Буддийские монастыри строились. Буддийские храмы и монастыри

Возникший в VI веке до нашей эры буддизм является одной из древнейших религий мира. Его отличительная особенность — тесная связь не столько с традиционными верованиями, присутствующими в любой современной религии, сколько упор на философскую концепцию познания самого себя. Фактически буддизм - это учение о духовном пробуждении человека, которое становится возможным только при условии определённых действий со стороны самой личности.

За две с половиной тысячи лет буддизм широко распространился среди разных народов Юго-Восточной Азии, впитав в себя местные верования и культурные традиции. На сегодняшний день в буддизме насчитывается несколько крупных течений, каждое из которых ставит своей целью достижение личного освобождения от связующих пут мира - нирваны.

Буддийские монастыри мало похожи на религиозные общины других религий. Проживающие в них монахи хоть и живут постоянно в монастырях, но не сильно к ним привязаны. В древности буддийские монахи и вовсе бродили по бескрайним дорогам Азии, живя на пожертвования от населения. Сегодня сбор пожертвований также является неотъемлемой чертой быта современного буддийского монастыря. Помимо заботы о благосостоянии общины буддийские монахи находятся в постоянном процессе самосовершенствования, что, впрочем, не мешает им время от времени общаться с народом и даже заезжими туристами, которых в буддийских монастырях встречают довольно приветливо.


Буддийские монастыри — Фото.

1. Монастырь Юмбулаганг (Yumbulagang), Тибет

Монастырь Юмбулаганг - один из старейших архитектурных и религиозных памятников Тибета. В переводе на русский его название дословно означает - Священный дворец лани, но обычно монастырь называют Дворцом матери и сына. Построенный на восточном берегу реки Ярлунг более двух тысяч лет назад для первого короля Тибета, сегодня он является важной буддийской святыней. Четырёх ярусные постройки монастыря заканчиваются главным храмом, украшенным квадратными буддийскими куполами. Внутри восточная обитель расписана древними фресками, воспроизводящими раннюю историю Тибета. Сегодня в Юмбулаганге живут несколько буддийских монахов.

2. Монастырь Эрдэни-Дзу (Erdene Zuu Monastery), Монголия

Монгольский монастырь Эрдэни-Дзу относится к числу наиболее древних, дошедших до нас буддийских архитектурных строений. Его название, данное в конце XVI века при закладке первых построек Абтай-ханом, переводится на русский как «Храм драгоценного владыки», то есть Будды. Архитектурный ансамбль Эрдэни-Дзу представляет собой композицию из трёх храмов, сочетающих в себе древние зодческие традиции Монголии, Китая и Тибета. В былые времена на территории монастыря проживало более десяти тысяч лам и стояло около шестидесяти отдельных кумирен. Сегодня Эрдэни-Дзу - это действующий храм Лабран и музей древней культуры.

3. Монастырь Ганден (Ganden Monastery), Тибет

Тибетский монастырь Ганден, расположенный на горе Вангбур, на высоте в четыре с половиной тысячи метров над уровнем моря, считается одним из наиболее серьёзных буддийских организаций в мире. Здесь располагается университет буддийской школы Гэлуг, известной под названием «жёлтая вера». Настоятелем монастыря является глава учения, призывающего истинных буддистов придерживаться нравственности и строгого монастырского уклада. Ганден был основан в начале XV века. Монастырь сильно пострадал в 60-е годы во время «культурной революции» в Китае. Сегодня он ещё не до конца восстановлен, но уже принимает на своей территории посетителей.

4. Монастырь Ки Гомпа (Key Gompa), Тибет

Изумительной красоты монастырь Ки Гомпа, затерявшийся в суровых горах долины Спити, издалека напоминает своим внешним видом сказочную игрушку. Основанный в XI веке в качестве религиозного форта для наблюдений за близлежащей местностью, сегодня он представляет собой действующий буддийский монастырь, в котором в зимнее время года проживает не меньше 250 лам. Пополняющие монастырь монахи - вторые сыновья местных жителей. В стенах Ки Гомпа собрана богатая коллекция скульптур, музыкальных инструментов, книг и оружия. За свою историю монастырь несколько раз разрушался, что и обусловило его современную архитектурную форму - необычную, многоярусную.

5. Тибетский буддийский храм Юнхэгун (Yonghe Temple), Китай

Буддийский храм Юнхэгун, принадлежащий тибетской школе Гэлуг, располагается на Северо-Востоке Пекина. За ним закреплено несколько названий: например, «Дворец Мира и Гармонии», «Ламаистский храм» или «Лама храм». Возведённый в конце XVII-начале XVIII века, Юнхэгун в начале выполнял функцию резиденции дворцовых евнухов и только спустя десятилетия стал постепенно переходить под власть тибетских монахов. Архитектурно Юнхэгун представляет собой сочетание пяти залов - Небесных Царей, Гармонии и Мира, вечной защиты, Дхармачакры и Павильон десяти тысяч удач.

6. Тикси Гомпа (Thikse Monastery), Индия

Расположенный в Северной Индии, на вершине холма, стоящего на берегу реки Инд, буддийский монастырь Тикси Гомпа состоит из двенадцати уровней белоснежных построек с красными и жёлтыми вкраплениями отдельных зданий. Десять буддийских храмов, женский монастырь, зал для собраний и многочисленные хозяйственные строения были возведены в XV веке. Сегодня Тикси Гомпа - действующий монастырь, принадлежащий школе Гэлуг. Главной достопримечательностью буддийской общины является храм будущего Будды с огромной, в пятнадцать метров, статуей Майтрея, выполненной из глины, меди и золота.

7. Крепость-монастырь Пунакха-дзонг (Punakha Dzong), Бутан

Бутанский монастырь Пунакха-дзонг - само «Счастье» в архитектурной плоти, ведь именно так и переводится его название на русский язык. Приставка «дзонг» указывает на крепостную функцию строения, возведённого в XVII веке в качестве укреплённой крепости, в которой располагался не только буддийский монастырь, но и администрация города. В случае с Пунакха-дзонг - речь идёт об одноимённо городе Пунакха, бывшем долгое время столицей Бутана. Построенный на месте слияния двух рек Пунакха-дзонг представляет собой необычайно красивый архитектурный комплекс, состоящий из двух храмов и библиотеки.

8. Монастырь Таунг Калат (Taung Kalat), Мьянма

Буддийский монастырь Таунг Калат получил своё название по названию горы, на которой он расположен. Возвышающийся над городом, практически парящий в облаках, мьянмский архитектурный ансамбль отличается изящными архитектурными чертами и настоящим человеческим бесстрашием. Гора Таунг Калат - потухший более 24 веков назад вулкан, поросший в наше время зелёными деревьями - составляет идеальную природную основу для белоснежных храмовых построек, к которым с земли ведут 777 ступенек. Местные жители верят, что в глубинах горы Таунг Калат живут духи - наты, поэтому посещать монастырь нужно обязательно с их любимым свежим мясом.

9. Такцанг-лакханг (Paro Taktsang), Бутан

Такцанг-лакханг, что в переводе означает «Гнездо тигрицы», получил своё название в силу древней легенды о том, как буддийский учитель Падмасамбхава вознёсся на высокую гору, сидя верхом на своей жене, временно превратившейся в дикого зверя. Монастырь-крепость для наблюдения за окрестностями, располагается на высоте в три тысячи метров над уровне моря и в семьсот метров над местной долиной Паро. Основанный в 1692-м году Такцанг-лакханг практически полностью был уничтожен огнём в 1998-м году и восстановлен к 2005-му.

10. Сюанькун-сы (Hanging Monastery), Китай

Китайский монастырь Сюанькун-сы - уникальный храмовый комплекс, относящийся к «висячим» типам архитектурных конструкций. Основанный в 491-м году нашей эры в китайской провинции Шаньси, вблизи священной горы Хэншань, Сюанькун-сы объединяет в себе представителей трёх религий. Помимо буддистов здесь обосновались также конфуциане и даосисты. Здания монастыря крепятся к горе деревянными сваями. Их задней стенкой служат плотные горные породы. Сюанькун-сы состоит из сорока залов и павильонов и содержит в себе более восьмидесяти священных для восточных народов статуй.

Обитель Будды Шакьямуни - один из крупнейших буддийских храмов в Европе. Храм расположен в центральной части города Элиста. Он был освящен в конце 2005 года. Здание хурула в высоту достигает 63 м и вмещает 9-метровую статую святейшего, самую большую в Европе и России.

Открытие хурула произошло в конце 2005 года в канун празднования национального торжества Зул и годовщины депортации калмыков в сибирские степи и Дальний Восток в 1943 году. Пышная церемония стартовала в 6 утра с ритуала освещения. По той причине, что каноны буддизма запрещают привлекать на мероприятия такого рода мирян, для граждан провели телевизионную трансляцию церемониала. В открытии принимали участие религиозные лидеры Тувы, Калмыкии, Монголии, Бурятии, а также официальные лица из Японии, Европы, Индии, США, Непала. Полистайте .

Особенности буддийского монастыря

Религиозный объект считается одной из основных достопримечательностей великолепной Элисты. Он представляет собой грандиозное строение, где проходят молебны, пышные богослужения, ритуалы. По периметру храма установлено ограждение с чередующимися ступами белоснежного цвета. В общей сложности хурул окаймляет 108 ступ. Главными считаются южные врата. Еще с трех сторон можно попасть в Золотую обитель Будды Шакьямуни с северных, западных и восточных врат. Архитектурный план напоминает собой форму мандалы. Сооружение окружают пагоды со скульптурами выдающихся буддийских наставников монастыря Наланда. Всего пагод 17.

Интерьер хурула включает семь различных уровней. На первом находится музей, конференц-зал и библиотека. Второе помещение отдано на откуп молельного зала, где установлен гигантский Будда Шакьямуни. Как говорят служители храма, внутри скульптуры были заложены таинственные предметы драгоценности, мантры, пригоршни земли и растения со всех частей Калмыкии, благовония. Статуя украшена бриллиантами и сусальным золотом. На третьем уровне располагаются приемные помещения, в которых врачи тибетской медицины, монахи и астрологи принимают посетителей, помогая им, согласно своим знаниям. Здесь же разместилась администрация религиозного объекта.

Резиденция руководителя калмыцких буддистов устроена на четвертом уровне. Далай-лама XIV Тензина Гьятцо распоряжается с пятого уровня. Что касается шестого уровня, там расположено хозяйственное помещение. Чуть выше устроена комната для медитаций. К сожалению, простых смертных туда не пускают. Достигать совершенства мыслей в священном месте путем медитации дозволено исключительно служителям храма. Тем не менее, погрузиться в состояние нирваны можно в других помещениях хурула.

В России три основных региона распространения буддизма, и лежат они весьма далеко друг от друга: Бурятия, Республика Тыва и Калмыкия. Впрочем, есть и другие места. Рассказываем обо всех.

Санкт-Петербург


Самый северный буддийский храм в мире, дацан Гунзэчойнэй, находится в Санкт-Петербурге, хотя и располагается вдали от центра города, на Приморском проспекте. Он был закончен за несколько лет до Октябрьской революции, с перерывами работал в качестве храма до 30-х годов, витражи в нем изготавливались по эскизам Николая Рериха. Здание возвращено религиозной общине в перестройку, и сегодня там проходит множество богослужений. На главном алтаре храма установлен новый бурхан Большого Будды Шакьямуни, покрытый сусальным золотом, вместе с троном он достигает пятиметровой высоты.

Посещение дацана можно совместить с походом на Елагин остров, популярное место отдыха петербуржцев: буддистская обитель располагается через дорогу от его северного выхода. Кроме религиозных практик здесь можно отведать позы — типичную бурятскую еду, вариацию на тему мантов. Ни здесь, ни в иных местах российские буддисты не сильно заботятся на практике о счастье всех живущих существ: традиционно позы начинены говядиной или бараниной. Кафе располагается в подвале, интерьер непритязательный, зато интересные цены.

Столичным же верующим пришлось ждать довольно долго: только 16 сентября 2017 года в Отрадном состоялось торжественное открытие первой буддийской ступы просветления. Она находится на территории будущего буддийского храмового комплекса «Тупден Шедублинг — Центр изучения и практики учения Будды». Ступа открыта для посещения по субботам и воскресеньям с 11:00 до 17:00.

Калмыкия

Огромная Золотая обитель Будды Шакьямуни возвышается над Элистой, весьма малоэтажным и довольно обычным городом. Храм освятили в 2005 году, его окружают более сотни белоснежных ступ и 17 пагод со статуями великих буддийских учителей. Обойдите все и почитайте об этих великих мудрецах. Главная достопримечательность хурула — самая большая в России и Европе статуя Будды (9 м).

Расписание служб обширное: молебны о благополучии калмыцкого народа проводятся каждое утро, заупокойные молебны — по пятницам. В 8-й, 15-й и 30-й день лунного месяца проводятся мацг-одр — большие молебны. В храме днем можно получить индивидуальную консультацию, здесь работает музей, центр медицины, библиотека и киноклуб.

Байкал

Куда как проще увидеть одну из буддистских святынь туристам, посещающим Байкал. На небольшом острове Огой посреди байкальского Малого моря стоит буддийская ступа просветления. Ее полное название — Ступа просветления, покорения демонов, содержащая статую Женской Формы, Матери всех Будд, Единственной Матери Трома Нагмо. Строили святыню летом 2005 года за счет частных пожертвований волонтеры из многих российских городов: стройматериалы везли по воде на катерах, потом вручную поднимали на вершину. Здесь впервые в России в одном месте собрали и вложили в ступу для потомков обширную библиотеку (ее вес составил 750 кг) оригинальных буддийских текстов: полного собрания канонических текстов Ганджура — поучений, составленных из слов самого Будды, и Данджура — комментариев индийских буддийских учителей к сутрам и тантрам, были заложены и неизвестные ранее западной науке тексты на тибетском языке и санскрите. Кроме старинных манускриптов в ступу вложены мантры и священные буддийские реликвии, в том числе частицы волос и крови Будды Шакьямуни.

Тыва

Буддизм на территорию этого региона пришел еще в IX веке и закрепился к XIV веку, во времена, когда регион входил в состав Монгольской империи. После революции 1917 года все имеющиеся хуралы были закрыты, и только в 90-х годах началось постепенное возрождение буддийской общины. Храмовый комплекс «Зеленая Тара» в пригороде Кызыла уже больше десяти лет только планируется к постройке, чуть лучше обстоят дела со статуей Будды на священной горе Догээ. А главный храм республики Цеченлинг несколько лет назад пережил правовой скандал, связанный с определением права собственности. В Тыве буддизм особенно сильно смешивается с местными языческими верованиями. Пока проекты храмов не реализованы, обряды проводятся в природных священных местах, расписание можно попробовать уточнить в Объединении буддистов Тывы.

Столь удаленная республика, возможно, самое нетронутое место в России — в состав СССР она вошла самой последней, оставаясь формально независимой до 1944 года. Так что добравшиеся сюда смогут не только прикоснуться к буддизму, но и познакомиться с горной природой, древними обычаями или продолжить свое путешествие в Монголии, до границы с которой от столицы региона чуть меньше 300 км.

Алтай

Важным центром распространения буддизма является Алтай. Местное население издавна использовало элементы буддизма в своих культах, впрочем, не так сильно укоренившихся. Но вот энергетика местных гор сегодня привлекает ищущих духовного просветления.

Сейчас Республика Алтай является сосредоточием трех основных мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Здесь есть храмы, мечеть, но главный дацан пока не построен. Первый камень под строительство буддийского монастыря-университета заложили в 2015 году в селе Майма под Горно-Алтайском.

Также в Горно-Алтайске открыт камерный храм общины Ак-Буркан. Заняться практиками можно в центре «Шен Линг», духовным главой которого является тибетский лама. По предварительной договоренности здесь можно провести некоторое время в обучении медитации и духовных практиках. Официальную плату здесь не берут, все основывается на добровольном подношении учителю. Ученики обязуются не убивать, не воровать, не употреблять одурманивающих сознание веществ (табак, наркотики, алкоголь), не прелюбодействовать (не вступать в половые взаимоотношения с чужими партнерами).

Бурятия

Наконец, Бурятия — главный центр буддизма в России. Именно местные буддисты добились в XVIII веке у императрицы Елизаветы Петровны официального признания своей религии. Сегодня здесь, а также в соседней Читинской области действуют 23 дацана (монастыря). Добраться до Улан-Удэ относительно просто: через город проходит Транссиб, а в аэропорту — множество дальних (Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск) и местных рейсов. Если вы выберите самолет, то первый барабан со священными мантрами встретит вас на выходе из аэропорта.

Главная буддистская обитель, она же резиденция главы российского буддизма, — Иволгинский дацан, из города до него около часа на автомобиле. В монастырском комплексе с десятком храмов и статуй для приезжих проводятся экскурсии, можно принять участие в обрядах и ритуалах. Для этого надо подготовиться: прибыть в нужное строение дацана (или какую-то точку рядом с ним) в строго обозначенное время и иметь с собой определенные продукты (молоко, водка, мясо) или вещи. В одном из храмов дацана — Благословенном дворце хамбо-ламы Итигэлова хранится тело ламы буддистов Восточной Сибири. В 1927 году он умер и обрел нетленное тело: его останки пролежали до 2002 года в специальном саркофаге и не разложились, сейчас они хранятся в дацане и почитаются как святыня.

Из бонусов приехавшим в Улан-Удэ — огромная голова Ленина со слегка азиатским разрезом глаз посреди города, близость восточного, менее популярного и более дикого берега Байкала, а также железная и автомобильная дорога до столицы Монголии Улан-Батора.

Оценить статью

Буддийский монастырь Ларунг Гар – крупнейший буддийский монастырь в Тибете, но также самый большой религиозный институт в мире. По официальным данным, в нем проживают 10 тысяч монахов и монахинь - предельная численность священнослужителей, которым на постоянной основе разрешено проживать в Ларунг Гаре.

Однако в частных беседах монахи признаются, что население этого города-монастыря уже давно перевалило за 50 тысяч. Так что по всему видно, что это правило не соблюдается.

Почти каждый день, монахи и монахини, одетые в бордовые одежды, прибывают в этот отдаленный монастырь после длительного перехода через неприступные горы.

Они наслышаны о том, что самые гениальные учителя современного буддизма живут именно здесь.

В надежде стать их учениками они с легкостью преодолевают любые трудности путешествия, чтобы найти недавно возведенный мегаполис буддийской дхармы.

Удивительно, но основанный в 1980 году монастырь Ларунг Гар – является одним из самых «молодых» монастырей Тибета.

Буддийский монастырь современный Ватикан

Буддийский монастырь вырос из горстки учеников, которые посещали жившего в безлюдной долине буддийского монаха-отшельника по имени Кхенпо Джигме Пунцог.

Кхенпо Джигме Пунцог (тиб. འཇིགས་མེད་ཕུན་ཚོགས་འབྱུང་གནས་, вайли: ‘jigs med phun tshogs ‘byung gnas; кит. 晋美彭措) – наставник традиции Ньингма - самой древней школы тибетского буддизма.

Он происходил из семьи кочевников, живших в уезде Сертар провинции Кхам в Восточном Тибете.
В двухлетнем возрасте был признан перерождением Тертона Согьяла – великого буддийского мистика и наставника XIII-го Далай-ламы.

В 14-летнем возрасте он поступил на обучение в монастырь Нубзор, а уже в 24 года стал его настоятелем.

Во время Тибетского Восстания 1959 года китайские власти уничтожали духовенство и монастыри. За последующие 30 лет в стране было разрушено 6 254 монастыря. Далай-лама XIV, равно как и тысячи его сторонников (в основном представители духовных сословий) были вынуждены искать убежище в соседней Индии.

Однако Кхенпо Джигме Пунцог принял решение остаться в Тибете. Между 1960 и 1980 гг он уклоняется от вступления в Народную Освободительную Армию. Чтобы не попасть в руки китайских властей он отправляется простым кочевником в отдалённые места восточного Тибета.

В 1980 году Кхенпо Джигме Пунцог в сопровождении двух ближайших учеников отправился в безлюдную местность недалеко от Сертара дабы основать здесь монашеский скит.

Там, вдали от охвативших Тибет волн насилия и разрушений, небольшой группе монахов удавалось тайно продолжать свою практику Дзогчен под руководством Джигме Пунцога. Несмотря на трудности того времени, слава Кхенпо росла в геометрической прогрессии.

За двадцать лет Ларунг Гар из отшельнического скита превратился в самый большой монастырь в Тибете, а число монахов, постоянно проживающих при монастыре выросло до 10-ти тысяч.

В 1986 году Кхенпо Джигме Пунцог даровал посвящение в тантру бодхисаттвы Манджушри. Во время учений он заявил, что ему удалось лицезреть Манджушри наяву и тот сообщил ему, что, если он отправится на гору Утайшань, то это несомненно принесет пользу буддизму и людям в целом.

Гора Утайшань (кит. упр. 五台山, пиньинь: Wǔtái Shān, буквально: «Гора пяти высот») является одной из четырёх священных гор китайского буддизма. Она находится в городском округе Синьчжоу, примерно в 250 км к юго-западу от Пекина.

Утайшань считается местом пребывания бодхисаттвы мудрости, Манджушри или в китайском варианте Вэньшу (文殊).

В 1987 году Кхенпо Джигме Пунцог отправился в паломничество к горе Утайшань с намерением укрепить свою связь с бодхисаттвой Манджушри. Там ему удалось даровать учения нескольким тысячам человек, в числе которых были не только тибетцы, но и китайцы, а также монголы.

Посещение Утайшаня увеличило популярность Кхенпо Джигме Пунцога за пределами Тибета, а к числу его последователей прибавилось большое количество этнических китайцев.

Трудности Буддийского монастыря с китайским правительством

Во время этого паломничества ему удалось лицезреть определенные знаки, благодаря которым он получил воспоминания о своих предыдущих жизнях.

В своих видениях Кхенпо удалось обнаружить священное место, на котором, по его убеждению, в далеком прошлом располагался дворец легендарного короля Гесара.

Как ни странно, это заявление привело к инициации китайским правительством археологических раскопок, в ходе которых были обнаружены древние строительные блоки, различные строительные материалы и даже несколько сокровищниц.

Кхенпо Джигме Пунцог стал первым монахом в современном Тибете, который смог построить крупный учебный центр. Говорят, что он обладал чрезвычайной харизмой, благодаря которой он удивительным образом влиял на представителей местной власти.

И все же с 2001 по 2003 годы Ларунг Гар пережил три волны репрессий: почти 8 500 монахов были изгнаны из монастыря, а 3 000 монашеских домов были разрушены.

Численность монастыря была насильно сокращена до полутра тысяч человек.

В это же время здоровье Кенпо Джигме Пунцога сильно пошатнулось, и он был вынужден лечь в больницу. 7 января 2004 года Джигме Пунцог скончался в военном госпитале города Ченду.

На сегодняшний день политический климат в Китае стал гораздо мягче: это способствовало тому, что Ларунг Гар снова разросся и даже превысил численность 2001 года. Установленные границы монастыря (за которыми строительство монашеских келий запрещено правительством) активно нарушаются.

Каждый год более чем 1000 новых хижин строятся как профессиональными бригадами, так и самими монахами, которые прибегают к помощи своих семьи и друзей. Некоторые дороги вокруг монастыря были заасфальтированы и снабжены уличными фонарями. В самые большие общежития была проведена вода.

Следует также отметить, что около 20% монахов, населяющих Ларунг Гар – это этнические китайцы, многие из которых до того, как уйти в монастырь были успешными бизнесменами, учеными и даже политиками.

Монастырем управляет исполнительный комитет, состоящий из семи высокопоставленных лам, но интересным представляется тот факт, что в настоящее время настоятелем монастыря является женщина – Дакини Джецунма Мумцо, которая имеет статус высоко реализованного мастера.