

При повышенном уровне шума в помещениях или на улице подбираются соответствующие строительные материалы для конструкций со звукоизоляцией пе-рекрытий, перегородок;

При небольшом количестве солнечных дней в году продумывается система искусственного освещения.

Технические требования обеспечивают надежность здания, безопасность, обоснованность технических решений. Они включают в себя требования прочности, устойчивости, огнестойкости, долговечности.

Эти требования лежат в основе:

Выбора конструктивных схем в соответствии с ар-хитектурным замыслом и функцией здания;

Выбора строительных материалов и изделий;

Защиты их в кон-струкциях от физических, химических, биологических и других воздействий.

Содержание требований к зда-ниям зависит от их назначения и зна-чимости, т.е. от класса здания . Для каждого класса установлены требования к долговечности и ог-нестойкости основных конструктивных элемен-тов, которые обеспечивают капитальность здания. Наиболее строгие требования к зданиям I класса (крупные общественные здания, правительственные учреждения, жилые дома высотой более 9 этажей, крупные электростанции и т.д.). Менее строгие - к зданиям IV класса (малоэтажные дома, небольшие производственные здания).

В отдельных случаях к конструкциям зданий предъявляются повы-шенные требования по водонепроницаемости, паронепроницаемости, влагостойкости. Например, в помещениях, где расположены бани, прачечные, ванные.

Для помещений специального назначения должно быть соблюдено требование непроницаемости против различных лучей (рентгеновских, гам-ма-лучей, атомного излучения).

Противопожарные требования к зданиям описаны в СНиП II-А.5-70 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений». В нем выделены два основных понятия - пожароопасность и огнестойкость.

Пожароопасность - это свойства материалов, конструкций, зданий, которые способствуют возникновению факторов пожара и его развитию.

Огнестойкость - это свойство сопротивляться воздействию пожара и его распространению.

Различается пожарная опасность функциональная и конструктивная.

Функциональная пожарная опасность зависит от назначения здания, способа использования здания и от степени безопасности людей в здании в случае возникновения пожара (с учетом их возраста, физического состояния, возможности пребывания в состоянии сна, количества людей).

СНиП выделяет 5 классов зданий по пожарной опасности:

Ф1 - для постоянного проживания и временного (в том числе круглосуточного) пребывания людей: детские сады, ясли, дома престарелых и инвалидов, больницы, спальные корпуса детских учреждений, санаториев, домов отдыха, гостиницы, общежития, одноквартирные и многоквартирные жилые дома;

Ф2 - зрелищные и культурно-просветительные учреждения (в которых характерно массовое пребыва-ние посетителей в определенные периоды): театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения, библиотеки, музеи, выставки;

ФЗ - предприятия по обслуживанию населения (с большим количеством посетите-лей, чем обслуживающего персонала): предприятия торговли, общепита, бытового обслуживания, вокзалы, поликлиники, лаборатории, почты;

Ф4 - учебные заведения, научные и проектные организации, учреждения управления (где помещения используются в течение суток некоторое время);

Ф5 - производственные, складские и сельскохозяйственные здания, сооружения и помещения (где имеются постоянные работающие, в том числе и круглосуточно).

В зависимости от того , к какому классу относится здание, выбираются строительные конструкции. Например, здание детского сада не будет построено из деревянных конструкций, будут использованы конструкции железобетонные.

Конструктивная пожарная опасность здания зависит от степени участия его конструкций в развитии пожара и образовании его факторов.

Строительные конструкции обладают пожарной опасностью и огнестойкостью.

По пожарной опасности строительные конструкции де-лятся на четыре класса:

КО — непожароопасные;

К1 — малопожароопасные;

К2 — умеренно пожароопасные;

КЗ — пожароопасные.

Огнестойкость строительной конструкции определяется пре-делом огнестойкости - это максимальное время в часах, при котором конструкция сопротивляется огню при пожаре.

По СНиП 2.01.02 - 85 «Противопожарные нормы» установлено 5 основных степеней огнестойкости зданий.

При I степени огнестойкости здания все его конструкции выполнены из несгораемых материалов:

Несущие стены должны сопротивляться огню 2,5 часа (выше ответственность конструкций);

Наружные ненесущие стены и перегородки могут сопротивляться огню всего 0,5 часа.

При II степени огнестойкости допускается внутренние стены выполнять из трудно сгораемых материалов:

Несущие стены должны сопротивляться огню 2 часа (выше ответственность конструкций);

Наружные ненесущие стены и перегородки могут сопротивляться огню всего 0,25 часа.

При III степени огнестойкости допускается и перекрытия выполнять из трудно сгораемых материалов.

При IV степени огнестойкости допускается все конструкции выполнять из трудно сгораемых материалов или сгораемых, но защищенных.

При V степени огнестойкости допускается все конструкции выполнять из сгораемых материалов.

Т.е. чем выше степень огнестойкости здания, тем менее оно ответственно.

К зданиям I, II и III степеней огнестойкости относят каменные здания.

К IV степени огнестойкости - деревянные оштукатуренные здания.

К V степени огнестойкости - деревянные неоштукатуренные здания.

Пожарная опасность строительных материалов зависит от их:

- горючести - строительные материалы подразделя-ют на горючие (Г) и негорючие (НГ), горючие бывают - слабогорючие (Г1), умеренногорючие (Г2), нормальногорючие (Г3), сильногорючие (Г4);

- воспламеняемости - горючие строительные материалы подразделяются на три группы:

Трудновоспламеняемые (В1), умеренновоспламеняемые (В2), легковоспламеняемые (В3);

- рас-пространении пламени по поверхности - горючие строительные материалы бывают: нераспространяющие пламя (РП1), слабораспространяющие (РП2), умереннораспространяющие (РП3), сильнораспространяющие (РП4);

- дымообразующей спо-собности - горючие строительные материалы по ды-мо-образующей

Способности подразделяются на три группы : с малой дымообразующей способ-ностью (Д1), с умеренной дымообразующей способ-ностью (Д2), с высокой дымообразующей способ-ностью (Д3);

- токсичности - горючие строительные материалы подразделяются на четыре группы: малоопасные (Т1), умеренноопасные (Т2), высокоопасные (Т3), чрезвычайно опасные (Т4).

Виды строительных материалов, которые относятся к этим характеристикам можно видеть в ГОСТах:

По горючести - ГОСТ 30244 - 94 «Материалы строительные. Методы испытания на го-

рючесть»,

По воспла-меняемости - ГОСТ 30402 - 96 «Материалы строительные. Методы испытания на воспламеняемость»,

По распрос-транению пламени - ГОСТ 30444 - 97(ГОСТ Р 51032—97) «Материалы строительные. Методы испытания на распространение пламени»,

По дымо-образующей способности и токсич-ности продуктов горения - ГОСТ 12.1.044 - 89 «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов».

Строительные мате-риалы и конструкции по степени возгораемо-сти делятся на несгораемые, трудносгораемые и сгораемые.

Несгораемые материалы под воздействи-ем огня или высокой температуры не воспла-меняются, не тлеют и не обугливаются.

Трудносгораемые материалы под воздействием огня или высокой температуры вос-пламеняются, тлеют или обугливаются и про-должают гореть или тлеть только при нали-чии источника огня; после удаления источни-ка огня горение и тление прекращаются.

Сгораемые материалы под воздействием огня или высокой температуры воспламеня-ются или тлеют и продолжают гореть или тлеть после удаления источника огня.

Конструкции, выполненные из трудносго-раемых материалов, а также из сгораемых, но защищенных от огня штукатуркой или облицовкой, относятся к трудносгораемым.

Требования огнестойкости и противопожарной безопасности влияют не то-лько на выбор строительных материалов, но и на планировочные решения зданий.

Зда-ния значительной протяженности , вы-строенные из сгораемых или трудно-сгораемых материалов, необходимо разделять на отсеки противопожарными преградами . Назначение этих преград препятствовать распростране-нию огня и продуктов горения по всему зданию. К ним от-носятся: противопожарные стены (брандмауэры), зоны, перегородки, тамбуры-шлюзы и т. п.

Типы проти-вопожарных преград, их минимальные пределы огнестойкости (от 0,75 до 2,5 ч), расстояние между ними принимаются в зависимости от назна-чения и этажности здания, степени его огнестойкости.

Эстетические требования - это требования в отношении цвета, фактуры, гигиеничности конструкций здания, сопротивле-ния истиранию и теплоусвоению (полы) и др.

Экономические требования включают в себя:

Экономичность архитек-турно - технических решений в целом;

Экономич-ность при возведении здания;

Экс-плуатационные расходы, т.е. экономич-ность в процессе эксплуатации;

Стои-мость износа и восстановительная стоимость здания (реконструкции).

Экономичность при проектировании и возведении зданий достигается за счет унификации элементов.

Унификация - это приведение элементов и конструкций здания к нескольким типам. Например, использование одного или двух типов заполнения оконных проемов, трех типов дверей. Т.е. используются типовые конструкции.