Педагог щетинин михаил петрович. О поступлении в школу Щетинина

Если ваш ребенок, уже задает вопросы вам, его родителям, о том, есть ли какие-нибудь другие школы, где дети совершенно по-новому постигают знания, то наш материал будет очень вам полезен. Если он, ваш ребенок сам, просится в уникальную и всемирно известную школу имени Михаила Петровича а, то и тут вы сможете с помощью нашей информации помочь ему туда попасть, а еще возможно стать ее учеником. Мы будем готовить родителей к возможности их детям прикоснуться и узнать себя, раскрывающимися в образовательном процессе в школе имени Михаила Петровича Щетинина.

Мы взяли интервью у Валерия Катрука, папы нашего соотечественника из Молдавии Давида, учащегося в этой школе.


- С чего начинается Ваша родительская ответственность и действия на пути в школу Щетинина?

С понимания того, что это место, в котором воспитывается русское духовное воинство. Суть в том, что воинство не подразумевается как воинственность, а как защита очень высоких морально нравственных ценностей русского человека. Это все то, что далеко от европейских ценностей. С одной стороны ты принимаешь эти русские ценности, а с другой стороны ты должен быть их достоин. То есть ты должен быть очень силен, чтобы быть их хранителем. Поэтому там очень не просто: бескомпромиссные требования к физической форме, ментальной и эмоциональному самоконтролю. Предлагается человеку быть очень сильным. Но не все хотят быть сильными людьми. Многие предпочитают жить на полуспущенных и получать удовольствие от каких-то очень простых вещей. Определитесь, хочется ли вам стать родителем обновленного ребенка, который вошел в это братство. Объясните это вашему школьнику. И если ребенок этого искренне хочет, то поступление в школу Щетинина становится очень простым действием. , когда у них прием для набора в ученики.

- Какие документы необходимо с собой иметь для поступления?

Там же на сайте есть весь перечень требуемых документов. Он стандартный и ни чем не отличается от документов в любую школу(свидетельство о рождении/паспорт, справка из поликлиники, справка из примарии о составе семьи, медицинская страховка молдавская).

- Какие действия вы должны сделать следующими?

Отправить электронный запрос в школу по интернету.

Получить согласие.

Приехать туда на место в поселок Текос.

И понимать такое обстоятельство. Надо понимать, что могут в первый же день предложить вам уйти. Если это случится, то вам обязательно объяснят почему. Может быть, они увидят, что ваш ребенок не хочет, если это действительно так.

- Может быть, тогда надо сразу же ехать в школу, а потом снимать номер в гостинице?

Необязательно. Потому что гостиница и подворья рядом со школой недорогие и посуточные. А лучше приехать за день или два до появления в школе. Во первых ты приезжаешь с дороги уставший и надо отдохнуть и восстановить силы. Во вторых твое внимание рассеяно, поэтому не стоит сразу ехать на море по приезду.

Денек или два, желательно побыть в этой среде, таких же соискателей на поступление в школу. Пока общая среда позволяет ребенку подготовиться и мобилизоваться под тот основной повод, ради которого он там находится. Настроиться. Это очень важно.

- А сколько стоит там гостиничное проживание в сутки?


Двести рублей с человека. Условно говоря, 70 леев с человека в сутки.

-Итак со настройка произошла, все готовы, что дальше?

Дальше надо явиться вовремя в назначенное время, без опозданий. Собираются люди у шлагбаума, их встречает в строго назначенное время человек, забирает и они уходят. Дальше родители заполняют анкеты, предметные и детальные. Все особенности вашего ребенка надо будет указать и описать, включив и сложности. Анкета не формальна. Она очень детально раскрывает суть ребенка с точки зрения родителя. Анкета заполняется и сдается. Дети отдельно от родителей, тем временем, учатся. И в этот первый день их тоже могут попросить уехать. Так что будьте готовы. Для некоторых и первого дня хватает, чтобы понять, что ребенок то ли не может, то ли не тянет образовательный процесс в школе Щетинина.


Потом наступает второй этап. Три дня, в которые родитель еще живет вместе с ребенком в гостинице, а в школу только приходит. В том случае, когда за эти три дня наступит такой рубикон, при котором еще отсеется часть детей.

На следующем этапе, те дети кто идут дальше, переезжают в школу жить. А их родители остаются отдельно в гостинице и их поддерживают. По истечению этого времени опять происходит новый отбор детей. Родителей собирают и сообщают им окончательное решение, остается ребенок или нет в школе. Объясняют, почему это решение принято, сложности и причины. Родителям, дети которых остаются в школе, предлагается покинуть Текос и ехать домой. Теперь все расходы на гостиницу заканчиваются.

-На которое время остался ваш ребенок в школе?

На два месяца. На это время, всю ответственность за ребенка несет школа. И за этот же период в школе, происходит окончательное определение относительно дальнейшего зачисления в школу. Спустя испытательный период, ребенка могут официально зачислить в школу.

-Что меняется вместе с официальным зачислением в это заведение?


Теперь школа несет еще и ответственность за моральный облик вашего чада. Они там будут его «дотягивать» хотя-бы до ближайшего года учебы. Так чтобы он получил аттестат за девятый класс, например. Посередине года его уже никто не отсеет. Если только что-нибудь вопиющее.

-Еще какие-нибудь расходы были?

Да. На еду, во время проживания, на дорогу. Еще нужно приобрести для школьника форму, без яркой символики. Одежда должна быть строгой и особенной (белый верх и классические черные штаны). Внешний вид имеет значение. Все достаточно спокойно в стиле одежде. Нужна еще и военная одежда комплект и берцы. Практичная военная форма для силовых упражнений. Потом еще нужен комплект постельного белья и средства гигиены. Список всего будет вам выдан.

-Деньги на карманные расходы вы передали ребенку и в каком объёме?

Самый простой способ, как я вижу, это открыть карточку там, на месте, и перечислять туда деньги на карманные расходы. Чтобы деньги не были утеряны и контролировались только владельцем, отлично подойдет банковская карточка. Там в школе нет сейфов для хранения ценных вещей. Все документы сдаются администрации, а все остальное у школьников в свободном доступе.

- Чтобы вы выделили в касательно родителей будущих лицеистов?

Главное это то, что родители включены в процесс поступления в школу не меньше чем ребенок. Готовить, поддерживать моральный дух, ездить за покупками, вы сможете, только взяв отпуск на это время. Примерно на две недели.

Спасибо Валерий за интервью и детальное описание вашего интересного родительского опыта!

Валерий Катрук

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП материалов о новом человеке, новой экономике, взгляде на будущее и образовании вы можете найти там, где вам максимально удобно

О школе Михаила Петровича Щетинина в поселке Текос Краснодарского края не знает только ленивый - слава о ней разнеслась далеко за пределами края, по всей России и за рубежом. Не проходит и дня без гостей: учителя из Сибири, Дальнего Востока, Урала, Заполярья едут сюда, чтобы самим стать на время учениками.
Чтобы понять - что же это за чудо, школа Щетинина…

Увидеть этот залитый щедрым южным солнцем огромный двор, неожиданный, поражающий воображение комплекс зданий, весело поблескивающих разноцветной мозаикой, горбатые мостики во дворе и сказочные дорожки, которые выводят к раскидистым деревьям. Услышать звонкоголосый хор детей, поющих полузабытые щемящие песни о Родине, долге и чести. Почувствовать всем распахнутым ошеломленным сердцем всю новизну и непохожесть новаторской щетининской педагогики. Впитывать, и жадно ловить каждое слово автора этого - хочется сказать - учения, ведь в ней нет занудливых педагогических длиннот и описаний, в ней - глубокое уважение к Ребенку и понимание того, что Род и Любовь суть два главных помощника учителя. Осознать, что нет в мире учебников - как учить детей «по-щетинински», и этому можно научиться только вот так - сидя и стоя рядом с Учителем, вглядываясь туда, куда устремлен его иссиня-голубой взгляд, подпевая мелодии, срывающейся с кончиков его пальцев, хватая кисть или молоток - это уж как по надобности и вместе с детьми забираясь на крышу нового строящегося терема.

И все это время медленно, исподволь строить в душе образ своей новой Школы - школы будущего.

«Это удивительно, но мне сначала показалось, что я попала в какую-то другую реальность! - говорит Тамара Сергеевна Борисова, учительница младших классов из Горно-Алтайска. - Так не бывает! - хотелось мне сказать всякий раз, когда я видела нечто невообразимое в нашей обычной средней школе.
- Например?

Да вот даже как здороваются с учеником: «Здравствуй, великий!»…Или как дети сами изучают весь учебник и затем сами (!) преподают предмет в своих группах! Или как семиклассник без труда поступает в вуз! А как дети поют и пляшут! Профессиональным ансамблям за ними не угнаться! Словом, все здесь будоражит педагогическое сознание и заставляет понимать, что будущее образования здесь, а не в наших школах!…»

Тамара Сергеевна приехала сюда по поручению родительского комитета, финансировавшего всю неблизкую дорогу с одним условием: привезти щетининскую методику. Конечно, теперь она понимает, что это было наивным - думать, что за семь дней можно постичь то, что взращивалось десятилетиями. Но надо же с чего-то начинать! Почему бы и не с изучения методики преподавания предметов?

У Михаила Петровича Щетинина замечательное правило: не терять ни одной минуты на забывание учебного материала. Поэтому школьные предметы преподаются здесь по принципу «полного погружения». Например, изучение математики. Во-первых, «классов» как таковых нет. Есть лаборатории с углубленным изучением и разновозрастные группы. Ученики в таких группах проходят за учебный год весь курс за несколько «погружений». Каждое - сложнее предыдущего, а в конце - закрепление материала. Поэтому здесь возможно пройти весь школьный образовательный курс не за 11, а за 9 лет. А за оставшееся время «погрузиться», например, в высшую математику на уровне 2 курса института.

По аналогии напрашивается пример с ловцами жемчуга. Да, в этой методике тоже есть «жемчуг» - это самостоятельно добытое знание. Ребенок не просто «проходит» предмет, он занимается исследованием. Поэтому в школе Щетинина нет оценок - как можно оценить исследовательский труд, где отрицательный результат - крайне важен, поскольку позволяет приступить к отработке следующей модели! Да и возможно ли это - оскорбить своего соратника по исследованию какой-то балльной отметкой?! И вот здесь мы подходим к главному отличию щетининской школы.

Дети у Щетинина - особенные . Спокойные, излучающие какую-то особую приветливость, радушные, собранные. В их походке, осанке и широком развороте плеч угадывается отточенность движений, почти танцевальная плавность. Да, они здесь все танцуют. Танцы самые разные: казачьи пляски и даже горские танцы. И поют - тоже все.
Просто, как в теории - все дети рождаются талантливыми. Но в школе Щетинина это еще и подтверждено практикой.

Нет, они не сразу стали такими. Просто попали в нужную среду. Среду, где уважительное отношение друг к другу независимо от возраста и заслуг - аксиома. Где учат думать и высказывать свои мысли, не боясь осуждения. Где понимают, что быть образованными - это еще и уметь работать, рисовать, танцевать и владеть навыками самообороны. Где помнят и чтут предков, и осознают, что являются не просто мальчиками и девочками, а продолжателями славного рода. Потому и все - великие. И учатся здесь не за оценку, а потому что - надо. Ведь школа - это только этап и за стенами школы начнется взрослая жизнь, где надо брать на себя ответственность.

За свои знания. За труд. За семью. За страну.

Кажется - может ли четвероклассник чувствовать такую ответственность? У Щетинина - может. Потому и темы докладов младшеклассников могут быть, например, такими: «Реформа системы подготовки педагогов». Или «Информационная война - продукт противостояния культур».

Мудрено? Конечно, мудрено, и трудно приложить такую систему к нашей обычной общеобразовательной школе. Потому и едут педагоги со всех концов и со всех стран, потому что здесь отсчет - иной. Не в системе отметок и не во внедрении западных систем образования здесь учат увидеть человека новой эпохи, а в пробуждении памяти рода, памяти взыскующих нравственных императивов, запечатленных в истории, слове, традициях!

Ново это? Еще как ново! Ведь мы забыли то, с чего начинается уважение к стране - с уважения Человека. Пусть ему даже и пять или пятнадцать лет, он уже несет в себе все, необходимое для наиболее полного и правильного развития.

Как говорит сам Михаил Петрович: «Никто не учит зерно пшеницы, как строить колос, так неужели мы, люди, более примитивные начала? Родовая память содержит все знания. Поэтому единственное, чем мы можем помочь ребенку - это реализовать себя». И еще: «Школа в Текосе делает все, чтобы не было школы. Школа - это жизнь. Школа не может работать в стенах. Не школу нужно создавать, а Родину».

Действительно, разве знания и технологии - главный продукт системы образования? Личность - вот основа, которая найдет все необходимое для реализации своего замысла. Если есть здоровая, крепкая личность - такого ученика уже ничто не собьет с пути, не заставит отступить или устремиться в ложном направлении. Да и страну делают страной не неведомые электоральные группы, а личности.

В этом году школе Щетинина в Текосе, а точнее - лицею-интернату для комплексного формирования личности детей и подростков исполняется 18 лет. Все эти годы у руля этого смелого эксперимента стоит заслуженный учитель РФ, профессор, академик РАО, педагог-новатор Михаил Петрович Щетинин. За эти годы ЮНЕСКО трижды объявляла школу Щетинина лучшей в мире, а имя М.П. Щетинина внесено в список выдающихся людей тысячелетия.

Отрадно, что интерес к школе Щетинина сегодня идет только по нарастающей. Значит ли это, что когда-нибудь методика Щетинина будет применяться в гораздо большем масштабе? Конечно, время покажет, но все же так хотелось бы в это верить!

Елена Минилбаева

Представьте себе, что Вы все еще учитесь в школе. Скорее всего, Вам многое не нравится -отношение учителей к Вам, отношение учеников к учителям, способ обучения, способ проверки знаний и многое другое, если не все. А теперь попробуйте представить себе "идеальную" школу - такую, из которой убрали все то, что Вам не нравилось. Представили Тогда попробуйте обдумать, можно ли воплотить в жизнь этот идеал. Наверное, Вам кажется, что это невозможно А некоторых это не пугает, и они пытаются на самом деле создать такую школу, в которой детям хочется и нравится учитьСЯ ("учить СЕБЯ") и учить других, а учителя помогают им в этом.

Вы когда-нибудь слышали про школу Щетинина И младшие, и старшие дети там становятся учениками, учителями и методистами друг для друга. Но главной особенностью учеников этой школы является другое - каждый из них ищет свои ответы на важные вопросы: что такое Человек, Ученик, Учитель Родители Люди, которые рядом Родина Природа Космос Что это значит именно для меня Некоторым взрослым кажется, что дети не способны размышлять о таких "возвышенных взрослых понятиях" и воспринимать их. Но в школе Щетинина никто не согласится с таким мнением. И еще здесь говорят: человек пришел не приспосабливаться к миру, не копировать его, а строить и преобразовывать жизнь. Иначе как исполнится желание отцов, которые всегда хотят, чтобы дети жили лучше их

Несколько лет назад вышла телепередача "Пресс-клуб" о школе Михаила Петровича Щетинина в поселке Текос Краснодарского края. Сам этот факт говорит о том, что школа -явление яркое и уникальное. Но передача не стала спокойным и объективным рассказом об этой школе. В ней звучали обвинения: "сектантство", "замкнутость", "дети не осваивают знаний в соответствии с государственным стандартом". Сколько себя помнит педагогика, еще со времен Сократа толпа стремилась "побить каменьями" ярких учителей-философов за то, что они смущают юношество и преподают не по стандарту.

Конечно, система Щетинина, будучи уникальным явлением в мире современного образования, вызывает споры и неоднозначные оценки. Но аргументы "педагогических киллеров" (выражение Александра Радова, участника передачи) отличаются от аргументов спорящих со Щетининым по существу. Киллеры не спорят, они стремятся уничтожить.

Попытка "разгромить" школу Щетинина была не случайна. Многие чиновники, встречаясь с чем-то необычным, не укладывающимся в их привычные представления, непохожим на то, какой, по их мнению, должна быть школа, или каким должен быть педагог, или как должна быть устроена система образования, оказываются неспособными сосуществовать с этим непонятным и не вмещающимся в их сознание. То, чего я не понимаю, не имеет права на существование -вот их простая и убийственная логика.


Те, кто попытался понять основную концепцию школы Щетинина, отнеслись к этой школе иначе. С их точки зрения, Щетинин совершил величайшее образовательное открытие. Он открыл новое содержание образования. Он так построил уклад жизни в своей школе, на своем педагогическом "острове", что этот уклад и стал содержанием образования. Конечно, обычная школьная программа (учебные предметы) здесь тоже есть, школьники изучают и математику, и биологию. Но это материал, а содержанием стал жизненный уклад Текоса. Строительство домов, добывание пищи, защита жилища, искусство, общение друг с другом.

И еще: все педагоги давно уже говорят о том, что все дети разные, и у них не только разный ритм учения, но и разные области наиболее полного раскрытия способностей. Но пока только Щетинин смог сделать так, что разные дети движутся в учении своим, исключительно индивидуальным темпом. В школе Щетинина один и тот же ученик (например, десятиклассник) может изучать, например, физику - по программе 9 класса (потому что ему нужен более медленный темп), историю - по программе 11 класса, а архитектуру - по вузовской программе. Ему не нужно прекращать изучение всех остальных предметов до тех пор, пока он не сдаст все зачеты по всем предметам за определенный класс, он может изучать каждый предмет в своем темпе. Это и есть принцип "непрерывного обучения".

В "официальной" педагогической науке технология М.П. Щетинина называется словом "погружение". Подразумевается длительное занятие (от 3 до 9 дней) одним словесно-знаковым предметом (математикой, или физикой, или геограсрией, и т.п.). При этом уроки "основного" ("левополушарного") предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы ("правополушарными" предметами - музыкой, живописью, лепкой, танцами), а сами "погружения" повторяются через определенный промежуток времени.

Щетининым была высказана идея о том, что спад здоровья детей от класса классу во многом обусловлен неравномерной нагрузкой лево- и правополушарных центров головного мозга. "Наша школа специализируется на развитии вербально-знакового мышления, а это означает, что почти все предметы, если пользоваться терминологией учения об асимметрии головного мозга, - "левополушарные", то есть формируют, так сказать, "алгебраическое" мышление. А тот тип мышления, который мы называем интуитивным, образным, собственно творческим, который обусловлен работой правого полушария головного мозга, в системе школьных предметов - в общей их пропорции в учебном плане - представлен ничтожно мало.

Что же получается Идут один за другим уроки математики, литературы, физики, химии - и часть мозга требует не просто отдыха, но восполнения затрат энергии. Другая же часть, которая накапливала энергию, настоятельно требует ее сброса. Сброса, как видим, практически не происходит. И те, и другие участки мозга оказываются в чрезвычайно дискомфортном состоянии. Мозг отключается. Ученик не работает, а если и работает, то с низкой продуктивностью. Этот дисбаланс приводит к тому, что две трети учебного времени как бы "спят". Вот почему нам необходим учебный план, в котором были бы представлены на равных предметы образно-эмоционального и понятийно-логического циклов".

Впервые учебный план, рассчитанный на технологию "чередующихся" уроков для всех классов, был утвержден в июне 1988 года для средней школы открывающегося Центра комплексного формирования личности детей и подростков (директор М.П. Щетинин) в станице Азовской Краснодарского края.

Очевидное уменьшение количества часов на "левополушарные" предметы приводит к задаче концентрации знаний или "прессования времени" (термин М.П. Щетинина). Тогда и возникла идея "погружения" как "способа познания". В качестве теоретической основы было взято учение о доминантной деятельности А.И. Ухтомского, для систематизации знаний - идеи укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева (он был консультантом эксперимента), для организации коллективной учебной деятельности - элементы методик В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили, П.М. Эрдниева.

Первое "погружение" по такой технологии было проведено под руководством М.П. Щетинина в Зыбковской средней школе с 24 по 29 сентября 1984 года в 9 классе по алгебре (учитель О.А. Удод). "За 32 учебных часа был пройден курс года (первоначальное знакомство с предметом). Второе состоялось во второй четверти, спустя полтора месяца после первого, третье - через три месяца после второго, в начале марта, четвертое - в середине апреля. Каждое продолжалось от четырех до семи дней, но суть предмета, область знания, в которые погружался класс, были уже знакомы. Основные понятия, идеи курса, схваченные в первом погружении, получали дальнейшее развитие, конкретизацию, теоретические вопросы изучались глубоко, всесторонне.

В ноябре выводили уже знакомые формулы, доказывали теоремы, раскрывали систему понятий. В марте воспроизводили теорию на новом уровне - письменно, устно, с опорой на наглядность, модели... В середине апреля высший виток усвоения: придумывание задач, опыты, творчество". В этом же учебном году пробные "погружения" были проведены по физике, по химии, по географии. Постоянные консультации и научно-методическую помощь оказывали ученые Полтавского пединститута.

Модель "погружения", предложенная М.П. Щетининым, апробировалась в период с 1983 по 1985 гг. в условиях экспериментальной школы села Зыбково Онуфриевского района

Кировоградской области и с 1988 по 1994 год в условиях школы Центра комплексного формирования личности детей и подростков станицы Азовской Северского района Краснодарского края. Принципиальная разница работы в двух школах состоит в том, что в условиях зыбковской школы апробация модели "погружения" чередовалась с обычными урочными занятиями, а в условиях азовского эксперимента обучение всей школы постоянно велось "погружением" и в разновозрастных ученических коллективах.

"Погружение - это совместная активная работа учителя и учащихся (всех и каждого), наполненная конкретным, реальным содержанием и смыслом. В ней не только лучше и глубже усваиваются знания, но и формируется способность к саморегуляции деятельности, ее самооценке, сотрудничеству, деловому общению. В результате вырабатываются единые позиции, крепнет коллективный разум, развивается чувство долга, ответственности, формируются лучшие черты характера, социально значимая направленность личности. Ребята узнают друг друга, учителя, а он - своих учеников, их интересы, способности, работоспособность каждого, причины затруднений, конфликтов. Все это помогает педагогу вносить обоснованные коррективы в свою методику, проектируя дальнейшее развитие каждого школьника. В классах, где проводится погружение, более здоровый психологический климат".

Итак, модель "погружения в предмет", предложенная М.П. Щетининым, имеет следующие обязательные компоненты:

1. Чередование "контрастных" уроков, оговоренное принципиально новым учебным планом, позволяющим сделать равномерной нагрузку на оба полушария головного мозга.

2. Многообразие форм уроков при единстве содержания учебного материала.

3. Наличие "разности потенциалов" в знаниях учеников (либо из-за того, что отдельные ученики опережают своих товарищей по этому предмету, либо из-за того, что ученики разного возраста занимаются этим предметом вместе), позволяющей "включить" работу по взаимообучению.

4. Систематизация знаний, структурирование их и подача нового материала при помощи компактных структурно-логических схем (концептов).

5. Совместная работа учителя и учеников по планированию учебного процесса и его анализу. Важно не пренебрегать ни одним из этих компонентов - иначе технология перестает

"работать". Однако и при соблюдении всех этих правил такая система имеет свои недостатки. Пропуск учеником одного или нескольких дней занятий (по болезни или любой другой причине) приводит к серьезному отставанию в учебе от своей группы, причем, как показывает опыт, попытки самостоятельного освоения столь большого объема материала далеко не всегда бывают успешными. Обычно отставший ученик приглашается на занятия соответствующей "кафедры", где с ним занимаются либо консультанты из числа опережающих учеников, либо учитель, но основная задача работы этих "кафедр" - работа на опережение, а не наверстывание пропущенного.

Другой серьезной проблемой работы по технологии "погружения" является отсутствие подходящих учебников. Большинство учебников рассчитаны на поурочную подачу материала и не могут соответствовать требованиям "погружения", ибо они для этого не предназначены. Это приводит либо к поверхностному знакомству с учебником, либо к отказу пользоваться им. Опыт показывает, что это негативно сказывается на умении ученика самостоятельно работать с учебной книгой.

Третьим серьезным недостатком является отсутствие (пока!) серьезного обоснованного исследования, позволяющего с уверенностью сказать, через какой промежуток времени имеет смысл снова "погружаться" в предмет.

Дальнейшая многолетняя экспериментальная работа по апробации различных моделей "погружения" показала нецелесообразность "погружения" в предмет в начальной школе. Во избежание этой проблемы было решено вернуться к идее "погружения в образ" (первоначальное неудачное название - "тематическое погружение"), которая была реализована уже в условиях школы Азовского ЭСПК. Суть этой идеи осталась прежней - большинство уроков (независимо от предмета) всей недели в одном или нескольких классах работают на создание единого образа. Для усиления обучающего эффекта такая неделя может заканчиваться тематическим праздником, предполагающим обобщение знаний, полученных за неделю.

В школе АЭСПК были апробированы два варианта "погружения в образ". Первый был основан на календарно-бытовом принципе. Соответственно календарю (как земледельческому, так и Православному) "погружения" носили названия "родное", "Рождественское", "Пасхальное", "весеннее", "морское" (во время выездной школы), "космическое" (ко Дню Космонавтики),

"Пушкинское" (к юбилею А.С. Пушкина), "мамино" (к 8 Марта) и т.д. Все уроки недели пронизываются единой духовно-нравственной идеей, на которую не в ущерб программному материалу работают и чтение, и языки, и математика, и музыка, и изо, и хореография. Это позволяет наполнить их духовно-нравственным смыслом. Опыт показывает, что при таком подходе интерес к учению становится выше.

Второй вариант "погружения в образ" был разработан на базе курса отечественной истории и апробирован во вторых и третьих классах. Его суть заключается в том, что часть недель учебного года базировалась на темах отечественной истории. На первом уроке понедельника учитель истории делает ввод в тему недели. Затем в течение всей недели ведущий учитель на уроках языка, чтения, математики все время возвращается к данной теме, соответствующим образом готовя задания по языку, тексты для чтения.

Эксперименты продолжаются, школы работают, дети учатся - а у родителей возникает вопрос: с чего все это началось Откуда взялся такой учитель, которому захотелось изменить привычный порядок и учить детей по-другому Обратимся за ответом к книге самого М.П. Щетинина "Объять необъятное. Записки педагога". (Полный текст книги сегодня появился в библиотеке на нашем сайте - приходите!)

Все началось много лет назад, когда Михаил Петрович работал учителем в Кизлярской музыкальной школе. "Мы решили выяснить (насколько это было возможно в наших условиях), в чем отличие тех, у кого "получалось", от тех, у кого "не получалось". И причину успехов или неудач искали именно в этом отличии. Каковы интересы наших учеников Чем они любят заниматься и хотели бы заниматься в свободное время Каков их режим дня Что они успевают сделать за неделю Чтобы выяснить это, мы составили различные анкеты.

Данные исследования вначале разочаровали нас. Учащиеся "сильных" групп, казалось, не имели какого-либо яркого отличия от "средних" и "слабых". Мы уже стали думать, что наша затея ни к чему не привела. Но, перебирая еще и еще раз анкеты, мы вдруг обнаружили, что отличие есть. Оно заключалось в широте, количестве и глубине "побочных" интересов. А что, если успехи в музыке зависят в большей степени от уровня общего развития человека, нежели от каких-то особых, отдельных музыкальных способностей Может быть, и не бывает способностей в одном без способностей во многом Мы нашли еще одно подтверждение этому предположению, когда сопоставили результаты обучения одних и тех же учащихся в музыкальной школе с их успехами в общеобразовательной. Оказалось, что из 100 процентов наших отличников и "хорошистов" 98,3 процента учились на "4" и "5" и по общеобразовательным предметам.

Мы решили взять группу так называемых "музыкально малоодаренных", то есть в обычном смысле "бесперспективных" учащихся, и, влияя на формирование "побочных"(!) интересов, проследить, скажется ли это на качестве их музыкального исполнительства.

Первое время мы почти отказались от обычной формы урока по специальности. Читали стихи, писали рассказы, делали зарисовки, играли в спортивные игры, ходили в туристские походы на Терек, в лес, слушали у ночного костра таинственные истории. Музыкальные занятия были не основной частью нашей работы. На уроке нередко играл я сам, а ребята слушали. Тому, у кого "не получается", очень трудно, почти невозможно сохранить желание учиться. Поэтому, как самое драгоценное, берег я в них чувство любви к музыке. Главное - жизнь, рассказ о ней, о своих впечатлениях средствами музыки. Были уроки без единого музыкального звука, только горячие, возбужденные споры о чем-то на этот раз более важном, чем игра на инструменте.

Так прошел первый год. Во второй класс перешли все. На экзаменах мы выглядели не хуже других. А результаты второго года обучения превзошли даже наши ожидания. Уже зимой и весной на академическом концерте ребята - в числе лучших. А впереди третья весна, конкурс на лучшее исполнение музыкальных произведений. Решили готовиться все. На конкурсе учитывались культура, эмоциональность и, конечно, техника исполнения и сложность произведений. Мы пошли на риск: взяли пьесы очень высокой сложности. К тому времени у учащихся окреп интерес к музыке, появилась вера в свои силы. Мы много играли: музыкальный материал менялся к каждому(!) уроку. У нас было твердое мнение: одно и то же нельзя давать два урока подряд, надо беречь чувство, свежесть восприятия, внимание. Быстро играть, быстро двигать пальцами - значит быстро мыслить. А какое может быть мышление во время нудно-однообразных бесконечных упражнений! Походы с ночевкой в лес или к легендарному Тереку, рассказы о прочитанном, споры, стихи у костра, игры по-прежнему занимали большое место в нашей жизни. Каждый рос как личность. Это было главное.

И вот, наконец, конкурс "Белая акация". Какими словами передать то, что мы испытали, когда жюри единогласно решило все призовые места отдать представителям нашего класса Все призовые места наши! Победа! Как сейчас вижу, подходит ко мне заведующий отделением народных инструментов и говорит: "Этого не может быть... здесь что-то не так..." Он выжидательно смотрит мне в глаза, ища ответа, надеясь выведать некую тайну. "Как вы работаете над пьесами" - "Мы работаем над человеком".

Я вспомню это "не может быть" спустя десять лет, когда группа работников народного образования из Кабардино-Балкарской АССР, посетив среднюю школу-комплекс в Ясных Зорях -прямое продолжение Кизлярской музыкальной - оставит запись в книге отзывов: "То, что мы увидели в Яснозоренской школе, этого не может быть..." А учитель из Северодонецка, прочитав о нас, напишет мне гневные строки: "Вы вводите в заблуждение людей, утверждая, что человек может все! Сколько трагедий, неудовлетворенности, разбитых надежд оставит после себя этот красивый и насквозь фальшивый лозунг: "Человек может все!" Вы поступаете жестоко и бесчеловечно. Вы ему: "Ты можешь", а жизнь свое: "Нет!" Жизнь делила и будет делить на сильных и слабых. Вы ему говорите: "Ты сильный!" А он вдруг оказался, фактически^), не на словах, слабым, даже ничтожным. Что прикажете делать такому человеку Какой ему дадите совет Наука генетика доказала правоту моих слов. Так давайте будем смотреть не на небо, мечтая о "лучшей доле", а взглянем повнимательнее на действительное положение вещей... Талант-аномалия, дорогой коллега!"

С тех пор как впервые взволновала меня проблема таланта, прошло более двадцати лет. И можно, не опасаясь преувеличений, сказать: не было дня, чтобы не думал о ней. Чем объяснить неожиданный взлет таланта у одного и безуспешность усилий другого Где пределы человеческих возможностей Есть ли катализаторы талантливости Эти вопросы с утра вставали со мной и преследовали всюду, где бы ни был. А иной раз врывались и в сон. Казалось ответ где-то совсем рядом, вот сейчас, ухватившись за спасительную нить, вытяну его, но проходили дни, потом годы. "Найденное" обнажало свою мнимость.

И возникла мысль: а что если посмотреть на нашу сущность иначе По-другому взглянуть на наше тело, мозг Представить их как одно целое Очень красивое слово: разум. В нем слышатся два: раз и ум. Единый ум. Множество сведений, "слепков действительности" разом соединены в совокупное во взаимосвязи и отличии составляющих.

Можно ли вести обучение, воспитание без учета того, как они воспринимаются ребенком Ведь принимает или отталкивает то, что мы даем, не "нечто" с именем "ребенок", а живой человек, который дышит, двигается, чувствует, анализирует, обобщает, т.е. мыслит. Он -целостная биосистема, и недогрузка тех или иных ее структур приводит к снижению активности думающего "я".

Философия, психология, социология и другие науки дают новые и новые данные о человеке. А мы подчас ограничиваем круг поисков. Сегодня успехи в педагогике невозможны без осмысления истоков развития самой жизни, синтезирования всех знаний о человеке.

Эксперимент наш продолжается, в нем многое еще предстоит проверить. Однако пройденный путь, победы и поражения дают основание утверждать: в создании условий для своевременного развития всех внутренних сил ребенка, всех его задатков, заключается разгадка таланта. Поиски путей интенсификации учебного процесса, в частности короткий урок и ежедневный тренаж ведущих органов восприятия в разнообразных видах деятельности, направлены на то, чтобы выявить потенциальные возможности и способности каждого ребенка и обеспечить необходимое время для их становления и максимальной реализации.

С точки зрения воздействия на целостный организм ученика, на его психофизиологическую систему, учебный день школы - это фактически один изнурительно-долгий, прерывистый урок, склеенный из различных лоскутов сложной, в основном абстрактной, информации. На наш взгляд, необходима иная структура учебного дня. Гармоничность развития требует и гармоничного соотношения предметов, адресованных обеим сигнальным системам. Поэтому для развития первой сигнальной системы, равно как и второй, необходима систематическая и постоянная специальная учебно-тренировочная деятельность, рассчитанная на развитие и совершенствование трех ведущих анализаторов зрительного, слухового и двигательного!

Чувственный мир человека требует специально организованной учебно-тренировочной среды, где бы его не просто использовали, а продуманно, целенаправленно и всесторонне развивали. Уроки, от которых зависит качество мыслительной деятельности вообще, должны быть в школьном расписании каждый день. В настоящее время мы располагаем педагогической практикой, подтверждающей верность такого вывода. Об этом свидетельствует, например, опыт академика Р.В. Силлы в ряде общеобразовательных школ Эстонской ССР. Ежедневные уроки физкультуры в значительной мере способствуют улучшению успеваемости по естественно- математическим предметам. В пользу ежедневных уроков физкультуры, снимающих умственное утомление, являющихся физиологической предпосылкой нормального развития мозга, говорят исследования А. Аршавского, Ю. М. Протусенича, Т. В. Волковой. Достоверные научные данные свидетельствуют о положительном влиянии мышечной деятельности на все физиологические системы и функции детского организма.

Они согласуются с исследованиями отечественных и зарубежных физиологов и гигиенистов о пагубном влиянии гиподинамии на функциональное состояние человека. Так подтверждается верность выводов И.П. Павлова о взаимообусловленности двух сигнальных систем, о необходимости их параллельного развития. Если активизация даже одной или двух форм восприятия дает заметный сдвиг в улучшении мыслительной деятельности учащихся, то совершенствование всех форм должно привести к полному расцвету духовных сил человека. Систематическое, достаточно глубокое развитие и совершенствование первой сигнальной системы, несловесных форм мышления вернет в школу, по образному выражению Я. Корчака, бредущую "по свету Золушку - чувство".

Думая над совершенствованием ученического самоуправления, мы все яснее видели необходимость создания другой структуры самого коллектива. В конце концов пришли к разновозрастному объединению, блестяще зарекомендовавшему себя в опыте А.С. Макаренко. Разновозрастные объединения мы пытались создавать и раньше, но они были временными. Одними из самых удачных были производственные бригады лагерей труда и отдыха "Отважный" в Ясных Зорях и "Ясные Зори" в Зыбкове. Прошедшие трудовую школу в этих коллективах заметно отличались от сверстников боевитостью и доброжелательностью, готовностью взять на себя трудное поручение, ярко выраженным стремлением и к самовоспитанию, и к участию в воспитании других.

Положение старшего, в которое попадали наши ученики, творило чудеса. Они проявляли требовательность к себе и другим, подтягивались, старались становиться и становились лучше, чтобы быть примером для подопечных. В свою очередь, младшие с рвением влюбленных бежали исполнять поручения старших, ловя "в оба уха и оба глаза" каждое их слово и жест.

"Всякий, кто в здравом уме, - свидетельствовал еще Платон, - всегда стремится быть подле того, кто лучше его самого". Старшим импонирует внимание младших. Видя в нем признание своих достоинств, они и в самом деле их обнаруживают, привыкают уважать себя. Воспитывая младших товарищей, они перестраивают самих себя, стремятся стать лучше. Создается прекрасная основа для серьезного воспитания тех и других, возникает как бы сам собою дух коллективизма, формируется потребность в самосовершенствовании, саморазвитии, утверждении гуманных отношений.

Союз младшего школьника со старшим утоляет жажду человека быть признанным, значимым в глазах окружающих. "Вот когда вырасту, я..." - мечтает малыш. И как хочется ему приблизить это "когда"! Очень хотят ребята забежать вперед, в свое завтра, в больших и важных делах взрослых попробовать себя, быть там, где настоящая жизнь. Невольно вспоминается: "Дорога ложка к обеду", когда смотришь на ручонки первоклассника, хватающие взрослые инструменты. С какой любовью смотрят его глаза на того, кто подарил ему радость испытания себя! С каким достоинством работает он рядом со старшими! Вот и надо дать ему возможность действовать так, как просит его сердце.

Если учесть, что день в детстве гораздо "длиннее" дня взрослого, нетрудно понять, каким безнадежно несбыточным кажется юному человеку его завтра. И как следствие нашей недальновидности снижается социальная активность детей, появляется "вдруг" нигилизм подростка, растущая его отрешенность от мира взрослых. Мы не пускали его в свой мир, когда с мольбой и надеждой взывало о том его сердце. Стоит ли удивляться разобщенности между старшими и младшими, их глухоте друг к другу, если каждый занят своим, только ему интересным делом. Спросите у младших, часто ли они встречаются со старшеклассниками. Можно ли в школе наблюдать общение этих ребят А ведь мы хотим содружества, коллективности, в которых постепенно, шаг за шагом, каждый день "чуть-чуть" растет ученик как человек.

Идя навстречу этой удивительно благотворной для воспитания потребности в признании, уважении окружающих, надо испытывать ребят в реальном общественно значимом деле. Таким делом является производство материальных ценностей. Производительный труд и есть заманчивая дверь в таинственный мир взрослых отношений, к которой тянется детское сердце. Открыть ее по силам и младшему, если рядом с ним ребята постарше. За этой дверью и для педагога открываются невиданные прежде горизонты воспитания учащихся. Философ Э.В.

Ильенков подчеркивал, что личность человека формируется, когда он производит продукт, всех других волнующий и всем другим понятный. И в самом деле, чтобы как-то оценить другого, надо по меньшей мере понимать само его дело, его продукт. Не зная дел, нельзя понять человека.

Производительный труд - колоссальное средство воспитания уже только потому, что созданное им обладает наглядностью, материальностью, аккумулирует в себе качества личности создателя, делая "стоп-кадр" его сильных и слабых сторон. В разновозрастном трудовом коллективе участие всех в общем деле дает возможность объединить усилия младших и старших, распределить между ними нагрузку в зависимости от сил, возможностей, интересов каждого. Острота, свежесть эмоциональных реакций, непосредственность суждений и впечатлений младших помогают тем, кто постарше, лучше видеть и само дело, и себя, и других. В свою очередь, старшие помогают младшим понять суть дела, его значение, организовать труд на началах взаимопомощи, коллективизма. В непосредственном общении, поступках и поведении всех и каждого конкретизируется "что такое хорошо и что такое плохо", формируется важнейшее человеческое умение "в мгновенье видеть вечность, огромный мир в зерне песка".

На этом мы заканчиваем рассказ о школе Щетинина и надеемся, что все, кому интересна эта тема, прочитают его книгу полностью. Если кто-то из Вас имеет собственный опыт общения с этой школой (в качестве ученика, родителя, учителя или просто гостя) - будем очень рады прочитать (и, возможно, опубликовать) Ваше письмо.

Внимание! Через несколько месяцев такая школа откроется недалеко от Санкт-Петербурга. Если кто-то из наших читателей хочет принять участие в создании этой школы или просто попробовать отправить туда своего ребенка - пожалуйста, напишите мне об этом как можно скорее.

После того, как в прошлом году мы написали о школе Щетинина, многие читатели спрашивали, где можно получить дополнительную информацию, когда в Петербурге появится такая школа, как устроить туда детей и устроиться самим на работу в школу Щетинина. К сожалению, у меня не было ответов на эти вопросы - в прошлом году школа поблизости от Петербурга так и не появилась, а что будет дальше - я пока не знаю.

Если кто-то из наших читателей может рассказать про такие школы в других городах - мы будем рады опубликовать ваши письма.

А сегодня я хочу познакомить Вас с человеком, который предложил нам несколько статей про школы Щетинина и про экопоселения (нетрудно догадаться, что одно связано с другим). Статьи можно найти в Интернете, поэтому сегодняшний выпуск нашей рассылки предназначен в основном для тех, кто не может или не хочет;-) искать эту информацию самостоятельно.

Снова о школе Щетинина. Сергей Тренкле

Что же такое школа Щетинина В 1998 году комиссия ЮНЕСКО назвала ее лучшей в мире.

Еще бы: попробуйте найти такую школу, где дети изучают программу 10-летней школы за 1 год, учат одновременно 3 иностранных языка, умеют петь, танцевать, рисовать, обучаются 10-15 рабочим специальностям и получают по 2-3 высших образования к 16 годам. Причем учатся там не вундеркинды, а самые обычные дети.

Оказывается, весь секрет заключается в отношении к ребенку как к равному себе человеку. Именно в равной атмосфере сотрудничества детей и взрослых раскрываются наши (детей и взрослых) ранее спавшие внутренние потенциалы.

Наверное, не случайно нам было рассказано о такой школе, и именно такой школе быть в новых экопоселениях вокруг наших городов.

Только на равных отношениях происходит настоящее сотрудничество и становится возможным невозможное.

В.А. Прилукин, "Надежда России" Юрий Круглое, "Осмысливая Синегорье"

Школа академика Михаила Петровича Щетинина - экспериментальная общеобразовательная школа, созданная в её нынешнем виде в 1994 г. в посёлке Текос Краснодарского края. ТАКИМИ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ВСЕ НАШИ ШКОЛЫ!

Михаил Щетинин известен на всю Россию тем, что использует новаторские методы в педагогике, которые способствуют раннему творческому развитию. Его ученики в 14 лет заканчивают среднюю школу, а к 18-20 годам имеют по три высших образования.

Его опыт и его педагогические находки изучают педагоги разных стран.
Неоднократно он становился «Человеком года» в сфере образования.

Всемирная организация ЮНЕСКО трижды признавала разработанную им систему образования лучшей в Мире и занесла имя М.П.Щетинина в список величайших людей ушедшего тысячелетия.

Главная цель школы Михаила Щетинина — это духовное возрождение России, служение Отечеству, служение людям.

В тоже время, на эту школу наложен информационный запрет (по телевидению о ней почти ничего не рассказывают). И не мудрено, ведь в этой школе обучение коренным образом отличается от повсеместно внедренной системы зомбирования и создания из детей невротиков. В школе Щетинина дети обучают детей. Школьную программу проходят за 1-3 года.


Педагогическая система Щетинина основывается на нескольких принципах:

Первый из них - это духовно-нравственное развитие человека. Любовь к ближнему и любовь к Богу, любовь к Родине. Духовность не декларируется на уровне правил и нравоучений, а демонстрируется собственным поведением взрослых и детей.

Второй принцип, который можно считать ключевым для освоения знаний - устремленность к познанию. В школе Щетинина учатся методом погружения в разновозрастных группах, а затем каждый учащийся может быть в роли учителя и объяснять сотоварищам всё, что относится к изученной теме. Быть учителем очень ответственно и почетно.

Третья основа жизни в школе - это любовь к труду. Ученики своими руками, в буквальном смысле этого слова, строят окружающий мир, в котором живут. Они гордятся своими реально полезными для жизни достижениями. Чувство прекрасного, видение красоты в окружающем, проявление творчества во всех аспектах повседневной жизни, а также, мощная физическая подготовка на основе русского рукопашного боя как способ самозащиты и помощи снятия агрессии нападающего - еще две сферы, которые не остаются без внимания в этой педагогической системе, а занимают очень важное место.

Школе Щетинина в Текосе, а точнее – лицею-интернату для комплексного формирования личности детей и подростков уже 20 лет. Все эти годы у руля этого смелого эксперимента стоит заслуженный учитель РФ, профессор, академик РАО, педагог-новатор Михаил Петрович Щетинин.

10 советов от учителя, преподававшего в школе М.П.Щетинина историю:

1. Урок начинается с ИНТЕРЕСА ученика к предмету.

2. Прежде, чем объяснить, ОБРАДУЙТЕ.

3. После того, как ученики заулыбались, ЗАИНТРИГУЙТЕ.

4. После того, как заинтриговали, ОБЪЯСНИТЕ, зачем это им нужно.

5. Передавайте своё УДИВЛЕНИЕ и ВОСХИЩЕНИЕ тем, что вы объясняете.

6. Запоминается НЕОЖИДАННЫЙ ПРИМЕР.

7. Запоминается НАГЛЯДНОЕ и то, что МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ.

8. Высший класс – когда ученик хочет ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ вашу информацию и ОБЪЯСНИТЬ ДРУГИМ.

9. Хотят учиться не у того, кто хорошо знает предмет, а у того, кто показал, как он НУЖЕН УЧЕНИКУ.

10. Урок – не когда знающий объясняет незнающим, а когда собравшимся ХОРОШО ВМЕСТЕ. А что ещё и полезно – это следствие!

Более подробно о школе Щетинина, о ее философии, о том, как проходит учебный процесс, об успехах выпускников школы вы узнаете из этих видео.

В прошлом году, отдыхая на Чёрном море, я случайно побывала в Школе Щетинина. Она находится в посёлке Текос Краснодарского края. Я, например, об этой школе узнала впервые. Ни о чём подобном до этого не слышала.
Тому, кто интересуется эзотерикой, наверное, известна книга В.Мегре "Анастасия". Говорят, что там про эту школу упоминается.
Щетинин - это один из профессоров-педагогов, которым ещё в 70-х годах поставили задачу создать школу будущего. Школу 21 века. Кажется, он единственный, кто довёл это дело до конца.

"Щетинин, с нашей точки зрения, совершил величайшее образовательное открытие, которое, конечно, осталось незамеченным его погромщиками. Он открыл новое содержание образования. Он так построил уклад жизни в своей школе, на своем педагогическом острове, что этот уклад и стал содержанием образования. Конечно, программа, учебные предметы здесь есть, ребята изучают и математику, и биологию. Но это материал, а содержанием стал жизненный уклад Текоса. Строительство домов, добывание пищи, защита жилища, искусство, общение друг с другом. И еще: все говорят о том, что дети разные и у них не только разный ритм учения, но и разные области наиболее полного раскрытия способностей. Но пока только Щетинин смог сделать так, что разные дети движутся в учении своим, исключительно индивидуальным темпом. И поэтому по физике щетининский ученик может учиться в 9 классе, а архитектуру изучать по вузовской программе. Это и есть непрерывное образование."

Экскурсию нам проводили сами дети и они же рассказывали нам (небольшой группе, бОльшая часть которой очень увлекается всякими этакими "знаниями") о своём житье-бытье. Вот что я узнала.
В этой школе учителями являются сами дети. Восьмилетний ребёнок может быть учителем, к примеру, четырнадцатилетнего. Все корпуса построены детьми (причём очень красиво, настоящее деревянное зодчество). Занимаемая площадь небольшая. Но всё так уютно. И внутри корпусов очень интересно и необычно: картины на стенах и великолепные (мне понравилось) фрески.








"Понять что-нибудь с налету тут невозможно. Просто ходишь и смотришь, с вытаращенными глазами и открытым ртом. И глазам действительно не веришь.
Едва заметный поворот с трассы - и сразу изумление: крепкий каменный терем в три этажа, чем-то важным решительно отличающийся от примелькавшихся коттеджей наших нуворишей. Этот дом-дворец дышит индивидуальностью и обаянием ничем не стесненного вдохновенья (позднее пойму - его же построили дети!).
Минуем дворик-столовую, переход, еще дворик, парадное крыльцо... Всюду - в камне, дереве, мозаике, краске - запечатленный поиск красоты. Одна из формул Щетинина: "Художник всегда прав". "Ничего не перерисовывайте, не переделывайте", - говорил он, пока строились. И прихотью ребячьих вдохновений где-то брызнула на стену золотая осень, рассыпались по крыше звезды, на полу распустились цветы...
И на всем - ни пылинки. Дежурные без устали, чуть не за каждым проходящим моют и вытирают мостовые, ступеньки, паркет. Обычно это шокирует "экскурсантов". Напрасно! Разве не естественно для художника холить свое творение? И разве не естественно для людей, которым поручено поддерживать чистоту, честно ее поддерживать?
То же, кстати, можно сказать и о местном обычае здороваться со всяким встречным. Так исстари велось в любой русской деревне. Это в городах мы совсем уже чокнулись: заходимся теперь от восторга при виде элементарной нормы. Иное дело, что Щетинин сумел опоэтизировать эту норму в глазах детей. По нему, говоря "Здравствуйте!", мы побуждаем человека жить, быть, продолжаться. Более того, мы "пробуждаем среду" - содействовать ему в этом...
За теремом - "танцплощадка". Доски пригнаны безупречно. Деревья не вырублены - окружены настилом, отчего стволы их становятся как бы колоннами, а кроны - узорчатыми сводами этого лесного зала. Здесь проводятся занятия по хореографии и рукопашному бою, "огоньки", "круглые столы", общие сборы. Здесь на ночь рассказывают сказки. Или смотрят по видику фильм. Как правило, хороший, отечественный, с добрым смыслом.
Дальше - поляна с теремами поменьше, жилища холостого "педсостава", юношей и девушек, зачастую в свои 15-18 лет имеющих высшее образование, а то и не одно. За поляной идет стройка. Школе нужны жилье, библиотека, мастерские, спортзалы... За стройкой лес, ручьи, озера... "Текос" - в переводе с черкесского -"Долина красоты"

Эти позитивные цитаты я взяла здесь www.rodova.narod.ru
Мы спрашивали у ребят, бывает ли отсев из школы. Они ответили, что как такового отсева нет. Он происходит сам собой. Некоторые не выдерживают ритма, некоторые очень скучают по своим домашним. Там мы встретили одну маму, которая рассказала, что приехала из какого-то далёкого города (уже не помню какого). Снимает в посёлке квартиру или дом и уже года 3 живёт рядом с дочерью.
Нашей группе повезло. Мы встретили самого Щетитнина. Нас было человек 12. И всех нас он пригласил к себе в гости.. в кабинет. Усадил за круглый стол. Такой приятный в общении человек. Чем-то напомнил мне любимого с детства Доктора Айболита. Очень много всего интересного рассказывал. Даже как-то завораживал что ли.
Ещё немножко поцитирую. Это почти то, что Щетинин рассказывал нам лично.
- Михаил Петрович, как все началось, как родилась идея такого центра?
-Я думаю, мы не начинаем, мы скорее продолжаем, то, что в веках делали наши пращуры. Мы, мне кажется, ничего не выдумываем, мы идем от ребенка. Возможно, во мне сохранился ребенок, память, начало. В детстве я много мечтал, тогда не было телевизора в доме. У нас была большая библиотека, отец собирал нас и читал, а мы слушали. А потом я засыпал под отцовское чтение, и сон продолжал по-своему перестраивал образы. В раннем возрасте (я начал читать около четырех лет, когда букварей не было) я читал художественную литературу, классику. А потом рассказывал сверстникам, старшим, но чаще всего я фантазировал, выдумывая истории. Знаете про что? Про нечто то, что происходило, происходит, и будет происходить, как бы включаешься в образность Трои, так все наши пращуры работали. Сказки как бабушка рассказывала? Она играла по случаю происходящему, она их не выдумывала, она вслушивалась в информационное поле жизни, Вселенной и транслировала. И так все дети.

Михаил Петрович, по какому принципу Вы отбираете будущих воспитанников? Это жизненный опыт или Вы экстрасенсорными способностями обладаете?
- Мне кажется, я очень простой человек. Как все простые люди, я обладаю удивительным даром видеть, потому что не видят люди, возомнившие о себе, что они представляют из себя большее, чем обыкновенный человек. Вы замечали, что мудрые люди, как правило, простые люди, а когда у человека не хватает ума, он начинает дорабатывать отсутствием простоты. Я бы очень хотел, чтобы Вы на меня смотрели как на простого человека, я иду от здравомыслия. И точно так же, когда встречаем людей здесь, мы хотим найти в них основы для простого здравого видения мира, ищем в человеке сопереживание. Для нас очень важны мотивы учения. Я только что смотрел девочку, я взял баян и стал петь песню: "Ой, да не вечер, то не вечер". (Я казак, эта песня казачья). Мне важно, как она чувствует народную музыку, народную песню, жива душа или нет. Смотрю, она чувствует. Играю "Славянку", она плачет, значит, жива родовая память. Человек ведь информационная система. Когда начинаешь трогать информацию, то видно сразу соответствие информации. Никак он ничего не сделает из себя, ежели в информационном плане устремлений он не адекватен, у него другие интересы, другие потребности, другое информационное пространство. Потом, насколько подтверждены первые посылки, видно в процессе обычного простого труда: как чистит картошку, как моет пол. Если он занимается выбранным предметом самозабвенно, как делом своей жизни, если он, чтобы ни дела, делает качественно, это тот человек, который должен здесь быть. самое главное, чтобы все, что он делает, делал для другого. Если я как часть мира работаю на мир, то я весь мир, я огромен. Я большой, я созвучен ему, и тогда он через меня себя представляет. Я люблю этот образ, когда клетка работает на тело, тело работает на клетку. Закон целого. Но кто бы к нам ни попадал, мы стараемся работать качественно, даже, если это три дня. Направление всех наших усилий, чтобы человек, уходя отсюда, не бросал нас мысленно, чтобы шел, работал, чтобы уходил не униженный, а с чувством благодарности.


Ещё он интересно рассказывал, что каждое поколение несёт в себе информацию о своих прадедах. И поэтому в школе дети воспитываются на рассказах, фильмах и песнях времён Отечественной войны.
Любезно сфотографировался вместе с нами. Но что-то случилось с моим фотоаппаратом. Именно в этот момент он отказался работать.
В общем, лично мне всё это напомнило старые фильмы из серии "Отроки во Вселенной".

Но это всё позитив. По приезду домой я порылась в Интернете, чтобы поискать, что пишут про эту необычную школу. И натолкнулась на множество отрицательных, негативных высказываний. Вот, к примеру, статейка.

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВНУТРИ ШКОЛЫ ЩЕТИНИНА: ВЗГЛЯД СВЯЩЕННИКА...
ПОД КОЛПАКОМ
"Школа Щетинина" - замкнутая на себе система, которая потребляет то, что порождает: закончившие эту школу становятся ее преподавателями. Не известно ни одного случая плодотворной работы выпускника щетининской школы за ее пределами. "Студенты вузов" проходят очно-заочное обучение, не выходя из стен школы.
В школе Щетинина применяется метод "вызова на круг", когда провинившийся оказывается перед лицом всей группы, настроенной к нему отрицательно и выражающей свое порицание. Всякое несоответствие предписанной модели поведения расценивается как "жидовство" (!?) и подлежит осуждению всей группой. При этом возраст проявившего "жидовские" качества не играет никакой роли: и взрослый человек, и ребенок подвергаются одинаковым по строгости мерам.
Вся информация, проникающая внутрь "группы Щетинина", проходит тщательнейшую фильтрацию и жесточайший контроль со стороны "Учителя" и его ближайшего окружения. Телевизор, радио полностью исключены из жизни группы, как "источники грязи". Книги, газеты, журналы можно читать только после личной санкции Щетинина. По словам адептов группы, письма перед выдачей адресатам перлюстрируются, а телефонные разговоры записываются на пленку и прослушиваются. Свидания с родителями строго регламентированы и не могут быть продлены более установленного срока.
Нужные качества у адептов достигаются через восприятие "концепции родовой школы", которая предполагает восприятие себя как частицы "рода". Эта концепция заставляет адепта неадекватно воспринимать свою роль в ситуации: так, 6-летний мальчик в день своего рождения "на вопрос: "Сколько тебе исполнилось?", ответствовал: "Много. За мною - века. Я княжьего (?) рода". И все как один члены группы Щетинина не мыслят себя в иной роли, кроме как "спасителей России", хотя, будучи оторваны от реальной жизни, навряд ли представляют, что на самом деле требуется сейчас России. Уход из "группы Щетинина" расценивается прежде всего как "предательство Учителя". Кроме того, удерживающим фактором являются социальные льготы, получаемые членами группы: возможности бесплатного (в том числе высшего многократного) образования; освобождение от службы в армии - сначала как студентам, а потом как сельским учителям. Ко всему прочему адепт, проведший многие годы на полном довольствии, за пределами группы оказывается полностью дезадаптирован, вплоть до того, что не имеет никакого опыта обращения с деньгами.
Область брачных отношений также регламентируется Щетининым. Известны случаи, когда давно желающие вступить в брак ученики его комплекса не делают этого только потому, что не имеют санкции "Учителя". С другой стороны, имеются примеры браков, заключенных на основании одного лишь "благословения" лидера группы. Одним из показаний для вступления в брак является возможность поездки супругов в родные места на жительство с целью создания там филиала щетининской школы. Вообще в публикациях, освещающих "щетининскую" тему, слово "семья" встречается только по отношению к "группе Щетинина". Ситуация, впрочем, не новая. На семью покушается всякая тоталитарная идея. Все описанное дает основания усмотреть в "группе Щетинина" типичные признаки тоталитарной секты. Единственное, что формально отличает ее от религиозной организации, - отсутствие строго сформулированного религиозного учения. Но секта, которая маскируется под школу духовного развития и кулачного боя, опасна не менее, если не более.
отец АЛЕКСЕЙ (Касатиков)

И под статьёй совсем уже нелицеприятные отзывы.
Или вот тут (если кого заинтересовало): http://www.sektam.net/modules.php?name=News&file=article&sid=550
Не хочу судить или осуждать. Но знаю точно, что своего ребёнка я бы туда ни за что бы не отдала. Даже если бы моя дочь подошла бы подо все их (школьные) стандарты и даже, наверняка, если бы мне никогда бы не довелось читать такие отрицательные отзывы.