Организационная структура управления машиностроительным предприятием, цехом. Производственная структура промышленного предприятия Состав производственной системы среднего машиностроительного предприятия

Современное машиностроительное предприятие является, как правило, весьма сложным по своему составу и разделяется на производственные единицы - цехи. Цехом называется основное производственное подразделение предприятия, выполняющее возложенную на него определенную часть производственного процесса (основного или вспомогательного). Цехи являются вполне самостоятельными и состоят из участков, количество которых зависит от масштабов производства, сложности выполняемых операций, состава оборудования.

К основным факторам, определяющим структуру производственных подразделений (цехов) предприятия, относятся особенности конструкции выпускаемой продукции; объем выпуска продукции (масштаб производства); трудоемкость выпускаемой продукции; характер и степень специализации - производственный профиль предприятия; способ изготовления продукции - состав и характер применяемых технологических процессов.

В зависимости от особенностей конструкции машин некоторые цехи могут быть основными и вспомогательными одновременно. При этом осуществляются формирование вспомогательных цехов и их внутренней структуры. Объем выпуска продукции и трудоемкость ее изготовления влияют на величину цехов, их количество и специализацию - при выпуске предприятием однородной продукции возможна более узкая специализация цехов. Характер применяемой технологии - один из важнейших факторов, определяющих производственную структуру предприятия, например наличие значительного количества деталей, изготовляемых из поковок, требует организации самостоятельного кузнечного цеха, а значительная потребность в оригинальных крепежных деталях - выделения автоматного цеха.

Процесс изготовления продукции, выпускаемой машиностроительным предприятием, проходит несколько производственных стадий:

  • заготовительная стадия, на которой из сырья и материалов, получают необходимые заготовки, приближающиеся по форме и размерам к готовым деталям;
  • обрабатывающая стадия, на которой материалы и заготовки превращаются в готовые детали, обладающие всеми необходимыми по техническим условиям свойствами (размерами, точностью обработки) и отвечающие физико-химическим требованиям;
  • сборочная стадия, т.е. сборка деталей в отдельные части изделия (узлы, механизмы) и общая (окончательная) сборка изделия, а также его испытание.

К цехам заготовительной стадии относятся литейные цехи (серого и ковкого чугуна, стального и цветного литья), заготовительные, раскройно-заготовительные, кузнечные, прессовые цехи, цехи металлоконструкций. В состав цехов обрабатывающей стадии входят механообрабатывающие, деревообрабатывающие, термические цехи, цехи защитных и декоративных покрытий (гальванические, окрасочные). Цехи сборочной стадии - это цехи узловой и общей сборки, испытательные цехи, цехи окраски готовых изделий.

Указанные цехи относятся к цехам основного производства, в которых непосредственно осуществляется процесс изготовления продукции. Основные производственные цехи специализируются в трех направлениях: выполнение однородных технологических операций - организуются по технологическому признаку; изготовление конструктивно подобных или однородных деталей и частей изделия с применением разнообразных технологических процессов - организуются по предметному признаку; выпуск ограниченной номенклатуры заготовок и деталей с применением однородных технологических процессов - организуются по смешанному признаку.

Для обеспечения функционирования цехов основного производства на машиностроительном предприятии организуются вспомогательные цехи - цехи вспомогательного производства. Эти цехи обеспечивают процесс изготовления изделий технологическим оснащением, энергией; осуществляют ремонт оборудования и оснастки; изготовляют различные вспомогательные устройства и приспособления; обеспечивают транспортировку материальных ресурсов, заготовок, деталей, узлов, агрегатов и конечной готовой продукции на склад. Примерная структура цехов машиностроительного предприятия приведена на рис. 1.4.

Рис. 1.4.

Определенное влияние на структуру цехов оказывает уровень их специализации - сосредоточение на предприятии выпуска однородной, однотипной продукции. Специализация может быть направлена на технологическую однородность работ или ограничение номенклатуры выпускаемой продукции. Поэтому в зависимости от характера и уровня специализации предприятие может иметь различного рода основные и вспомогательные цехи.

Специализация может быть предметной, технологической и подетальной. При предметной специализации предприятие выпускает законченные изделия, состоящие из отдельных деталей, узлов, агрегатов. Преимущества технологической специализации заключаются в следующем: во-первых, возможность применения наиболее рациональных технологических методов производства; во-вторых, возможность наиболее полного использования оборудования и материалов; в-третьих, возможность освоения выпуска новых изделий без существенного изменения уже применяемых технологических процессов. Подетальная специализация рассматривается как сочетание предметной и технологической специализации, а ее использование возможно только при достаточно крупных масштабах производства однотипных изделий.

Каждый из цехов машиностроительного предприятия имеет свои специфические особенности и технико-экономические характеристики. В качестве примера рассмотрим механические, литейные, кузнечные и сборочные цехи, которые можно рассматривать как типичные представители цехов основного производства в отношении процесса товародвижения и организации логистических цепей.

Значительная часть деталей, входящих в продукцию, выпускаемую машиностроительными предприятиями, подвергается механической обработке. Трудоемкость механической обработки в среднем достигает 50% общей трудоемкости производимой продукции. При этом качество обработки существенно влияет на качество и трудоемкость как сборочных операций, так и готового изделия в целом. Высокая трудоемкость механической обработки, использование целого спектра обрабатывающего оборудования и технологической оснастки приводят к значительным финансовым затратам и одновременно влияют на ритмичность производственного процесса.

В механических цехах обрабатывается широкая номенклатура разнообразных деталей, которые различаются используемыми марками и типосорторазмерами материалов, методом получения заготовок, конфигурацией, габаритными размерами, весом, а также требованиями, предъявляемыми к точности обработки и чистоте поверхности. Одновременно процессы механической обработки отличаются мно- гооперационностью технологических маршрутов, включающих значительное количество операций. При этом широкая номенклатура и разнообразие выпускаемой продукции, а также многооперационность технологических маршрутов требуют рациональной специализации цехов и участков на основе унификации, стандартизации и нормализации деталей и узлов, типизации технологических процессов.

В зависимости от веса заготовок, конструктивных и технологических особенностей деталей, а также типа и масштаба производства механические цехи классифицируются на четыре класса (рис. 1.5). По весу заготовки, который принимается в качестве характерной особенности каждого класса, изделия классифицируются на легкие, средние, тяжелые и особо тяжелые:

Изделия легкие - специальные приборы; специальный режущий

и измерительный инструмент, штампы, приспособления и при-


Рис. 1.5.

надлежности для станков; точные металлорежущие станки для часового производства и приспособления для них; нормальный измерительный и режущий инструмент; подшипники качения; компьютеры; швейные машины; электроаппаратура и радиоаппаратура;

  • изделия средние - металлорежущие, деревообрабатывающие станки, текстильные и обувные машины; двигатели; компрессоры и насосы малой и средней мощности; железнодорожные локомотивы малой и средней мощности; полиграфические машины малых и средних размеров; автомобили; тракторы; двигатели для автомобилей и тракторов; мотоциклы; велосипеды; сельскохозяйственные машины; электродвигатели малой и средней мощности;
  • изделия тяжелые - крупногабаритные металлорежущие и деревообрабатывающие станки; кузнечные молоты и прессы; двигатели, насосы и компрессоры большой мощности; водяные и паровые турбины; паровые машины; горнодобывающее и металлургическое оборудование; крупногабаритные полиграфические машины; электродвигатели большой мощности; подъемнотранспортное оборудование тяжелых типов; дорожные машины;
  • изделия особо тяжелые - прокатное и доменное оборудование; особо тяжелые металлорежущие станки; гидравлические прессы большой мощности; мощные двигатели и турбогенераторы; водяные турбины; вагоноопрокидыватели.

Механические цехи единичного и мелкосерийного производства отличаются широкой и разнообразной номенклатурой деталей, изготовляемых в незначительных количествах. Производство в таких цехах обладает, как правило, достаточной гибкостью, а технологические процессы разрабатываются без особой детализации - в виде

маршрутных карт. При этом предусматриваются максимальная концентрация операций, выполняемых на одном рабочем месте, использование универсального оборудования и универсальной технологической оснастки, а также применение транспорта универсального назначения.

В механических цехах серийного производства изготовляется ограниченная и периодически повторяющаяся номенклатура деталей. Для механических цехов этого типа производства характерны более глубокая дифференциация технологического процесса, использование параллельно-последовательного вида движения партии деталей, специализация рабочих мест. При этом цехи оснащаются как универсальным, так и специальным станочным парком. Доля специального оборудования увеличивается по мере перехода к крупносерийному производству - в этих целях преобладают предметнозамкнутые участки и организуются поточные линии, а наряду с универсальной оснасткой широко используются специальные транспортные средства и транспортные системы. В механических цехах массового производства изготовляется узкая номенклатура деталей в значительных количествах - этот тип производства отличается высоким уровнем специализации рабочих мест.

Наиболее прогрессивной организацией механических цехов является их подетальная специализация, которая позволяет наиболее эффективно использовать новейшее оборудование и современные, прогрессивные технологии. В этой связи по характеру специализации выделяют основные группы механических цехов (табл. 1.5).

Таблица 1.5

Классификация механических цехов в зависимости от характера специализации

Группа цехов

Характер специализации

Подетально-специализированные цехи

Изготовление узкой номенклатуры конструктивно и технологически подобных деталей в значительном масштабе

Комплектно-специализированные цехи

Изготовление комплектов оригинальных деталей, входящих в определенные узлы и конкретные агрегаты изделия

Однотипно-специализированные цехи

Изготовление однотипных деталей с их широкой номенклатурой и незначительными масштабами производства по каждой номенклатурной позиции

Цехи универсального профиля

Изготовление широкой номенклатуры деталей, входящих в узлы и агрегаты изделия, при значительных масштабах его производства

Подетально-специализированные цехи организуются, как правило, для производства деталей широкого применения. Такие цехи характеризуются наиболее высоким уровнем специализации, оптимальными объемами производства и наивысшим уровнем технико-экономических показателей. Комплектно-специализированные цехи (по узловому или агрегатному признаку) организуются, как правило, на предприятиях серийного и мелкосерийного производства. Однотипноспециализированные цехи организуются на предприятиях серийного производства для механической обработки оригинальных деталей - в этом случае наряду с поточными и автоматическими линиями широко используются предметно-замкнутые участки с различным уровнем специализации. Цехи универсального профиля организуются при производстве достаточно простых изделий с незначительным количеством наименований деталей, входящих в состав изделия.

Логистические цепи в механических цехах являются наиболее сложными в организационном отношении, так как, во-первых, в этих цехах используется широкая номенклатура материалов, применяемых в технологических процессах и доставляемых с различных заводских складов; во-вторых, в данных цехах изготовляют значительную номенклатуру деталей, отличающихся многооперационностью обработки, поэтому возникает необходимость наличия определенных заделов (запасов) материалов, заготовок и деталей между операциями. Движение материальных ресурсов и деталей в механических цехах имеет одновременно последовательный, параллельный и последовательнопараллельный характер, который зависит от партии запускаемых в производство деталей.

При организации логистических цепей в механических цехах используются такие исходные данные как количество заводских снабженческих складов, с которых доставляются материалы; сроки, номенклатура и количество материалов, доставляемых с заводских снабженческих складов; объемы запасов материалов на цеховом складе, обеспечивающие бесперебойность производственного процесса на определенный плановый период; величина запускаемой в производство партии каждой детали; запасы деталей в незавершенном производстве (пооперационные заделы); общее время обработки каждой детали на отдельных операциях; маршрут движения каждой детали в цехе по технологическим операциям; количество цехов- потребителей деталей, изготовляемым в механическом цехе; сроки, номенклатура и количество деталей, транспортируемых в цехи-потребители; виды и количество транспортных средств, необходимых для доставки материалов с заводских снабженческих складов и деталей в цехи-потребители.

Литейные цехи относятся к числу заготовительных цехов машиностроительного предприятия и изготовляют разнообразные по маркам металла, весу, размерам и конфигурации отливки, которые являются одними из распространенных заготовок для деталей машин. Широкое применение отливок в качестве заготовок для деталей машин объясняется рядом особенностей и преимуществ литейного производства:

  • во-первых, возможность изготовления отливок из металлов и сплавов, обладающих различными свойствами - высокой прочностью и пластичностью, широким спектром физических и химических свойств;
  • во-вторых, возможность изготовления отливок различных конфигураций, размеров и веса, а также различной степенью точности;
  • в-третьих, возможность достаточно быстрой перестройки литейного производства с одних видов отливок на другие виды отливок.

В промышленном производстве в зависимости от способа изготовления литейной формы, технологии формообразования отливки из расплава и используемого литейного оборудования применяются различные виды литья: литье в земляные формы, литье в металлические формы (кокиль), центробежное литье, литье по выплавляемым моделям, литье под давлением. В свою очередь, литейные цехи классифицируются в зависимости от ряда характеристик на три группы (табл. 1.6).

Таблица 1.6

Классификация литейных цехов

В цехах единичного и мелкосерийного производства номенклатура выпускаемых отливок разнообразна и неустойчива - неповторяющаяся или редко повторяющаяся. При этом формовка осуществляется главным образом в землю. К единичному типу производства относятся

также небольшие литейные цехи и отделения, обслуживающие в основном инструментальные и ремонтные цехи. В цехах крупносерийного и массового производства изготовляется ограниченная, периодически повторяющаяся или постоянная номенклатура отливок. Формовка производится преимущественно на машинах. В таких цехах применяются, как правило, поточные методы организации производства.

Организация, планирование и экономика литейных цехов в значительной степени зависят от особенностей производственного процесса изготовления отливок, а также типа и масштабов производства. При этом технологические процессы литейного производства отличаются многооперационностью и разнообразием операций, а следовательно, целым спектром используемого оборудования. В свою очередь, технологические процессы изготовления отливок также отличаются значительным разнообразием, а применение каждого из этих процессов требует использования специфического оборудования, специальной оснастки, одновременно влияет на производственную структуру литейного цеха, профессиональный состав кадров, организацию труда, планирование производства и, в конечном итоге, на уровень технико-экономических показателей.

В связи с тем что производство литья относится к числу материалоемких, в литейных цехах организуются мощные цеховые склады (при изготовлении 1 т отливок требуется 1300 кг шихтовых материалов и от 3 до 9 м 3 формовочных земель). Одновременно литейные цехи требуют наличия мощных транспортных средств (при изготовлении отливок, например, в земляные формы, на каждую тонну годного литья требуется переместить около 130-160 т материальных ресурсов). Следовательно, в организации логистической цепи литейного производства транспортно-складская составляющая имеет первостепенное значение.

Соответственно, литейные цехи вследствие специфики производственного процесса изготовления отливок располагают разветвленной сетью складских помещений. Хранение в них материалов организуется с таким расчетом, чтобы обеспечить минимум складских операций и максимально оптимизировать подготовку материалов перед выдачей их в производство. При этом чушковый чугун складируется в штабели, которые размещаются определенным образом, не допускающим возможность смешивания чугуна различных марок. Литники хранятся отдельно - по плавкам. Формовочные материалы хранятся в бункерных устройствах, а кокс складируется в закромах - в закрытых помещениях.

Значительный грузооборот литейных цехов обусловливает необходимость особого внимания к вопросам организации транспортных и погрузочно-разгрузочных работ. Для обслуживания литейных цехов используется автомобильный и железнодорожный транспорт, а основными видами внутрицехового транспорта являются конвейерные устройства, рольганги, электромостовые краны, тельферы, пневматические транспортные устройства.

Что касается материально-технического снабжения как составляющей логистической цепи, то литейные цехи потребляют ограниченную номенклатуру материальных ресурсов, а количество поставщиков сырья и материалов значительно меньше, чем в логистических цепях механических цехов.

Особенность организации обслуживания и ремонта оборудования, применяемого в литейных цехах, состоит прежде всего в значительном разнообразии этого оборудования, в специфических условиях его эксплуатации (запыленность, высокая температура) и относительной простоте конструкции технологического оборудования. Практически на каждом участке цеха используется оборудование, которое не применяется в других цехах машиностроительного предприятия. Это обстоятельство существенно осложняет организацию ремонта и, в частности, решения вопросов специализации и централизации ремонтных работ, а следовательно, в организации логистической цепи, обеспечивающей ремонтные работы запасными частями, основными и вспомогательными материалами. В свою очередь, сложность условий эксплуатации литейного оборудования предъявляет особые требования к качеству ремонта и текущего обслуживания.

Кузнечные цехи, как и литейные, относятся к числу заготовительных. Продукцией этих цехов являются кованые и штампованные поковки, которые передаются в механические цехи для дальнейшей обработки, а в ряде случаев, при достижении достаточной точности, поступают в сборочные цехи. Широкое применение обработки металлов давлением обусловлено высокими механическими свойствами поковок, значительной производительностью кузнечного оборудования и относительно высоким коэффициентом использования металла. Поковки используются при производстве наиболее ответственных деталей машин.

Процесс производства поковок отличается рядом характерных черт, обусловливающих особенности планирования, организации и экономики кузнечных цехов: во-первых, технологический процесс изготовления поковок включает незначительное количество операций (резка металла, нагрев, ковка или штамповка, обрезка заусенцев); во-вторых, кузнечное оборудование отличается высокой производительностью, которая связана с малооперационностью технологического процесса производства поковок, что приводит к минимальной длительности производственного цикла; в-третьих, кузнечные цехи относятся к металлоемким производствам, использующим дорогостоящие углеродистые и легированные стали; в-четвертых, кузнечное производство относится к энергоемким производствам, расходующим значительное количество топлива и электроэнергии.

Кузнечные цехи классифицируются по следующим основным признакам: максимальный вес поковок, ориентировочный годовой выпуск, преобладающий в данном цехе технологический процесс (табл. 1.7).

Таблица 1.7

Классификация кузнечных цехов

Наименование

цеха

Класс

Группа

Характеристика

Максимальный вес поковки, кг

Годовой выпуск, т

Технология

Кузнечный

Свободная ковка и штамповка

Свободная ковка и штамповка

Свободная ковка и штамповка

Кузнечнопрессовый

Свободная

Кузнечно-

штамповый

Штамповка

Для кузнечных цехов характерен единичный и мелкосерийный тип производства. В этих цехах изготовляют продукцию, которая используется в станкостроении (легком), инструментальном производстве, двигателестроении, судостроении, компрессоростроении, дорожном машиностроении, кузнечно-прессовом и подъемно-транспортном машиностроении, в производстве локомотивов и вагонов. Кузнечно-прессовые цехи организуются также в единичном и мелкосерийном производстве, а их продукция используется в изготовлении металлургического оборудования, турбостроении, тяжелом станкостроении и машиностроении. Для кузнечно-штамповочных цехов характерен крупносерийный и массовый тип производства. В этих цехах изготовляют продукцию для производства мотоциклов, сельскохозяйственных машин, в автостроении и тракторостроении, инструментальном производстве, производстве шарикоподшипников.

Значительная металлоемкость кузнечного производства в сочетании с высокой производительностью оборудования обусловливают большой грузооборот. Однако для внутрицеховых перевозок характерны постоянство и прямолинейность маршрутов, что упрощает организацию логистических цепей, а если принять во внимание малооперационность технологических процессов, то в организационном отношении логистические цепи в кузнечных цехах представляют собой простейшие варианты как по протяженности, так и по количеству звеньев. В этой связи следует отметить, что в кузнечных цехах, как и в литейных, возникает необходимость в значительных складских помещениях, предназначенных для хранения материалов и штампов.

На большинстве машиностроительных предприятий процесс производства завершают сборочные цехи. Их продукцией являются машины, приборы, агрегаты, различные технические устройства, которые полностью отвечают требованиям, сформулированным в технической документации. Некоторые показатели функционирования сборочных цехов - объем производства, качество продукции, ритмичность выпуска продукции, в известной степени характеризуют работу предприятия в целом, а их величина, как правило, дает представление об организационно-техническом уровне производства.

Процесс сборки в общем виде состоит в соединении и обеспечении заданного взаиморасположения и взаимодействия деталей, узлов и агрегатов изделия. Трудоемкость сборочных операций занимает от 20 до 60% в общей трудоемкости изготовления изделий. При этом технология сборочного процесса определяется характером (выполняемыми функциями) и конструктивной сложностью изделий, степенью технологичности их конструкции и масштабами производства. Вместе с тем сборочные операции в технологическом отношении имеют много общего, что позволяет использовать универсальную технологическую оснастку, типовые технологические процессы и формы организации сборочных процессов.

По характеру и конструктивным особенностям изготовляемой продукции, а также типу производства сборочные цехи отличаются значительным разнообразием. Однако ограниченное количество сборочных операций и прямая зависимость технологии и организации производства от его масштаба позволяют использовать типовые решения как в области технологии, так в области организации и планирования производственного процесса. В свою очередь, назначение и конструктивные особенности продукции наряду с объемом ее производства определяют основные особенности технологии сборки, состав оборудования и типовую оснастку. Поэтому номенклатура и масштабы производства играют решающую роль при выборе наиболее рациональной формы организации сборочных процессов.

Классификационными признаками, позволяющими установить общие черты технологии и планирования производства, являются конструктивные особенности изделия, тип (масштаб) производства, организация сборки и ее виды (рис. 1.6).

Рис. 1.6.

В зависимости от типа производства выбирается та или иная форма организации процесса сборки. Основными разновидностями организации сборочного процесса являются индивидуальная (бригадная) и поточная сборка. Индивидуальная сборка изделия осуществляется на стационарном рабочем месте, как правило, одним сборщиком или бригадой. Поточная сборка отличается от индивидуальной сборки глубокой дифференциацией сборочного процесса и узкой специализацией рабочих мест. На практике достаточно часто используется сочетание индивидуальной и поточной сборки в пределах одного цеха или участка. При этом степень дифференциации производственного процесса в этом случае может быть различной: как правило, узловая сборка осуществляется отдельно от генеральной (общей) сборки, и одновременно в этих вариантах могут использоваться как элементы поточного производства, так и методы индивидуальной сборки.

В сборочных цехах единичного и мелкосерийного производства предусматриваются значительный объем доделочных работ и использование индивидуальной (бригадной) сборки, которая отличается наибольшей длительностью цикла сборки и относительно низким уровнем технико-экономических показателей. В цехах серийного производства доделочные работы сводятся к минимуму, а процесс сборки дифференцируется, что дает возможность организации специализации рабочих мест. Здесь используются поточные методы сборки или их элементы, что значительно снижает трудоемкость сборочных работ и сокращает длительность сборочного цикла. В цехах купносерийного и массового производства сборка производится на основе взаимозаменяемости деталей, а технологические процессы максимально дифференцируются на основе поточной сборки.

Логистические цепи в сборочных цехах носят достаточно сложный характер организации по нескольким основным причинам:

  • во-первых, поступление деталей, узлов и агрегатов в сборочные цехи должно осуществляться в строго определенные сроки из многочисленных производственных подразделений машиностроительного предприятия, следовательно, возникает необходимость в четкой координации процесса товародвижения;
  • во-вторых, значительная номенклатура и объемы доставляемых в сборочные цехи деталей, узлов и агрегатов, изготовляемых на машиностроительном предприятии, требуют согласованных действий транспортного хозяйства и складской системы;
  • в-третьих, часть комплектующих изделий поступает на сборочные участки цехов по кооперации с предприятий-изготови- телей (поставщиков) на склады отдела комплектации машиностроительного предприятия, поэтому требуется максимальная согласованность между всеми участниками цепи товародвижения;
  • в-четвертых, сборочные цехи потребляют значительное количество крепежных деталей, которые хранятся на материальных складах этих цехов и должны пополняться, имея необходимый объем запасов, следовательно, возникает проблема оптимизации объемов запасов крепежных деталей;
  • в-пятых, организация процесса товародвижения между операциями в сборочных цехах и, соответственно, между участками сборочных цехов должны быть четко синхронизированы, исключая возможность простоя оборудования.

Изложенные причины сложности организации логистических цепей в сборочных цехах машиностроительного предприятия предполагают принятие таких логистических решений, которые позволяют рационализировать порядок функционирования материально-технического снабжения, транспортного хозяйства, складской системы, управления запасами материальных ресурсов и самого процесса производства, что должно обеспечивать ритмичный выпуск конечной готовой продукции на машиностроительном предприятии.

6.1. Общая характеристика

6.2. используемые ресурсы

6.3. Влияние на окружающую среду

6.4. Мероприятия по снижению уровня негативного воздействия машиностроительного комплекса на окружающую среду и их предупреждение

6.5. Новые экологически безопасные технологии

Общая характеристика

Машиностроительный комплекс занимает одно из первых мест в общей промышленности Украины. Его продукция широко используется всеми отраслями экономики Украины. На сегодня невозможно представить жизнь человека без машин. Ранее понятие "машина" означало лишь техническое средство, работа которого основана на использовании механического движения. Но сегодня его содержание значительно расширился (это и компьютер, и радиолокатор и т.д.). Современное машиностроение стало очень наукоемким. Общемировой тенденцией является постоянное усложнение машин.

В Украине машиностроения является многопрофильным и представлено такими отраслями как общее, транспортное и точное машиностроение. В зависимости от технологических особенностей каждая из отраслей имеет свои принципы расположения. Так, общее машиностроение тяготеет преимущественно к потребителю и металлургических баз, транспортное - до трудовых ресурсов определенной квалификации, точно - к крупнейших научных центров.

Для машиностроения характерно разнообразие орудий производства и номенклатуры продукции: станки, транспорт, энергетическое, сельскохозяйственное оборудование, оборудование для атомной промышленности, то есть каждое производство имеет свои специфические технологии. В то же время для машиностроительных предприятий характерна общность сырьевых материалов (черные и цветные металлы и их сплавы), идентичность основных технологических принципов преобразования их в детали (литье, ковка, штамповка, обработка резанием и т.д.), а деталей - в изделия (сварка, сборка и т.д.). Процесс создания и производства изделий охватывает ряд взаимосвязанных этапов, так называемый "жизненный цикл изделия", начиная с разработки конструкции и технологии, изготовление деталей, сборочных единиц и механизмов и заканчивая собственно производством изделий, их обработкой, испытаниями и отправкой потребителю.

Структура машиностроительного предприятия

Среднестатистический машиностроительный завод состоит из ряда основных и вспомогательных цехов и служб. Основные цеха - заготовительные, обрабатывающие и выпускающие. К заготовительных цехов относятся чугуно- и сталелитейные, кузнечно-прессовые, цеха для резки заготовок. В число обрабатывающих цехов входят механические, термические, сборочные, цеха металопокритгив (гальванические) и другие. Выпускающие цеха обеспечивают выпуск промышленной продукции. К вспомогательным цехам относятся инструментальные, ремонтно-механические, экспериментальные и другие. На каждом предприятии действует ряд служб, куда входят складские помещения, энергохозяйство, внутризаводской транспорт, отопление, вентиляция, канализация и ряд других.

Все подотрасли машиностроения можно разделить на две группы:

Ресурсоемкие,

Наукоемкие.

Особенности наукоемких подотраслей машиностроения (производство средств связи, вычислительной техники и периферийного оборудования, электронно-вычислительных приборов, оптических и других точных приборов): небольшая материало- и энергоемкость, малое водопотребление и соответственно значительно меньше выделения выбросов, сбросов и твердых отходов в окружающую среду по сравнению с ресурсоемкими, влияние которых на окружающую среду значительно.

Общая характеристика машиностроительного комплекса

Машиностроительный комплекс состоит из металлообработки, собственно машиностроения и малой металлургии (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Структурная схема машиностроительного комплекса.

Металлообработка - это изготовление металлических изделий, металлоконструкций, ремонт машин и оборудования. Малая металлургия - это небольшие цеха в составе машиностроительных предприятий, которые занимаются выпуском деталей для различных машин и заготовок для их изготовления. Малая металлургия представлена литейным и кузнечно-прессовым производством, сваркой и штамповкой.

Машиностроение отражает технический прогресс страны и имеет большое значение для развития его производительных сил, повышение экономической мощи государства и благосостояния народа, оно включает около 70 отраслей, основными являются:

Общее машиностроение занимается изготовлением средств производства и достаточно металлосодержащих. Поэтому оно ориентировано на потребителя и районы черной металлургии. Его основными отраслями являются тяжелое и сельскохозяйственное машиностроение, а также тракторостроение, станкостроение, производство оборудования для легкой и пищевой промышленности.

Тяжелое машиностроение производит энергетическое, металлургическое, горное, химическое и нефтехимическое оборудование, машины для строительства и портового хозяйства. В Украине сложились такие районы и центры тяжелого машиностроения Донецкий (Краматорск, Горловка), Харьковский (Харьков), Приднепровский (Днепропетровск, Кривой Рог), Прикарпатье (Львов, Дрогобыч, Борислав).

Сельскохозяйственное машиностроение производит комбайны и другие сельскохозяйственные машины. Оно ориентируется на потребителя (специализация сельского хозяйства). Зерноуборочные комбайны производят в Херсоне и Александрии, свеклоуборочные - в Тернополе и Днепропетровске, кукурузоуборочные - в Херсоне, кормово- уборочные - в Светловодске. Тракторостроение достаточно трудоемким. Оно производит колесные и гусеничные тракторы (Харьков, Днепропетровск) и тракторные агрегаты (Киев, Винница).

Станкостроение преимущественно занимается производством станков - металлообрабатывающих, деревообрабатывающих, алмазорозточних. В последнее время растет доля изготовление оборудования с числовым и программным управлением и станков-автоматов. Эта отрасль представлена в Киеве, Львове, Харькове, Днепропетровске, Краматорске, Житомире.

Оборудование для легкой и пищевой промышленности изготавливают во многих городах, что связано со значительными потребностями в этой продукции. В частности эту продукцию выпускают в Киеве, Харькове, Одессе, Львове, Василькове, Мукачево и других городах.

Транспортное машиностроение в наше время развивается стремительными темпами. Оно занимается производством различных транспортных средств и отличается своей трудоемкость. В его отраслевого состав входят железнодорожное машиностроение, автомобилестроение, судостроение, авиаракетостроение.

Железнодорожное машиностроение является одной из старейших отраслей в Украине. Оно состоит из двух подотраслей: локомотивостроение и вагоннобудування. В нашей стране изготавливают тепловозы (Луганск, Харьков) и электровозы (Днепропетровск). Крупнейшим центром вагоностроения является Кременчуг, в котором традиционно производят товарные вагоны и начат выпуск пассажирских. Другими центрами являются Днепродзержинск, Стаханов, Луганск, Мариуполь.

Судостроение является традиционной отраслью Украины. Оно приближенное к потребителю готовой продукции, то есть морских и речных портов. Отечественное судостроение возникло в конце XVIII в. в Херсоне; Но в связи с удобством географического положения крупнейшим центром судостроения в Центральной Европе стал Николаев. В Николаеве находятся три крупных судостроительных предприятия. Центры речного судостроения размещены преимущественно на Днепре (Киев, Запорожье, Херсон) и Дунае (Юлия, Измаил).

Автомобилестроение Украины отличается разнообразной продукцией. Экспортное значение имеет изготовления грузовых автомобилей КрАЗ, что налажено в городе Кременчуг. Легковые автомобили выпускаются в Запорожье, Ильичевске, Луцке и Черкассах, грузопассажирские - в Кременчуге, Луцке и Львове, мотоциклы - в Киеве, мопеды - во Львове, велосипеды - в Харькове и Чернигове. В последнее время значительное внимание уделяется производству средств общественного транспорта для обеспечения потребностей крупных городов. Так, автобусы изготовляют в Львове и Черкассах, троллейбусы - в Киеве, Львове и Днепропетровске, трамваи - в Луганске и Днепропетровске; В последнее время в Киеве и Кременчуге начато изготовление вагонов метрополитена. Распространяется тенденция создания в Украине автосборочных предприятий - филиалов зарубежных автомобильных компаний. Они возникли в Ужгороде, Луцке, Киеве, Симферополе, Запорожье, Чернигове, Борисполе и других городах Украины.

Авиаракетостроение. На мировом рынке Украины известна сверхмощными грузовыми самолетами ("Руслан", "Мрия"), и пассажирским Ан-70, которые изготавливаются в Киеве и Харькове. Сегодня пассажирские самолеты и вертолеты изготавливают в Киеве, Харькове, Донецке. В Днепропетровске развито изготовление ракет-носителей и другой космической техники.

Точное машиностроение стало достоянием второй половины XX в. Оно дало миру новую продукцию приборостроения, электротехники и особенно электроники. Точное машиностроение является наукоемким. Так, в Киеве изготавливают измерительные и вычислительные приборы, медицинское оборудование, холодильники, телевизоры, радиоприемники, магнитофоны, часы. В Днепропетровске телевизоры, радиоприемники. Во Львове - измерительные и электроосветительные приборы. В Донецке - холодильники. Однако, отечественная продукция точного машиностроения пока не выдерживает конкуренции зарубежных производителей.

Каждое промышленное предприятие состоит из производственных подразделений: цехов, участков, обслуживающих хозяйств, органов управления, организаций и учреждений, призванных удовлетворять нужды работников предприятия и членов их семей. Комплекс производственных подразделений, организаций по управлению предприятием и обслуживанию работников, их количество, величина, взаимосвязи и соотношения между ними по размеру занятых площадей, численности работников и пропускной способности представляют собой общую структуру предприятия .

Построение рациональной производственной структуры предприятия осуществляется в следующем порядке:

· устанавливаются состав цехов предприятия, их мощность в размерах, обеспечивающих заданный выпуск продукции;

· рассчитываются площади для каждого цеха и склада, определяются пространственные расположения их в генеральном плане предприятия;

· планируются все транспортные связи внутри предприятия, их взаимодействие с общегосударственными (внешними для предприятия) путями;

· намечаются кратчайшие маршруты межцехового передвижения предметов труда по ходу производственного процесса.

К производственным подразделениям относятся цехи, участки, лаборатории, в которых изготавливается, проходит контрольные проверки, испытания основная продукция (выпускаемая предприятием), комплектующие изделия (приобретаемые со стороны), материалы и полуфабрикаты, запасные части для обслуживания изделий и ремонта в процессе эксплуатации; вырабатываются различные виды энергии для технологических целей и т.п.

Основной структурной производственной единицей предприятия является цех. В машиностроении цехи, как правило, подразделяются на три группы: основные, вспомогательные, обслуживающие хозяйства.

В основных цехах выполняются операции по изготовлению продукции, предназначенной для реализации. Первую группу основных производственных цехов называют заготовительными, вторую – обрабатывающими и сборочными.

К заготовительным цехам относятся: литейные, кузнечно-штамповочные, кузнечно-прессовые, иногда цехи сварных конструкций. С развитием специализации и кооперирования в машиностроении прогрессивным направлением является создание специализированных заготовительных предприятий, например центральных литейных заводов (центролитов) или кузнечных заводов. Они предназначены для централизованного снабжения в порядке кооперирования нескольких заводов отрасли. В этом случае из состава завода-потребителя исключают заготовительные цеха, что упрощает структуру завода и повышает экономическую эффективность производства.

К обрабатывающим цехам относятся механообрабатывающие, деревообрабатывающие, термические, цехи гальванических, лакокрасочных защитных и декоративных покрытий деталей. К сборочным цехам относятся цехи агрегатной и окончательной сборки изделий, их окраски, комплектации запасными частями и съемным оборудованием.

Вспомогательные цехи выполняют функцию технического обслуживания основных цехов или предприятия в целом. К ним относятся инструментальный, модельный, ремонтно-механический, ремонтно-строительный, электроремонтный, инструментально-штамповочный, абразивный, экспериментальный, тарный и другие цехи.

Обслуживающие хозяйства выполняют функцию хозяйственного обслуживания производства.


К ним относятся складское, энергетическое, транспортное и другие хозяйства.

Помимо перечисленных цехов почти на каждом заводе имеются производственные цехи, службы и отделы, обслуживающие непромышленные хозяйства (коммунальное, культурно-бытовое, жилищное и другие).

Особую роль в производственной структуре предприятия играют конструкторские бюро, научно-исследовательские и испытательные лаборатории . В них разрабатываются чертежи, технологические процессы, проводятся экспериментальные работы, доводятся конструкции изделий до полного соответствия требованиям государственных стандартов (ГОСТ), технических условий, выполняются экспериментальные и опытно-конструкторские работы.

При создании автоматизированных цехов предъявляются определенные требования к производственным подразделениям и оборудованию, используемому в этих подразделениях. Основные факторы, изменяющие условия производства, следующие:

· широкая и в ряде случаев нестабильная номенклатура изготавливаемых изделий;

· отказы производственного обо­рудования, оснастки, инструмента и средств управления;

· неравномерное поступление полуфабрикатов;

· изменение физико-механических свойств обрабатываемого материала и т.д.

Изменение входных условий изготовления продукции вынуждает создавать производственные системы, позволяющие быстро реагировать на них, с тем, чтобы обеспечить выполнение производственной программы выпуска продукции к заданному сроку и с требуемыми параметрами качества.

В, свою очередь, в состав цехов входят основные (производственные) участки и вспомогательные отделения.

Основные (производственные) участки создаются по технологическому или предметному принципу. На участках, организованных по принципу технологической специализации , выполняют технологические операции определенного вида. Например, могут быть организованы участки по следующим технологическим направлениям:

· в литейном цехе: землеприготовление, изготовле­ние стержней, литейных форм, обработка готового ли­тья и др.;

· в кузнечном – участки по изготовлению кованых заготовок на молотах и прессах, производству термической обработки и др.;

· в механическом – токарный, револьверный, фрезерный, шлифовальный, слесарный и другие участки;

· в сборочном – участки узловой и окончательной сборки изделий, испытаний их частей и систем, контрольно-испытательной станции, малярный и др.

На участках, организованных по принципу предметной специализации , осуществляют не отдельные виды операций, а технологические процессы в целом, в итоге получают законченную продукцию для данного участка. То есть на таких участках выпускается конкретное изделие или его часть.

Состав производственных участков и вспомогательных отделений определяется конструкцией изготовляемых изделий, технологическим процессом, программой выпуска и организацией производства.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под структурой предприятия?

2. Что называется цехом?

3. На какие группы делятся цехи?

4. Что понимается под основными цехами?

5. Какую функцию выполняют вспомогательные цехи?

6. Какую функцию выполняют обслуживающие цехи? Что к ним относится?

Под производственной структурой предприятия понимается состав образующих его цехов, участков и служб, формы их взаимосвязи в процессе производства продукции. Основным элементом производственной структуры предприятия являются рабочие места, которые могут быть объединены в производственные участки и цеха. Производственные цеха, как правило, создаются на крупных или средних производственных предприятиях.

Производственная структура малого предприятия отличается простотой, имеет минимум или не имеет вовсе внутренних структурных производственных подразделений, аппарат управления незначителен, широко применяется совмещение управленческих функций.

Структура средних предприятий предполагает выделение в их составе цехов, а при бесцеховой структуре — участков. Здесь создаются минимально необходимые для обеспечения функционирования предприятия собственные вспомогательные и обслуживающие подразделения, отделы и службы аппарата управления.

Крупные предприятия имеют в своем составе весь набор производственных, обслуживающих и управляющих подразделений.

ЭТО ВАЖНО

Производственная структура предприятия должна быть простой вне зависимости от объемов производства.

Ключевые требования к эффективной производственной структуре:

  • отсутствие повторяющихся производственных звеньев;
  • удобное территориальное размещение производственных подразделений (иногда затраты на территориальное перемещение между подразделениями очень высокие, что нерационально с точки зрения потерь рабочего времени);

Рациональная специализация и кооперация производственных подразделений.

Производственные структуры различных предприятий сильно отличаются в зависимости от отраслевой принадлежности и типа производства. Чем более сложный производственный процесс предприятия, чем больше у него технологических особенностей, тем обширнее его производственная структура.

Основные факторы, влияющие на производственную структуру:

  • технологические особенности изготовления продукции;
  • масштаб производства;
  • объем выпуска продукции и ее трудоемкость;
  • особенности используемого оборудования и технологии производства.

ЭЛЕМЕНТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ

Рабочее место

Рабочее место — это часть производственной площади, оснащенной необходимым оборудованием, инструментами и материалами для выполнения работником поставленной задачи. Рабочие места должны быть взаимосвязаны, чаще всего их размещают на производственном пространстве последовательно.

Виды рабочих мест в зависимости от числа исполнителей:

  • индивидуальные (одно рабочее место — один исполнитель);
  • коллективные (одно рабочее место — несколько исполнителей).

Организация рабочих мест должна соответствовать целому ряду технических требований персонала и требованиям корректных условий труда, поэтому рабочие места подлежат аттестации.

Все рабочие места подвергаются системе обслуживания:

  • доставка материалов (инструментов);
  • вывоз готовых изделий;
  • наладка и ремонт оборудования;
  • контроль качества продукции (осуществляет отдел технического контроля).

Производственные участки

Рабочие места объединяют в производственные участки. За каждым участком закрепляют бригаду рабочих (7-12 человек) и начальника участка (старшего мастера, бригадира).

Бригады формируют исходя из специализации рабочих, то есть в одну бригаду включают рабочих одной и/или смежных профессий, занятых на однородных технологических процессах. Бригады могут формироваться и комплексно — из рабочих разных профессий для выполнения однородных технологических процессов.

Концентрация и специализация — принципы организации производственных участков. На основании этих принципов различают следующие виды производственных участков:

  • технологический участок (специализация участка по видам работ). Для технологического участка характерны однотипные инструменты и оборудование, определенный (однородный) вид работы. Примерами технологических участков могут служить литейные, гальванические, термические, шлифовальные участки, участки токарных и фрезерных станков и др.

Технологическому участку свойственны высокая загрузка оборудования и высокая гибкость производства при освоении новой продукции или смене объектов производства. В то же время есть сложности с планированием, удлиняется производственный цикл, снижается ответственность за качество продукции. Технологический тип рекомендуется применять при выпуске большой номенклатуры изделий и при их невысокой серийности;

  • предметный участок (специализация по видам продукции). Примеры предметных участков: участок конкретных деталей, участок валов, трансмиссий, редукторов и др. Предметному участку свойственна высокая концентрация всех работ в рамках одного участка (повышает ответственность исполнителей за качество выпускаемой продукции). Этот участок очень сложно перенастроить на другую продукцию при освоении нового вида или переориентации предприятия.

Предметный тип рекомендуется применять при выпуске одного или двух стандартных изделий, при большом объеме и высокой стабильности выпуска. При предметном типе обработка партии деталей может проходить параллельно на нескольких станках, выполняющих следующие друг за другом операции;

  • предметно-замкнутый участок (специализация по видам продукции, осуществляется законченный цикл изготовления изделия). Здесь используют разнотипное оборудование, работают рабочие разных профессий. Предметно-замкнутый участок позволяет сократить длительность производственного цикла, упростить систему планирования и учета. Как правило, оборудование при предметно-замкнутом типе расставляют по ходу технологического процесса, в результате чего организуются простые связи между рабочими местами.

Производственные цеха

Все производственные участки группируются определенным образом и входят в состав цехов. Следует отметить, что производственные цеха формируются не на всех предприятиях. Если предприятие небольшое, объем производства невысокий, то на нем создают только производственные участки (бесцеховая структура). Как правило, все производственные цеха возглавляют начальники цехов по наименованию или по нумерации (начальник сборочного цеха или начальник цеха 1).

Все цеха предприятия подразделяются на категории в зависимости от типа производственного процесса:

1) основные . В цехах данного типа предполагаются производственные процессы, в ходе которых выпускают основную продукцию предприятия;

ПРИМЕР

На предприятиях машиностроения основное производство включает три стадии: заготовительную, обрабатывающую и сборочную.

К заготовительной стадии относятся процессы получения заготовок: резка материалов, литье, штамповка. Обрабатывающая стадия включает процессы превращения заготовок в готовые детали: механическую обработку, термообработку, покраску, гальванические покрытия и т. д.

Сборочная стадия — заключительная часть производственного процесса. В нее входят сборка узлов и готовых изделий, регулировка и отладка машин, приборов, их испытания.

2) обеспечивающие . В этих цехах предполагаются производственные процессы для изготовления вспомогательной продукции, необходимой для основных цехов. Примерами обеспечивающих цехов могут быть инструментальные, ремонтные цеха, энергетическое хозяйство и др.;

3) обслуживающие . В цехах данного типа предполагаются производственные процессы, в ходе реализации которых выполняются услуги, необходимые для нормального функционирования как основных, так и вспомогательных производственных процессов. Примерами обслуживающих цехов могут быть цеха транспортировки, складирования, комплектации деталей, строительные цеха и др.;

4) подсобные — осуществляют добычу и обработку вспомогательных материалов (тара, упаковка, добыча полезных ископаемых и др.);

5) побочные — в них изготавливают продукцию из отходов производства (например, цех по регенерации отходов);

6) вспомогательные — в цехах данного типа предполагаются процессы, обеспечивающие бесперебойное протекание основных производственных процессов. Примерами вспомогательных цехов могут быть цеха по ремонту оборудования, изготовлению оснастки, уборке территории и др.

Типы производственной структуры основных цехов

В зависимости от вида специализации выделяют следующие типы производственной структуры основных цехов:

  • технологический тип цеха . В данном случае цех специализируется на выполнении определенных однородных производственных процессов (например, литейный, сборочный и др.);
  • предметный тип . Цех специализируется на изготовлении определенного типа изделия или его части. Результатом деятельности данного цеха может быть готовая продукция (в таком случае тип будет называться предметно-замкнутым);
  • смешанный (предметно-технологический ) тип . Чаще всего заготовительные процессы имеют технологическую структуру, обрабатывающие и сборные — предметную (предметно-замкнутую). Таким образом достигается снижение себестоимости единицы продукции за счет сокращения производственного цикла и роста производительности труда.

На основании рассмотренного материала представим типовую производственную структуру предприятия в виде схемы (рис. 1).

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

Форма организации производства представляет собой определенное сочетание во времени и пространстве элементов производственного процесса при соответствующем уровне его интеграции, выраженное системой устойчивых связей.

Временная структура организации производства

По виду временной структуры различают следующие формы организации производства на участке:

  • с последовательной передачей предметов труда в производстве . При этом обеспечивается движение обрабатываемых деталей по всем производственным операциям. Изделия передаются с одной операции на другую лишь после окончания обработки на предшествующем этапе всей партии. Длительность производственного цикла при такой форме увеличивается, но при этом наблюдается полная загруженность оборудования, снижаются затраты на приобретение нового;
  • с параллельной передачей предметов труда . При этой форме изделия запускаются, обрабатываются и передаются с операции на операцию поштучно и без ожидания всей партии. Такая организация производственного процесса позволяет уменьшить количество деталей, находящихся в обработке, сократить потребности в площадях, необходимых для складирования и проходов. Ее недостаток — возможные простои оборудования (рабочих мест) вследствие различий в длительности операций;
  • с параллельно-последовательной передачей предметов труда . Это промежуточная форма между двумя рассмотренными выше. Изделия при такой форме передаются с операции на операцию транспортными партиями, обеспечивая тем самым непрерывность использования оборудования и рабочей силы.

Пространственная структура производственного процесса

Пространственная структура организации производства определяется количеством технологического оборудования, сосредоточенного на рабочей площадке (числом рабочих мест), и расположением его относительно направления движения предметов труда в окружающем пространстве. В зависимости от количества технологического оборудования (рабочих мест) различают однозвенную производственную систему и соответствующую ей структуру обособленного рабочего места и многозвенную систему с цеховой, линейной или ячеистой структурой.

Цеховая структура организации производства характеризуется созданием участков, на которых оборудование (рабочие места) расположено параллельно потоку заготовок, что предполагает их специализацию по признаку технологической однородности. В этом случае партия деталей, поступающая на участок, направляется на одно из свободных рабочих мест, где проходит необходимый цикл обработки, после чего передается на другой участок (в цех).

На участке с линейной пространственной структурой оборудование (рабочие места) располагается по ходу технологического процесса, а партия деталей, обрабатываемая на участке, передается с одного рабочего места на другое последовательно.

Ячеистая структура организации производства объединяет признаки линейной и цеховой структуры.

Комбинация пространственной и временной структур производственного процесса при определенном уровне интеграции частичных процессов обусловливает различные формы организации производства:

  • технологическую;
  • предметную;
  • прямоточную;
  • точечную;
  • интегрированную.

Технологическая форма организации производства

Технологическая форма организации производственного процесса характеризуется цеховой структурой с последовательной передачей предметов труда. Такая форма широко распространена на машиностроительных заводах, поскольку обеспечивает максимальную загрузку оборудования в условиях мелкосерийного производства и приспособлена к частым изменениям в технологическом процессе.

Применение технологической формы организации производственного процесса имеет ряд отрицательных последствий. Большое количество деталей и их многократное перемещение в процессе обработки приводят к росту объема незавершенного производства и увеличению числа пунктов промежуточного складирования. Значительную часть производственного цикла составляют потери времени, обусловленные сложной межучастковой связью.

Предметная форма организации производства

Эта форма имеет ячеистую структуру с параллельно-последовательной (последовательной) передачей предметов труда в производстве. На предметном участке устанавливают все оборудование, необходимое для обработки группы деталей с начала и до конца технологического процесса. Если технологический цикл обработки замыкается в пределах участка, он называется предметно-замкнутым.

Прямоточная форма организации производства

Прямоточная форма характеризуется линейной структурой с поштучной передачей предметов труда в производстве. Такая форма обеспечивает реализацию следующих принципов организации производства:

  • специализация;
  • прямоточность;
  • непрерывность;
  • параллельность.

Применяя эту форму, можно сократить длительность производственного цикла, более эффективно использовать рабочую силу за счет большей специализации труда, уменьшить объем незавершенного производства.

Точечная форма организации производства

При точечной форме организации производства работа полностью выполняется на одном рабочем месте. Изделие изготовляется там, где находится его основная часть. Примером служит сборка изделия с перемещением рабочего вокруг него. Организация точечного производства имеет положительные стороны:

  • можно часто изменять конструкцию изделий и последовательность обработки, выпускать изделия разнообразной номенклатуры в количестве, определяемом потребностями производства;
  • снижаются затраты, связанные с изменением расположения оборудования;
  • повышается гибкость производства.

Интегрированная форма организации производства

Интегрированная форма организации производства предполагает объединение основных и вспомогательных операций в единый интегрированный производственный процесс с ячеистой или линейной структурой при последовательной, параллельной или параллельно-последовательной передаче предметов труда в производстве.

В отличие от существующей практики раздельного проектирования процессов складирования, транспортировки, управления, обработки на участках с интегрированной формой организации производства требуется увязать эти частичные процессы в единый производственный процесс. Это достигается путем объединения всех рабочих мест с помощью автоматического транспортно-складского комплекса , который представляет собой совокупность взаимосвязанных автоматических и складских устройств, средств вычислительной техники, предназначенных для организации хранения и перемещения предметов труда между отдельными рабочими местами.

В зависимости от способности к переналадке на выпуск новых изделий рассмотренные выше формы организации производства условно можно разделить на гибкие (переналаживаемые) и жесткие (непереналаживаемые).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Изменение в номенклатуре выпускаемой продукции и переход на выпуск конструктивно новой серии изделий требуют перепланировки участка, замены оборудования и оснастки.

Жесткие формы организации производства предполагают обработку деталей одного наименования. К ним относится поточная форма организации производственного процесса. Гибкие формы позволяют обеспечить переход на выпуск новых изделий без изменения состава компонентов производственного процесса при незначительных затратах времени и труда.

Если говорить о машиностроительных предприятиях, то сегодня на них наибольшее распространение получили следующие формы организации производства:

1) гибкое точечное производство — предполагает пространственную структуру обособленного рабочего места без дальнейшей передачи предметов труда в процессе производства. Деталь полностью обрабатывается на одной позиции. Приспособленность к выпуску новых изделий осуществляется за счет изменения рабочего состояния системы;

2) гибкая предметная форма — характеризуется возможностью автоматической обработки деталей в пределах определенной номенклатуры без прерывания на переналадку. Переход к выпуску новых изделий осуществляется путем переналаживания технических средств, перепрограммирования системы управления. Гибкая предметная форма охватывает область последовательной и параллельно-последовательной передачи предметов труда в сочетании с комбинированной пространственной структурой;

3) гибкая прямолинейная форма — характеризуется быстрой переналадкой на обработку новых деталей в пределах заданной номенклатуры путем замены инструментальной оснастки и приспособлений, перепрограммирования системы управления. Она основана на рядном расположении оборудования, строго соответствующем технологическому процессу с поштучной передачей предметов труда

Блочно-модульная форма организации производства

Под влиянием научно-технического прогресса в технике и технологии происходят существенные изменения, обусловленные механизацией и автоматизацией производственных процессов. Это создает объективные предпосылки развития новых форм организации производства. Одной из таких форм, получившей применение при внедрении средств гибкой автоматизации в производственный процесс, является блочно-модульная форма.

Чтобы создать производство с блочно-модульной формой организации производства, необходимо:

  1. сконцентрировать на участке весь комплекс технологического оборудования, необходимого для непрерывного производства ограниченной номенклатуры изделий;
  2. объединить группы рабочих на выпуске конечной продукции с передачей им части функций по планированию и управлению производством на участке.

Экономической основой создания таких производств являются коллективные формы организации труда. Работа в этом случае строится на принципах самоуправления и коллективной ответственности за результаты труда.

Основные требования, предъявляемые к организации процесса производства и труда в этом случае:

  • создание автономной системы технического и инструментального обслуживания производства;
  • достижение непрерывности процесса производства на основе расчета рациональной потребности в ресурсах с указанием интервалов и сроков поставок;
  • обеспечение сопряженности по мощности механообрабатывающих и сборочных подразделений;
  • учет установленных норм управляемости при определении количества работающих;
  • подбор группы работающих с учетом полной взаимозаменяемости.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Реализация указанных требований возможна только при комплексном решении вопросов организации труда, производства и управления.

К блочно-модульной форме организации производства переходят на основании принятого решения о целесообразности создания таких подразделений в данных производственных условиях. Затем анализируют конструктивно-технологическую однородность продукции и оценивают возможность комплектации «семейств» деталей для обработки в рамках производственной ячейки.

Далее определяют возможность концентрации всего комплекса технологических операций по выпуску группы деталей на одном участке, устанавливают число рабочих мест, приспособленных для внедрения групповой обработки деталей, определяют состав и содержание основных требований к организации процесса производства и труда исходя из намеченного уровня автоматизации.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА НА ПРИМЕРЕ РЕМОНТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Рассмотрим производственную структуру на примере промышленного предприятия ООО «Альфа», которое предоставляет услуги по капитальному ремонту и техническому обслуживанию автомобилей.

Производственную структуру предприятия представим в виде схемы (рис. 2).

Чтобы понять построение производственной структуры данного предприятия, нужно знать особенности производственного процесса . Когда на предприятие поступает автомобиль, ведут его техническую приемку и устанавливают несоответствия с документацией. Затем идет мойка и полная разборка автомобиля. Далее вся агрегатика поступает в соответствующие цеха по специальностям, где производят ремонт и точечную покраску. Потом все детали поступают в сборочный цех для окончательной сборки, после чего следует полное наружное окрашивание и подготовка к сдаче заказчику.

Всем производственным участкам и цехам ООО «Альфа» в соответствии со специализацией деятельности характерен предметный или предметно-замкнутый тип . Другими словами, они специализируются по видам продукции (узлов, агрегатов, приборов, деталей, составных частей деталей и др.). Таким образом на предприятии добились большой концентрации работ в рамках одного производственного помещения (зоны). Кроме того, специалисты отдела технического контроля не оторваны от процесса производства. Они находятся непосредственно в зданиях цехов для контроля за качеством выпускаемой продукции.

Передача агрегатов (изделий, деталей) производится по параллельной методике, то есть их передают с операции на операцию поштучно, без ожидания завершения всей партии (целесообразно за счет высокого объема производства и загруженности предприятия). Передачу осуществляют на основании внутреннего документа (акта сдачи-приемки), который подписывается с двух сторон ответственными лицами и начальниками смежных цехов.

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Производственную структуру предприятия совершенствуют, чтобы сократить трудоемкость на всех производственных участках и рабочих местах, улучшить качество продукции. Сокращение трудоемкости и улучшение качества выпускаемой продукции позволяют предприятию снизить расходы, включаемые в себестоимость продукции (как основные, так и косвенные).

За счет эффективного совершенствования структуры производственного предприятия можно сократить трудовые издержки (например, автоматизировать отдельные производственные процессы), провести рационализацию производственных площадей.

Основные пути совершенствования производственной структуры предприятия:

  1. Укрупнение цехов, частичное объединение производственных процессов в некоторые производственные участки и дальнейшее объединение производственных участков. Большое количество специалистов узкого профиля в составе одного участка нельзя считать рациональным с экономической точки зрения, поэтому предлагается расширять спектр работ, выполняемых работниками (даже путем дополнительного обучения работников на выполнение новых видов работ).
  2. Совершенствование принципов построения производственных участков и цехов, путей взаимодействия между ними. Тем самым можно сократить производственный цикл, высвободить возможность увеличить объем выпускаемой продукции, прибыльность и доходность предприятия в целом.
  3. Совершенствование планировки производственных зданий и сооружений, что даст возможность сократить временные расходы на внутренние переходы и транспортировку при соблюдении норм расстановки и дистанций между оборудованием.
  4. Интеграция предприятий в промышленные объединения, что позволяет разграничить производственные процессы между несколькими предприятиями, сократив затраты каждого из них.
  5. Соблюдение пропорциональности между элементами производственной структуры, недопущение нерационального роста затрат на обслуживающие и вспомогательные производства.
  6. Сокращение времени пребывания изделия (деталей, составных частей) на конкретном производственном участке, а также сокращение простоев и перерывов в рабочем процессе.
  7. Изменение специализации предприятия и усовершенствование структуры управления. Некоторые мелкие и средние предприятия отказываются от создания цехов в пользу бесцехового типа производства, при котором все производственные процессы разделены между несколькими производственными участками, что облегчает планирование и контроль за исполнением, избегая раздутой системы руководства.

ЭТО ВАЖНО

В первую очередь совершенствование должно коснуться вопроса соотношения между основными, вспомогательными и обслуживающими цехами. Основной удельный вес работ (в том числе количества работников и общей занимаемой производственной площади) должен быть выделен для основного производства, так как именно там идет процесс изготовления продукции.

На некоторых предприятиях наблюдается обратная тенденция, когда удельный вес трудоемкости вспомогательных и обслуживающих производственных процессов куда выше основного производства. Такое тождество достигается за счет высокого уровня автоматизации основного производства, что влечет за собой сокращение трудоемкости выпуска основной продукции. Как следствие, увеличивается трудоемкость по обслуживанию большого количества дорогостоящего оборудования.

Распространенное решение проблемы перевеса обслуживающих и вспомогательных производственных процессов над основными производственными — передача соответствующих работ сторонним профильным организациям. Зачастую такая передача становится экономически эффективнее, чем самостоятельное выполнение работ (например, работ по обслуживанию и ремонту оборудования, заготовительных работ и др.).

  1. Производственная структура должна отвечать принципам оптимизации и сочетания в пространстве и времени всех составных элементов процесса.
  2. Совершенствование производственной структуры предприятия позволит более эффективно использовать трудовые, материальные и финансовые ресурсы одновременно с ростом качества выпускаемой продукции.
  3. Для совершенствования производственной структуры предприятие должно обеспечить бесперебойность производственного процесса, пропорциональность, ритмичность и прямоточность при соблюдении норм и правил, которые касаются условий труда основных производственных рабочих.

4. На основании корректно построенной производственной структуры предприятие достигает высоких результатов: сокращается производственный цикл, трудоемкость, себестоимость выпускаемой продукции, улучшается ее качество. Это положительно влияет на работу предприятия, способствует росту его доходности, облегчает планирование производства и контроль за выполнением производственных процессов.

5. Занимаясь построением производственной структуры, можно руководствоваться разработанными схемами других предприятий, но мы не рекомендуем использовать их из-за отличий в технологиях, разной специализации и кооперации, из-за разной квалификации работников и т. д.

6. Прежде чем приступить к формированию или корректировке существующей производственной структуры, уделите внимание аспектам, которые непосредственно влияют на вид структуры:

  • установление состава цехов и производственных участков;
  • расчет производственных площадей для каждого рабочего места, а затем для производственного участка и цеха, определение их пространственного расположения с учетом временных потерь на транспортировки и внутренние перемещения;
  • изучение технологической и конструкторской документации;
  • расчет трудовых затрат на осуществление производственной деятельности с выделением категорий основного, вспомогательного и обслуживающего производства;
  • выбор пространственного и временного структурирования;
  • расчет потерь от брака, простоев, нерегламентированных перерывов, внутренних перемещений и транспортировок.

А. Н. Дубоносова, заместитель управляющего директора по экономике и финансам

СТРУКТУРА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Структура машиностроительного завода в большинстве случаев определяется составом его цехов и служб и зависит, как правило, от ряда факторов: характера продукции и метода ее изготовления, масштаба производства, а также уровня и форм специализации завода и его кооперирования с другими заводами.

Необходимый состав цехов машиностроительного завода определяется номенклатурой и конструкцией выпускаемых заводом изделий, ассортиментом применяемых материалов, типами заготовок, методами их получения и обработки.

Структура предприятия, характеризующая взаимное пространственное размещение производственных процессов, происходящих в зданиях цехов, сооружениях и устройствах, отображается на генеральном плане.

В приведенном решении генерального плана одного из цехов машиностроительного завода показан пример объединения ряда зданий, близких по характеру производственных процессов, в отдельные группы, расположенные в специальных зонах.

Принцип зонирования особенно важен для цехов горячей обработки металла, цехов с вредными производствами и энергетических объектов с выбросами в атмосферу, а также зданий с повышенной пожарной опасностью.

Как показывает опыт, производственная структура цехов зависит от состава их производственных участков. Цехи единичного и обычно мелкосерийного производства принято организовывать по технологическому принципу с членением на отделения с однородным оборудованием в зависимости от типа, характера и технологического назначения.

Цехи же крупносерийного, а при устойчивой специализации и мелкосерийного производства, формируют по предметному принципу и разделяют на пролеты, в которых обрабатываются однородные детали (например, пролет станин, коробки передач, валов и пр.).

Расстановка оборудования проводится с таким расчетом, чтобы обеспечить в процессе обработки прямолинейное передвижение наиболее трудоемких деталей.

Высокий уровень механизации и автоматизации современных производственных процессов позволяет устранить границы технологического деления производства на отдельные замкнутые цехи.

Промышленные предприятия могут быть организованы с полным и неполным циклом производства. Предприятия с полным циклом производства имеют все необходимые цехи и службы для изготовления сложного изделия, а на предприятиях с неполным циклом производства отсутствуют некоторые цехи, относящиеся к определенным стадиям производства. Так, машиностроительные заводы могут не иметь своих литейных и кузнечных цехов, а получать литье и поковки по кооперации от специализированных предприятий.

Основным производственным подразделением завода является цех (возглавляет его начальник цеха). Цехом называется обособленная в административно-хозяйственном отношении производственная часть завода, состоящая из нескольких участков и специально предназначенная для выпуска определенной продукции - заготовок, деталей, сборочных единиц (узлов), изделий - или выполнения однородных технологических процессов (термических, гальванических, отделочных и т.п.).

Цехи делятся на основные, вспомогательные, обслуживающие и побочные. В основных цехах осуществляется производственный процесс по выпуску продукции. Основные цехи делятся на заготовительные (кузнечные, литейные), обрабатывающие (механический, термический, деревообрабатывающий) и сборочные (комплектация изделий). Главными задачами основного производства являются обеспечение движения продукта в процессе его изготовления, организация рационального технико-технологического процесса.

К вспомогательным цехам завода относятся подразделения, в которых осуществляются процессы, обеспечивающие бесперебойное выполнение основного производственного процесса. Задача вспомогательных цехов – изготовление инструментальной оснастки для производственных цехов предприятия, производство запасных частей для заводского оборудования и энергетических ресурсов. Важнейшими из этих цехов являются инструментальные, ремонтные, энергетические. Количество вспомогательных цехов и их размеры зависят от масштаба производства и состава основных цехов.

Подачу энергии, транспортировку сырья, полуфабрикатов, готовой продукции в основные и вспомогательные цехи осуществляют обслуживающие цехи и хозяйства. Назначение обслуживающих хозяйств – обеспечение всех звеньев предприятия различными видами обслуживания; инструментальным, ремонтным, энергетическим, транспортным, складским и т.п.

В побочных цехах используются и перерабатываются отходы основного производства. Побочные цехи – это цехи, в которых изготавливается продукция из отходов производства либо осуществляется восстановление использованных вспомогательных материалов для нужд производства.

Цех разбивается на несколько участков. Участок является меньшим производственным подразделением машиностроительного завода, непосредственно возглавляемым старшим мастером (начальником участка). Участки же в свою очередь делятся на линии. Наименьшей структурой на машиностроительном заводе является рабочее место, индивидуальное для каждого работника. Расположение рабочих мест определяется планировкой участка, линии, цеха.

Основные производственные участки могут быть организованы по технологическому или предметному принципу.

За каждым участком закреплена определенная бригада – 10-12 человек и бригадир. Производственная бригада представляет собой трудовой коллектив рабочих одной или нескольких специальностей различной квалификации, объединенных общностью предметов и средств труда и совместно выполняющих общее производственное задание, работающих на единый наряд, несущих индивидуальную и коллективную материальную ответственность за своевременное и качественное выполнение этого задания.

Бригады создаются специализированными и комплексными. Специализированная бригада объединяет, как правило, рабочих одной профессии, занятых на однородных технологических процессах. Комплексная бригада организуется из рабочих различных профессий для выполнения комплексов технологически однородных, не взаимосвязанных работ, охватывающих полный цикл производства продукции, или ее законченную часть.

Для выполнения плана бригаде создаются необходимые организационно-технические условия. За ней закрепляются производственная площадь и оборудование, бригада обеспечивается технической документацией, инструментом, сырьем и полуфабрикатами.

Также большую роль на предприятии имеют подразделения социальной инфраструктуры, которые призваны обеспечить социальное обслуживание рабочих, прежде всего реализацию мероприятий по улучшению охраны труда, техники безопасности, медицинскому обслуживанию, организации отдыха, спорта, бытового обслуживания и т.п.