Памятник александру второму в софии. Александр II — Царь Освободитель Болгарии

В феврале 1911 года вся Россия готовилась отметить 50-летие отмены крепостного права. Не осталось в стороне от этого юбилейного события и Козловское общество. Столь памятную дату на заседании Козловской городской Думы решено было ознаменовать постройкой памятника царю-освободителю Александру II. На основании этого решения Козловской городской управой было возбуждено ходатайство о разрешении открыть в пределах Тамбовской губернии подписку на добровольные пожертвования для сооружения в городе Козлове памятника императору Александру II. Памятник предполагалось установить в сквере против присутственных мест. (В наши дни здесь находится мемориал павшим борцам революции. Прим. автора). Ходатайство это 20 апреля 1911 года Высочайшею властью было удовлетворено.

На постройку памятника Александру II в Козлове сразу же начался сбор средств среди частных лиц и учреждений. 1 сентября 1911 года Козловская городская управа обратилась с ходатайством в уездное земское собрание с предложением «ассигновать какую-либо сумму на сооружение в городе Козлове вышеназванного памятника». Земство в стороне не осталось и выделило на постройку памятника 100 рублей.

В начале 1912 года уроженец города Козлова скульптор Валукинский, проживающий в то время в Киеве, предложил местной управе свои услуги. Он обязался вылепить для памятника царю-освободителю статую и представил соответствующие чертежи-эскизы вместе с пояснительной запиской. Эти документы и были рассмотрены Козловской городской думой 27 апреля 1912 года.

На том же заседании для рассмотрения проектов чертежей памятника и для сбора добровольных пожертвований было решено создать комиссию в составе городской управы, а также гласных Думы: Н.А. Углянского, Н.А. Верещагина, А.М. Курочкина, А.И. Кожевникова, А.И. Калабина, Н.С. Резникова, Н.Т. Богатырёва, М.Н. Кириллова, Д.А. Полянского и К.М. Ильина.

21 августа 1912 года на заседании Козловской городской Думы городской управой был представлен протокол комиссии по вопросу о сооружении памятника императору Александру II. При этом рассматривались три варианта монумента: бронзовая фигура с гранитным основанием и пьедесталом стоимостью 10500 рублей; из цинка с оксидировкой из меди и основанием из железобетона, отделанным под гранит или мрамор, стоимостью около 5000 рублей и отлитый из меди на железобетонном основании, отделанном под мрамор или гранит стоимостью около 7500 рублей. После недолгих прений члены комиссии изъявили желание приобрести памятник императору Александру II по третьему варианту.

Спустя время от добровольных жертвователей стали поступать средства. Так, в декабре 1912 года на устройство памятника по сто рублей перечислили известные горожане В.П. Калмыков, Д.И. Умрихин, Я.Н. Стрельников, И.Я. Кожевников и С.Н. Курьянов, а также торговый дом Курочкиных и акционерного товарищества «Полянского сыновья». По 50 рублей передали козловские купцы М.Н. Курьянов и К.М. Ильин, по 25 – граждане Н.А. Углянский и А.Н. Дорохов.

Конечно же, это только малая часть имён жертвователей. Несомненно, их было гораздо больше. Судя по всему, поступления шли довольно хорошо, так как вскоре представители городского самоуправления озаботились воплощением проекта памятника в жизнь.

20 мая 1913 года на заседании Козловской городской Думы городской управой был представлен на рассмотрение собрания протокол комиссии по вопросу о сооружении и постановке в городе Козлове памятника императору Александру II. В нём говорилось: «По открытии заседания г-н председатель сообщил о своей поездке в Москву и переговорах с некоторыми фирмами, изготовляющими различные памятники и монументы, предложил вниманию комиссии имеющийся в деле управы проект на предполагаемое сооружение названного памятника. Заслушав это сообщение, дума после обмена мнений постановила: «Поручить заместителю городского головы Д.И. Умрихину, гласному Н.Т. Богатырёву и городскому инженеру М.В. Дёмину одновременно с поездкою в Москву по вопросу о приобретении двигателя Дизеля (для городской электростанции. Прим. автора) войти также в окончательные с соответствующими московскими фирмами переговоры по приобретению памятника императору Александру II в пределах суммы 7000 рублей».

18 июня 1913 года городской управой на имя Э. Виллера было отправлено письмо следующего содержания: «Милостивый государь Эрих Эдуардович. Городская управа просит Вас поспешить в возможно скорейшем времени высылкою в трёх экземплярах проекта, заказанного Вам Козловскою городскою комиссиею, памятника императору Александру II с приложением к нему объяснительной записки. Проект этот должен представлять точную копию самой фигуры царя-освободителя, постамента, фундамента и ограды, а объяснительная записка точно указывала бы о том, из каких металлов будет изготовлен этот памятник включительно до фундамента и ограды. Завтра (19 июня) управа сделает на Ваше имя перевод в сумме 2000 рублей. Независимо от сего управа просит сообщить о том, приступите ли Вы к литью памятника теперь же или выждете, пока последует утверждение проекта министерством. При сем прилагается переводный билет Козловского отделения Русского торгово-промышленного банка на 2000 рублей».

Ответ в Козловской городской управе был получен 8 июля 1913 года. «Милостивые государи. Мы получили 20 июня Ваше заказное письмо с вложением перевода на сумму 2000 руб. и получили в Русском торгово-промышленном банке деньги, что настоящим имеем честь подтвердить Вам. Мы тотчас по получении Вашего письма приступили к исполнению заказа и просим Вас отсрочить нам его сдачу на 5 дней, т.к. перевод Ваш мы получили на пять дней позднее обещанного. Что касается испрошенного Вами от нас чертежа, то мы таковой изготовляем и вышлем его Вам для руководства на следующей неделе».

Хочется отметить, что к 50-летнему юбилею отмены крепостного права памятники Александру II устанавливались повсеместно как в крупных городах, так и в селениях. На заводе Э. Виллера по этому случаю стали отливать в большом количестве скульптуры императора. Права на изготовление её были приобретены у скульптора А.М. Опекушина и повторяли статую Александра II, установленную в Московском Кремле. Император был изображён в полный рост, в мантии, держащим в левой руке скипетр, а в вытянутой правой руке свиток манифеста. Вообще фирмой Виллера было сооружено более 500 памятников императору Александру II по всей России.

К сожалению, со временем сбор пожертвований стал менее активным, и строительство памятника, а также его открытие, первоначально намеченное на 1913 год, стали откладываться. Не был открыт памятник и в 1914 году.

На очередном заседании Козловской городской думы 16 июля 1914 года рассматривался протокол комиссии по вопросу сооружения памятника, после чего городской управе было поручено обратиться к Козловскому уездному и Тамбовскому губернскому земствам с ходатайством о дополнительном ассигновании на сооружение в городе Козлове памятника императору Александру II. В том же протоколе городская дума обращалась и к местным жителям с просьбой о сборе пожертвований.

Начавшаяся Первая мировая война отложила строительство памятника на неопределённый срок. Однако, несмотря на трудности военного времени, пожертвования продолжали поступать.

Газета «Тамбовский листок» от 14 августа 1915 года информировала читателей о том, что «постройка памятника-монумента, заложенного в сквере против полицейского управления, постепенно продвигается, и к октябрю месяцу предполагается его открытие». Но и в том году открытие памятника не состоялось. Не был открыт памятник и в 1916 году.
Косвенное подтверждение о том, что памятник императору Александру II всё-таки был установлен, мы находим в заметке, опубликованной в «Козловской газете» от 22 июня 1916 года. Речь в ней шла об очередном заседании городской Думы, где гласные, познакомившись с планом нового здания мужской гимназии, озаботились тем, что двор нового учебного заведения вплотную подойдёт к скверику, где установлен памятник. (Выделено автором этих строк). Сей примечательный факт вызвал в думской среде тревогу и продолжительные прения. Но не будем торопить события, надеюсь, что со временем и на этот вопрос найдётся ответ. А сегодня будем опираться лишь на имеющиеся факты.

Согласно воспоминаниям современников лишь к концу 1917 года памятник царю-освободителю был окончательно готов. Фигуру императора поставили на место и временно закрыли деревянным шатром. На следующий, 1918, год было назначено его открытие. Однако события октября 1917 года изменили отношение к нашему прошлому.

В козловской газете «Голос народа», вышедшей в воскресенье, 12 мая (29 апреля) 1918 года, была помещена заметка под заголовком «Упразднение памятника». Вот её содержание: «Советская власть решила упразднить памятник Александру II, сооружённый на бульварике против присутственных мест. Выполнение этого постановления, как нам передавали, назначено на сегодня».

По словам очевидца событий И. Нестерова, «Статую Александра II свалили с пьедестала и бросили сначала в пожарный сарай, а затем в железнодорожных мастерских, бронзу употребили на производство деталей к паровозам».

От памятника царю-освободителю оставлен был пьедестал, на который водрузили обтянутый красным материалом деревянный трапециевидный четырёхгранник, увенчанный пятиконечной звездой, высотой пять метров.

Открыли новый памятник 1 мая 1918 года в торжественной обстановке после парада красных партизан и частей РККА, а также демонстрации трудящихся и митинга. Но это уже другая история…

…должен бать восстановлен в Самаре

В самом сердце Самары - на Алексеевской площади на постаменте памятника Государю Императору Александру II Освободителю с 1927 года и до сего дня стоит памятник Ленину.
Поскольку в России повсюду еще стоят своего рода идолы - статуи Ильича, и пока сам он лежит в мавзолее на Красной площади столицы, Россия не воспрянет - это несколько раз повторял мне при нашей встрече в начале этого года известный Православный американец, сотаинник иеромонаха Серафима (Роуза) игумен Герман (Подмошенский - см. «Благовест», N 5 за 2003 г.). Но не слишком ли это простой рецепт: стоит лишь убрать с наших улиц памятники большевикам - и общество освободится от большевистского прошлого? Не понаслышке знаю, с какой самоотверженностью самарцы в свое время добивались возвращения городу его исконного имени (вместо Куйбышева). Это было радостное сбрасывание пут 70-летнего большевистского пленения, это был акт покаяния. Но что-то, видно, не доделали, осуетились, охладели. И стоят по-прежнему в нашем городе советские идолы, и главный из них - памятник Ленину на площади, которая половинчато носит два названия: первоначальное Алексеевская, в честь Святителя Алексия, Небесного покровителя города, и Революции. В Самаре продолжается поклонение идолу революции. Носят к памятнику цветы, в сквер у памятника водят детишек из детских садов на прогулки и рассказывают им о «дедушке Ленине», сюда ведут экскурсионные группы из других городов. А самарцы спокойно ходят мимо, тем самым молча признавая законность самочинного захвата Царского постамента самозванным Ильичем. А ведь маленький бронзовый Ленин, и это знают горожане, как тать, нагло занял чужое место, сбросив с пьедестала величественный памятник Царю-Освободителю Александру II, который поставили Царю наши предки на народные пожертвования. Сразу же после злодейского убийства Императора 1 марта 1881 года в Самаре решили поставить памятник Царю-Освободителю. Созданная Городской Думой комиссия остановилась на проекте академика В. О. Шервуда, где Государь был изображен на пьедестале в форменном пальто и фуражке, а у подножия были четыре эмблематические фигуры, олицетворяющие собой четыре величайших события его царствования: освобождение крестьян от крепостной зависимости, покорение Кавказа, освобождение от турецкого ига братьев-славян, завоевания в Средней Азии. Золотом на двух щитах были прописаны деяния великого Царя-реформатора: присоединение Приамурского края, отмена телесного наказания, создание земских учреждений, гласное судопроизводство, всесословная воинская повинность. Все фигуры памятника были выполнены из чеканной бронзы, пьедестал - из финского гранита. Алексеевская площадь к тому времени стала главной площадью города. 8-го июля 1888 года в день Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Кафедральном Вознесенском соборе на Алексеевской площади была совершена закладка памятника, он был открыт 29 августа 1889 года. А 7 ноября 1927 года на постамент памятника Александру II была водружена бронзовая фигура Ленина скульптора М.Г. Манизера.
Большевизм, как любой тоталитарный режим, любил монументальную пропаганду. До революции монументальных сооружений было немного, они воздвигались в прославление царей, выдающихся государственных деятелей и значительных событий в истории России. Воздвижение скульптуры всегда было политическим делом. Начали большевики с того, что в Москве с обелиска в честь 300-летия дома Романовых содрали монархические эмблемы и написали имена Маркса, Энгельса, Плеханова. Они уничтожали прежние памятники и безстыдно на их месте ставили свои.
Является ли памятник Ленину чисто историческим, как утверждают некоторые, или это политический символ? Законно ли он стоит на этом месте и как быть с ним дальше? С этими вопросами мы обратились к известным людям города.

Предводитель Самарского дворянства Александр Юрьевич Чухонкин:
- Самарское губернское Дворянское собрание 21-го октября 2002 года приняло обращение к Главе г. Самары Г.С. Лиманскому и депутатам Самарской Губернской Думы с просьбой убрать памятник Ленину с бывшей Алексеевской площади. Пока мы официального ответа на наше письмо не получили. Но не может в центре города стоять символ безбожной советской власти, законодательно признанной незаконной. Я имею в виду принятый 18-го октября 1991 года закон «О реабилитации жертв политических репрессий», который объявляет советскую власть формой тоталитарного государства, жертвами которой стали миллионы людей. Никаких ссылок на то, что Ленин «неотъемлемая часть нашей истории» быть не может - в России не ставили памятники Хану Батыю и Лжедмитрию и праху их не поклонялись. Это не просто памятник, а символ разрушения России. Я, например, постоянно помню о нем, внутренне несогласен с его присутствием на одной из главных площадей города: это мешает и жить, и делать какие-то хорошие дела. Мы возрождаем Православие, но этому мешает символ безбожной власти. Недавно на очередной день рождения Ленина у этого памятника собрались коммунисты, дедушки, бабушки, в основном русские люди. Так жалко их, они сами не понимают, что приходят поклониться памятнику разрушителю их государства, их веры. Ведь пришли не те в кожанках, кто ставил этот памятник. Октябрьская революция была, прежде всего, антихристианской. Страна была в разрухе и голодала, а в это время - 12 апреля 1918 года Ленин подписывает декрет Совнаркома «О памятниках революции» - о снятии монументов в честь царей и установлении революционных памятников. Первый памятник Ленину открыл... сам Ленин в 1918 году в Подмосковье. Большинство памятников Ленину в России были поставлены в 1919 - 1920-м годах при его жизни и по его инициативе. По его распоряжению было поставлено четыре памятника Иуде-Предателю, один недалеко от Самары - в Свияжске. Представляете, что испытывали люди на местах, когда приходил состав, они извлекали из вагона заколоченный досками памятник Иуде с предписанием это установить. Все памятники отливались в Москве централизованно и развозились по местам, мнения народа никто не спрашивал. А до революции памятники в провинции ставились обычно по местной инициативе и на народные пожертвования. Памятник Ленину - это оправдание антихристианской революции, истребления русских людей, уничтожения церквей, расстрела Царской Семьи. Убрав этот памятник, мы тем самым заявим, что советская власть была незаконной.

Игумен Вениамин (Лабутин), первый проректор Самарской Духовной семинарии:
- Я думаю, что надо восстанавливать историческую справедливость. У нас в Самаре пять памятников Ленину: перед заводом Металлург, в Куйбышевском районе и других местах. Это место статуя Ленина занимает незаконно, потому что на этом пьедестале стоял памятник Александру II. Царь-Освободитель очень много сделал для России, при нем страна стала великой державой. Нужно помнить, что Российское государство началось не в октябре 17-го года, как нам долгое время внушали, а более чем тысячу лет назад. Нам нужно помнить наших Царей - выдающихся правителей прошлого. Смена памятников имела чисто идеологическое значение. В сознании народа выкорчевывалась память о великой Православной России, сама ее история рассматривалась как революционное движение. Сейчас мы видим, к чему привел социалистический эксперимент над нашей страной. Надо переосмысливать наше прошлое, и снятие памятника Ленину будет очень правильным шагом. В этом не будет оскорбления ничьих чувств. Речь не идет о том, чтобы этот памятник уничтожить. Я думаю, его надо установить на обычном пьедестале в каком-то сквере или парке. Восстанавливать и здания, и памятники надо в их первоначальном виде, такова традиция во всех странах мира. А в Самаре будут представлены разные эпохи: и эпоха Царя-Освободителя, и эпоха большевиков.

Иван Иванович Мельников, скульптор, автор памятников Святителю Алексию, Митрополиту Московскому и Преподобному Сергию Радонежскому в г. Самаре, на Алексеевской набережной:
- Памятник Царю-Освободителю Александру II был поставлен на народные деньги. На памятник Ленину, насколько я знаю, никто не собирал денег. Суть дела в том, что памятник Ленину поставили на чужое место. Памятник Царю убрали потому, что он был связан с Православной Россией. Но историю нельзя переписать.
Памятник Александру II - хорошая скульптурная работа, в нем все было лаконично и гармонично, он прекрасно вписывался в застройку. И он был единственным в своем роде, был лицом Самары. Памятник Ленину - это работа Манизера, известного скульптора советского времени, я знаю многих его учеников. Нельзя отрицать - Манизер хороший мастер, к самой скульптуре претензий нет. Но точно такие же памятники Ленину, как у нас, поставили по всей стране. К тому же этот памятник не соответствует пьедесталу и не вписывается в площадь. Скульптуру Ленина можно было бы поставить в скромном сквере на невысокий постамент - она будет смотреться намного лучше.
Есть примеры, когда восстанавливают памятники. В Санкт-Петербурге к 300-летнему юбилею города восстановлен бюст Петру I по старым фотографиям. Фотографии памятника Царю-Освободителю тоже сохранились, так что это возможно. Это дорогая работа - литье в бронзе, я думаю, примерно миллионов 10 в рублях. Но наш город, если будет политическая воля его руководителей и поддержка горожан, эту сумму сможет осилить. Если же верно, что, как говорят, памятник находится на дне Волги, его стоит поискать - бронза сохраняется в воде. Судя по его размерам, он должен был весить около двух тонн, и его не могло отнести слишком далеко.

Александр Никифорович Завальный, главный библиограф Самарской областной научной библиотеки:
- С Александром II в Самаре связано многое. В августе 1871 года он закладывал здесь камень в фундамент строящегося Кафедрального Воскресенского собора. В 1873 году в Самаре было основано ремесленное училище, названное в его честь Александровским. Самарская публичная библиотека с 1882 года стала называться Александровской, в ней был зал Александра II, из него потом вырос Краеведческий музей. Крупнейший мост через Волгу у Сызрани получил имя Александровский. Памятник Царю-Освободителю должен быть возвращен на свое законное место или восстановлен в первоначальном виде. А памятник Ленину уничтожать не надо. Можно было бы в Загородном парке устроить выставку монументальной советской скульптуры, перенеся туда с улиц города памятники Ленину, Куйбышеву и др.

В «Самарских губернских ведомостях» было сообщение о том, что в 2002 году в Саратове группа жителей выступила с инициативой восстановления памятника Александру II, который стоял на площади. Памятник Императору будет восстановлен. Саратов станет вторым после Москвы городом, где будет вновь воздвигнут памятник Царю-Освободителю. Памятник Царю-Освободителю, сброшенный большевиками с пьедестала и утопленный в пруду, восстанавливают в Южно-Камске. В Иркутске восстанавливают памятник Александру III.
Сохранился ли в Самаре памятник Царю-Освободителю? Рассказывают, что эмблематические фигуры находились в здании на ул. Куйбышевской, 131, где раньше был музей города. А. Н. Завальному рассказывали старожилы, что отдельные части памятника хранились в разных учреждениях, в частности, голова памятника Императору - на военно-медицинском факультете Куйбышевского мединститута. Краевед Галина Рассохина придерживается той версии, что памятник сволокли по Заводской улице (ныне ул. Венцека) в Волгу. Ответа на этот и другие вопросы не будет, пока не будет у нас дерзновения изменить нашу жизнь. Пока мы не захотим жить в Святой Руси.

В то время, когда готовилась эта публикация, к нам в редакцию поступило несколько писем на эту тему.

Хочу рассказать о сне, который я видела в 1970 году. Я не была ни комсомолкой, ни партийкой, но Ленина уважала и даже стала молиться о его душе. Мне очень хотелось побывать в Мавзолее и увидеть там Ленина. И вот вижу этот сон. Лежит Ленин в Мавзолее в стеклянном гробу, верхнего стекла нет, и он весь перемотан окровавленными бинтами, бледный, мечется, стонет, руки из стороны в сторону кидает. Я смотрю на него и думаю, как ему помочь. Вдруг он открывает глаза и говорит мне: «Как я устал, ты даже себе представить не можешь, как я устал». Закрыл глаза и опять стал метаться в бреду. Теперь, прочитав «Благовест», мне все это стало понятнее. Действительно, почему его не убирают из Мавзолея? Он безбожник, отрекся от Бога, снял крест, погубил со своими приспешниками столько невинных людей, осиротил детей. До революции столько сирот, нищих и голодных не было. У моего деда была земля и скотина, все отобрали, оставили нищими, в колхоз не брали - «ты середняк», посадили в тюрьму, он вернулся больной. Так давайте писать все вместе в Правительство и Думу, чтобы убрали Ленина из Мавзолея и его памятники с центральных площадей, может, перестанем быть под проклятием. Я готова собирать подписи.
Л. Курдина, г. Астрахань

Особенно потрясло, что игумен Герман начал и закончил разговор с того, что России не подняться, пока, по словам Игоря Талькова, «лежит на Красной площади главный атеист», пока стоят в центре городов русских памятники Ленину. Накануне празднования 1100-летия упоминания города Пскова в летописях обсуждался вопрос об установке памятников княгине Ольге (их два - Клыкова и Церетели, и оба - дар к юбилею). Все мнения специалистов и отклики были изложены в газете «Псковская правда». В своем письме «Ольгу - на центральную площадь!» в этой газете 23 февраля с.г. я писала: «Равноапостольная княгиня Ольга - в веках, она - на века. Она видела знамение с Неба над теперешним Псковским Кремлем. Что видел исторический деятель, чей памятник сейчас занимает центр площади, кроме надзора полиции и газеты «Искра»? История основания города - в видении Ольги. Хотим ли мы, чтобы наши дети и внуки подражали вождю революции? Ольга - не только равноапостольная просветительница Руси Крещением через внука своего князя Владимира. Она давно уже символ Псковской земли, русской Женщины, Красоты Небесной и земной для многих поколений русских людей. А Красоту нужно защищать. И родство свое помнить, а таких великих предков чтить. Иначе наши дети, внуки дорого заплатят за нашу лень, за нашу трусость!»
Наши власти пока не решились убрать памятник Ленину или хотя бы перенести его в другое место. Молитвами святой равноапостольной княгини Ольги и всех святых да даст Господь увидеть свет Свой! Прошу молитв всех, кому не безразлична судьба Святой Руси.
Лариса Иванова, г. Псков

Призрак коммунизма

Мы уже не раз писали о 94-летнем молитвеннике из Самары Никифоре Абакумове. Редакция дружит с этим пожилым человеком, всю жизнь прожившим в миру, но пронесшим глубокую веру через все жизненные невзгоды и испытания. Сейчас дедушка Никифор, как в просторечии зовут его Православные, живет в деревянном домике в центре Самары, куда нередко приходят к нему верующие разных поколений за советами и с просьбами помолиться.
- Лет семь назад, - рассказывает дедушка Никифор нашей сотруднице, художнице Ирине Евстигнеевой, - во сне ко мне явился... Ильич. Гулкими ударами шагов он объявил мне о своем присутствии. Казалось, все это происходит не во сне, а наяву. Вид его был удручающим. Лицо черное, весь темнее ночи, ни одного светлого пятнышка...
«Узнал?..» - спросил его Ильич. «Узнал, - ответил Никифор Абакумов. - Володя?!.» - «Поминай меня, - попросил Ленин. - А то бумагами все шелестят, а мне за это ничего нет». После этих слов сон оборвался.
Ирина в разговоре предположила, что слова о «бумагах» могли означать поминальные записки в храме, в которые по понятным причинам не вписывают имя Владимира Ульянова-Ленина, разрушителя Православной Империи. Но дедушка Никифор объяснил эти слова иначе: все написанное Ильичем, все эти многотомные собрания его сочинений до сих пор еще читаются людьми, но не дают их автору облегчения... Наверное, возможно и то, и другое объяснение.
С тех пор дедушка Никифор начал поминать в келейной молитве своего исторического визитера. И при этом ощущал какую-то душевную тяжесть. Но вскоре он прекратил молиться за Ильича. Оказалось, что Ильич являлся не ему одному... Знакомая церковная старушка, уже лежащая на смертном одре, рассказала ему, что и у нее в видении Ульянов-Ленин просил молитв. «Хотя бы воды дай!» - исступленно говорил он ей. По русскому сердоболию, она хотела дать ему кружку с водой, но не смогла этого сделать, так как уже была прикована смертельным недугом к постели. С ужасом увидела она, как Ильич стал жадно пить из помойного ведра... Тогда она, почувствовав к нему жалость, решила за него молиться в то короткое время, что ей осталось жить. Но, помолившись Богу, она вдруг увидела страшный адский тартар и услышала крики страдающих грешников, и поняла, что, дерзнув молиться за Ленина, и сама может оказаться там же...
- Узнав об этом, я тоже перестал молиться за Ильича, - подытожил разговор дедушка Никифор. - Не по нашим силам его отмаливать... А что касается памятника Ленину в Самаре, то тут нечего думать: убирать его надо, - и девяностолетний старик сделал при этом характерное толчковое движение ногой... Туда, мол, его, туда, прочь с наших глаз...

От редакции: публикуя эти письма и воспоминания, мы не хотим причинять боль тем русским людям, которые искренне верили и продолжают верить в ложные идеи ленинизма. Мы бы не стали бередить старых ран, если бы за этими отжившими свой век идеями не стояла кровь сотен тысяч замученных Православных христиан. Вот почему Ленин в нашей стране не просто исторический деятель, а определенный символ, который разделяет людей одной нации, одного языка, одной культуры - на людей разной веры.

Конный памятник в центре , возведенный в честь русского императора Александра II, который в 1870-х гг. освободил от османского гнета. Это один из наиболее известных и фотографируемых памятников болгарской столицы. Он был возведен в начале 20-го века по проекту итальянского скульптора А. Дзокки.

Торжественное открытие монумента состоялось в 1907 г. при непосредственном участии одного из сыновей Александра II и болгарского царя Фердинанда I. Также присутствовали именитые в те времена генералы, военный министр Болгарии, комендант Санкт-Петербурга и другие важные государственные лица. По структуре это конная скульптура на цокольном пьедестале.

В основании постамента в память о погибших в освободительной войне лежит бронзовый венок. Под самой конной фигурой царя можно увидеть скульптурное изображение его доблестной армии, в составе которой он сражался за болгарские земли во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В облике монумента очень явно прослеживаются черты ренессанса. В целом, считается, что это одна из лучших работ А. Дзокки.

В период Второй мировой войны монумент изрядно пострадал и долгое время находился на реставрации. Территориально он находится на площади Народного Собрания в самом центре Софии. Ближайшая станция метро - «Софийский Университет имени Св. Климента Охридского».

Фото достопримечательности: Памятник Царю-освободителю

В 1898 году по инициативе Организации ополченцев в Софии возникла идея создания такого памятника. Был объявлен международный конкурс по созданию проекта памятника. В конкурсе участвовали 31 претендент из различных стран. Победителем был объявлен, в то время никому неизвестный, флорентийский скульптор, талантливый Арнальдо Дзокки. Он являетя автором известных памятников в Болонье –Гарибальди, в Буенос-Айрессе –Колумбу, в Каире – Святому Франциска Ассизскому.

Памятник строился с апреля 1901 по сентябрь 1907 годов. На его строительство были привлечены средства муниципалитета Софии, часть средств выделил болгарский князь Фердинанд и остальные средства были собраны в виде пожертвований болгарского народа.

При создании памятника Царю-Освободителю Дзокки привлек литейщика, оказавшегося не соответствующим высокому классу. И уже через 35 лет на памятнике появились первые трещины. А во время бомбардировок Второй мировой войны — памятник сильно пострадал. С тех пор памятник не ремонтировался. Проводились небольшие работы по текущему ремонту, чтобы поддержать его, но серьезного ремонта не было.

Мэрия Софии еще в 2008 году хотела отремонтировать памятник, однако дело стояло на месте. Сейчас есть проект реставрации памятника болгарского архитектора Любомира Петрова. Стоимость работ 1,5 млн. лев. Работа началась при финансировании российского благотворительного фонда «Поколение», охраняющего историческое наследие. В работе по реставрации достопримечательности Болгарии — памятника Александру II — участвуют болгарские эксперты и русские реставраторы.

Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие
Культурные (и не очень) мероприятия
Интересная и полезная информация

Описание Статуи Царя Освободителя

Адрес: Улица Царя Освободителя

В случае, если вам интересно, кто этот человек на коне напротив болгарского парламента, то это Памятник Царю-Освободителю, посвященный русскому царю Александру II. В Болгарии он просто известен как Царь- Освободитель. Он известен в Болгарии за начало русско-турецкой войны 1877- 78. Чтобы спасти братские христианские народы Балканского полуострова русские войска, болгарские добровольцы и румынские часть наголову разбили Оттоманскую армию. 3 марта 1878 в Сан Стефано турки были вынуждены подписать Сан Стефанский договор, по которому ряд народов Балкан получили независимость. Если стоять спиной к памятнику то слева от болгарского парламента стоит бывшее здание посольства Российской Империи. Чуть дальше храм монумент Александра Невского, посвященная погибшим русским воинам.

Памятник Александру II (София)

То есть исторический центр по сути натыкан зданиями так или иначе связанный с Россией.

Памятник Царю-Освободителю представляет собой 4,5-метровую фигурку лошади Александра II, выполненную из бронзы, поставленную на черную полированный гранитный постамент. Общая высота составляет 12 метров. Средняя часть монумента украшен фигурами и массивным ренессансным карнизом, завершенный скульптурой русского царя. Кольцевидный, высокий рельеф из бронзы, окружающий середину пьедестала, изображает людей во главе с богиней победы, Нике. В рельефе изображены лица более 30 военачальников, государственных деятелей и общественных деятелей, в том числе генерал Михаил Скобелев, генерал Иосиф Гурко, граф Николай Игнатьев, князь Николай Николаевич старший. Три других меньших бронзовых рельефа изображают ключевые события, такие как битва при Старе Загоре, подписание мирного договора в Сан-Стефано и созыв Учредительного собрания. Фронтальная часть памятника увенчана бронзовым лавровым венком, подарком румынского короля Кэрола I в память о погибших румынских воинах и надпись «Царю Ослободителю / Признательна Болгария».

Впервые идея воссоздания памятника Царя Освободителя была предложена в декабре 1892 года на II съезде Корпуса. Было принято единодушное решение о создании инициативного комитета по сбору средств, необходимых для подведения памятника Александру II и строительства дома для ветеранов апрельского восстания и русско-турецкой войны. Стоян Займов был избран председателем Комитета, а почетный председатель — принц Фердинанд, внесший первый взнос в размере 50 000 левов. Пожертвования в размере 300 000 левов были получены депутатами 10-го Национального собрания, а другие средства были собраны различными общественными организациями и массовыми закупками специально выпущенной почтовой марки с изображением Александра II.

На заседаниях комитета с 15 по 18 февраля 1900 года была создана программа конкурса по созданию памятника, которая фиксирует его обязательные элементы, материалы для ее строительства и определяет окончательные суммы реализации (300 000 франков) и призовой фонд (5000 франков за первый приз и 4000 франков за вторую-пятую награды). Условия конкурса были отправлены в академии искусств по всему миру и представляют большой интерес; Зарегистрировано 90 скульпторов, 32 из которых из 13 стран: девять из Парижа, три из Флоренции, три из Софии, двое из Цюриха, Берлина и Праги, один из Рима, Вены, Будапешта, Копенгагена, Лиссабона, Гааги, Ганновера, Турина, Бакса, Тифлиса и Смирны.

С 1 по 15 сентября 1900 моделей были изложены в королевском арене для просмотра общественности, а 20 сентября князь Фердинанд официально открыл заседание членов жюри в составе проф. Антонен Мерсие из Франции, проф. Этторе Феррари из Италии, проф. Роберта Баха из России, болгарские художники Ивана Мурвичка, Антона Митова, Петко Клисурова, архитектора. Никола Лазарова, инженера Стоймена Сарафова, Стояна Заимова и дипломатов.

Конкурс выиграл флорентийский скульптор Арнальдо Цоки. Второй на пятое место, классифицируется соответственно Германией Герхард Еберлайн, француз Антонен Лару и Гастон Мале, чех Франтишек Роус и француз Еужен Бовери. С похвальные отзывы присудили пять других претендентов, в том числе учителей школы искусств, Жеко Спиридонова и Борис Шац. Первый камень в фундамент был заложен 23 апреля 1901 года (День Святого Георгия победителя) в присутствии князя Фердинанда I. Работы по строительству памятника заканчивается 15 сентября 1903 года. Памятник Царю-Освободителю официально был открыт 30 августа 1907 г. в присутствие Фердинанда I с его сыновьями Бориса и Кирилла, великого князя Владимира Александровича, сына Александра II, его жена Мария Павловна и их сын Андрей, генная министр обороны. генерала Каулбарса, генерала Столетова, командующий Санкт-Петербургом, генерал Паренсов, а также Арнольдо Цоки.

Транспорт

Где поесть

Отели, хостелы и прочие

Культурные (и не очень) мероприятия

Интересная и полезная информация

blog comments powered by

123. Царь-освободитель переехал в деревню

Михаил Самуилович Качан

На фото: Памятник царю-освободителю Александру II (скульптор Арнольд Дзокки) ещё недавно стоял на пьедестале, пока современные геростраты не оттащили его в заброшенную деревню.

Царь-освободитель

Во время русско-турецкой войны императором России был Александр II (на фото), которого болгары называют царём-освободителем. Но когда мы говорим – освободитель, то имеем в виду, что он освободил крестьян от крепостничества, а для болгар он освободитель их страны от турецкого ига. В Софии бульвар Царя Освободителя – одна из главных улиц. Бульвар тянется с востока на запад мимо украшенной фресками русской православной церкви Святого Николая к собору Александра Невского.

На площади 9 сентября напротив собора Александра Невского я увидел конную статую и спросил Марию, кто это. Мария немного смутилась и тихо сказала мне, что это памятник царю-освободителю Александру II.

Александр II - Царь Освободитель Болгарии

Я понял, что экскурсоводам не рекомендовано говорить советским туристам о русском царе и, тем более, подходить с туристами к его памятнику. Но про себя я отметил, что болгары памятник царю не снесли, в отличие от нас. В Ленинграде, например, остались только памятники, считавшиеся произведениями искусства – памятник Петру – медный всадник, Екатерине II в сквере на Невском. А других царей снесли. Они советской властью не жаловались.

Памятник царю-освободителю, возведённый в 1903 году, считается одной из лучших работ флорентинского скульптора Арнольдо Дзокки. Он выполнен из полированного гранита. На пьедестале с фигурами и массивным карнизом стоит скульптура – Александр ІІ, восседающий на коне. Бронзовый венок в основании постамента - подарок Румынии, в память о румынских солдатах и офицерах, погибших в войне за освобождение Болгарии.

Каково же было моё удивление, когда в сентябре 2012 года я узнал, что памятник царю-освободителю был демонтирован. Официальной причиной было названо жеоание реставрировать памятник. Однако скульптор Велислав Минеков сказал, что отреставрировать его можно было за два дня, и это бы стоило недорого.

Памятник был вывезен в заброшенную деревню, сообщает Sofia News Agency
Там памятник был просто брошен, и теперь, по выражению того же скульптора, находится в окружении "полного бардака". По его словам в данном случае причиной всего происходящего является коррупция: демонтаж памятника был вызван намерением инвесторов построить на этом месте паркинг.

У демократов, пришедших к власти в Болгарии, память оказалась даже короче, чем у коммунистов.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2013/05/14/368

Copyright: Михаил Самуилович Качан, 2013
Свидетельство о публикации №213051400356

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Рецензии

Написать рецензию