Епископ Колыванский Павел: «Монашество в Сибири закалялось трудом и молитвой. Освящен закладной камень Никольского храма в с

В воскресенье, 17 января, в Вознесенском кафедральном соборе Новосибирска Божественную литургию возглавил митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. Ему сослужил епископ Колыванский Павел, викарий Новосибирской Епархии.

Напомним, что хиротонию клирика Новосибирской епархии архимандрита Павла совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 8 января в Успенском соборе Кремля.

По завершении литургии в Вознесенском соборе владыка Тихон представил пастве викария Новосибирской епархии.

Епископу Колыванскому Павлу 41 год. Окончив Челябинский технический институт в 1996 году, он трудился инженером на оборонном заводе на Урале. В 1998 году поступил в число братии Михаило-Архангельского мужского монастыря в с. Козиха Новосибирской области, где вскоре принял постриг. Епископ Павел получил высшее духовное образование в Томской семинарии и Киевской духовной академии.

Многие из присутствующих знают владыку Павла как настоятеля Троице-Владимирского собора города Новосибирска и наместника Михаило-Архангельского монастыря. Он также является председателем комиссии по монастырям и монашеству Новосибирской епархии.

Митрополит Тихон отметил, что епископ Павел стал седьмым архиереем, избранным из Новосибирской епархии. Шестеро из них прошли школу Михаило-Архангельского монастыря в с. Козиха, усердно потрудившись на строительстве обители, храмов в городе и области Многие насельники, помимо высшего светского образования, имеют духовное образование, служат на подворьях монастыря.

«Это очень важно для укрепления духовной жизни здесь, в центре Сибири, в Новосибирске. Мы знаем, сколько нестроений и бед обрушилось на нашу страну, но мы радуемся тому, что высок патриотизм у русских людей, и возрождается святая Русская Православная Церковь. Свидетельство этому — решение Святейшего Патриарха укреплять духовную жизнь именно здесь, в Новосибирске», — сказал в своей проповеди Митрополит Тихон, пожелав владыке Павлу Божьей помощи в служении на новосибирской земле.

Епископ Павел, в свою очередь, поблагодарил митрополита Тихона за доверие и напутственные слова, попросив молитв правящего архиерея и всех верующих новосибирцев.

«Подобно тому, как 70 апостолов, память которых мы сегодня чтим, являются учениками и сподвижниками ближайших к Христу 12 апостолов, так и викарный епископ призван помогать правящему архиерею», — отметил епископ Павел.

За воскресным богослужением владыка Павел совершил свою первую хиротонию. Будущий клирик Михаило-Архангельского храма Иоанно-Предтеченского монастыря г. Новосибирска Антоний был пострижен в чин чтеца, затем посвящен в чин иподиакона и рукоположен в сан диакона.

В этот день богослужение в Вознесенском соборе посетили губернатор Новосибирской области Владимир Филиппович Городецкий, мэр Новосибирска Анатолий Евгеньевич Локоть, представители правительства области и городской администрации. По завершении Литургии состоялась встреча митрополита и епископа Павла с первыми лицами города и области.

Фото Михаила Пучкова, радио «Логос»

Во время поездки по монастырям Новосибирской митрополии мы встретились с епископом Колыванским Павлом, наместником Михаило-Архангельского мужского монастыря, викарием Новосибирской епархии.

Некогда обширная Новосибирская епархия, занимавшая всю территорию Новосибирской области, в 2011 году претерпела значительные изменения. Решением Священного Синода из ее состава были выделены три епархии: Каинская, Карасукская, Искитимская. Вместе с Новосибирской епархией они вошли в состав новообразованной Новосибирской митрополии.

За прошедшие шесть лет Новосибирская митрополия вырастила 8 архиереев, из которых 2 архиепископа. Семь из восьми ранее были насельниками Михаило-Архангельского мужского монастыря, расположенного в 80-ти километрах от Новосибирска, в селе Козиха, и известного как «кузница архиереев». Об этом феномене, о монашеском пути, о том, как совмещать труд и молитву в монастыре «МВ» беседует с епископом Павлом.

Мечты об Оптине

Владыка, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к монашеству?

Я родился и вырос в селе Щорс Казахстанской ССР, на целинных землях, где все было пропитано советским мышлением. От родных ничего не слышал о Церкви. Но сколько себя помню, мне всегда была интересна церковная тема. В детстве я где-то случайно услышал, что в храме дают кагор для здоровья и это меня заинтересовало (улыбается). И только в 10-м классе я узнал, что мой прадедушка был священником, служил в Сталинграде, в 1937 году был репрессирован, дальнейшая судьба его неизвестна. Представляете, каким был страх у людей в советские годы, что до конца 80-х гг. мои родные молчали об этом.

После школы я поступил в Челябинский государственный технический университет на специальность «Конструирование и технология радиоэлектронных средств». Круг общения в студенческие годы у меня был широким, я искал себя: немного общался с кришнаитами, книгу о них прочитал, протестанты учение свое пропагандировали, я разные философские мысли изучал. Однако это все вызывало у меня отторжение.

Для меня важными были три составляющие: чистота, святость, мудрость. Церковь казалась мне тогда чем-то исключительно обрядовым - свечки, бабушки, священники. Душа требовала большего. Но со временем, когда покрестились мои мама и тетя, я стал читать Евангелие. Сначала прочел Евангелие от Матфея. Вроде понятно, потом еще почитал, уже ничего не понятно, события повторяются, а оказалось, что я прочел уже другое Евангелие. Потом Лопухина изучал, историю Ветхого и Нового Заветов. Постепенно православие становилось для меня более понятным и интересным.

Уже на втором курсе я крестился, очень сознательно. Со временем пришел в один из челябинских храмов к священнику и сказал, что хочу больше узнать о нашей вере. Священник выделил мне хорошего катехизатора - Ольгу (она пела на клиросе), которая стала мне второй крестной. Каждое воскресенье я ходил в храм. После воскресной службы провожал Ольгу до дома, а это около 10 километров. В течение всего пути я задавал ей много вопросов, на которые получал важные для себя ответы. Наши беседы были очень интересными и полезными.

За студенческие годы мною было прочитано множество жизнеописаний Отцов Церкви. Ольга подарила мне книгу о старце Амвросии Оптинском, я раз пять ее прочитал. Стал склоняться к монашеской жизни, и уже тогда открыл для себя, что если встретить такого руководителя, как Амвросий Оптинский, то можно все бросить и уехать подвизаться. Позже я прочел книги и о других Оптинских старцах, собрание сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова), житие преподобного Серафима Саровского, труды святителя Иоанна Златоуста, «Поучения» Аввы Дорофея, Лествицу и многое другое.

После окончания университета я отправился работать радиоинженером-технологом на военный завод в городе Трехгорный в Челябинской области. Городок этот был на московском снабжении, культура и спорт - на высшем уровне, преступность отсутствовала. Естественно, храма в Трехгорном не было, он находился в горах. Я приспособился: в будни работал на заводе, а на выходные уходил через горы в церковь, в соседний город Юрюзань. Рано утром, едва светало, я выходил за КПП и горно-лесистой дорогой прямиком шел в храм. Это вызывало во мне восторг, те времена до сих пор свежи в моей памяти: речки, лес, горы, птички поют. Красота!

А когда Вы всерьез задумались о монашестве?

У меня была большая мечта - увидеть Оптину Пустынь. Я взял отпуск и на рождественские праздники в 1997 году отправился в Оптину. Эта поездка вызвала немало эмоций и восхищений: я впервые встретил монахов, помолился у мощей, на могилки к убиенной братии сходил, выполнял свои первые послушания. Но я чувствовал, что еще слаб для пострига.

В Оптине мне дважды удалось пообщаться со старцем Илием. Уже на второй беседе он мне задал вопрос: «Зачем ты приехал в Оптину?» Я ответил: «К старцу». Но батюшка Илий благословил ехать в Троице-Сергиеву лавру, к старцу Науму.

Следующие полгода я проработал на заводе и летом отправился в Троие-Сергиеву лавру. Тогда принимали и отец Наум, и отец Кирилл. Попасть к отцу Кириллу не получилось, он болел и принимал мало, а старец Наум был в отпуске. Ни к кому не попав, я помолился у мощей преподобного Сергия и отправился домой. Только спустя полгода я посетил старца Наума на рождественские каникулы. Волновался, так как понимал, что нужно будет исполнить то, что батюшка скажет. Вопрос о женитьбе периодически возникал в моей голове, но в душе мне больше хотелось, чтобы старец Наум благословил на монашество.

Первый вопрос, который он задал мне: «Ты откуда?» «Из Челябинска», - ответил я. «Кем работаешь?» - спросил он. Я ответил громко, чтобы все слышали, поскольку было, что сказать: «Конструктор-технолог, на военном заводе работаю, с пятерками окончил университет». Батюшка в ответ: «Так, вот тебе ручка и листок, напиши формулу, по которой вычисляется частота колебаний электромагнитного контура». Я, конечно, формулу знал, но перед старцем забыл, хотя и сейчас, спустя 20 лет, ее помню. Элементарная формула, но перед отцом Наумом я напрочь все позабыл. Он улыбнулся: «Ладно, структурную схему гетеродинного приемника изобрази». И представляете, тоже из памяти вылетело. Я голову опустил и промолвил: «Батюшка, простите, я забыл». Тогда он во всеуслышание говорит: «Ну, двоечник, диплом купил, наверное. Ясно, наука - не твоя стезя, нужно духовному учиться, уровень духовного образования довести до светского. Ты Новосибирск проезжал, когда сюда ехал?» Я сказал, что Новосибирск в другой стороне, в Сибири. Сам я очень хотел в Оптину, и спросил у старца: «Можно ли мне в Оптину?» Батюшка заключил: «Что тебе поклоны бить, поезжай в Новосибирск».

Сибирская закалка

Так Вы оказались в Сибири?

Сразу по возвращении в Трехгорный я стал выяснять насчет поездки. Взял две недели выходных в феврале 1998 года и поехал в Новосибирск. А здесь пурга, знаменитые февральские метели, сугробы выше крыш - такими были мои первые впечатления о Сибири.

Меня отправили в село Козиха. Помню, братия что-то строили, носили, особо не распространялись, все больше молчали. Меня познакомили с иеромонахом Артемием (Снигуром, ныне архиепископ Петропавловский и Камчатский), отметив, что он здесь старший. Полтора часа мы проговорили с Владыкой. В этой беседе, собственно, он выдал мне программу на всю жизнь, сказав: «В Сибири мы строим храмы, но нужно еще построить храм в сердце своем».

В Козихе я сначала жил как паломник. Первые послушания были тяжелыми. Как-то дали нам с одним братом задание - наносить воды в баню. А колонка в одном километре ходу от монастыря. Выдали нам по две фляги на санки. Старший товарищ сказал, что будем отдыхать до шести вечера, а я не послушался и решил весь день таскать кирпичи.

Наступил вечер. Время идти за водой, а сил у меня нет. На улице темно, пурга, дороги заметаны, санки не едут. Напарник начал мне помогать: сначала его санки везли, потом - мои, а часть пути вообще фляги тащили на себе, и так по нескольку раз. Вернулся в келью я весь в снегу, полностью выжатый. Для себя в тот момент сделал открытие, что надо проявлять послушание во всем.

Владыка Артемий стал смирять меня. Однажды мне выдали кирзовые сапоги для работы, и прежде чем сдать сапоги на склад, я решил их помыть и начистить. Отец Артемий в то время собрался в Новосибирск и назвал точное время, когда я должен стоять у автомобиля. Пока я чистил сапоги, опоздал на несколько минут, и весь путь до Новосибирска выслушивал выговор, почему я задержался. И уже в городе владыка спросил меня: «Ну что, вернешься?» Я пообещал.

Через пару лет я обнаружил в монастырском дневнике запись: «Приезжал паломник Александр из Челябинска, выполнял такие-то послушания, уехал, обещал вернуться. Посмотрим...»

Как долго Вы пробыли в обители в качестве паломника?

Две недели. И, несмотря на то, что условия были непростыми, спартанскими (в келье саманные стены, половину пространства занимала печка, где мы и спали), мне очень понравилось в Козихе. Я осознавал, что это то, о чем я читал в святоотеческой литературе: современная братия жила и подвизалась в глухой Сибири так же, как об этом написано в монашеских житиях.

После утреннего правила, Литургии и завтрака вся братия выходила на работу - до 20.30. Сна не хватало, выходных не было. Лишь два раза в неделю удавалось немного отдохнуть: в четверг вечером (банный день) и в воскресенье после службы.

В то время в Козихе еще был женский монастырь?

Да, братия помогали там со строительством. Мужская обитель располагалась в селе Малоирменка в 20-ти километрах от Козихи, где сейчас находится женский монастырь. В Козихе пространства больше, техника крупная могла заехать на территорию, а в Малоирменке все очень компактно. Поэтому, как только строительные работы были более-менее завершены, летом 1998 года обители поменяли местами.

Владыка Павел, как родители отнеслись к выбору Вами жизненного пути?

Когда-то я прочитал, что на монашество нужно брать благословение у родителей, и поехал за ним в Казахстан. В нашей семье несколько братьев, но высшее образование было только у меня, поэтому я считался надеждой для родителей, они думали, что я все семейство со временем «подниму», из нищеты выбраться сможем, а тут такая новость - монашество.

Мама почти сразу согласилась, а папа пребывал в недоумении: «Я тебя не понимаю. Будешь работать на кого-то. Но ты взрослый человек, сам решай». Уже потом родители приехали в монастырь, папа увидел, что наместник работает больше нас, что братия все труженики. Папа и сам потрудился с нами (он строитель по профессии), успокоился и впервые пошел на исповедь. Для меня это было большим утешением. Произошло то, о чем говорят, когда человек уходит в монастырь: весь род вымаливается, и Господь помогает родственникам монаха. Так мои родные стали потихоньку воцерковляться.

Получается, постриг у Вас состоялся в Козихе?

Я приехал в монастырь 19 марта 1998 года, а в июле был пострижен в мантию
наместником обители иеромонахом Артемием (Снигуром) с именем Павел, в честь апостола Павла.

Стройка души

Вы застали период активного строительства в монастыре. Каким он Вам запомнился?

В основном все мои первые послушания были связаны со стройкой: в Козихе тогда много строили. Что-то переносили с одного места на другое, из шпал мосты возводили - ночью, под фонариками, прожекторами. Дело в том, что часто работа не прекращалась до самого утра, это называлось «включить лампочку». Кто не знал и спрашивал, что это такое,е му отвечали: «Вечером узнаешь» (улыбается).

Зимой до минус 27 градусов, тем не менее, братия продолжали работать на морозе: кирпич, кладка, бетон, раствор. В варежках, фуфайках, но справлялись с поставленными задачами. Вот так и домик деревянный отцу Науму построили - за сутки, когда в гости его ждали: в 9.00 начали и к утру следующего дня закончили.

Владыка Артемий в свое время служил в войсках, поэтому учил нас все делать по-военному - быстро-быстро. Конечно, многие не выдерживали тяжелых условий, уходили, не понимая, что так и должно быть. Я сравнивал наши проблемы с прочитанным в книгах и понимал, что подобные испытания проживали монахи во все времена.

Позднее меня келарем поставили, и на этом послушании мне также помогло чтение про монашество, которым я увлекался в студенческие годы. Однако я был в недоумении, что и как делать: соленья, заготовки и так далее. Я знал, что когда дают сложные послушания, нельзя отказываться, нужно браться за любую работу. Не понимая, с чего начать, я увидел на кухне пустую флягу (а в ней должна быть вода) и пошел за водой. Владыка Артемий проезжал мимо на «Ниве», остановился и спросил: «Что, решил с фляги начать? Это правильно».

Потом я стал сооружать хранилища для овощей, склады для заготовок, спрашивал совета у знающих людей и постепенно освоил послушание келаря.

Строительство храмов и монастырских построек являлось на тот момент главной задачей в обители. У Вас в этом большой опыт. Поделитесь своими мыслями и выводами, полученными за многолетнюю практику, - как монаху совмещать труд и молитву?

Долгие годы в нелегких условиях мы занимались строительством, причем не только на территории монастыря, но и в близлежащих селах - возводили храмы, чтобы у каждого жителя была возможность прийти к Богу. Однако стройка не мешала нам служить Господу, мы молились, что называется, «без отрыва от производства».

Братия исповедовались регулярно, во время стройки духовник ходил по территории монастыря с епитрахилью. Так мы и жили много лет. Молились в процессе труда, на Литургии бывали каждый день. И когда период масштабного строительства закончился, было принято решение, чтобы вся братия ходила на все монастырские службы.

Владыка, Вы всегда в монастыре несли послушание?

Почти четыре года по благословению священноархимандрита обители владыки Тихона я служил штатным священником на архиерейском подворье в честь иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» (ст. Мочище Новосибирской области). Потом меня вернули в Козиху уже в качестве благочинного, и мне опять пришлось вникать в вопросы хозяйства.

Монахи приказы не обсуждают

Как давно Вы являетесь наместником монастыря?

В мае 2012 владыка Тихон назначил меня исполняющим обязанности наместника, а в октябре того же года Решением Священного Синода я был назначен на должность наместника (игумена).

И буквально через четыре года Вас возвели в сан архимандрита и рукоположили во епископа Колыванского. Я много слышала о феномене «архиереев из Козихи», поясните, в чем тут суть?

Мы в этом не виноваты, начальству виднее (улыбается). У нас происходило разукрупнение епархии и нужны были новые кандидаты. Мы хоть и много работали в монастыре, но все монашествующие успели заочно получить образование. Окончили Томскую духовную академию, затем кто-то из братии - Киевскую, кто-то - Московскую академии. Кроме того, весь первый эшелон монахов уже пришли в обитель с высшим светским образованием. У нас превалируют технари, строители, инженеры, физик-ядерщик есть, гуманитариев почти нет.

Поэтому, вероятно, в силу того, что мы успешно прошли «курс молодого бойца» на стройке и получили физическую и духовную сибирскую закалку, изначально имели строительные способности и уже появился какой-то опыт, владыка Тихон посчитал нас способными нести архиерейское служение. А монахи, как солдаты в армии, приказы не обсуждают. Монахи - тоже воины, но воины Христовы. И если плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, то монахи архиерейства не ищут. Главное в монашестве - побороть свои страсти и таким образом постараться приблизится ко Христу.

Когда Святейший Патриарх Кирилл меня рукополагал, то отметил, что за это время Козиха дала больше архиереев, чем крупные монастыри центральной России. Он часто интересовался: «Что за Козиха такая в Сибири?» (улыбается).

Козихинские архиереи служат в Сибири или их распределили по всей России?

И на месте остались, и по стране разъехались. Нашим владыкам в основном достался северо-восток России - Камчатка, Чукотка, Салехард. Это люди, привыкшие к послушаниям в суровых природных условиях. Конечно, на Север проще отправить человека, который не понаслышке знаком с сибирскими зимами и морозами.

Если сравнивать монастыри европейской части России и сибирские, тяжелые климатические условия влияют на монашеский быт, устав?

Я мало где бывал и мне сложно судить, хотя слышал и от Патриарха Кирилла, и от других владык, что у священников Сибири есть определенная закалка, сталь, на Севере они закалились на всю жизнь. В Сибири монах летом трудится так, чтобы зимой не умереть с голоду: надо успеть заготовить уголь и дрова, ведь бывают очень сильные морозы.

Мы с владыками часто вспоминаем монашескую юность, когда горение было и все было по плечу, где с Божьей помощью, казалось, мы все могли. Здоровье, конечно, у всех уже как после боевых действий: позвоночники, суставы, грыжи. Но, как говорил старец Амвросий Оптинский, «полностью быть здоровым монаху не полезно, а подлечиваться можно».

Устав в нашем монастыре не меняется уже 20 лет. День начинается с молебна Пресвятой Богородице перед Ее «Иверской» иконой; затем читаются утренние молитвы, полунощница, три канона с акафистом, две главы из Апостола, глава Евангелия, 3-й и 6-й часы, служится Божественная литургия. В 17.00 вечерня и утреня, 1-й час, вечерние молитвы и чин прощения, во время которого мы с братией просим друг у друга прощение. Братия стараются исповедоваться каждый день.

Несколько раз в неделю по вечерам устраиваются совместные чтения «Добротолюбия» и других святоотеческих книг о монашеской жизни. По вторникам у нас братский день, когда все откладывают свои дела и попечения и занимаются исключительно душеполезным трудом. В этот день к нам приезжает духовник, игумен Серафим, читает аскетическую проповедь. После завтрака мы проводим духовные занятия в течение часа: изучаем отцов-аскетов, творения святителя Иоанна Златоуста, канонические правила Церкви.

Люди, которые часто приезжают в Козиху, отмечают, что у нас в монастыре семейная атмосфера, с теплыми взаимоотношениями между братией. Но это их мнение, сам я не могу сравнивать.

С местными жителями дружите?

Да, дружно живем, тем более многие в Козихе помнят, как начиналось возведение обители. Сначала никто не верил, что сможем, построим, зато теперь порой совета просят, приходят на службы, уже привыкли к нам.

Сколько братии сейчас в монастыре?

Около 50 человек. В целом за годы существования обители в Козиху приезжало более тысячи человек. Повторюсь, многие не выдерживали физической нагрузки и уезжали в другие монастыри. Сегодня же главным деланием у нас является молитва.

А с какой целью создавались подворья?

Подворья - это, в первую очередь, окормление местного населения, вид миссионерства. По воскресеньям некоторые из наших насельников разъезжаются на послушания в храмы и на подворья. Женатый священник не поедет в село, где доход 200 рублей в месяц, даже не 1000. Какой священник это выдержит? А монаха покорми, и он поедет, и храм построит.

В Новосибирской митрополии есть специальный миссионерский поезд и корабль-храм. Монашествующие принимают участие в этих проектах?

Своих представителей мы отправляем туда в том случае, если нас об этом просят, а в основном, к нам приглашаем. В Новосибирске был зафиксирован низкий процент по выбору предмета «Основы православной культуры», поэтому мы решили, что нужно работать с директорами школ. У нас в Козихе уже побывало 80 директоров, мы их колокольным звоном встречаем, в храм ведем, где братия поют, демонстрируем историческое развитие церковного песнопения, от чего у некоторых появляются слезы на глазах. Потом директора свечки ставят, записки пишут. В трапезной мы кормим их монастырским борщом, бездрожжевым хлебом угощаем и рыбой из нашего пруда; показываем русскую печку, а коровник выступает в роли контактного зоопарка. Так мы становимся друзьями, постепенно ситуация в школах меняется в лучшую сторону.

Учиться молчанию

После хиротонии как часто приезжаете в Козиху?

Два раза в неделю стараюсь быть: во вторник (братский день) и в субботу. В эти дни в монастыре духовник исповедует и наставляет.

Сложно совмещать должности?

Нагрузка большая, но с Божьей помощью справляемся. У меня еще в Новосибирске приход, воскресная школа, гимназия. Есть помощники, но их еще нужно воспитать и вырастить. Братия все хорошие, проверенные, за 20 лет мы уже знаем, кому можно доверять. Характер у всех разный, недостатков у нас много, немощи исполнены все.

С какими еще проблемами сталкиваются монашествующие?

Молчания нам не хватает. Братия за годы строительства привыкли общаться. Вот, учимся пребывать в исихии (улыбается).

Ваши напутствия читателям «МВ».

Монашество - это самая счастливая жизнь. Нужно радоваться, что Господь дал нам такую жизнь и хороших наставников. Я всегда вспоминаю слова святого апостола Павла своим молодым чадам: «Можете жениться, замуж выходить, но мне вас жаль, будете иметь скорби по плоти».

В миру человек истощается, и взамен ничего не имеет. Трудится, трудится, но суета все съедает. В монастыре, на первый взгляд, работы и суеты тоже много, но какой-то другой настрой. Монах подвизается во славу Божию, и понимает, что пока он трудится и молится, Господь с его душой работает. Поэтому кто желает, чтобы душа очистилась и украсилась, тому стоит идти в монастырь. Но сначала надо почитать труды святителя Игнатия (Брянчанинова), Оптинских старцев и других.

Монахам желаю держаться, молиться, а мирянам - читать святых отцов, посещать обители в качестве паломников, пожить там, посмотреть. Надо понимать, что цель жизни в монастыре - исправление своей души. Будем помнить слова преподобного Иоанна Лествичника: «Свет монахов суть ангелы, монахи же - свет для всех человеков; и поэтому да подвизаются они быть благим примером во всем, «никому ни в чем не полагая претыкания» ни делом, ни словом (2 Кор. 6:3)».

Рождение: 30 июня (1974-06-30 ) (45 лет)
село Щорс , Енбекшильдерский район , Кокчетавская область , Казахская ССР , СССР

Епископ Павел (в миру Александр Вячеславович Григорьев ; 30 июня , село Щорс , Енбекшильдерский район , Кокчетавская область , Казахская ССР) - архиерей Русской православной церкви , епископ Колыванский , викарий Новосибирской епархии .

Биография

Родился 30 июня 1974 года в селе Щорс Енбекшильдерского района Казахской ССР . Принял крещение в 1992 году. В 1996 году закончил Челябинский технический университет .

10 июля 1998 года пострижен в монашество наместником Михаило-Архангельского мужского монастыря в селе Козиха Новосибирской области иеромонахом Артемием (Снигуром) с именем Павел в честь апостола Павла . В монастыре нёс послушания келаря, благочинного, был настоятелем подворья монастыря в селе Верх-Чик .

12 сентября 1998 года епископом Новосибирским и Бердским Сергием (Соколовым) рукоположен в сан иеродиакона , 26 декабря - сан иеромонаха .

С мая 2006 по апрель 2010 года нес послушание штатного священника архиерейского подворья в честь иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» на станции Мочище Новосибирской области.

4 октября 2012 года назначен наместником (игуменом) мужского Михаило-Архангельского монастыря в селе Козиха Ордынского района Новосибирской области. 4 ноября того же года состоялось его возведение в сан игумена .

Архиерейство

24 декабря 2015 года года решением Священного Синода избран для рукоположения во епископа Колыванского , викария Новосибирской епархии .

25 декабря того же года в храме Всех святых, в земле Русской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием (Судаковым) возведён в сан архимандрита .

26 декабря 2015 года в Тронном зале Храма Христа Спасителя состоялось наречение архимандрита Павла во епископа Колыванского .

Напишите отзыв о статье "Павел (Григорьев)"

Примечания

Ссылки

  • // Патриархия.Ru

Отрывок, характеризующий Павел (Григорьев)

На середине дороги Николай дал подержать лошадей кучеру, на минутку подбежал к саням Наташи и стал на отвод.
– Наташа, – сказал он ей шопотом по французски, – знаешь, я решился насчет Сони.
– Ты ей сказал? – спросила Наташа, вся вдруг просияв от радости.
– Ах, какая ты странная с этими усами и бровями, Наташа! Ты рада?
– Я так рада, так рада! Я уж сердилась на тебя. Я тебе не говорила, но ты дурно с ней поступал. Это такое сердце, Nicolas. Как я рада! Я бываю гадкая, но мне совестно было быть одной счастливой без Сони, – продолжала Наташа. – Теперь я так рада, ну, беги к ней.
– Нет, постой, ах какая ты смешная! – сказал Николай, всё всматриваясь в нее, и в сестре тоже находя что то новое, необыкновенное и обворожительно нежное, чего он прежде не видал в ней. – Наташа, что то волшебное. А?
– Да, – отвечала она, – ты прекрасно сделал.
«Если б я прежде видел ее такою, какою она теперь, – думал Николай, – я бы давно спросил, что сделать и сделал бы всё, что бы она ни велела, и всё бы было хорошо».
– Так ты рада, и я хорошо сделал?
– Ах, так хорошо! Я недавно с мамашей поссорилась за это. Мама сказала, что она тебя ловит. Как это можно говорить? Я с мама чуть не побранилась. И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее.
– Так хорошо? – сказал Николай, еще раз высматривая выражение лица сестры, чтобы узнать, правда ли это, и, скрыпя сапогами, он соскочил с отвода и побежал к своим саням. Всё тот же счастливый, улыбающийся черкес, с усиками и блестящими глазами, смотревший из под собольего капора, сидел там, и этот черкес был Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена.
Приехав домой и рассказав матери о том, как они провели время у Мелюковых, барышни ушли к себе. Раздевшись, но не стирая пробочных усов, они долго сидели, разговаривая о своем счастьи. Они говорили о том, как они будут жить замужем, как их мужья будут дружны и как они будут счастливы.
На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала. – Только когда всё это будет? Я боюсь, что никогда… Это было бы слишком хорошо! – сказала Наташа вставая и подходя к зеркалам.
– Садись, Наташа, может быть ты увидишь его, – сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села. – Какого то с усами вижу, – сказала Наташа, видевшая свое лицо.
– Не надо смеяться, барышня, – сказала Дуняша.
Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая (соображаясь с слышанными рассказами) то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала.
– Отчего другие видят, а я ничего не вижу? – сказала она. – Ну садись ты, Соня; нынче непременно тебе надо, – сказала она. – Только за меня… Мне так страшно нынче!
Соня села за зеркало, устроила положение, и стала смотреть.
– Вот Софья Александровна непременно увидят, – шопотом сказала Дуняша; – а вы всё смеетесь.
Соня слышала эти слова, и слышала, как Наташа шопотом сказала:
– И я знаю, что она увидит; она и прошлого года видела.
Минуты три все молчали. «Непременно!» прошептала Наташа и не докончила… Вдруг Соня отсторонила то зеркало, которое она держала, и закрыла глаза рукой.
– Ах, Наташа! – сказала она.
– Видела? Видела? Что видела? – вскрикнула Наташа, поддерживая зеркало.
Соня ничего не видала, она только что хотела замигать глазами и встать, когда услыхала голос Наташи, сказавшей «непременно»… Ей не хотелось обмануть ни Дуняшу, ни Наташу, и тяжело было сидеть. Она сама не знала, как и вследствие чего у нее вырвался крик, когда она закрыла глаза рукою.
– Его видела? – спросила Наташа, хватая ее за руку.
– Да. Постой… я… видела его, – невольно сказала Соня, еще не зная, кого разумела Наташа под словом его: его – Николая или его – Андрея.
«Но отчего же мне не сказать, что я видела? Ведь видят же другие! И кто же может уличить меня в том, что я видела или не видала?» мелькнуло в голове Сони.
– Да, я его видела, – сказала она.
– Как же? Как же? Стоит или лежит?
– Нет, я видела… То ничего не было, вдруг вижу, что он лежит.
– Андрей лежит? Он болен? – испуганно остановившимися глазами глядя на подругу, спрашивала Наташа.
– Нет, напротив, – напротив, веселое лицо, и он обернулся ко мне, – и в ту минуту как она говорила, ей самой казалось, что она видела то, что говорила.
– Ну а потом, Соня?…
– Тут я не рассмотрела, что то синее и красное…
– Соня! когда он вернется? Когда я увижу его! Боже мой, как я боюсь за него и за себя, и за всё мне страшно… – заговорила Наташа, и не отвечая ни слова на утешения Сони, легла в постель и долго после того, как потушили свечу, с открытыми глазами, неподвижно лежала на постели и смотрела на морозный, лунный свет сквозь замерзшие окна.

Вскоре после святок Николай объявил матери о своей любви к Соне и о твердом решении жениться на ней. Графиня, давно замечавшая то, что происходило между Соней и Николаем, и ожидавшая этого объяснения, молча выслушала его слова и сказала сыну, что он может жениться на ком хочет; но что ни она, ни отец не дадут ему благословения на такой брак. В первый раз Николай почувствовал, что мать недовольна им, что несмотря на всю свою любовь к нему, она не уступит ему. Она, холодно и не глядя на сына, послала за мужем; и, когда он пришел, графиня хотела коротко и холодно в присутствии Николая сообщить ему в чем дело, но не выдержала: заплакала слезами досады и вышла из комнаты. Старый граф стал нерешительно усовещивать Николая и просить его отказаться от своего намерения. Николай отвечал, что он не может изменить своему слову, и отец, вздохнув и очевидно смущенный, весьма скоро перервал свою речь и пошел к графине. При всех столкновениях с сыном, графа не оставляло сознание своей виноватости перед ним за расстройство дел, и потому он не мог сердиться на сына за отказ жениться на богатой невесте и за выбор бесприданной Сони, – он только при этом случае живее вспоминал то, что, ежели бы дела не были расстроены, нельзя было для Николая желать лучшей жены, чем Соня; и что виновен в расстройстве дел только один он с своим Митенькой и с своими непреодолимыми привычками.

07.07.2017 14:03:00

Епископ Колыванский Павел освятил закладной камень в основание строящегося храма во имя святителя Николая Чудотворца в с. Скала Колыванского района. Владыке Павлу сослужили благочинный Колыванского епархиального округа протоиерей Владимир Бобров и настоятель местного прихода иерей Дмитрий Пасекунов.

В торжественном событии приняли участие глава Скалинского сельсовета Нина Сурдина, жители деревни.

Селу Скала в этом году исполняется 295 лет, однако за трехвековую историю здесь никогда не было храма.

Сейчас в селе Скала действует Никольский приход. Местные жители рассказывают, что еще до его создания здесь особо почитали святителя Николая как небесного покровителя. Из архивных записей и по воспоминаниям очевидцев известно, что дни памяти Николая Чудотворца отмечались наравне с днем села. Скалинцы ездили на богослужения в соседнее село Чаус, где была церковь с престолом в честь святителя Николая.

Епископ Павел поздравил жителей со знаменательным событием и выразил надежду, что с возведением храма в селе начнется новая жизнь, основанная на нравственных и духовных ценностях.

Епархиальный медиа-центр

Новости

С 15 по 25 сентября в Новосибирске будет пребывать ковчег с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского. Встреча святыни состоится 15 сентября в 9.45 в Вознесенском кафедральном...

8 сентября митрополит Никодим возглавил Божественную литургию в храме в честь Богоявления Господня в г. Бердске

11 сентября с 17.00 до 20.00 на территории Нарымского сквера Координационный центр по профилактике наркомании и алкоголизма при поддержке мэрии г. Новосибирска проводит информационно-просветительские...

ДЕК

Архимандрит Павел наречен во епископа Колыванского, викария Новосибирской Епархии

  • Новости Епархии
  • 1509

26 декабря 2015 года, по окончании всенощного бдения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, в Тронном зале соборного храма Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Павла (Григорьева), клирика Новосибирской епархии, во епископа Колыванского, викария Новосибирской епархии. При наречении архимандрит Павел обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом.

Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Досточтимые архипастыри!

Ныне совершается Божественная воля, призывающая меня немощного к архиерейскому служению. Сознавая свое недостоинство и неопытность, я готов с пророком Иеремией возопить: «Господи, се, не вем глаголати, яко отрок аз есмь» (Иер. 1:6), но страшась преслушания и всем сердцем желая послужить Матери-Церкви, отвечаю на божественный призыв словами пророка Исаии: «Вот я, пошли меня» (Ис. 6:8).

Ваше Святейшество! Позвольте мне выразить Вам и Священному Синоду свою сыновнюю сердечную благодарность за призвание меня на поприще архиерейской деятельности. Исполнять это нелегкое послушание мне будет помогать Ваш пример самоотверженного служения Богу и Его Святой Церкви.

Вспоминая свою жизнь и видя непрестанное попечение обо мне Божественного Промысла, восклицаю вместе с Царственным Псалмопевцем: «Воспою Господеви благодеявшему мне и пою имени Господа Вышняго» (Пс. 12:7). Благодарю Господа за то, что на протяжении всей моей жизни Он посылал мне усердных и мудрых наставников, истинных пастырей.

Искренне благодарю своих родителей, которые дали мне жизнь, воспитание и образование, явили первые уроки благочестия и трудолюбия, а затем благословили меня на иноческий путь.

Избрав монашество, я оказался в далекой Сибири, в начинающем свое бытие Михаило-Архангельском мужском монастыре. Здесь, в сибирской глубинке, в нелегкое для всей страны время, среди суровых морозов и бурных ветров в усердной молитве и напряженных трудах подвизалась молодая монашеская община, восстанавливая порушенные церкви и созидая невещественные храмы в монашеских сердцах.

Возглавлял это братство иеромонах Артемий, ныне епископ Петропавловский и Камчатский. Его поучение о монашеской жизни, сказанное мне при первой встрече, а так же знакомство с братством молодой обители возрадовали мое сердце, потому что нашел я здесь то, о чем читал в творениях святых отцов и подвижников, то, что искал я со студенческих лет. Здесь познал я на опыте плоды отсечения своей воли, почувствовал радость послушания. Отец Артемий в молитве и труде всегда был примером, сам участвовал в самых тяжелых работах и проявлял такую заботу о братьях, что мы называли его просто «отцом». У братьев же «было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим» (Деян. 4:32), но все у нас было общее. Общее правило и общее богослужение, общие труды и общая трапеза, общие радости и общие скорби.

Благодарю епископа Артемия и игумена Серафима (Остроумова), братского духовника за великие труды по созиданию в обители истинно-братского духа, благодарю их и за попечение о моей грешной душе, за воспитание меня как монаха. Сердечно благодарю всю братию Михаило-Архангельской обители за совместные молитвы и самоотверженные труды в продолжение многих лет.

Обращаюсь со словами искренней благодарности к Высокопреосвященнейшему митрополиту Новосибирскому и Бердскому Тихону, который неустанно наставлял меня как наместника монастыря и при этом делился своим богатым опытом в устроении церковной жизни. Владыка Тихон является для меня примером жертвенного и мужественного служения Церкви Христовой. Благодарю Бога, что мне предстоит и в дальнейшем трудиться под его непосредственным руководством.

Ваше Святейшество, всечестные архипастыри, прошу ваших святых молитв обо мне у престола Божия в день хиротонии, чтобы мне всегда сопутствовала Его всесильная благодатная помощь, дабы благодать Господня постоянно преображала мою душу и помогала в предстоящем архипастырском служении поступать достойно звания, к которому я ныне призываюсь, «в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).