Авианосец китая ляонин. Китайский авианосец "Ляонин": история, особенности, технические характеристики и интересные факты

На вооружении ВМФ КНР стоит два авианосца: «Ляонин» и «Проект 001А», который получит своё официальное название только к 2020-му году.

История этого авианосца крайне запутана и даже несколько драматична. В 1985 году в ныне украинском городе Николаеве на Черноморском судостроительном заводе началось создание нового авианосца для Тихоокеанского флота ВМФ СССР. Название судна несколько раз менялось, но, в конечном счёте, авианосец официально стал «Варягом». По своей конструкции новый корабль практически полностью совпадал с построенным ранее авианосцем «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Однако в конце 1991 года государство СССР прекратило своё существование. Строительство авианосца «Варяг» на тот момент был закончено всего на 68%. Черноморский завод отныне принадлежал исключительно украинской стороне. Но из-за недостатка финансирования новые владельцы корабля не только не закончили постройку авианосца, но и не обеспечили ему должную охрану. С судна было украдено всё, что можно было вынести. Поэтому в 1997 году было объявлено о продаже корабля на металлом. Аукцион выиграла туристическая компания из Макао. Согласно официальному заявлению, покупатели планировали сделать из корпуса боевого корабля казино на воде. До этого китайские компании уже дважды покупали ветхие советские авианосцы для их переоборудования в плавучие развлекательные заведения. Тогда ещё никто не знал, что за подставной фирмой из Макао скрывалось руководство ВМС КНР, желавшее включить в состав китайского флота бывший советский авианосец.

Транспортировка «Варяга» заняла очень много времени, к китайским берегам корабль был пришвартован лишь весной 2002 года. Несмотря на то, что с 1991 года авианосец медленно разрушался, и в нём не хватало части оборудования, обшивка и внутренние механизмы оставались крепкими и надёжными.

Поскольку к судну не прилагалось никакой технической документации, китайские специалисты несколько лет изучали корабль. Только в августе 2011 китайской стороне удалось закончить строительство «Варяга», который с этого момента назывался «Ляонин». А в 2012 году списанный в утиль 15 лет назад авианосец получил вторую жизнь и стал полноценной боевой единицей китайского флота.

А вот второй авианосец, стоящий на вооружении КНР, китайская сторона построила самостоятельно. Создание этого судна долгое время держалось в секрете. До общественности только изредка доходили отдельные слухи, но в 2015 году китайские власти официально объявили о строительстве нового боевого корабля. На этапе проектирования будущего судна были использованы чертежи «Ляонина». Поэтому, по иронии судьбы, и этот новейший китайский авианосец напоминает советское боевое судно.

Конечно, новый корабль будет иметь некоторые усовершенствованные детали. Например, большее водоизмещение, более длинные взлётные полосы, электромагнитную катапульту, электронику последнего поколения и многое другое.

Одновременно в Китае была закончена разработка модели новейших палубных истребителей, которыми будут укомплектованы оба авианосца.

В апреле 2017 года авианосец был спущен на воду, но пока он будет проходить дополнительные испытания. По всей вероятности, новой боевой единицей «Проект 001А» станет только в конце 2019 года. Министерство обороны предложило жителям Китая самим выбрать название для судна. Для этого даже было открыто интернет-голосование. Китайцы предпочли назвать свой боевой корабль в честь рака-богомола или ротоногого рака, населяющего моря Дальнего Востока.

Авианосцами называют огромные суда, на палубу которых могут садиться самолеты и вертолеты. Они как нельзя лучше иллюстрируют боевую мощь государства. Далеко не каждая страна может похвастаться наличием в своем вооружении авианосца. Авианосец «Ляонин» стал первым судном такого класса, которое пополнило ряды военно-морского флота Китая. Прежде чем это произошло, судну пришлось пережить немало интересных событий. Оно создавалось в Советском Союзе, достраивалось на Украине и в результате попало в Китай. Давайте разберемся, как все это произошло и чем вообще может похвастаться китайский авианосец с советскими корнями.

Строительство

В декабре 1985 года на черноморском судостроительном заводе было знаменательное событие - спуск на воду головного крейсера проекта 11435. Освободившаяся платформа для строительства, которая в корабельной практике называется стапелем, пустовала недолго - вскоре на ней заложили новый ТАКР (тяжеловесный авианесущий крейсер). Сначала судну дали имя «Рига». Оно, в отличие от головного крейсера проекта, было рассчитано на применение в тихоокеанских водах. Главное отличие судна от головного корабля состояло в более современном радиолокационном комплексе.

Спуск на воду

В ноябре 1988 года «Ригу» спустили на воду. Строительство должно было завершиться на плаву. Летом 1990 года будущий авианосец переименовали в «Варяг». На первых порах строительство судна шло стремительно, с четким соблюдением графика. Но к концу 1991 года, когда СССР начал распадаться, строительство остановилось. На тот момент корабль был готов на 68 %. В конечном итоге в 1992 году его законсервировали. От финансирования отказалась как Россия, так и Украина. Корабль даже не смогли уберечь - в 1993 году, когда охрану распустили из-за отсутствия финансирования, судно начали разворовывать.

Новый хозяин

Чтобы от крейсера была хоть какая-то польза, его решили продать как металлолом. В 1997-м объявили международный тендер на приобретение корабля. Туристическая фирма, зарегистрированная в португальской колонии Макао, предложила за судно самую большую цену - 20 миллионов долларов. В результате весной 1998-го недостроенный авианесущий крейсер стал принадлежать ей. Компания утверждала, что в огромном корпусе авианосца она построит помпезный торговый центр. Немного позже оказалось, что компания была подставной. Сегодня уже никто не скрывает, что фактически корабль приобрели военно-морские силы Китая.

Доставка к покупателю

Чтобы судно было доставлено на место назначения, понадобилось много времени и ресурсов. Корабль не успели оснастить двигателями и системами управления, а значит, его нужно было буксировать. Территорию завода недостроенный авианосец покинул летом 2000 года. Стоило ему попасть в Черное море, как возникли проблемы с турецкими властями. В результате он простоял на месте практически до зимы 2001 года. Отправившись в путь и дойдя до Эгейского моря, крейсер из-за сильного шторма оторвался от буксира.

Когда сцепку с горем пополам восстановили, судно отправилось вокруг Африки, через Гибралтар. Затем оно через Индийский океан и Сингапур вышло в Южно-Корейское море. И лишь в марте 2002 года бывший «Варяг» был доставлен в китайский порт Далянь. Его путь к месту назначения составил 15 тысяч миль.

Дальнейшая судьба

Корабль продавали в качестве металлолома, поэтому к нему не прилагалось строительной документации. Первые несколько лет китайские инженеры изучали корабль. И только в 2005 году началась достройка авианосца. По предварительным данным, он должен был использоваться для обучения молодых пилотов.

Достройка

Советское судно было выполнено очень качественно, так как строилось для себя. Конечно, за время простоя оно покрылось коррозией, но главные части (корпус, котлы, винты и обшивка) сохранились вполне неплохо. Все, что можно было украсть с корабля (кабели, электроприборы и т. д.), было украдено с него еще во время простоя в Николаеве.

Чтобы восстановить нормальное состояние судна, китайцам пришлось проделать недюжинную работу. Они не имели в своем распоряжении какой-либо документации, поэтому электрическую систему корабля пришлось разрабатывать с нуля. А снарядить крейсер существующим в расположении китайских военных вооружением было трудно из-за того, что он строился под другое, отечественное вооружение.

Изрядно потрудившись, китайцы все-таки смогли построить свой первый авианосец. Летом 2011 года состоялись первые испытания его ходовых характеристик. Судно едва ли не целый год находилось в плавании и лишь изредка заходило в порт Далянь для устранения недоработок.

В сентябре 2012 года на авианосец «Ляонин » погрузли боекомплект, и он отправился на испытания вооружения. Спустя несколько недель крейсер официально вошел в ряды военно-морского флота Китая. Первый китайский авианосец «Ляонин» был назван в честь одной их местных провинций. Больше про учебный статус корабля никто уже не вспоминал. Сейчас, судя по всему, он является полноценной боевой единицей.

Интересно отметить, что крейсер служит в тех же водах, для которых он и создавался, только под флагом другого государства. Переходим к рассмотрению технических характеристик, которыми может похвастаться данный корабль.

Вооружение

На судно не было установлено массированного вооружения, под которое его готовили советские конструкторы. Он был вооружен минимальным количеством оружия, достаточным для самообороны. Подобная практика была реализована на ряде американских авианосцев. По предположению отечественных инженеров, шахты, предназначенные под основной ударный комплекс, были переоборудованы китайцами под хранилище для топлива и боеприпасов авиагруппы.

Во время достройки авианосец «Ляонин » был оборудован зенитными установками местного производства. Надо признать, что они по своему составу и возможностям значительно отстают от установок, предполагаемых по советскому проекту. Что касается авиагруппы, то для своего первого авианесущего крейсера китайцы даже создали специальную модификацию истребителя J-11, которую назвали J-15. Стоит отметить, что данный самолет является едва ли не копией истребителя Су-27 советского производства.

Помимо самолетов, на палубе будут служить также вертолеты Z-9 и Z-18. А для радиолокационного дозора на дальних дистанциях КНР закупила у РФ вертолеты Ка-31. В общей сложности авиагруппа крейсера представлена 24 истребителями, 6 противолодочными вертолетами, 4 вертолетами ДРЛО и 2 поисково-спасательными вертолетами.

Связь и прочее оборудование

При строительстве «Варяга» предполагалось, что на него будет установлен РЛК (радиолокационный комплекс) «Форум», вместо «Марс-Пассата», которым оборудовался головной корабль серии. Поэтому места крепления антенных постов «Марс-Пассата» были при строительстве «Варяга» заделаны. А во время достройки судна в Китае на эти же места были установлены решетки антенн китайского РЛК 348. Занимательный факт: авианосец «Ляонин» больше похож на головной корабль серии 11435, чем на недостроенный «Варяг». Судно также было оборудовано вращающейся антенной китайской радиолокационной станции под названием «Морской орел».

С точки зрения авиационно-технической части, первый авианосец Китая - «Ляонин» - сохранил особенности, которыми обладала советская разработка. Речь идет о трех стартовых позициях, оборудованных газоотбойными щитами и убираемыми задержками, трамплине вместо катапульт, оптической системе посадки и четырех аэрофинишерах тросового типа, оснащенных гидравлическими тормозными машинами.

В корме судна, у левой части кромки, находится пост руководителя визуальной посадки открытого типа. Подобные посты в своих авианосцах используют американцы. В советских авианесущих крейсерах пост выполняется в виде закрытой остекленной рубки, в которой комфортнее работать на Севере и Дальнем Востоке.

Все остальные характеристики, которыми обладает авианосец «Ляонин» (двигатели , системы управления и прочее) не разглашаются. Известно лишь, что тысячному экипажу очень комфортно жить на палубе судна. В этом плане оно обошло другие корабли ВМФ Китая.

Авианосец «Варяг»/«Ляонин»: служба

В 1991 году в СССР началось формирование экипажа для строящегося на тот момент крейсера «Варяг», однако в 1993 году его расформировали.

В 2012 году, когда «Ляонин» поступил на вооружении Китая, на нем начали проводить тренировки пилотов морской специализации, в том числе на истребителе J-15. 5 ноября этого же года на авианосец впервые осуществили посадку самолета с зацепом троса. В конце 2013 года одно из судов, идущих в «Ляонинском» эскорте, чуть ли не столкнулось с американским кораблем USS Cowpens в Южно-Китайском море. В сложившемся недоразумении представители двух стран обменялись взаимными обвинениями.

В ноябре 2014 года крейсер посетил министр обороны Америки - Чак Хейгел. Приехав в Китай с официальным визитом, он не мог не взглянуть на первый китайский авианосец. Ему провели двухчасовую экскурсию по судну. Хейгел в целом положительно отозвался об авианесущем крейсере, однако сказал, что Китаю еще есть чему поучиться на этом поприще. Что, в общем-то, неудивительно: должны пройти десятилетия, чтобы можно было всерьез рассматривать «Ляонин» против авианосцев США. Америка уже давно освоила строительство подобной техники и постоянно развивается в этом направлении.

Осенью 2015 года в СМИ появилась информация о том, что крейсер пришвартовался в порту Тартус (Сирия). Однако, по мнению экспертов, данная новость вымышлена. Дело в том, что пройти через Тихий и Индийский океаны незамеченным вряд ли удастся такому габаритному кораблю, как «Ляонин» (авианосец). Где сейчас находится судно, неизвестно. Оно периодически покидает порт с целью испытаний.

Заключение

Сегодня мы подробно рассмотрели авианосец «Ляонин» (Китай). История данного судна была весьма необычной. Оно строилось в трех странах, и лишь последняя из них смогла завершить это дело. А еще «Ляонин» является единственным авианосцем, проданным за столь незначительную цену.

Утром 26 апреля Китай спустил на воду первый авианосец собственного производства. До того в ВМС Китая был только один корабль такого типа — "Ляонин", построенный на базе советского крейсера "Варяг". Но, по словам самих китайцев, это только начало. В планах — создание шести авианосных ударных групп и десяти военно-морских баз по всему миру.

Сюй Гуаньюй, отставной генерал-майор и старший советник в Ассоциации по контролю над вооружениями и разоружению, еще в прошлую пятницу на страницах газеты Министерства обороны Китая PLA Daily заявил, что Китай построит десять баз для своиx авианосцев, желательно на всех континентах мира, но это будет зависеть от отношений Китая с различными странами.

Помимо самих авианосцев, там будут базироваться ударные подводные лодки и эскадренные миноносцы с управляемым ракетным оружием. Заявленная цель создания авианосных групп, как пишет PLA Daily, — обеспечение "прорыва" флота Китая через первую цепь островов (Япония, Тайвань, Южная Корея, Филиппины) и установление влияния Китая на западе Тихого океана.

Второй и третий авианосцы

Новый китайский авианосец Type 001A должен встать в строй в 2020 году, на его борту предусматривается базирование от 28 до 36 истребителей "Цзянь-15" (J-15). Корабль пока не получил имя и проходит под названием CV-17. Его строительство заняло всего два года. Для сравнения: бывший "Варяг" купили в 1998 году, а в строй он встал только в 2012 году.

Западные аналитики отмечают, что строительство крупнейшего в истории страны военного корабля дает Китаю бесценный индустриальный опыт. Несмотря на то что новый CV-17 очень похож на "Ляонин", в этом нет ничего страшного. Например, американские авианосцы типа "Нимиц" строятся по одной модели 40 лет, но именно это позволяет потом судостроительной индустрии сделать шаг вперед и выйти на новые классы кораблей.

Эксперт о новом китайском авианосце: это модернизированный советский проект Спуск на воду второго по счету китайского авианосца стал началом нового этапа в развитии авианосного флота КНР. Это мнение в эфире радио Sputnik высказал директор Института Хо Ши Мина Владимир Колотов.

В то же время эксперты отмечают, что CV-17 пока не сможет стать ядром авианосной ударной группы, так как не обладает соответствующей дальностью автономных операций, зависит от авиаразведки наземного базирования (не в состоянии запускать самолеты с системой раннего оповещения) и несет слишком мало самолетов.

Тем временем в Шанхае уже ведутся работы над созданием третьего китайского авианосца Type 002, который, возможно, будет атомным и будет больше походить на американские разработки типа "Джеральд Форд", а не на советские модели.

База в Джибути

Что касается десяти баз, то пока с натяжкой единственной зарубежной китайской военно-морской базой, или "пунктом поддержки", можно назвать объекты в Джибути в Восточной Африке. Еще год назад Министерство обороны Китая подтвердило, что ведет там строительные работы, а впервые Китай использовал эту базу во время эвакуации своих граждан из Йемена весной 2015 года, после чего начал переговоры о постоянном присутствии.

Китайские военные эксперты утверждают, что хотя на базе и будут дислоцироваться солдаты, она все же будет отличаться от соседей по Джибути — военных баз Франции и США. В первую очередь она будет служить точкой обслуживания судов Китая в регионе, а также позволит держать руку на пульсе судоходства через Суэцкий канал. Впрочем, также она будет служить для поддержки операций ВМС Китая в Индийском океане и для более оперативного реагирования на события в Северной Африке и на Ближнем Востоке.

Шэнь Динли, профессор из Университета Фудань в Шанхае, заявил, что США развивали свой бизнес по всему миру и посылали своих военных защищать его интересы на протяжении 150 лет. Теперь пришло время Китаю делать то же самое.

Другие базы в теории

До создания базы в Джибути китайские ВМС использовали порт Виктория на Сейшелах для заправки кораблей и отдыха моряков наравне с ВМС других стран. Правда, в этом случае Китай пошел дальше и подарил береговой охране Сейшел патрульный катер в знак благодарности за прием своих военных кораблей.

Сегодня Пекин участвует в коммерческих инфраструктурных проектах в порту Гвадар в Пакистане на берегу Аравийского моря и порту Хамбантота в Шри-Ланке. И хотя проекты коммерческие, в том же Гвадаре Китай предлагает пакистанцам услуги по обеспечению безопасности порта. О возможном создании военно-морской базы Китая в Гвадаре говорит и Сюй Гуаньюй.

В 2014 году китайские подводные лодки пришвартовались в порту Коломбо в Шри-Ланке. Причем сделали это в контейнерном терминале, принадлежащем китайской коммерческой компании, а не в обычном месте швартовки кораблей ВМС других стран мира.

На Мальдивах Китай в рамках концепции "Морского Шелкового пути XXI века" инвестирует в инфраструктурный портовый проект iHavan. Ожидается, что Мальдивы не смогут выплатить огромные долги, и, по сути, все объекты в будущем перейдут под контроль Пекина как в коммерческом плане, так и в военном при необходимости.

Действуя по формуле "политика — это большая экономика", Китай в теории может развернуть береговую инфраструктуру на основе своих коммерческих активов в других странах, не обязательно прибегая к уже существующим зарубежным портовым услугам, которыми пользуются ВМС других стран.

Надо отметить, что слухи о планах создания Китаем 18 военно-морских баз по всему Мировому океану циркулируют уже многие годы, как минимум с 2014-го. Агентство Синьхуа в свое время "рекомендовало" создание баз в таких портах, как: Чхонджин (Северная Корея), Порт-Морсби (Папуа — Новая Гвинея), Сиануквиль (Камбоджа), Ко Ланта (Таиланд), Ситтве (Мьянма), Джибути, Мальдивы, Сейшелы, Гвадар (Пакистан), порт Дака (Бангладеш), Лагос (Нигерия), Хамбантота (Шри-Ланка), Коломбо (Шри-Ланка), Момбаса (Кения), Луанда (Ангола), Уолфиш-Бей (Намибия), Дар-эс-Салам (Танзания).

Мало кто верит, что Китай сможет закрепиться во всех этих точках и тем более открыть там базы, но можно напомнить, что в 2014-м никто не верил и в базу Китая в Джибути. Тем не менее сегодня это уже реальность.

Китай разбил бутылку шампанского о корпус своего второго авианосца. В то время как новый, безымянный авианосец выглядит как копия авианосца советского производства Ляонин, Китай вобрал в себя уроки, извлеченные из старых судов при строительстве своего нового корабля. Новый авианосец, который был заложен в 2013 года, должен вступить в строй в 2020 году.

До сих пор мало что известно о новом авианосце в Китае, который известен только как Тип 001a. Пройдут годы ходовых испытаний и практики, чтобы он стал полностью функционирующим авианосцем.

Первый авианосец собственного производства в Китае был построен в Даляне, Китай, бывшем российском городе Дальний.

До сих пор у Китая был только один только оперативный авианосец, Ляонин. Как и большая часть военной техники Китая, Ляонин является переделкой старой модели советского производства.

Ляонин пришвартовался в порту Далянь, провинция Ляонин, в 2012 году.

Советский стиль авианосцев, которыми пользуются Россия и Китай до сих пор, имеет иную цель, чем плоскопалубные авианосцы США. Вместо того, чтобы по-настоящему быть глобальным ударным авианосцем, эти корабли имеют больше смысла для береговой обороны.

Палубный самолет J-15 «Летающая Акула» на палубе Ляонина.

Ляонин запускает самолеты с трамплина палубы, потому что у него нет катапульты, которые используются на американских авианосцах.

Два самолета J-15 «Летающая Акула» на трамплине платформы Ляонин.

Это означает, что самолеты J-15 «Летающая Акула», которые взлетают с Ляонина или нового авианосца Тип 001a, не могут нести столько же топлива и столько бомб, как палубные самолеты США. Это значительно ограничивает их возможности и эффективность в бою.

С авианосца Китая Ляонин запускают ракету «Леопард»

Российский авианосец «Адмирал Кузнецов», который в какой-то степени является основой конструкции авианосцев Ляонин и Тип 001А, является единственным российским авианосцем. Корабли имеют одинаковый размер и скорость.

Российский авианосец «Адмирал Кузнецов».

Российский авианосец «Адмирал Кузнецов» недавно участвовал в боевых действиях в Средиземном море в 2016 году для поддержания сирийского правительства. Везде российский авианосец сопровождает буксир в случае его поломок, как это было в 2012 году.

Южный сосед Китая – Индия имеет два небольших авианосца.

Авианосец «Викрамадитья» Индии, построенный для него на российской военной судоверфи.

За последние несколько лет, Ляонин использовался как учебное судно.

Японский вертолетоносец класса Хьюга перед авианосцем класса Нимиц.

Восточный сосед Китая — Япония имеет «вертолетный эсминцы», который предназначен для перевозки вертолетов и самолетов короткого или вертикального взлета.

Но недавно Япония запустила крупный вертолетоносец класса Идзумо. Скоро эти перевозчики будут поддерживать самолеты морского варианта Ф-35Б, которые обеспечат беспрецедентное доминирование в воздухе и на море.

Но США является бесспорным мировым лидеров в авианосцах. Авианосец Авраам Линкольн, один из кораблей ВМС США из 10 авианосцев класса «Нимиц», который несет больше самолетов, чем Ляонин или Тип 001a, с катапультами, позволяющими запускать более тяжелые самолеты.

Американские авианосцы в отличие от российских, китайских и индийских имеют атомную энергоустановку, поэтому они могут плавать вокруг земного шара без дозаправок от танкеров или портов.

Но сообщается, что Китай имеет планы по строительству авианосцев с катапультами и с атомными энергоустановками, что, возможно, позволит быть более конкурентоспособным с американскими авианосцами.

Авианосец Китая Ляонин по сравнению с авианосцем США «Мидуэй».

Авианосец ВМС США «Авраам Линкольн» вместе с кораблями из Австралии, Чили, Японии, Канады и Кореи во время учений 2000 года.

Кроме того, в настоящее время в США разрабатывается новый класс авианосцев с негабаритной ядерной силовой установкой для поддержки оружия будущего, такого, как рейлганы и лазеры.

Авианосец класса Нимиц и класса Форд.

Другие страны могут похвастаться меньшим количеством типов самолетов, и только в США действует палубный ДРЛО.

Таблица, показывающая в каких странах больше всего авианосцев и относительные размеры авианосцев со всего мира.

Авианосец ВМС США Джеральд р. Форд изображенный на этом рисунке немного больше, чем авианосец Нимиц, которые сейчас находятся на службе в ВМС США.

В настоящее время США имеют больше авианосцев, чем остальной мир вместе взятый.

Бурное экономическое развитие Китайской Народной Республики все отчетливее сказывается на росте возможностей ее вооруженных сил. Сегодня одним из направлений развития боевого потенциала НОАК становится формирование авианосных ударных групп в составе ВМС Китая. Авианосец «Ляонин» открывает серию статей на данную тематику.

Согласно военным специалистам Японии, военно-политическое руководство КНР неоднократно санкционировало разработку авианесущего корабля силами национального оборонно-промышленного комплекса.

Первая попытка спроектировать корабль для одновременных действий авиации и сил морского десанта предпринята в рамках «Проекта 707». Проект утвержден в июле 1970 г., закрыт в сентябре 1971 г. Работы над новым кораблем для обеспечения действий авиации получили обозначение «Проект 891» (утвержден в январе 1989 г., закрыт в 1998 г.).

ТАВК «Варяг»

Очевидно, что сворачивание второй разработки учитывало приобретение в 2002 г. в Украине за 20 млн. долл. США недостроенного советского тяжелого авианесущего ракетного крейсера «Варяг». Корабль отбуксировали на Судостроительный завод №1 в г. Далянь (северо-восточный Китай). На завод пригласили и украинских судостроителей. Последние действовали под прикрытием компании, осуществляющей ремонт судов под Регистр.

Китайские специалисты признают, что тесное знакомство с кораблем и его конструкторами позволило им сэкономить 8–10 лет только на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Согласно данным китайских источников, решение о ремонте и модернизации «Варяга» Командование ВМС НОАК приняло 26 апреля 2005 г.

Свое наименование авианосец «Ляонин» получил 25 сентября 2012 г. в честь провинции, в которой находится г. Далянь

Основные этапы постройки

Для модернизации авианесущего корабля на территории судостроительного завода были возведены крытый сборочный цех и сухой док. Их длина составляет 400 и 360 м соответственно. Эти сооружения позволят и в будущем строить более крупные атомные авианесущие корабли.


Отметим основные вехи процесса достройки и подготовки первого авианесущего корабля ВМС НОАК.

Будущий авианосец «Ляонин» завели в сухой док в апреле 2005 г. для проведения инспекции подводной части и начала работ на стапеле. Работы фактически завершились к 27 июля 2011 г. Суммарная стоимость проведенных работ оценивается в 10 млрд. юаней. За этот период китайские судостроители из Даляня и Шанхая прошли серьезную практику. По расчетам китайских инженеров, авианосец «Ляонин», который официально введен в состав ВМС НОАК 25 сентября 2012 г., должен прослужить в течение 35 лет.

В результате перепроектирования внутренних помещений корабля и установки современного цифрового оборудования стандартное водоизмещение «Ляонина» составляет 55 тыс. тонн. Его полное водоизмещение достигает 67,5 тыс. тонн. Экипаж насчитывает одну тысячу человек.

Морские походы

В свое первое плавание корабль вышел 30 октября 2012 г. Уже через месяц, 23 ноября 2012 г., летчики морской авиации на тяжелых истребителях «Цзянь-15» совершили первые посадки на палубу. По состоянию на 21 сентября 2013 г. летчики первого полка палубной истребительной авиации выполнили 100 взлет-посадок. Это позволило провести проверку системы тормозных тросов на прочность в условиях высокой интенсивности полетов.


Авианосец «Ляонин»

Авианосец «Ляонин» 2 января 2014 г. вышел в учебно-испытательный поход продолжительностью 37 суток. В ходе похода первый экипаж корабля получил опыт использования радионавигационных систем, проверил все установленные РЛС, систему управления полетами (СУП), отработал действия палубной команды.

При организации работы команды корабля использовался опыт ВМС США. Это означает, что все члены экипажа в зависимости от предназначения носят жилеты определенного цвета: белый – группа управления воздушным движением, красный – вооружение, фиолетовый – топливо, зеленый – обслуживание и ремонт и т.д.


На палубе авианосца «Ляонин»

В отношении СУП авианосца «Ляонин» известно, что одна смена состоит из шести военнослужащих. Они наблюдают за ситуацией на палубе при помощи 16 видеокамер высокого разрешения. Информация с камер передается на четыре широкоформатных монитора. Кроме того, в распоряжении дежурной смены СУП находится прозрачный масштабный макет летной палубы и ангара, на котором отражается текущая обстановка на корабле.

Авианосец «Ляонин» – ядро АУГ

24 декабря 2015 г. состоялись первые учения по слаживанию действий экипажей боевых кораблей перспективной авианосной ударной группы (АУГ) ВМС НОАК. Кроме того, были выполнены контрольные мероприятия подготовки второй группы летчиков палубных истребителей.

Через год, 23 декабря 2016 г., над акваторией Желтого моря прошли первые учения палубной авиации. В ходе мероприятия летчики истребителей выполнили дозаправку в воздухе и провели несколько учебных боев против смешанной эскадры Восточного Флота ВМС НОАК.


Истребители на палубе «Ляонина»

Следует отметить, что экипажи кораблей начали подготовку к этим учебным боям еще 15 декабря 2016 г. В рамках подготовительного периода отрабатывались:

  • вопросы раннего обнаружения воздушных целей и раннего предупреждения о воздушном нападении;
  • электронный перехват целей;
  • электронные пуски ракет по надводным кораблям условного противника;
  • приемы противоракетной обороны.

По результатам данных тренировок уже 2 января 2017 г. авиационная группа «Ляонина» приступила к новым учебным мероприятиям, но теперь над акваторией Южно-Китайского моря.

Формирование АУГ

В рамках последующих учений АУГ ВМС НОАК в ее состав были введены эсминцы проекта 052С «Чанчунь», «Цзинань» и «Яньтай». Корабли данного проекта составляют основу ПВО АУГ.


В апреле 2018 г. АУГ ВМС НОАК провела совместные с ВВС учения. Их целью стала противолодочная оборона и отражение массированных налетов бомбардировочной авиации вероятного противника. Задачи учений отрабатывались в акваториях Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей, а также в западных районах Тихого океана.

В настоящее время авианосец «Ляонин» находится у причальной стенки судостроительного завода в г. Далянь. Корабль ожидает замены трехкоординатной РЛС дальнего обнаружения воздушных целей, некоторых агрегатов и радиоэлектронных систем на более современные

Авианосец «Ляонин» – особенности конструкции

Известно, что китайские и украинские специалисты не стали переделывать летную палубу и оставили трамплин с подъемом в 14 градусов. Однако, проведена полная замена системы ПВО корабля. Некоторые специалисты в КНР утверждают, что китайские конструкторы излишне упростили и даже ослабили ее. На корабле разместили всего три 30 мм одиннадцатиствольные зенитные установки H/PJ-11 (также известны как «Тип 1130») и три механизированные пусковые установки ЗУР «Морское красное знамя 10».


Двигатели и топливо

Китайские специалисты в области судовых силовых установок смогли скопировать котлотурбинные агрегаты (КТА) советского производства. В КНР они получили обозначение ТВ-12 (по другим данным TY-12).

Согласно китайским источникам, авианосец «Ляонин» получил четыре КТА ТВ-12 суммарной мощностью 150 тыс. л.с. Дополнительно установлены еще 8 КТА повышенного давления (работают на дизельном топливе), которые обеспечивают еще 50 тыс. л.с.

Данный комплекс КТА позволяет «Ляонину» уверенно поддерживать скорость 30 узлов на протяжении пяти часов. Следует отметить, что китайские инженеры тщательно анализируют возможности КТА российского производства КВГ-6М (располагают трехмерными чертежами и рисунками). По их мнению, агрегаты позволят единственному российскому авианесущему крейсеру проявить все свои возможности.

Стандартная и максимальная емкость топливных танков (мазут) составляет 6 тыс. и 8 тыс. тонн соответственно. По оценкам обозревателей военно-технических изданий Китая, для полной подготовки авианосца к походу необходимо от трех (при работающих КТА повышенного давления) до 10 часов.


Известно, что китайские специалисты прорабатывают возможность применения двух тяжелых газотурбинных двигателей R0110. По данным проведенных испытаний двигатели развивают максимальную мощность 150 тыс. л.с. (114500 кВт) и обладают ресурсом в 200 тыс. часов.

Два таких ГТД позволят авианосцу «Ляонин» легко развить скорость в 35 узлов, а более тяжелым перспективным кораблям обеспечат скорость 30 узлов. Следует отметить, что появление таких турбин, равно как и серийное производство некоторых компонентов палубных истребителей стало возможным после появления в КНР гидравлического пресса, обеспечивающего давление 80 тыс. тонн.

Расчеты, расчеты

Согласно данным, полученным в ходе нескольких морских учебно-боевых походов, при постоянной скорости 18 узлов (минимальная разрешенная скорость для проведения полетов палубных истребителей) корабль потребляет 390 тонн мазута. Это позволяет ему преодолевать около 780 км. Таким образом, одной заправки топливом в объеме 6 тыс. тонн такому авианосцу, как «Ляонин» достаточно только на 12 дней похода.

При цене мазута 2169 юаней за тонну стоимость такого краткосрочного выхода в море составляет 13 млн. юаней, или около 130 млн. руб. Традиционно продолжительность учебно-боевого похода авианосца «Ляонин» составляет 38–40 суток. При этом, максимальный боевой радиус корабля – более 4200 миль. Стоимость только судового топлива на такой период боевой учебы достигает 31 млн. юаней или 310 млн. руб.

Авиационная группа

Согласно японским источникам, китайские и украинские конструкторы решили частично убрать вертикальные пусковые установки противокорабельных ракет П-700, размещенные под летной палубой.


Тяжелый палубный истребитель «Цзянь-15»

Однако, даже эта небольшая модернизация позволила увеличить вместительность авиационного ангара. В результате появилась возможность разместить 24 тяжелых истребителя «Цзянь-15», т.е. стандартный полк в составе трех эскадрилий. При цене одного истребителя «Цзянь-15» около 400 млн. юаней, стоимость полкового комплекта (25 самолетов) достигает 10 млрд. юаней., а бригадного (36 самолетов) – уже 15 млрд. юаней.


Помимо самолетов, авианосец «Ляонин» имеет в составе палубной авиагруппы 12 вертолетов различного назначения. Среди них шесть вертолетов противолодочной обороны (ПЛО) Z-18F, четыре вертолета дальнего радиолокационного дозора (ДРД) Z-18Y и четыре вертолета поисково-спасательной службы (ПСС) Z-9C.


Вместе с тем, в ходе всех учебно-боевых походов на корабле дислоцировалась только половина от указанного количества винтокрылой техники. Следует отметить, что на большинстве надводных кораблей ВМС НОАК размещены вертолеты ПЛО типа Z-9 «Черная пантера», которые в перспективе могут быть заменены более тяжелыми Z-20.


Предварительные итоги и перспективы

Представляется возможным утверждать, что спустя практически пять лет после ввода в строй авианосец «Ляонин» оправдал затраты на его создание. Корабль позволил:

  • подготовить первый полностью боеготовый полк летчиков палубной авиации;
  • обучить инструкторов для учебных подразделений;
  • проверить надежность компонентов системы посадки;
  • провести учения в составе авианосной ударной группы, а также межвидовые учения с ВВС НОАК и решить другие задачи.

По данным специализированных изданий КНР, китайские военные и кораблестроители рассматривают несколько вариантов модернизации «Ляонина», как будущего учебного корабля.

В рамках первого варианта предлагается увеличить плоскую часть летной палубы за счет демонтажа нескольких систем ПВО. Также будут убраны газоотбойные щиты с двух дальних стартовых позиций.

Согласно второму варианту, предусматривается заменить трамплинную часть палубы на прямую и установить на корабле две электромагнитные катапульты (ЭМК).


В основном все системы и компоненты ЭМК выполнены модульными и вмонтированы в рамы стандартных 40 и 20 футовых морских контейнеров. Исключением является направляющая линии, которую придется внедрить в палубу авианосца. За данное решение группа научных сотрудников АВН КНР под руководством академика, контр-адмирала Ма Вэймина получила государственную премию.

Продолжение следует…

По материалам журнала «Корабельное вооружение». Пекин. Изд-во Китайской кораблестроительной промышленной корпорации.